ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-871/18 от 05.10.2018 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Хасавюрт 05 октября 2018 года

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гереева К.З., при секретаре Шанталине С.В., с участием представителя истца ФИО1 С,М.., его представителя адвоката Нурахмаева А.А., представителя ответчиков ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 С,М. к муниципальному казённому учреждению «УКХ <адрес>», администрации МО «<адрес>» и финансовому управлению администрации МО «<адрес>» об обязании исполнить муниципальный контракт, о взыскании денег по муниципальному контракту и о понуждении произвести регистрацию права на недвижимость,

установил:

ДД.ММ.ГГГГг. между ФИО1 С,М. и МКУ «УКХ <адрес>» в соответствии с требованиями Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», был заключен муниципальный контракт на приобретение для муниципальных нужд для размещения коммунальных служб города имущественного комплекса: 2-х этажное административное здание общей площадью 240.2 кв.м. и кадастровым номером ; бокс, этаж-1, общая площадь 388.0 кв.м., кадастровый ; складское помещение, этаж-1, общая площадь 177.4 кв.м., кадастровый ; сторожевая, этаж-2, общая площадь 9.8 кв.м., кадастровым номером ; навес, этаж-1, общая площадь 483.0 кв.м., кадастровый ; навес, этаж-1, общая площадь 102.6 кв.м., кадастровый ; право долгосрочной аренды земельного участка на (49 лет) общей площадью 8060 кв.м., кадастровый ., находящиеся по адресу: <адрес>.

В соответствии с условиями, оговоренными в п. 2.1 контракта сена договора составила <данные изъяты>.

В соответствии с п.9.1 муниципального контракта, контракт вступает в силу со дня заключения и действует до ДД.ММ.ГГГГг.

Согласно п.2.4 муниципального контракта, оплата производится покупателем путем перечисления денежных средств со счета Покупателя на расчетный счет (лицевой) счет Продавца в течении 30 банковских дней с момента предоставления продавцом расчетного (лицевого) счета после перехода права собственности на нежилые помещения и право долгосрочной аренды земельного участка (49 лет) к Покупателю.

Согласно п.3.2 муниципального контракта имущественный комплекс по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передано Покупателю. В настоящее время переданный имущественный комплекс по муниципальному контракту эксплуатируется Покупателем для муниципальных нужд, там размещено муниципальное предприятие МУП «Хас-Благоустройство» занимающееся вопросами сбора транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов на территории городского округа «<адрес>».

Однако в нарушение условий муниципального контракта п.2.1; 2.4; 9.1 Покупатель по настоящее время не оплатил стоимость приобретенного недвижимого имущества.

Истцом ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.7.2 муниципального контракта были направлены ответчикам Претензии об обязании исполнения заключённого муниципального контракта и оплате стоимости приобретенного ответчиками имущественного комплекса.

В соответствии с п.7.2 муниципального контракта стороны кому адресованы претензии, должны дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее десяти календарных дней с даты ее получения.

Основной ответчик МКУ «УКХ <адрес>» в ответе на претензию указал, что не может оплатить муниципальный контракт за приобретенное недвижимое имущество по причине того, что администрация МО «<адрес>» не профинансировала МКУ «УКХ <адрес>» в оговоренные контрактом сроки.

Субсидиарный ответчик администрация МО «<адрес>» письмами от ДД.ММ.ГГГГ от исполнения муниципального контракта отказалась тоже по причине того, что Собрание депутатов городского округа «<адрес>» не внесло изменения в Решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» «О бюджете муниципального образования городской округ «<адрес>» на 2018г. и на плановый период 2019-2020г.» об увеличении доходной и расходной части местного бюджета. И в связи с этим администрация города не смогла перечислить денежные средства МКУ «УКХ <адрес>» для оплаты муниципального контракта.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В пункте 4 статьи 123.22 ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. А собственником имущества казенного учреждения в данном случае МКУ «УКХ <адрес>» согласно п.4.1. Устава МКУ УКХ <адрес>» является администрация МО «<адрес>».

В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который нормы субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 123.22 ГК РФ.

В соответствии с Положением об администрации, администрация муниципального образования городского округа «<адрес>» является юридическим лицом. Источником финансирования деятельности являются средства местного бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного(муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить- из того, что по смыслу п.1 ст.161 БК РФ с учетом положений статьи 120 ГК РФ(в настоящее время ст. 123.22 ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правое образование, а не его государственные(муниципальные) органы.

