Ирбитский районный суд Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ирбитский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 871/ 2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.11.2010 года Ирбитский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Кузнецовой В.В.,
с участием помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А.,
при секретаре Спириной С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Ирбитского межрайонного прокурора о признании недействительным распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит от 26.03.2009 года № 44-л « О назначении ФИО1» и распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит от 25.03.2009 года № 42-л « О назначении ФИО2»
у с т а н о в и л:
И.о. Ирбитского межрайонного прокурора Сидорук А.Ю. обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации Муниципального образования город Ирбит о признании недействительным распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит от 26.03.2009 года № 44-л « О назначении ФИО1» и распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит от 25.03.2009 года № 42-л « О назначении ФИО2»
В судебном заседании помощник Ирбитского межрайонного прокурора Швейцаров В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что распоряжением администрации МО г. Ирбит от 26.03.2009 г. за № 44-л ФИО1 принят на работу на муниципальную службу и назначен на должность заместителя главы администрации с 26.03.2009 года. Распоряжением администрации от 25.03.2009 года за № 44-л ФИО2 принят на работу на муниципальную службу и назначен на должность заместителя главы администрации с 25.03.2009 года. Считает данные распоряжения незаконными, противоречащим действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 02.07.2007 г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалифицированные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона 25- ФЗ квалифицированные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона 25- ФЗ на муниципальную службу вправе поступить граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим ФЗ для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 настоящего ФЗ в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
Согласно ст. 37 Устава МО г. Ирбит, должности муниципальной службы - должности в органах местного самоуправления МО г. Ирбит, образуемых в соответствии с настоящим Уставом, устанавливаются муниципальными правовыми актами этих органов в соответствии с реестром должностей муниципальной службы Свердловской области.
В соответствии с п. 1 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, утверждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 г. № 49- ОЗ, должность заместителя Главы исполнительно- распорядительного органа МО отнесена к высшим должностям муниципальной службы.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 г. № 136- ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к высшим должностям, в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, численность населения в которых составляет 8 тысяч жителей и более, требуется наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее шести лет, либо стажа работы по специальности не менее семи лет.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Устава МО г. Ирбит, администрация МО г. Ирбит - исполнительно распорядительный орган МО, наделенный полномочиями. Должность заместителя Главы администрации МО г. Ирбит относится к высшим должностям муниципальной службы. Должности, которые занимают ФИО1 и ФИО2, относятся к высшим должностям администрации МО г. Ирбит.
Учитывая указанные нормы законодательства и Устава МО г. Ирбит, считает, что распоряжение администрации МО г. Ирбит от 26.03.2009 г. № 44- л «О назначении ФИО1», а также распоряжение администрации МО г. Ирбит от 25.03.2009 г. № 44- л «О назначении ФИО2», приняты незаконно, поскольку ФИО1 и ФИО2 не имеют необходимого стажа муниципальной службы, либо стажа по специальности.
ФИО1 имеет высшее профессиональное образование: в 2001 году окончил по квалификации юрист, диплом № . На момент назначения на должность ФИО1 имел стаж работы 15 лет 2 месяца 20 дней в должности директора ИЧП и ООО последовательно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР в последствии РФ - 1 год 11 месяцев 6 дней. Стаж работы по специальности для претендента для занятия должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении. Следовательно, получив образование по юридической специальности, ФИО1 по данной специальности не работал, из чего можно сделать вывод, что у ФИО1 отсутствует необходимый стаж работы по специальности для назначения на должность заместителя Главы МО г. Ирбит.
ФИО2 имеет высшее профессиональное образование: в 2001 году окончил по квалификации юрист, диплом № . В 2006 году окончил , с присуждением квалификации менеджер по специальности государственное и муниципальное управление, диплом № . На момент назначения на должность ФИО2 имел стаж работы 9 лет 1 месяц 2 дня, из которого работа в должности коммерческого директора мини-рынка ИЧП и ООО последовательно. Стаж работы по специальности для претендента для занятия должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении. Следовательно, получив образование по юридической специальности, ФИО2 по данной специальности не работал, из чего можно сделать вывод, что у ФИО2 отсутствует необходимый стаж работы по специальности для назначения на должность заместителя Главы МО г. Ирбит. О том, что у ФИО1 и ФИО2 отсутствует необходимый стаж прокурор сделал на основании исследования трудовых книжек и анкет, где в графе 10 Юдин и Мельников указывали данные о работе. При назначении на должности заместителей Главы МО г. Ирбит ФИО1 и ФИО2 стаж работы должен исчисляться после завершения обучения в высшем учебном заведении. Аналогичную позицию занял Верховный Суд Российской Федерации в определении от 25.06.2010 года № 56-В10-2 при рассмотрении аналогичного спора.
