ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8710/15 от 21.09.2015 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-8710/15 21 сентября 2015 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.

при секретаре Павловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 21 сентября 2015 г. гражданское дело по иску ФИО3 к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению региональной субсидии при рождении ребенка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению региональной субсидии при рождении ребенка. В обоснование иска указал, что обратился в Главное управление образования Курганской области с заявлением о выплате регионального материнского капитала при рождении ребенка в 2015 году, поскольку его семья является «молодой семьей» в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области приложения 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 гг., утвержденном постановлением Правительства Курганской области 14.10.2013 № 504. Главным управлением образования Курганской области 25.05.2015 было принято решение об отказе в предоставлении регионального материнского капитала. В качестве основания отказа ответчик ссылается на абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области приложения 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы, утвержденном постановлением Правительства Курганской области 14.10.2013 № 504 с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Курганской области № 495 от 22.12.2014. Полагает, его семья имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» по случаю рождения второго ребенка в марте 2015 г. Постановлением Правительства Курганской области от 22.12.2014 № 495 были внесены изменения в Порядок, в том числе, в абзац четвертый пункта 3 Подпрограммы, которые вступили в силу с 01.01.2015. По мнению истца, срок вступления в силу указанных изменений лишен логики, т.к. средний срок вынашивания ребенка составляет 9 месяцев, т.е. с момента принятия решения об отмене выплаты регионального материнского капитала по случаю рождения ребенка, до момента вступления данного решения в законную силу, должен быть выдержан срок не менее 9 месяцев. Поскольку данный вид государственной поддержки является преимуществом при оформлении ипотеки в ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» перед остальными кредитными учреждениями Курганской области, семьей истца был сделан выбор в пользу заключения кредитного договора с ОАО «КИЖК» в 2010 году. Став участником программы заключения договора с ОАО «КИЖК» семья истца рассчитывала на получение регионального материнского капитала по случаю рождения второго ребенка в 2015 г. На основании изложенного истец просил суд признать решение ответчика незаконным, обязать ответчика выплатить региональный материнский капитал по случаю рождения второго ребенка 06.03.2015.

В судебном заседании истец ФИО3 заявленные исковые требования поддержал, в обоснование приведя доводы искового заявления.

Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснили, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Курганской области от 22.12.2014 № 495 в постановление Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504, с 01.01.2015 региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка, в связи с чем, истцам было отказано в предоставлении региональной субсидии при рождении второго ребенка. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области по доверенности ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд с учетом мнения участников процесса определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика в порядке заочного производства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504 утверждена государственная Программа Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы.

Также названным Постановлением определен Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской области «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», который устанавливает правила предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской области «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)… материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодой семье, в том числе неполной молодой семье, состоящей из одного молодого родителя и одного ребенка и более, соответствующей следующим условиям:

1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка не превышает 35 лет;

2) на момент рождения (усыновления) ребенка одним или обоими родителями приобретено (построено, строится) жилье в рамках, в том числе, подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы;

3) оба родителя (в неполной молодой семье - один родитель) на момент рождения (усыновления) ребенка являются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курганской области;

4) у одного или обоих родителей имеется непогашенная задолженность по кредитным обязательствам на приобретение (строительство) жилья в рамках целевых и государственных Программ Курганской области, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

5) молодая семья ранее не получала социальную выплату на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 на территории Курганской области.

Абзацем 4 пункта 3 (в редакции от 12.08.2014) Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)… было предусмотрено, что материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка единовременно при условии, что молодая семья соответствует условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.

Постановлением Правительства Курганской области от 22.12.2014 № 495 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы» внесены изменения в указанный выше пункт Порядка в части ограничения предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка). Данными изменениями было установлено, что материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и регионального материнского капитала в виде единовременной выплаты при рождении в семье третьего или последующего ребенка в соответствии с Законом Курганской области от 9 марта 2007 года № 232 «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области», в случае если на момент его рождения (усыновления) молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.

Согласно абз. 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)… (в редакции постановления Правительства Курганской области от 10.03.2015 № 48 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства на 2014-2018 годы») материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 года. С 1 января 2015 года материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка.

