(УИД 47RS0001-01-2021-001349-45)
Решение
по делу № 2-870/2021
Именем Российской Федерации
27 августа 2021 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при секретаре Журавлевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга потребителей о прекращении противоправных действий по нарушению прав потребителей,-
установил:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в интересах неопределенного круга потребителей обратился в суд с иском к ответчику ИП ФИО1 о признании противоправными его действий в отношении неопределенного круга потребителей, выраженных в невыполнении п.2, п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», п. 29; п. 30 разд. 5; п. 46 разд. 7 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. № 1956; п.1, п.2, п.3 ст. 9 ТР ТС 007/2011 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков», принятого Решением комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 г. № 797 и п.3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности», принятого Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 876; ст.8, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в части отсутствия возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре, по причине реализации товаров легкой промышленности не маркированной средствами идентификации в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix; о запрете реализации товаров легкой промышленности не маркированной средствами идентификации, в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix; об обязании в случае удовлетворения исковых требований, довести до сведения потребителей решение суда по данному делу в установленный судом срок через средства массовой информации Бокситогорского района Ленинградской области, согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1.
Свои исковые требования истец основывает на том, что в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 г. (далее по тексту – Закон РФ «О защите прав потребителей»), орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
С учетом п.п. 7 п. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном законодательством РФ, имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021г. № 1005, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции федерального государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей. Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей» от 25.06.2021г. №1005 руководство деятельностью Роспотребнадзора осуществляет Правительство РФ, служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории Ленинградской области служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее– Управление). В соответствии с п. 8.19 и п. 8.40 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012г. №, Управление наделено правом обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Бокситогорском районе, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 25.10.2006г. №, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском является структурным подразделением Управления и осуществляет свою деятельность на территории МО Бокситогорского района Ленинградской области. В силу п. 6.4.6 данного Положения, Территориальный отдел в пределах своей компетенции осуществляет обращение в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Заявление в защиту прав неопределенного круга потребителей предъявляется в случаях:
1. Когда невозможно установить конкретных потребителей, чьи права были нарушены.
2. Когда возможно установить потребителей, права которых нарушены действием (бездействием) одного и того же продавца, производителя, исполнителя, однако их число настолько велико, что не представляется возможным и целесообразным подать заявление в защиту группы конкретных потребителей.
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», потребитель это гражданин, имеющий намеренье заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан, имеющих намерения приобрести, приобретающих или уже использующих товары, реализуемые индивидуальным предпринимателем ФИО1, исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Определить полный перечень потребителей, на которых распространяется в настоящее время и будут распространятся в дальнейшем отношения не представляется возможным.
09.02.2021г. в 10-40 часов по 11-40 часов специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе установлено, что в ходе проведения административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (расположенного по адресу: 187650, <адрес>.), проведенного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении проведении административного расследования № от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе ФИО2, основанием для проведения которой стала докладная от специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе вх. № от 08.02.2021г. с информацией о нарушении требований реализации товаров легкой продукции, не маркированной средствами идентификации, в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix, в магазине индивидуального предпринимателя ФИО1 Помещение по вышеуказанному адресу, арендуется индивидуальным предпринимателем ФИО1, на основании договора аренды нежилого помещения от 03.01.2021г.
Согласно выписки из ЕГРИП ФИО1 является индивидуальным предпринимателем в сфере розничной торговли одеждой в специализированных магазинах (основной вид деятельности, код 47.71).
В ходе проведения административного расследования были выявлены следующие нарушения: установлено, нарушение обязательных требований действующего законодательства, Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 "Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности", а именно ИП ФИО1 осуществляется реализация (продажа) товаров легкой промышленности не маркированной средствами идентификации, в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix, а именно: 1. Ветровка женская (синего цвета), размер 46, в количестве 1 (одной) шт., по цене 1050 рублей 00 копеек / за одну шт. Производитель: Китай; 2. Ветровка женская (синего цвета), размер 50, в количестве 1 (одной) шт., по цене 1050 рублей 00 копеек / за одну шт. Производитель: Китай. Итого стоимость 2 (двух) товаров легкой промышленности на общую сумму 2100 руб., что подтверждается протоколом осмотра от 09.02.2021г.; протоколом об аресте предмета административного правонарушения от 09.02.2021г.; описью товаров легкой промышленности от 09.02.2021 г
Отсутствие маркировки, не позволяет просканировать через систему цифровой маркировки товаров «Честный Знак»*, тем самым отсутствует возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре - неопределенному кругу потребителей.
Честный знак* – это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы - повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. https://честныйзнак.рф.
ИП ФИО1 подтверждает факт реализации (продажи) вышеуказанных товаров легкой промышленности не маркированными средствами идентификации, в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix, совершение административного правонарушения не оспаривает. Что подтверждается письменными объяснениями от 09.02.2021г.