Несоблюдение специальных требований для приема на работу муниципальных служащих, установленных законом, нарушает законодательство о муниципальной службе, законодательство о местном самоуправлении, нарушает права МО, связанные с правовым регулированием муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы. Нарушены права и интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, ограничивает право на равный доступ кандидатов на должность заместителя Главы МО г. Ирбит соответствующих предъявленным требованиям к замещению данной должности. С доводами представителя ответчика в части того, что распоряжения не затрагивают интересы неопределенного круга лиц, что нет данных о не компетентности третьих лиц и в части того, что в результате замещения третьими лицами своих должностей не причинен вред интересам МО город Ирбит не согласен по тем основаниям, что в отношении третьих лиц в прокуратуру поступали жалобы от граждан на их действия. По данным жалобам прокуратурой проводились проверки и выносились предостережения. Согласно должностных регламентов Юдин и Мельников должны контролировать соблюдение законности администрацией, проводить правовую экспертизу распоряжений администрации. В суде были рассмотрены иски и к администрации о восстановлении на работе. Данные иски были удовлетворены. С администрации в пользу истцов были взысканы денежные средства, что причинило вред МО город Ирбит. Это свидетельствует о том, что они не в полном объеме знают законодательство.
Просит суд признать недействительными распоряжение администрации МО г. Ирбит от 26.03.2009 года № 44- л «О назначении ФИО1» и распоряжение администрации МО г. Ирбит от 25.03.2009 года № 44- л «О назначении ФИО2».
Представитель ответчика администрации МО город Ирбит ФИО3 исковые требования И.о Ирбитского межрайонного прокурора о признании недействительным распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит от 26.03.2009 года № 44-л « О назначении ФИО1» и распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит от 25.03.2009 года № 42-л « О назначении ФИО2» не признал по следующим основаниям.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Согласно ст. 3 ФЗ № 25 - ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации»: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства. Распоряжения администрации МО г. Ирбит от 26.03.2009 г. № 44-л «О назначении ФИО1» и от 25.03.2009 г. № 42-л « О назначении ФИО2» подготовлены на основании представленных ФИО1 и ФИО2 документов, перечень которых установлен ст. 16 ФЗ от 02.03.2007 г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», с учетом квалификационных требований, установленных должностным регламентом заместителя Главы администрации, утвержденным распоряжением Главы администрации МО г. Ирбит от 29.12.2007 г. № 258 р. и положением о квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в МО г. Ирбит, утвержденным решением Думы МО г. Ирбит от 26.03.2009 г. ФИО1 на момент назначения на должность муниципальной службы имел высшее профессиональное образование по специальности «Юриспруденция» с присуждением квалификации «юрист», также стаж работы по специальности «Юриспруденция», соответствующей данной квалификации 15 лет 2 месяца 20 дней в должности директора и ООО в том числе после получения диплома о высшем образовании - 7 лет 4 месяца 11 дней, также имел стаж управленческой работы 15 лет 2 месяца 20 дней в должности директора и ФИО2 на момент назначения на должность муниципальной службы имел высшее профессиональное образование по специальности «Юриспруденция» с присуждением квалификации «бакалавр юриспруденции» и по специальности «Государственное и муниципальное управление» с присуждением квалификации «менеджер», также имел стаж работы по специальности «Юриспруденция», соответствующей данной квалификации, 9 лет 5 месяцев 2 дня в должности заместителя директора коммерческого директора мини-рынка в том числе после получения диплома о высшем образовании - 7 лет 9 месяцев 19 дней, кроме того, он имел стаж управленческой работы, 9 лет 5 месяцев 2 дня в должности заместителя директора коммерческого директора мини- рынка Истец сделал вывод о том, что ФИО1 и ФИО2, получив образование по юридической специальности, не работали по указанной специальности. При этом истец не прикладывает никаких письменных доказательств того, что ФИО1 и ФИО2 не работали по юридической специальности. Администрация МО г. Ирбит с выводом истца не может согласиться, так как ФИО1 представил должностную инструкцию директора ООО от 14.11.2001 г., в которой в п. 2.7. указано, что ФИО1 исполняет обязанности юриста Общества. ФИО2, представил должностную инструкцию коммерческого директора мини- рынка от п. 2.3 которой указано, что ФИО2 исполняет обязанности юриста Общества. Также в п. 2.1 Решения Думы МО г. Ирбит от 26.03.2009 г. № 105 «О положении, о квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы, владение навыками руководящей работы, что соответствует требованиям ст. 9 ФЗ № 25- ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации». При приеме на работу ФИО1 и ФИО2 администрация МО г. Ирбит, руководствовалась ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» от 29.10.2007 г. № 136- ОЗ. Истец ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.06.2010 г. № 56-В10-2. В соответствии со ст.