ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-870/2020КОПИ от 22.09.2020 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-870/2020 КОПИЯ+

24RS0017-01-2019-004947-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2020 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Панченко Л.В.,

при секретаре Парамоновой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска о признании отсутствующим права собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ от ДД.ММ.ГГГГ) к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска о признании отсутствующим права собственности на жилое помещение. Мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию здания общежития на 220 мест, расположенного по адресу: <адрес> выстроенному на выделенном земельном участке решением Красноярского городского совета народных депутатов, на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ исполкома горсовета г. Красноярска. Здание, в том числе спорное жилое помещение, было передано на баланс государственного предприятия «Сельэлектрострой». ДД.ММ.ГГГГ Краевым комитетом по управлению Госкомимуществом администрации Красноярского края был утвержден план приватизации Красноярского проектно-строительного объединения «Красноярсксельэлектросетьстрой» путём его преобразования в открытое акционерное общество «Сельэлектрострой». Указанным планом предусматривалось включение в уставный капитал общежития по адресу: <адрес>» стоимостью 690,9 тыс. рублей, в том числе спорного жилого помещения, и его выкуп. Решением Красноярского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был согласован план приватизации создаваемого акционерного общества «Сельэлектрострой» с включением в уставный капитал объектов соцкультбыта согласно Приложению № 2. Объекты соцкультбыта, включённые в уставный фонд, решено использовать в дальнейшем акционерными обществами по своему функциональному назначению, без изменения профиля. Как следует из приложения № 2 к вышеуказанному решению, общежитие по адресу: <адрес> включено в перечень объектов социальной инфраструктуры и незавершённого капитального строительства, находившихся на балансе треста «Сельэлектрострой» и передаваемых в уставный фонд ОАО «Сельэлектрострой». В отношении данного здания указано, что оно выкупается акционерным обществом и включается в его уставный капитал. В дальнейшем здание общежития, в том числе спорное жилое помещение, постоянно числилось на балансе ОАО «Сельэлектрострой», которое несло расходы по его содержанию. Указанный план приватизации, являющийся правоустанавливающим документом, до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорен. Из сообщения Департамента муниципального имущества и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанное помещение было включено в реестр муниципальной собственности на основании выписки из единого государственного реестра недвижимости. Из материалов регистрационного дела на спорное жилое помещение видно, что правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности в отношении данного объекта, на государственную регистрацию не поступало. Из представленной выписки из реестра муниципальной собственности для регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект был включён в реестр муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета РФ от № 3020-1. Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ, изложенному в Определении Конституционного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. № 266 - О, постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 было призвано лишь разграничить публичную собственность и упорядочить возникающие в связи с таким разграничением отношения между публично-правовыми образованиями. Нормы названного Постановления, которые определяют объекты, относящиеся к публичной собственности той или иной формы, сами по себе не предполагают отнесение к публичной собственности имущества лишь по мотиву наличия соответствующей категории объекта в прилагаемых к данному нормативному правовому акту перечнях и не подменяют собой нормы, регламентирующие основания возникновения права собственности на это имущество. Таким образом, включение спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности с указанием на приложение 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, без соблюдения порядка, предусмотренного п. 5 названного постановления, не соответствует требованиям закона. Пунктом 1 ст. 223 ГК РФ установлено, что момент перехода права собственности определяется моментом передачи вещи. Доказательств передачи спорного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную собственность стороной ответчика в материалы дела не представлено. В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Статьей 4 Федерального закона РФ от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1. Пункт 5 названного Постановления предусматривает, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2, в муниципальную собственность, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно п. 8 Распоряжения Министерства государственного имущества РФ от 24.04.1999 г. № 592-р «Об утверждении разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в РФ на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность», органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп. Согласно п. 9 указанного Распоряжения Президента РФ, действовавшего до 2006 г., Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в предусмотренном порядке перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления. Представляемые перечни объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатями утвердившего их органа (постранично). Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. В соответствии с установленным Постановлением Верховного Совета РФ порядком, спорное жилое помещение должно быть включено в Перечень объектов, решения по которым принимались соответствующим органом исполнительной власти, и в данном случае, правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче спорной квартиры в состав муниципальной собственности, может быть только утверждённый соответствующим Советом народных депутатов Перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность. В настоящее время условия указанной передачи определены Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, содержится в Постановлении Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374, пунктом 5 которого определено, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта. Из вышеизложенного следует, что спорное жилое помещение на основании правоустанавливающего документа, плана-приватизации, в установленном законом порядке не оспоренного, включено в перечень объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, находящихся на балансе предприятия и приватизируемых в составе акционерного общества, и в предусмотренном законом порядке в муниципальную собственность не передавалось. Выписка из реестра муниципальной собственности, представленная на государственную регистрацию, не является