В соответствии с п. 9 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка)…основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) являются:

1) несоответствие молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 Порядка и (или) абзацами четвертым и (или) пятым пункта 3 Порядка;

2) непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 Порядка, за исключением документов, которые запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 4 Порядка;

3) смерть ребенка;

4) недостоверность сведений, содержащихся в документах, установленных пунктом 4 настоящего Порядка.

Согласно пунктам 10, 11 названного Порядка решение о предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) либо об отказе в предоставлении молодой семье материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) Главное управление образования Курганской области принимает в течение 5 дней со дня проведения заседания Комиссии.

В течение 5 дней со дня принятия решения Главное управление образования Курганской области в письменной форме уведомляет молодую семью о принятом решении (в случае принятия решения об отказе в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) - с указанием причин и оснований отказа и порядка обжалования решения).

Из материалов дела следует, что истец ФИО3 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке, от которого 15.03.2009 родилась ФИО1.

29.11.2010 между ОАО «Курганская ипотечно-жилищная корпорация» и ФИО3, ФИО5 заключен договор займа на сумму 670 000 руб., сроком 264 месяца, с целью приобретения для постоянного проживания жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>

Как следует из свидетельства о рождении I-БС от 13.03.2015, у ФИО3, и ФИО5 06.03.2015 родился второй ребенок – ФИО2.

По сообщению государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области от 28.07.2015 ФИО5 обращалась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 18.03.2015. Сертификат получен ФИО5 08.06.2015.

07.05.2015 ФИО3 обратился в Главное управление образования Курганской области с заявлением о предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка.

Решением Главного управления образования Курганской области от 25.05.2015 ФИО3, ФИО5 отказано в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка в связи с несоответствием молодой семьи условиям, предусмотренным пунктом 2 Порядка и (или) абзацам четвертым и (или) пятым пункта 3 Порядка, а именно, указанная семья имеет основание на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В адрес ФИО3,, ФИО5 направлено уведомление от 25.05.2015 № 2206/11 со ссылками на пункт 9 и абз. 3 пункта 4 Порядка предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы Курганской области «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 504 и указанием на то, что с 01.01.2015 региональный материнский капитал предоставляется только при рождении первого ребенка.

Согласно ч. 1 ст. 50 Закона Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» действие нормативных правовых актов начинается, как правило, со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы. Нормативным правовым актом может быть предусмотрен сложный порядок его действия, в том числе, если момент вступления в силу и момент начала действия нормативного правового акта не совпадают.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 указанного выше Закона Курганской области указы Губернатора Курганской области, постановления Правительства Курганской области и нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области, органа исполнительной власти Курганской области (но не ранее дня их официального опубликования).

В силу ч. 1 ст. 54 Закона Курганской области от 08.10.2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим нормативным актом не установлено иное.

Постановление Правительства Курганской области от 22.12.2014 № 495 «О внесении изменений в Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 504 «О государственной Программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы», которым внесены изменения, предусматривающие, что с 01.01.2015 материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) только первого ребенка, вступило в силу 23.01.2015. Изменения, внесенные Постановлением Правительства Курганской области 10.03.2015, вступили в силу с 24.03.2015.

Таким образом, при обращении истца 07.05.2015 в Главное управление образования Курганской области, вступили в силу и действовали изменения, внесенные Постановлением Правительства Курганской области от 10.03.2015 № 48.

Учитывая изложенное, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что как на момент обращения С-ных с заявлением в Главное управление образования Курганской области, так и на момент принятия решения об отказе в предоставлении региональной субсидии, действовало постановление Правительства Курганской области от 14.10.2014 № 504 в редакции с внесенными изменениями указанным выше Постановлением Правительства Курганской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности вынесенного Главным управлением образования Курганской области решения от 25.05.2015 об отказе истцу в предоставлении материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), отсутствии оснований для предоставления ФИО6 материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка), поскольку у семьи имеются основания на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и, соответственно, отказе ФИО3 в удовлетворении заявленных требований о признании указанного выше решения Главного управления образования Курганской области незаконным, предоставлении региональной субсидии.

Доводы истца, указанные в исковом заявлении, суд во внимание не принимает как основанные на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО9 к Главному управлению образования Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению региональной субсидии при рождении ребенка оставить без удовлетворения.

Ответчик вправе подать в Курганский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю.А. Дерябина