Исходя из пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 ГК РФ (в настоящее время ст. 123.22 ГК РФ) в качестве ответчика несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, выступает собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

С учетом положений пункта 3 статьи 158 ГК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В соответствии со ст.6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)- это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.94 Федерального Закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемый после заключения контракта и направлении на достижение целей осуществления закупок путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом в том числе: приемку поставленного товара; оплату заказчиком поставленного товара; взаимодействие Заказчика с Поставщиком при применении мер ответственности и совершенных действий в случае нарушения Поставщиком или Заказчиком условий контракта.

В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требований закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявленными требованиями.

В соответствии со ст. 161 п.1 Бюджетного Кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ в редакции от 03 августа 2018 г. Казенное учреждение в данном случае МКУ «УКХ <адрес>» находится в ведении органа местного самоуправления города. Согласно п.2 ст.61 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы, то есть местного бюджета.

В соответствии с п.5 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени Муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых к исполнению обязательств.

Не исполнение муниципального контракта явилось следствием того, что администрация МО «<адрес>» не профинансировало МКУ «УКХ <адрес>» для оплаты муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ

Так как МКУ «УКХ <адрес>» согласно п.4.9 Устава как казенное учреждение полностью финансируется из бюджета <адрес>, то ввиду ненадлежащего финансирования администрацией МО «<адрес>», МКУ «УКХ <адрес>» не смог оплатить по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за приобретение имущественного комплекса расположенного по адресу: РД, <адрес>.

Согласно п.7 Бюджетного Кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных средств, доведенных казенному учреждению для исполнения его дальнейших обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования, отвечает соответственно орган местного самоуправления города, в лице финансового органа городского округа «<адрес>» осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В связи с изложенным истец просит: обязать муниципальное образование городской округ «<адрес>» в лице его финансового управления исполнить муниципальный контракт от от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с МО «<адрес>» в лице его финансового управления в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования денежные средства в сумме <данные изъяты> по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за приобретенный имущественный комплекс по адресу: РД, <адрес>; обязать МКУ «УКХ <адрес>» осуществить регистрацию право государственной собственности на приобретенные объекты недвижимости; взыскать с МО «<адрес>» в лице его финансового управления за счет казны муниципального образования в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>; взыскать с МО «<адрес>» в лице его финансового управления за счет казны муниципального образования расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Хасавюртовский городской филиал Управления Росреестра по <адрес>, на судебное заседание не явился. Его неявка не является препятствием для разрешения поставленного вопроса по существу.

Суд, заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о необходимости удовлетворения искового требования ФИО1 С,М. по следующим основаниям.

Судом принято признание иска ответчиком, так как такое признание не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч.3 HYPERLINK "http://lawsrf.ru/kodeks/Grazhdanskij_processualnyj_kodeks/clause_173.asp" \t "_blank" ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Что касается требований о понуждении зарегистрировать право собственности покупателя своё право собственности на приобретённые объекты недвижимости, то оно не может быть удовлетворено, как не нарушающее права, свободы или законные интересы истца (ст.3 ГПК РФ).

Руководствуясь ч.3 HYPERLINK "http://lawsrf.ru/kodeks/Grazhdanskij_processualnyj_kodeks/clause_173.asp" \t "_blank" ст.173 ГПК РФ, статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 С,М. удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ «<адрес>» в лице его финансового учреждения исполнить муниципальный контракт от от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с муниципального образования городской округ «<адрес>» в лице финансового учреждения администрации муниципального образования городской округ «<адрес>» в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования денежные средства в сумме <данные изъяты> по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ за приобретенный имущественный комплекс по адресу: <адрес>.

В удовлетворении иска в части понуждения МКУ «УКХ <адрес>» осуществить регистрацию право государственной собственности на приобретенные объекты недвижимости, отказать.

Взыскать с муниципального образования городской округ «<адрес>» в лице финансового учреждения администрации муниципального образования городской округ «<адрес>» за счет казны муниципального образования в доход бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Взыскать с муниципального образования городской округ «<адрес>» в лице финансового управления администрации МО «<адрес>» за счет казны муниципального образования расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.З. Гереев