правоустанавливающим документом и её наличие не исключает необходимости представления заявителем документов, подтверждающих возникновение права собственности в порядке, установленном пунктом 5 Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1. Как видно из материалов дела, Администрация города Красноярска более 20 лет не оспаривала план приватизации предприятия, до января 2019 года (момент включения в реестр муниципальной собственности) была согласна с вышеизложенной позицией, полагала, что право собственности на спорное жильё у неё отсутствует, поскольку оно принадлежит АО «Сельэлектрострой». Включение Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска спорной квартиры в реестр муниципальной собственности в январе 2019 года не основано на каких-либо новых обстоятельствах, нормативных-правовых актах федеральных органов власти, органов власти субъекта, локальных нормативных актах администрации города Красноярска, судебных решениях. Учитывая, что у муниципального образования отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение в силу закона права собственности на спорное жилое помещение, государственная регистрация права собственности проведена с нарушением ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых спорах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путём признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путём предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. ФИО1 является нанимателем и проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма. На его имя открыт финансово-лицевой счёт на данное жилое помещение, он числится на регистрационном учёте и постоянно проживает в спорной квартире с момента вселения по настоящее время. Ответчиком нарушен порядок передачи спорного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную собственность и запись в едином государственном реестре недвижимости нарушает права истца, который хотел поставить вопрос о приватизации спорного жилья. Без законных оснований став собственником, администрация Железнодорожного района города Красноярска обратилась в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с исковым заявлением к ФИО1 о признании не приобретшим право пользования спорным жилым помещением и выселением без предоставления другого жилого помещения, чем нарушила его права и законные интересы. ФИО1 был подан встречный иск о признании за ним права, в удовлетворении которого ему было отказано. Кроме того, в настоящее время часть жилых помещений, расположенных в данном доме, признаны на праве собственности за гражданами - работниками АО «Сельэлектрострой» в порядке приватизации, часть жилых помещений признаны на праве собственности за АО «Сельэлектрострой» в порядке приобретательной давности (решение Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу). Администрация города с данными решениями была согласна, их не оспаривала. На основании изложенного, ФИО1 просит признать право собственности администрации <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> отсутствующим.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, направил представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на 3 года), заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала, суду пояснила, что стороной ответчика не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права собственности, в силу закона, на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> Полагала, что регистрация права собственности прошла с нарушением ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика - муниципального образования г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска в судебное заседания не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ), просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Красноярска, в материалы дела представила отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором указала, что строительство общежития по <адрес> закончено и введено в эксплуатацию в 1989 г., до приватизации государственного предприятия треста «Сельэлектрострой» и до принятия Закона СССР от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», при создании оно безальтернативным образом перешло в государственную собственность и относилось к государственному жилищному фонду. В силу п.п. 2, 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно Приложению № 3 к постановлению к объектам, находящимся в муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" изначально предусматривалось, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Законом РФ от 23.12.92 N 4199-1 статья 18 названного закона изложена в следующей редакции: при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (и действовавшего на момент приватизации АО «Сельэлектрострой») предусмотрено, что стоимость объектов социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, не включается в уставный капитал акционерного общества, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. АО «Сельэлектрострой» при приватизации предприятия не приобрело права собственности на здание общежития по <адрес> вне зависимости от факта включения данного объекта в план приватизации, ввиду законодательно установленного запрета на приватизацию находившегося на балансе государственных и муниципальных предприятий объектов жилищного фонда: на момент утверждения плана приватизации 25.03.1993 г. Законом РФ от 23.12.1992 № 4199-1 (вступившим в силу 10.01.1993 г.) уже был введен запрет на передачу жилищного фонда в частную собственность приватизируемых предприятий. В силу вышеприведенных положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, с учетом того, что у АО «Сельэлектрострой» и иных частных собственников право собственности на спорное помещение не возникло, право собственности на жилое помещение в названном доме перешло в собственность МО г. Красноярск с момента вступления в силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ – то есть с ДД.ММ.ГГГГ, вне зависимости от отсутствия до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности на данное помещение. Право муниципальной собственности на момент рассмотрения дела зарегистрировано в установленном законом порядке. Законность поступления спорного жилого помещения в муниципальную собственность уже была предметом судебного разбирательства. Просила исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому в Реестре государственной собственности Красноярского края квартира по адресу: <адрес> не учитывается.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания представителя не направили, представитель ФИО5 (полномочия удостоверены) представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания представителя не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещённого в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи, полагая, что ответчик, третьи лица, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В силу положений ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ – 01.03.2015 г., жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.

