РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе: председательствующего - судьи Быковой Ю.В.,
при секретаре Костылевой Е.В.,
с участием истца Жабровской Т.В.,
представителя процессуального истца заместителя прокурора Нерчинского района Забайкальского края Рыжинской Е.В.,
представителя ответчика по доверенности Гладких Л.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело № 2-88/2022 по иску прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Жабровская Т.В. к ГУ Клиентская служба ПФР в Нерчинском районе Забайкальского края о признании права на получение выплат, предусмотренных Указом Президента РФ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», обязании произвести предусмотренные выплаты
УСТАНОВИЛ
Прокуратурой района по обращению Жабровской Т.В. об отказе в назначении выплат на несовершеннолетнего ребёнка проведена проверка исполнения законодательства о социальном обеспечении в клиентской службе ГУ УПФР в г. Шилке в части соблюдения порядка предоставления выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Жабровская Т.В., являвшаяся опекуном несовершеннолетней К.С.Д.......... г.р., 08.09.2020 получила отказ клиентской службы ГУ УПФР в .............. в предоставлении выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О исполнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", поскольку на момент обращения мать К.С.Д. была ограничена в родительских правах, и, следовательно, не утратила прав на получение дополнительных мер государственной поддержки. 03.02.2021 распоряжением администрации муниципального района «Нерчинский район» № 47 Жабровской Т.В. создана приёмная семья, 21.04.2021 мать К.С.Д. решением Нерчинского районного суда лишена родительских прав. 09.06.2021 Жабровская Т.В повторно обратилась в клиентскую службу УПФР в г. Шилке за получением выплат на несовершеннолетнего ребёнка, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", однако ей вновь получен отказ в связи с истечением сроков обращения за данной выплатой.
Поскольку решение о лишении К.М.А. родительских прав принято только ........., фактически несовершеннолетняя оказалась лишённой права на социальную поддержку ввиду объективной невозможности обратиться её приёмным родителем за назначением указанных выплат. Таким образом, отказ от назначения выплат Жабровская Т.В. принят без учёта всей совокупности фактических обстоятельств.
Ранее руководителю клиентской службы ГУ УПФР в Нерчинском районе внесено представление, в удовлетворении которого отказано.
Прокурор просит суд признать за Жабровская Т.В. право на получение выплат на несовершеннолетнюю К.С.Д., ......... года рождения, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.04.2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», обязать ГУ Клиентская служба ПФР в Нерчинском районе произвести Жабровская Т.В. выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ от 07.04.2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в сумме 25 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, изменив основание иска.
В соответствии с уточненными исковыми требованиями прокурор просит суд признать за Жабровской Т.В. право на получение выплат на несовершеннолетнюю К.С.Д., 22.09.2018г.р., предусмотренных Указом Президента РФ от 07.04.2020 №249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в сумме 5 000 рублей; признать за Жабровской Т.В. право на получение выплат на несовершеннолетнюю К.С.Д., 22.09.2018 г.р., предусмотренных Указом Президента РФ от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющих детей» в сумме 10000 рублей, обязать ГУ Клиентская служба ПФР в .............. произвести Жабровская Т.В. выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в сумме 5 000 рублей ежемесчно в период с апреля по июнь 2020 года, предусмотренные Указом Президента РФ от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющих детей» в сумме 10000 рублей.
Дело рассмотрено с учетом уточненных исковых требований.
В судебном заседании заместитель прокурора Рыжинская Е.В. поддержала исковые требования с учетом уточнения.
Истец Жабровская Т.В. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ОПФР по Забайкальскому краю Гладких Л.Е., возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что Жабровской Т.В. было правомерно отказано в назначении социальных выплат, поскольку она не обладала правом на меры социальной поддержки предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В отзыве на исковое заявление представитель по доверенности ОПФР по Забайкальскому краю Наседкина В.Г. указала, что Жабровская Т.В., 03.09.2020 г. обратилась с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в размере 5 000 тысяч рублей в соответствии с Указом Президента РФ № 249 от 07.04.2020 г. «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» как законный представитель (опекун) К.С.Д., ......... г.р. По заявлению о предоставлении ежемесячной выплаты было вынесено отказное решение от 08.09.2020г. по причине предоставления недостоверных сведений. Несоответствие требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 3(2) Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 474 (далее - Правила №474).
