ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-871/20 от 18.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

56RS0019-01-2020-001490-76

№ 2-871/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,

при секретаре Митрохиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-871/2020 по иску Администрации города Орска к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о сносе самовольной постройки,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Орска Оренбургской области обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, в котором просила:

признать самовольно возведенный объект недвижимого имущества – автомобильную заправочную станцию, состоящую из зданий и сооружений: здание операторной контейнерного типа, одной топливораздаточной колонки для отпуска жидкомоторного топлива, расположенную на земельном участке с кадастровым номером площадью 9334 кв.м. с местоположением: <...>, самовольной постройкой,

обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу снести за свой счет самовольно возведенный объект недвижимого имущества – автомобильную заправочную станцию, состоящую из зданий и сооружений: здание операторной контейнерного типа, одной топливораздаточной колонки для отпуска жидкомоторного топлива, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , площадью 9334 кв.м. с местоположением: <...>.

В обоснование исковых требований Администрация г.Орска указала, что 25 мая 2020 года Восточным территориальным отделом Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области на основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19 мая 2020 года №41/07-27-02 был проведен рейдовый осмотр территории земельного участка с кадастровым номером с местоположением: <...>, разрешенное использование: для размещения существующей производственной базы. В ходе проведения рейда при осмотре территории указанного земельного участка было установлено расположение автозаправочной станции: здание операторной контейнерного типа, одна топливораздаточная колонка для отпуска жидкомоторного топлива. Разрешение на строительство данного объекта администрацией г. Орска не выдавалось. Объект эксплуатируется, осуществляется реализация жидкомоторного топлива.

3 июня 2020 года в адрес главы города Орска В.Н. Козупицы от заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области ФИО8 поступило уведомление №47/07-09-29 о выявлении самовольной постройки. Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, так как дальнейшая эксплуатация объекта с нарушениями норм и правил может повлечь за собой человеческие жертвы ввиду того, что жизнь и здоровье людей, работающих и посещающих АЗС, подвергаются опасности.

Определением суда от 07 сентября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Орску и городу Новотроицку Главного управления МЧС по Оренбургской области, Комитет по управлению имуществом Администрации города Орска.

Определением Ленинского районного суда г.Орска от 19 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО4

Определением Ленинского районного суда г.Орска от 27 ноября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО5

В судебное заседание представитель истца Администрации города Орска, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

Ответчики ФИО2, ФИО1, ФИО3, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, согласно заявлению, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик ФИО5, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что договор аренды земельного участка от 31 июля 2020 года, заключенный с ФИО4, расторгнут 22 ноября 2020 года, топливораздаточная колонка для отпуска жидкомоторного топлива, расположенная на земельном участке с кадастровым номером площадью 9334 кв.м. по адресу: <...>, убрана. Строительный вагончик служит ограждением территории, закрывающий пролет длиной 6 метров и помещением для охраны, расположен на частной территории, самовольные постройки на территории отсутствуют.

Ответчик ФИО4, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, причина неявки не известна.

Представители третьих лиц Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области Восточный территориальный отдел, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Орска, Комитета по управлению имуществом администрации города Орска, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причина неявки не известна.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Орску и г. Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество ФИО2, ФИО1, ФИО3 являются собственниками, по 1/3 доли каждый, земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения существующей производственной базы, общей площадью 9334 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый .

3 сентября 2020 года в адрес главы муниципального образования г.Орска от Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области поступило уведомление о самовольной постройке, согласно которому по результатам проведенной 1 июня 2020 года выездной проверки, на земельном участке с кадастровым номером с местоположением: <...>, выявлен факт возведения автозаправочной станции без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений, что подтверждается актом от 1 июня 2020 года № 41/07-27-02-41.

Из акта осмотра от 1 июня 2020 года № 41/07-27-02-41 следует, что Восточным территориальным отделом Инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области на основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19 мая 2020 года №41/07-27-02 был проведен рейдовый осмотр земельного участка с кадастровым номером 56:43:0310014:8, площадью 9334 кв.м., расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование: для размещения существующей производственной базы. В ходе осмотра установлено, что на указанном земельном участке выполнены работы по строительству автозаправочной станции: установлено здание операторной контейнерного типа, установлена одна топливораздаточная колонка для отпуска жидкомоторного топлива. Разрешение на строительство данного объекта администрацией г. Орска не выдавалось. Объект эксплуатируется, осуществляется реализация жидкомоторного топлива.

