ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-871/19 от 04.07.2019 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-871/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2019 года город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Голевой Н.В., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ФИО2 о расторжении договора, взыскании задолженности по арендной плате, пени, процентов за просрочку оплаты, возврате участка,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился с исковым заявлением к ФИО2, в котором просит:

- взыскать с ФИО2 в пользу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 17.06.2004 за период с 23.12.2014 по 31.08.2018 в сумме <данные изъяты> руб., пеню в размере <данные изъяты> руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> рублей.

- расторгнуть договор аренды земельного участка от 17.06.2004, заключенный между Орлиновским сельским Советом Балаклавского района города Севастополя и ФИО2 в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предоставленного для строительства пункта автосервиса и организации места отдыха, зарегистрированный 14.07.2004 под , в книге регистрации договоров аренды земли номенклатурный .

- обязать ФИО2 в течение месяца с момента вступления в силу решения суда возвратить Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что между Орлиновским сельским Советом Балаклавского района города Севастополя и предпринимателем ФИО2 17.06.2004 заключен договор аренды земельного участка кадастровый , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предоставленного для строительства пункта автосервиса и организации места отдыха, зарегистрированный 14.07.2004 под , в книге регистрации договоров аренды земли номенклатурный (далее - Договор аренды).

Управлением земельного контроля Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, (далее - Земельный участок), в результате которого составлен акт обследования от 02.07.2018 .

Актом обследования от 02.07.2018 установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., предоставлен ФИО2, для строительства пункта автосервиса и организации места отдыха.

На момент проведения обследования земельный участок не огражден, на территории отсутствуют объекты капитального строительства, на части территории размещены строительные материалы, железобетонные плиты.

Согласно п. 19 Договора аренды Арендатор должен начать освоение земельного участка, а также в течении 2-х лет Арендатор обязан составить, провести комплексную государственную экспертизу и утвердить управлением строительства и архитектуры проектно-сметную документацию капитального строительства и реконструкции Международного центра паллиативной помощи на арендованный земельный участок, получить разрешение на производство строительных работ в инспекции ГАСК.

Кроме того, арендатором обязательства по внесению арендной платы согласно условиям Договора аренды не выполнялись надлежащим образом, вследствие чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 23.12.2014 по 31.08.2018 в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с нарушением срока внесения арендной платы ответчику начислена пеня в размере <данные изъяты> руб., а также за период с 23.12.2014 по 31.08.2018 проценты за пользование чужими средствами и процент годовых - <данные изъяты> рубля.

09.11.2018 Департаментом в адрес Арендатора ценной корреспонденцией было направлено Предложение/предупреждение о выполнении обязательств по Договору аренды, которое оставлено ответчиком без ответа.

Указанные обстоятельства стали основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, требования иска поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ФИО2, представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, в адрес суда ходатайств об отложении дела от них не поступало.

Поскольку сведения о времени и месте рассмотрения дела опубликованы, в том числе на официальном сайте Балаклавского районного суда в сети Интернет, то суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истца, оценив представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении в судебном процессе всех обстоятельств дела, а также относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующему выводу.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в

составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Договор о принятии в РФ), ратифицированный 21.03.2014.

В соответствии с частью первой статьи 1 Договора о принятии в РФ Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора, то есть с 18.03.2014.

Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора о принятии в РФ).

Нормами статьи 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 №5-ЗС «О Правительстве Севастополя» определены основные полномочия Правительства Севастополя в сфере градостроительства и землепользования, к которым, в частности, относится управление в области земельных отношений.

Указом исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя от 24.05.2014 №06 «Об образовании Главного управления имущественных и земельных отношений» образован исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом - Главное управление имущественных и земельных отношений.

Согласно Указу Губернатора города Севастополя от 25.05.2015 №60-УГ «О реорганизации Главного управления имущественных и земельных отношений города Севастополя путем присоединения к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя переходят права и обязанности Главного управления имущественных и земельных отношений.