Согласно пункту 3 Правил, ежемесячная выплата в размере 5 тысяч рублей полагается на каждого ребенка в возрасте до 3 лет следующим категориям гражданам: а) лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.; б) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок родился или которыми первый ребенок был усыновлен в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г.
Подать заявление на установление ежемесячной выплаты могла только правообладатель материнского (семейного) капитала К.М.А., 08.11.1997г.р. (мать детей, решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принято ....................... фонда РФ в .............. края (межрайонное)). При этом К.М.А. на момент вступления в силу Указа №249 распорядилась средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. За установлением выплат по Указам Президента РФ К.М.А. не обращалась.
В соответствии с п.9 правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 474 в случае если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло у ребенка (детей) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», заявление может быть подано законным представителем ребенка (детей), если ежемесячная выплата ранее не была получена законным представителем этого ребенка (детей).
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит в следующему:
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно пункта 1 статьи 3 указанного Закона, возникает у следующего круга лиц: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; 5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
В силу части 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.
Согласно ч.3 указанной статьи, право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (часть 3 статьи 3 Закона N 256-ФЗ).
Согласно ч.4 указанной статьи в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Согласно ч.5 право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Из анализа вышеуказанных положений закона следует, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей имеют прежде всего мать ребенка, при наличии условий невозможности оказания указанных мер поддержки государством матери ребенка указанное право переходит к отцу ребенка, и при невозможности оказания указанных мер поддержки государством отцу ребенка самому ребенку.
Судом установлено, что матерью несовершеннолетней К.С.Д., ......... является К.М.А., в графе отец в свидетельстве о рождении ребенка стоит прочерк.
К.М.А. решением Нерчинского районного суда от ......... сначала была ограничена в родительских правах в отношении своих детей К.И.А., ......... года рождения, К.С.Д., ......... года рождения, затем решением Нерчинского районного суда от .........К.М.А. была лишена родительных прав в отношении детей К.И.А., ......... года рождения, К.С.Д., ......... года рождения.
На основании распоряжения администрации муниципального района «..............» №........ от 25.08.2020 года Жабровская Т.В. назначена опекуном К.И.А., ......... года рождения, К.С.Д., ......... года рождения.
На основании распоряжения администрации муниципального района «Нерчинский район» № 47 от 03.02.2021 года отменено распоряжение № 462 от 25.08.2020 года в связи с созданием приёмной семьи. Жабровская Т.В. назначена приемным родителем несовершеннолетних К.И.А., ......... года рождения, К.С.Д., ......... года рождения.
03.09.2020 года Жабровская Т.В. обратилась в клиентскую службу на правах отдела в Нерчинском районе ГУ УПФР в г. Шилке с заявлением о назначении выплаты в размере 10 000 рублей.
08.09.2020 Жабровская Т.В. получила отказ клиентской службы в предоставлении выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", в связи с тем, что право на ежемесячную выплату имеют владельцы сертификатов на материнский (семейные) капитал, владельцем сертификата в связи с рождением К.С.Д. является К.М.А., ее право на дополнительные меры государственной поддержки на момент обращения Жабровской Т.В. в органы Пенсионного фонда не было прекращено.
Также ответом клиентской службы на правах отдела в Нерчинском районе ГУ УПФР в г. Шилке на обращение Жабровской Т.В. ей был выдан мотивированный отказ по вопросу выплаты в размере 10 000 рублей в соответствии с Указом Президента от 23.06.2020 года № 412. Отказ мотивирован тем, что в связи с отсутствием у несовершеннолетней К.С.Д. права на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249, Жабровской Т.В. отказано в получении выплаты в размере 10 000 рублей в соответствии с Указом Президента от 23.06.2020 года № 412, т.к данный Указ принят в дополнение в Указу от 07.04.2020 года.
Обсудив изложенные в отказах выводы ответчика, суд приходит к следующему.
