ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-871/14 от 21.05.2014 Надеждинского районного суда (Приморский край)

  Д.№2-871/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 21 мая 2014 г.               ..................

 Надеждинский районный суд Приморского края в составе

 председательствующего судьи Лещенко В.Е.,

 при секретаре Максимовой А.О., с участием:

 заместителя прокурора Надеждинского района Приморского края Медведевой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности по разработке специальной схемы рекламных конструкций в Надеждинском муниципальном районе,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что прокуратурой Надеждинского района проведена проверка исполнения законодательства о рекламе, в ходе которой установлено, что на территории Надеждинского муниципального района схемы размещения рекламных конструкций не разработаны и не утверждены, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В связи с чем, прокурор просит суд: 1. Признать бездействие администрации Надеждинского муниципального района, связанное с не утверждением схем размещения рекламных конструкций на территории Надеждинского муниципального района, незаконным.

 2. Обязать администрацию Надеждинского муниципального района разработать и утвердить схемы размещения рекламных конструкций на территории Надеждинского муниципального района в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

 В судебном заседании заместитель прокурора Надеждинского района Медведева Е.В. на исковых требованиях настояла в полном объеме, просила удовлетворить.

 В судебное заседание представитель ответчика не прибыл, направив в суд письменные возражения на иск.

 Заслушав заместителя прокурора Медведеву Е.В., изучив представленные суду доказательства, приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1991 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, в порядке ст. 45 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно части 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должнасоответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 Как следует из п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

 Статьей 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 98-ФЗ) предусматривается необходимость разработки специальных схем размещения рекламных конструкций (далее - схемы).

 В части 5.8 ст. 19 Закона о рекламе установлено, что схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. В ней также должна содержаться карта размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей, а также технических характеристик рекламных конструкций. Схемы должны быть утверждены органами местного самоуправления уровня муниципальных районов или городских округов. Эти схемы обязательны для размещения рекламных конструкций на любых земельных участках (независимо от форм собственности), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

 При этом, схема должна соответствовать документам территориального планирования (ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе). Она призвана обеспечить соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, а также требований безопасности.

 Согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на государственном или муниципальном объекте недвижимости должны проводиться соответствующими органами местного самоуправления или органами государственной власти только в отношении тех рекламных конструкций, которые предусмотрены в схеме их размещения.

 Закон о рекламе не допускает выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без согласования со схемамиТак, в силу п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в случае размещения и эксплуатации рекламной конструкции, не соответствующей схеме, разрешение на ее размещение и эксплуатацию может быть признано недействительным по решению суда

 В Законе № 98-ФЗ предусмотрено специальное правило, которое должно стимулировать органы местного самоуправления не откладывать разработку схем размещения рекламных конструкций. В части 5 ст. 4 Закона № 98-ФЗ установлено, что с 1 января 2014 г. не допускается выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при отсутствии утвержденных схем размещения рекламных конструкций.

 14.05.2013 с целью приведения Устава Надеждинского муниципального района в соответствие с требованиями Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прокуратурой района в рамках правотворческой инициативы в Думу района направлен проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Надеждинского муниципального района».

 25.02.201 Думой района принято решение «О внесении изменений и дополнений в Устав Надеждинского муниципального района» (в третьем чтении), согласно которому Устав района приведен в соответствие с вышеназванным федеральным законом.

 Кроме этого, 14.05.2013 прокуратурой района и.о. главы администрации Надеждинского муниципального района направлена информация необходимости до 1 января 2014 года разработать и утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона.

 Однако, в ходе проведенной в апреле 2014 г. прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение требований ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона администрацией Надеждинского муниципального района не утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

 Поскольку отсутствие схемы размещения рекламных конструкций на территории Надеждинского муниципального района влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, не позволяет осуществлять получение разрешений на размещение рекламных конструкций и соответственно создает препятствия в осуществлении рекламной деятельности, суд полагает, что исковые требования прокурора района подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Учитывая предполагаемый объем работ, по исполнению возложенной судом обязанности, суд полагает, возможным определить срок исполнения данной обязанности ответчиком в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности по разработке специальной схемы рекламных конструкций в Надеждинском муниципальном районе удовлетворить.

 Признать бездействие администрации Надеждинского муниципального района, связанное с не утверждением схем размещения рекламных конструкций на территории Надеждинского муниципального района, незаконным.

 Обязать администрацию Надеждинского муниципального района разработать и утвердить схемы размещения рекламных конструкций на территории Надеждинского муниципального района в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд Приморского края в тридцатидневный срок со дня его вынесения.

 Судья                                                                В.Е. Лещенко