Пунктом 1.7 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 №521-ПП, установлено, что Департамент является правопреемником Главного управления имущественных и земельных отношений.

Пунктом 4.2. Положения определено, что Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.

В соответствии с пунктом 1.8 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 №883-ПП, департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь, и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд коммунального имущества Севастополя, Севастопольское региональное отделение Фонда государственного имущества Украины, в пределах законодательства города Севастополя.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22.07.2014) (далее - Закон № 46-ЗС) данный закон устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

Из части 1 статьи 2 Закона №46-ЗС следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;

2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;

3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя;

4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя;

5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.

В силу частей 8, 11 статьи 3 Закона №46-ЗС право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

Таким образом, права и обязанности арендодателя по договору перешли к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Следовательно, ДИЗО в силу возложенных на него полномочий является надлежащим истцом по делу.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Закона Украины от 06.10.1998 №161- XIV «Об аренде земли» (далее - ЗУ «Об аренде земли») арендная плата за землю представляет собой платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной штаты за земельные участки государственной, и коммунальной собственности).

Исходя части 1 статьи 632 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины), цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, определенных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).

Судом установлено, что между Орлиновским сельским Советом Балаклавского района города Севастополя и предпринимателем ФИО2 17.06.2004 заключен договор аренды земельного участка кадастровый , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предоставленного для строительства пункта автосервиса и организации места отдыха, зарегистрированный 14.07.2004 под , в книге регистрации договоров аренды земли номенклатурный .

В соответствии с п. 9 Договора, арендная плата вносится Арендатором в денежной форме и размере:

- на период строительства до введения пункта автосервиса и места отдыха в эксплуатацию - 2,5 % от денежной оценки, указанной в справке про денежную оценку земельного участка, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов за от 09.02.2004 года, что составляет <данные изъяты> грн.

- на период эксплуатации пункта автосервиса и места отдыха - 2,5 % от денежной оценки, указанной в справке про денежную оценку земельного участка, выданной Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов за от 09.02.2004 года, что составляет <данные изъяты> грн.

Пунктами 1, 2 постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 - ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года" установлено, что с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21 марта 2014 года, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 г.

Задолженность по арендной плате за периоды, предшествующие 31 декабря 2014 года, суммы штрафных санкций и других платежей по договорам аренды, не оплаченные по состоянию на 31 декабря 2014 года, пересчитываются в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2015 года.

С учётом вышеприведенных положений действующего законодательства, а также фактических обстоятельств дела, задолженность за спорный период, подлежащая взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты> копейку. Таким образом, исковые требования в части взыскания основного долга подлежат удовлетворению.

Относительно начисления истцом пеней по договору аренды земельного участка от 17.06.2004 суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 13 договора аренды земельного участка от 17.06.2004 за несвоевременное внесение арендной платы Арендатор обязан заплатить за неправомерное использование денежных средств двойную налоговую ставку с учетом инфляции.

В силу пункта 16.4.1 Закона Украины от 21.12.2000 №2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» пеня насчитывается на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, которая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате.

Вместе с тем, этот Закон Украины утратил силу 01.01.2011 в связи с принятием Налогового кодекса Украины.

Согласно статье 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена законная неустойка за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений.

Заявляя исковые требования о взыскании пени, установленной утратившим силу нормативным актом, истец в нарушение статьи 450 ГК РФ в одностороннем порядке пытается внести изменения в условия договора, что противоречит действующим положениям гражданского законодательства Российской Федерации об аренде.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Севастополя №88-ПП задолженность по арендой плате за период, предшествующий 31 декабря 2014 года, суммы штрафных санкции и других платежей по договорам аренды, не оплаченные по состоянию на 31 декабря 2014 года, пересчитываются в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ от 01 января 2015 года. Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2016 №258-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 11.02.2015 - ПП» определено, что с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и заключенных до 21.03.2014, в соответствиями с требованиями Российской Федерации, арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующих на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на 01.01.2015.