В обеспечение социальной поддержки и сохранения доходов семей, имеющих детей Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г. произведены в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 года N 474 (в редакции постановлений от 11 мая 2020 года N 652 и от 25 июня 2020 года N 919) утверждены "Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, которые возникли после введения их в законную силу. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу (пункты 5 и 7 Указа).
Учитывая, что момент вступления в законную силу Указа Президента от 07 апреля 2020 года № 249 мать ребенка Комогорцева М.А. не была ограничена и не была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка К.С.Д., она имела право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", соответственно на получение выплат по указанному Указы Президента.
Исходя из этого, суд соглашается с выводами ответчика об отсутствии у Жабровской Т.В. права на получение дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, с учетом буквального толкования текста Указа Президента.
Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрена единовременная выплата гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, в размере 10 000 руб. на каждого такого ребенка.
Решение Нерчинского районного суда от 07 июля 2020 года об ограничении К.М.А. родительных прав в отношении детей К.И.А., ......... года рождения, К.С.Д., ......... года рождения вступило в законную силу 11 августа 2020 года, т.е. в период действия Указов Президента № 249 от 07 апреля 2020 года и № 412 от 23 июня 2020 года.
Исходя из буквального толкования текста Указа Президента № 412 от 23 июня 2020 года в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" единовременную выплата в размере 10 000 рублей положена гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что на момент введения в действие Указа Президента № от 23 июня 2020 года N 412, мать ребенка К.М.А. хотя и не была лишена родительных прав в отношении К.С.Д., однако утратила право на получение мер государственной поддержки семей, имеющих детей, поскольку судом было принято решение об ограничении ее в родительских правах, несовершеннолетняя К.С.Д. на основании распоряжения главы администрации муниципального района «Нерчинский район» № 462 от 25.08.2020 года, передана под опеку Жабровской Т.В., соответственно право на меры социальной поддержки, перешло к опекуну ребенка Жабровской Т.В.
Разрешая заявленный спор, исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, применив к спорным отношениям аналогию закона, руководствуясь частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" суд пришел к выводу о том, что право на получение единовременных денежных выплат на детей предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 412 перешло к истцу в связи с установлением ей опеки над несовершеннолетней К.С.Д.
Соответственно суд признает за истцом Жабровской Т.В. право на оказание мер социальной поддержки семей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющих детей», суд исходил из необходимости восстановления прав и законных интересов Жабровской Т.В. и её несовершеннолетней опекаемой К.С.Д. не достигшей возраста 16 лет, являющейся гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Российской Федерации.
При разрешении требований иска прокурора в части обязания ГУ клиентская служба ПФР в Нерчинском районе произвести Жабровской Т.В. выплаты, суд исходит из того, что 01.10.2021 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Шилка Забайкальского края (межрайонное) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю, что подтверждается общедоступными сведениями из ЕГРЮЛ размещенными на официальной сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru), соответственно суд полагает необходимым возложить указанную в иске обязанность на ОПФР по Забайкальскому краю.
Суд принимает решение о частичном удовлетворении иска прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Жабровская Т.В. в части признания за Жабровская Т.В. права на получение выплат на несовершеннолетнюю К.С.Д., ......... г.р., предусмотренных Указом Президента РФ от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющих детей» в сумме 10 000 рублей и возложении на ОПФР по Забайкальскому краю обязанности произвести указанные выплаты Жабровской Т.В.
В удовлетворении остальных требований прокурора суд отказывает по выше приведенным мотивам.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Жабровская Т.В. к ГУ Клиентская служба ПФР в Нерчинском районе Забайкальского края о признании права на получение выплат, предусмотренных Указом Президента РФ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», обязании произвести предусмотренные выплаты удовлетворить частично.
Признать за Жабровская Т.В. право на получение выплат на несовершеннолетнюю К.С.Д., ......... г.р., предусмотренных Указом Президента РФ от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющих детей» в сумме 10000 рублей.
Обязать ОПФР по Забайкальскому краю произвести Жабровская Т.В. выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющих детей» на несовершеннолетнюю К.С.Д., ......... г.р., в сумме 10 000 рублей.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях, которых, не был разрешен судом.
Апелляционные жалобы подаются через Нерчинский районный суд Забайкальского края в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья-
Мотивированное решение принято судом 31 марта 2022 года.