ст. 54, 55, 56, 57 Конституции РФ, законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ. Администрация МО г. Ирбит не может согласиться с позицией истца, так как считает, что применение данного определения ухудшит положение ФИО1 и ФИО2, как сторон трудовых отношений. Более того, в указанном определении установлено, что законодатель Приморского края, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы, исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении. В ситуации с Юдиным и ФИО2 учтен стаж после получения высшего образования по специальности. Из этого можно сделать вывод о том, что речь идет не об аналогичной ситуации, указанной в определении. Кроме того, определение Верховного Суда Российской Федерации, в отличие от определений Конституционного Суда Российской Федерации, не может являться обязательным для судов при рассмотрении других дел. Считает, что прокурор не вправе обращаться в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации по тем основаниям, что круг лиц не может быть признан неопределенным, так как лица, претендующие на занятие должности заместителя, вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов. В исковом заявлении отсутствуют сведения о некомпетентности и непрофессионализме Юдина и ФИО2, как заместителей главы МО город Ирбит, и отсутствуют сведения о том, что замещение ими указанных должностей нанесло вред интересам МО город Ирбит.
Учитывая изложенное, считает, что распоряжение администрации МО г. Ирбит от 26.05.2009 г № 44-л «О назначении ФИО1», а также распоряжение администрации МО г. Ирбит от 25.05.2009 г № 44-л «О назначении ФИО2», изданы в соответствии с требованиями законодательства о муниципальной службе, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований и.о Ирбитскому межрайонному прокурору.
Третье лицо на стороне ответчика ФИО1 С исковыми требованиями И.о Ирбитского межрайонного прокурора не согласен, поскольку ранее Ирбитской межрайонной прокуратурой проводилась проверка по данному факту на основании заявления, на основании которой был вынесен протест прокурора. В том протесте его должность указана как не относящаяся к высшим должностям. Протест был рассмотрен и отклонен. В исковом заявлении И.о Ирбитского межрайонного прокурора не указан стаж работы Юдина в качестве юриста, когда он работал в должности директора ООО « поскольку он являлся учредителем данного Общества и все юридические дела общества вел сам. В своем исковом заявлении И.о. Ирбитского межрайонного прокурора ссылается на позицию Верховного Суда, изложенную в Определении от 25.06.2010 г., но это не Постановление Пленума Верховного Суда и предмет спора, рассматриваемого в данном определении, различен. В его случае стаж работы был выработан до получения высшего профессионального образования. Истцом, в исковом заявлении, не учтены профессиональные навыки Юдина. На протяжении 15 лет он возглавлял юридическое лицо, имеет большой опыт руководящей работы, и на него возлагался достаточно большой круг обязанностей, что является одним из оснований при приеме на работу. Официально должность юриста в Обществах, в которых Юдин работал ранее, не имелась в целях экономии денежных средств. Юдин заключал договора, участвовал в судебных заседаниях. Приказами возложение обязанностей на руководителя обязанность юриста не оформлялась. Cсовместительство должностей не запрещено законом.. В приказах или трудовой книжке не было отражено совместительство должностей. ФИО1 поддерживает дополнения к отзыву на исковое заявление, представленное представителем администрации.
Третье лицо на стороне ответчика ФИО2 в судебное заседание не явился. В суд предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело по иску и.о. Ирбитского межрайонного прокурора о признании недействительным распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит в его отсутствие. Поддерживает отзыв администрации МО город Ирбит. Полагает, что заявленные требования и.о. Ирбитского межрайонного прокурора о признании недействительным распоряжения администрации Муниципального образования город Ирбит незаконны и не подлежат удовлетворению.