Впредь до его принятия на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

В силу п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1).

Абзацем 2 пункта 1 Приложения N 3 к приведенному Постановлению установлено, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Статьей 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

На основании ст. 18 в редакции Федерального закона от 23.12.1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", вступившей в действие 10.01.1993 г., при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" предусмотрено, что Акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально - бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование город Красноярск является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из архивной выписки из решения Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов «О приемке в эксплуатацию жилых и культурно-бытовых объектов, законченных строительством» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден акт государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о приемке в эксплуатацию здания общежития на 220 мест, расположенного по <адрес> дирекции Красноярскводмелиорация. Указанным решением директору дирекции Красноярскводмелиорация разрешен ввод в эксплуатацию общежития на 220 мест по <адрес>», общей площадью 2 379 кв.м. с передачей на баланс МК-82 треста «Сельстрой».

Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ «О преобразовании предприятия Красноярского строительного треста «Сельэлектрострой» в акционерное общество открытого типа «Сельэлектрострой» утвержден план приватизации государственного предприятия, треста «Сельэлектрострой».

Из материалов дела судом также установлено, что решением Красноярского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ согласован план приватизации создаваемого акционерного общества «Сельэлектрострой» с включением в уставный капитал объектов соцкультбыта согласно Приложению .

Согласно Приложению к решению городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в перечень объектов социальной инфраструктуры и незавершенного капитального строительства, находящихся на балансе треста «Сельэлектрстрой», передаваемых в уставный фонд АО «Сельэлектрострой» включено общежитие по адресу: <адрес> которое выкупается Акционерным обществом и остается в уставном капитале.

Красноярское акционерное общество «Сельэлектрострой» зарегистрировано в качестве юридического лица – коммерческой организации Администрацией Железнодорожного района в г. Красноярске ДД.ММ.ГГГГ за . ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о юридическом лице за ОГРН <***>.

Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ на обращение представителя ФИО1- ФИО2, на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре муниципальной собственности объект недвижимости – здание, расположенное по адресу: <адрес>», не числится.

В ответе Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре муниципальной собственности не учитывается жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из реестра муниципальной собственности на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу : <адрес> включено в реестр муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с абз.2 п. 1 Приложения к постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по <адрес> включено в реестр муниципальной собственности в соответствии с абз. 2 п. 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего до 01.01.2017 года, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В качестве правоустанавливающего документа возникновения права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, указано Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга муниципальную собственность».

Судом установлено, что строительство общежития по <адрес> закончено и введено в эксплуатацию в 1989 году, до приватизации государственного предприятия треста «Сельэлектрострой» и до принятия Закона СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», при создании оно безальтернативным образом перешло в государственную собственность и относилось к государственному жилищному фонду.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что АО «Сельэлектрострой» при приватизации предприятия не приобрело права собственности на здание общежития по <адрес>, вне зависимости от факта включения данного объекта в план приватизации, ввиду законодательно установленного запрета на приватизацию находившегося на балансе государственных и муниципальных предприятий объектов жилищного фонда: на момент утверждения плана приватизации ДД.ММ.ГГГГ Законом РФ от 23.12.1992 № 4199-1 (вступившим в силу 10.01.1993 г.) уже был введен запрет на передачу жилищного фонда в частную собственность приватизируемых предприятий.

В силу приведенных положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, с учетом того, что у АО «Сельэлектрострой» и иных частных собственников право собственности на спорное помещение не возникло, право собственности на жилое помещение в названном доме перешло в собственность муниципального образования г. Красноярск с момента вступления в силу постановления от 27.12.1991 № 3020-1 – то есть с ДД.ММ.ГГГГ, вне зависимости от отсутствия до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации права собственности на данное помещение (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что право собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> возникло на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", и зарегистрировано в установленном законом порядке. Доказательств нарушения процедуры передачи имущества в муниципальную собственность, а также прав истца, судом не установлено.

Доводы истца о том, что он является нанимателем и проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, ответчиком нарушен порядок передачи спорного жилого помещения из государственной собственности в муниципальную собственность и запись в ЕГРН нарушает права истца, который хотел поставить вопрос о приватизации спорного жилья, суд находит не состоятельными, поскольку вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан не приобретшим право пользования жилым помещением в <адрес> в <адрес>; выселен из указанного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения; в удовлетворении встречных требований ФИО1 к муниципальному образованию г. Красноярск в лице администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района г. Красноярска о признании права пользования жилым помещением <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, отказано.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ФИО1 к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска о признании отсутствующим права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Администрации г. Красноярска о признании отсутствующим права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес> - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Панченко

Решение принято в окончательной форме 29 сентября 2020 года