Вышеуказанные нормативные акты устанавливают порядок исчисления именно арендной платы, а не штрафных санкций.

Пересчет в рубли возможен лишь суммы штрафных санкций, возникшей и не оплаченной по состоянию на 31 декабря 2014 года.

При этом, порядок начисления штрафных санкций после 01.01.2015 законодатель не определил, а начисление законной неустойки за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений российским законодательством не предусмотрено.

Совершая перерасчет пени после 01.01.2015 на сумму долга, переведенную в гривны, а в последующем рассчитывая эту сумму обратно в рубли, истец не указал возможность такого пересчета со ссылкой на нормативно-правовой акт.

По мнению суда, действующим законодательством такой пересчет не допустим.

Таким образом, истцом насчитаны штрафные санкции, на основании Закона Украины, который с 01.01.2011 утратил силу, при этом, применена учетная ставка НБУ.

Поскольку действующим законодательством определен порядок перерасчёта арендной платы и сумм штрафных санкций, возникших до 31.12.2014 в рубли, то базой для начисления каких - либо штрафных санкций может выступать лишь сумма, указанная в рублях. Поэтому начисление пени в размере учетной ставки НБУ на задолженность, которая определена с 01.01.2015 в рублях, в качестве базы недопустимо и противоречит нормативно-правовому регулированию в части применения меры ответственности за нарушения обязательств.

На основании изложенного, исковые требования в данной части являются необоснованными.

Относительно исковых требований в части взыскания процентов по ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Так как материалами данного дела подтверждено нарушение ответчиком сроков внесения арендной платы по договору в соответствующей сумме (<данные изъяты> рублей), требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами является правомерным.

Судом, исходя из установленного размера задолженности, осуществлён расчёт процентов по статье 395 ГК РФ за каждый месяц просрочки.

Общий размер процентов составил <данные изъяты> копеек, расчет представленный истцом, судом проверен, является верным, ответчиком не оспорен.

Относительно исковых требований о расторжении договора аренды, суд считает такие требования необоснованными исходя из следующего.

Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заявлено требование о расторжении договора аренды земельного участка от 17.06.2004, заключенный между Орлиновским сельским Советом Балаклавского района города Севастополя и ФИО2 в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предоставленного для строительства пункта автосервиса и организации места отдыха, зарегистрированный 14.07.2004 под , в книге регистрации договоров аренды земли номенклатурный .

Одновременно в материалы дела представлен договор аренды земельного участка от 22.08.2018 года, заключенный между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ФИО2.

Согласно п. 1 указанного договора предметом настоящего Договора аренды выступает переданный в рамках договора аренды от 17.06.2004 (регистрационный от 14.07.2004) земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>.

П. 6.2. договора аренды земельного участка от 22.08.2018 закреплено, что с момента государственной регистрации настоящего Договора, договор аренды земельного участка от 17.06.2004 (регистрационный от 14.07.2004) считается расторгнутым.

Договор аренды земельного участка от 22.08.2018 прошел государственную регистрацию 25.10.2018.

Установленные в рамках данного дела обстоятельства являются достаточными для принятия решения об отказе в удовлетворении требований о расторжении договора аренды.

Отказывая Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в расторжении договора аренды земельного участка от 17.06.2004, заключенный между Орлиновским сельским Советом Балаклавского района города Севастополя и ФИО2 в отношении земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предоставленного для строительства пункта автосервиса и организации места отдыха, зарегистрированный 14.07.2004 под , в книге регистрации договоров аренды земли номенклатурный , суд приходит к выводу, что его исковые требования об обязании ФИО2 в течение месяца с момента вступления в силу решения суда возвратить Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, не подлежат удовлетворению, т.к данные требования производны от требований о расторжении договора аренды, указанного истцом в иске.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета города федерального значения Севастополя.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 98, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя задолженность по арендной плате за период с 23.12.2014 по 31.08.2018 в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, всего взыскать <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета города Севастополя в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя.

Судья Н.В. Милошенко

Решение суда в окончательной форме составлено 09.07.2019