Свидетель ФИО суду пояснила, что при проведении проверки Ирбитским межрайонным прокурором по двум должностным лицам администрации МО г. Ирбит: ФИО1 и ФИО2 непосредственно с личными делами ФИО1 и ФИО2, прокурор не знакомился. Он направил запрос, где был указан перечень документов, установленных трудовым договором, документов об образовании, о назначении, копии трудовых книжек, должностных инструкций.При приеме на работу Юдина и ФИО2 учитывались требования, предусмотренные ст. 9 ФЗ № 25- ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также требования предусмотренные Областным Законом «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» от 29.10.2007 г. № 136- ОЗ. При назначении на должность заместителя Главы администрации учитывается не только стаж работы по специальности и наличие высшего профессионального образования, но и ряд других требований, включая профессиональный уровень знаний, опыт руководящей работы. Все эти требования учитывались при назначении ФИО1 и ФИО2 В представленном запросе Ирбитским межрайонным прокурором не были указаны требования о навыках работы. ФИО1 и ФИО2 прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности. Их навыки подтверждены комиссией. Гарантии, которые закреплены на муниципального служащего в ФЗ № 25 «О муниципальных служащих», также распространяются при назначении на должность заместителя Главы администрации МО. Закон разделяет квалификационные требования к уровню образования, профессиональные навыки, требования к наличию стажа по специальности. Данным законом не определен порядок в части ограничения стажа работы по специальности. За период работы в должности заместителя администрации Мо г. Ирбит, на протяжении 19 месяцев, дисциплинарные взыскания в отношении Юдина не было. Непосредственный начальник ФИО начальник юридического отдела администрации МО г. Ирбит- ФИО3 При назначении на должности ФИО1 и ФИО2 их профессиональные навыки и стаж работы по специальности учитывались в совокупности на основании представленных документов.
Суд, заслушав стороны. Третье лицо ФИО1, свидетеля ФИО , исследовав представленные сторонами доказательства, считает, что исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Распоряжением администрации МО г. Ирбит от 26.03.2009 г. за № 44-л, ФИО1 принят на работу на муниципальную службу и назначен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации с 26.03.2009 года. (л..д.19)
Распоряжением администрации от 25.03.2009 года за № 44-л, ФИО2, принят на работу на муниципальную службу и назначен на должность муниципальной службы заместителя главы администрации с 25.03.2009 года. (л.д.83)
ФИО1 имеет высшее профессиональное образование: в 2001 году окончил по квалификации юрист, диплом № .(л.д. 29)
Согласно трудовой книжки на момент назначения на должность ФИО1 имел стаж работы 15 лет 2 месяца 20 дней в должности директора и ООО последовательно. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР в последствии РФ - 1 год 11 месяцев 6 дней. Кроме того, в период с 01.10.2000 года по 28.02.2008 года он по совместительству занимал должность директора ООО (л.д.22-23)
ФИО2 имеет высшее профессиональное образование: в 2001 году окончил , ему присуждена степень бакалавра Юриспруденции, диплом № . В 2006 году ФИО2 окончил , с присуждением квалификации менеджер по специальности государственное и муниципальное управление, диплом № . (л.д. 120, 121)
Согласно трудовой книжки на момент назначения на должность ФИО2 имел стаж работы 9 лет 1 месяц 2 дня, из которого работа в должности коммерческого директора мини-рынка и ООО последовательно. (л.д.86-87)
В соответствии с п. 1 параграфа 3 Реестра должностей муниципальной службы, утверждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, утвержденного Законом Свердловской области от 14.06.2005 г. № 49- ОЗ, должность заместителя Главы исполнительно- распорядительного органа МО, отнесена к высшим должностям муниципальной службы. Следовательно, ФИО1 и ФИО2 занимают высшие должности муниципальной службы, для замещения которых необходимы требования, предусмотренные законодательством, регулирующим муниципальную службу в Российской Федерации. В частности Федеральным законом от 02.07.2007 года № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы, квалифицированные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.. Данные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона 25- ФЗ, на муниципальную службу вправе поступить граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим ФЗ для замещения должностей муниципальной службы.
Согласно ст. 37 Устава МО г. Ирбит, должности муниципальной службы - должности в органах местного самоуправления МО г. Ирбит, образуемых в соответствии с настоящим Уставом, устанавливаются муниципальными правовыми актами этих органов соответствии с реестром должностей муниципальной службы свердловской области.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 г. № 136- ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к высшим должностям, в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, численность населения в которых составляет 8 тысяч жителей и более, требуется наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее шести лет, либо стажа работы по специальности не менее семи лет.