На основании вышеизложенного ИП ФИО1 допустил нарушение требований п.2, п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности». На вышеуказанный реализуемый товар- отсутствует средство идентификации легкой промышленности, нанесенное в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или этикетку, или ярлык, что является недопустимым и не соответствует п. 29; п. 30 разд. 5; п. 46 разд. 7 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. № 1956 (далее по тексту Правила); п. 1, п.2, п.3 ст. 9 ТР ТС 007/2011 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков», принятого Решением комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 г. № 797 и п.3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности», принятого Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 876; ст.8; ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» (далее по тексту Постановление): на территории Российской Федерации ввод в оборот товаров легкой промышленности без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке товаров легкой промышленности средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота товаров легкой промышленности, не маркированных средствами идентификации, допускается до 1 января 2021 г., за исключением случаев, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 2 настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 2 абзац. (е) Постановления при наличии по состоянию на 1 января 2021 г. нереализованных товаров легкой промышленности, введенных в оборот до 1 января 2021 г., в срок до 1 февраля 2021 г. осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;
На основании пункта 29 Правил средство идентификации товаров легкой промышленности наносится, в виде двумерного штрихового кода в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 509-ст.
В соответствии с 6 абзац. пункта 30 Правил средство идентификации предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix.
На основании пункта 46 Правил средство идентификации наносится на товар, или на потребительскую упаковку, или этикетку, или ярлык методом, не допускающим отделения средства идентификации.
В случае формирования набора товаров средство идентификации наносится на потребительскую упаковку набора товаров или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, а также на потребительскую упаковку товаров, входящую в состав этого набора товаров, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.
В случае формирования комплекта товаров средство идентификации наносится на потребительскую упаковку комплекта товаров или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке.
Средство идентификации не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией.
Согласно пункта 47 Правил производители товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов (за исключением представления сведений о них при продаже товаров дистанционным способом), вносят в информационную систему мониторинга следующие сведения: о виде документа, подтверждающего соответствие товара (сертификат соответствия/декларация о соответствии), номер и дата документа при наличии требований о подтверждении соответствия товара (если требуется подтверждение соответствия);
В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Технического Регламента Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (далее - ТР ТС 007/2011), утв. Решение комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 г. № 797 маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
В соответствии с пунктом 2 ст. 9 ТР ТС 007/2011 маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование изделия; вид (назначение) изделия (при необходимости); дата изготовления (месяц, год) (кроме зубных щеток); срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии).
В соответствии с пунктом 3 ст. 9 ТР ТС 007/2011 маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государства - члена Евразийского экономического союза на государственном (государственных) языке (языках) государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого реализуется продукция.
В соответствии с пунктом 3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Согласно статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам административного расследования в отношении ИП ФИО1 составлен протокол № 47- 02- 27 /21 от 10.02.2021 года об административном правонарушении по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ, вынесено постановление по делу об административном правонарушении Мировым судьей Ленинградской области судебного участка №1 Бокситогорского района № 5-187/2021 от 05.03.2021 года, с назначением административного наказания в виде предупреждения с уничтожением изъятых из оборота товаров.
Вина ИП ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена и подтверждена материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ИП ФИО1 возможности для недопущения нарушений требований к маркировке товаров и технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуску в обращение продукции, материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заинтересованного лица вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
ИП ФИО1, как профессиональный участник рынка, оказывающий услуги потребителям по розничной торговле, обязан был принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая им, соответствовала маркировке товаров и техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней; не допускать в продажу продукцию легкой промышленности без средств идентификации в формате DataMatrix, без установленной законодательством Российской Федерации маркировки продукции.
Таким образом нарушение выражается в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации, с возможностью распознания подлинности и качества товара в реализуемых не маркированных товаров легкой промышленности без средств идентификации в формате DataMatrix ИП ФИО1
Все вышеизложенное говорит о грубом нарушении законных прав и интересов граждан-потребителей. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, руководствуясь ст. 46 ГПК РФ, вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга потребителей с иском о прекращении противоправных действий ИП ФИО1, нарушающих права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.
Истец- представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик- ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, согласно которого он исковые требования признает в полном объеме, последствия признания ответчиком иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены, признание ответчиком иска принято судом.
Проверив материалы дела, принимая во внимание признание ответчиком иска, суд находит, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии с требованиями ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Федерального закона «О защите прав потребителей», п.13 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истец был освобожден от уплаты государственной пошлины по делу.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным и учитывая, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика ИП ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 173, ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области удовлетворить.
Признать противоправным действия индивидуального предпринимателя ФИО1 в отношении неопределенного круга потребителей, выраженные в невыполнении п.2, п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1956 "Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности ", п. 29, п. 30 разд. 5, п. 46 разд. 7 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019г. № 1956; п. 1, п.2, п.3 ст. 9 ТР ТС 007/201 1 «Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков», принятого Решением комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 г. № 797 и п.3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности", принятого Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 876; ст.8, ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей», в части отсутствия возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре, по причине реализации товаров легкой промышленности не маркированной средствами идентификации в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 реализацию товаров легкой промышленности не маркированной средствами идентификации, в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 довести до сведения потребителей через средства массовой информации Бокситогорского района Ленинградской области настоящее решение суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход бюджета Бокситогорского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 30.08.2021 года.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>