13 ноября 2017 года между ФИО2, ФИО3, ФИО1 – учредители управления, с одной стороны, и доверительным управляющим ФИО5 с другой стороны заключен договор безвозмездного пользования имуществом № 2, согласно которому учредители управления передали ФИО5 имущество: двухэтажное кирпичное здание административно-бытового комплекса литер ВВ1 площадью 405,1 кв.м.; одноэтажное бетоноблочное здание круп.Цеха (литер В2) площадью 264, 5 кв.м.; одноэтажное здание гаража (литер В4В5) площадью 655,3 кв.м.; земельный участок, кадастровый площадью 9334 кв.м. Указанное имущество расположено по адресу: <...>.

Согласно п.3.1 договора доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление.

31 июля 2020 года между ИП ФИО5 (Арендодатель) и ФИО4 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, с кадастровым номером площадью 150 кв.м., расположенного на расстоянии 20 метров от административного здания ВВ1 (кадастровый ) по адресу: <...>. Границы арендуемого земельного участка указаны на прилагаемом к Договору плане участка. Разрешенное использование земельного участка – для размещения существующей производственной базы. Договор заключен на 11 месяцев.

Во исполнение определения Ленинского районного суда г.Орска от 7 сентября 2020 года ОНД и ПР по г.Орску и г.Новотроицку УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО4 по адресу: <...>, в ходе которой было установлено, что на арендуемом ФИО4 земельном участке был построен самострой для реализации моторного топлива АИ-92. При эксплуатации автозаправочной станции были нарушены требования пожарной безопасности. По результатам проведения проверки 25 сентября 2020 года ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ. Из акта проверки от 22 сентября 2020 года следует, что ФИО4 на арендуемом им земельном участке размещена одна топливораздаточная колонка, резервуар для хранения жидкого моторного топлива на АЗС размещен надземно, трубопровод для топлива от резервуара к ТРК выполнен из резинового шланга, наполнение резервуара топливом производится открытым способом. Кроме того, отсутствует проектная документация строительства АЗС, прошедшая государственную экспертизу.

22 ноября 2020 года между ФИО5 и ФИО4 заключено соглашение о расторжении договора аренды от 31 июля 2020 года земельного участка площадью 150 кв.м., расположенного на расстоянии 20 метров от административного здания ВВ1 по адресу: <...>.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 Градостроительного кодекса РФ).

При разрешении вопроса о признании строительного объекта капитальным, следует установить наличие у него признаков, способных относить его в силу конструктивных характеристик и закона к капитальным объектам.

Общим критерием отнесения объектов к капитальным объектам является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.

Таким образом, возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы, является отличительной чертой некапитальных объектов.

Также отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок (п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов могут обратиться в суд с иском об устранении нарушении права, не соединенного с лишением владения (ст.304 ГК РФ).

В случае когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п.1 ст.1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

В соответствии с п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено ст.11 Земельного кодекса РФ, Законом об организации местного самоуправления и Градостроительным кодексом РФ.

Согласно ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что АЗС состоит из здания операторной контейнерного типа, одной топливораздаточной колонки и надземного резервуара. Данные объекты не могут быть отнесены к объектам капитального строения, так как не отвечают критериям, предусмотренным ст.130 ГК РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что спорный объект - автомобильная заправочная станция не может быть признан самостоятельным недвижимым имуществом. В связи с чем, основания для удовлетворения заявленных администрацией г.Орска требований о признании самовольно возведенного объекта недвижимого имущества – АЗС, самовольной постройкой, сносе указанной самовольной постройки, отсутствуют.

Кроме того, возражая против удовлетворения исковых требований ответчик ФИО5 указал, что топливораздаточная колонка, ранее расположенная на земельном участке по адресу: <...>, убрана, самовольные строения на земельном участке отсутствуют. В подтверждение указанных доводов суду представлены фотографии, из которых следует, что автозаправочная станция на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, отсутствует, деятельность по продаже топлива не ведется. Доказательств обратного истцом суду не представлено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации г.Орска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации города Орска к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о сносе самовольной постройки, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Сбитнева Ю.Д.

Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2020 года.

Судья Сбитнева Ю.Д.