Данные требования также содержаться в Положении о квалификационных требованиях к должностям муниципальной службы в Муниципальном образовании город Ирбит, принятое решением Думы Муниципального образования город Ирбит от 26.06.2009 года № 105, в котором указано, что для замещения должностей муниципальной службы, относящихся к главным должностям муниципальной службы, требуется:
- высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей должностным обязанностям муниципального служащего;
- наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стажа работы по специальности не менее пяти лет;
- знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Свердловской области и законов Свердловской области, иных нормативных правовых актов Свердловской области, принимаемых Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области, в соответствующей сфере деятельности органов местного самоуправления и избирательной комиссии муниципального образования город Ирбит, а также Устава муниципального образования город Ирбит, иных правовых актов муниципального образования город Ирбит, в соответствии с которыми регулируется деятельность органов местного самоуправления муниципального образования город Ирбит, нормативной базы соответствующей сферы деятельности, осуществляемой в пределах своих должностных обязанностей и полномочий, основ государственного и муниципального управления;
- владение навыками руководящей работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, квалифицированного планирования работы, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, осуществления экспертизы проектов правовых актов и документов, организации работы по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями; владение приемами подбора и расстановки кадров, ведения деловых переговоров, публичного выступления, правилами делового этикета; умение использовать современные средства, методы и технологии работы с информацией.
Численность населения в МО город Ирбит составляет около 38.000 человек. Следовательно, при назначении на должность заместителей главы МО город Ирбит к ним в первую очередь должны предъявляться требования о наличии высшего профессионального образования по специальности, соответствующей должностным обязанностям муниципального служащего; стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее шести лет, либо стажа работы по специальности не менее семи лет.
Данные требования при назначении ФИО1 и ФИО2 на муниципальную службу в качестве заместителей главы администрации не были учтены.
В обоснование своего несогласия с исковыми требованиями представитель ответчика и третье лицо ФИО1 пояснили, что согласно должностных инструкций на ФИО1, когда он работал в качестве директора ООО на него было возложено исполнение обязанностей юриста, что он и выполнял, а на ФИО2, согласно должностной инструкции коммерческого директора мини- рынка возложены обязанности юриста Общества. Следовательно, выполняя обязанности руководителя предприятий, третьи лица также являлись юристами предприятий, что должно быть учтено в качестве стажа по юридической специальности.
Суд не может согласиться с данными доводами и не может засчитать в стаж по специальности возложение исполнение обязанностей юриста на возглавляемых третьими лицами предприятиях.
Кроме того, совместительства как токового не было, так как согласно Трудового кодекса Российской Федерации под совместительством понимается в соответствии со ст. 282 ТК РФ считается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. В судебном заседании установлено, что трудового договора о совмещении должностей не составлялось, приказами совместительство не оформлялось. Суд считает, что внесение в должностные инструкции третьих лиц, возглавляющих предприятия, пункта о возложении на них обязанностей юриста обществ, являлось чисто формальным, так как этого не требует действующее законодательство. Исполнение обязанностей юриста, предусмотренных должностными инструкциями, предоставленными стороной ответчика в судебное заседание, не может расцениваться как работа юристом. Руководитель, согласно действующего законодательства имеет право представлять интересы своего предприятия, учреждения, организации, заключать договоры без указания на это в каком либо локальном документе. Однако, это не может означать, что руководитель работает и в качестве юриста.
Суд считает, что стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении, т.е. работы по юридической специальности, которую получили ФИО1 и ФИО2, согласно дипломов о высшем образовании.
Также суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что прокурор не вправе обращаться в суд с данным иском в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации и что в исковом заявлении отсутствуют сведения о некомпетентности и непрофессионализме Юдина и ФИО2, как заместителей главы МО город Ирбит, и отсутствуют сведения о том, что замещение ими указанных должностей нанесло вред интересам МО город Ирбит в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд пришел по следующим основаниям. Предъявляя иск в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор действовал в рамках своей компетенции, так как в обоснование исковых требований прокурор положил защиту не только неопределенного круга лиц, но и интересы МО город Ирбит в связи с нарушением законодательства о муниципальной службе, законодательства о местном самоуправлении, нарушением прав МО, связанные с правовым регулированием муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы. В данном случае прокурор не обязан доказывать не компетентность ФИО1 и ФИО2, а также доказывать, нанесло ли замещение ими указанных должностей вред интересам МО город. Прокурор обосновал свои исковые требования фактом нарушения действующего законодательства при принятии на должность третьих лиц без учета требований, предусмотренных действующим законодательством. Нарушение кем бы то не было, действующего законодательства дает прокурору право на обращение в суд в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации для защиты интересов МО.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействительными распоряжение администрации МО г. Ирбит от 26.03.2009 года № 44- л «О назначении Юдина» и распоряжение администрации МО г. Ирбит от 25.03.2009 года № 42- л «О назначении ФИО2»
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его оглашения в коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, путем подачи кассационной жалобы через Ирбитский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Председательствующий ( подпись)
НА МОМЕНТ ПУБЛИКАЦИИ РЕШЕНИЕ НЕ ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