ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-871/2021УИД230015-01-2021-000971-67 от 23.04.2021 Ейского городского суда (Краснодарский край)

INCLUDEPICTURE "../WINWORD/RUSSIA1.PCX" \* MERGEFORMAT К делу № 2 – 871/2021 УИД 23RS0015-01-2021-000971-67

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 23 апреля 2021 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Мурзовой А.С.

с участием помощника

Краснодарского транспортного прокурора Малахай Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Краснодарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ковчег», третьи лица – Черноморо-Азовское морское Управление по надзору в сфере природопользования, ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» Ейский филиал, капитан морского порта Ейск, о понуждении к устранению нарушений,-

УСТАНОВИЛ:

Краснодарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд и просит обязать ООО «Ковчег» для осуществления деятельности по снятию отходов с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.

Представитель третьих лиц – ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» Ейский филиал, капитана морского порта Ейск, в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в его отсутствие, принятие решения по иску оставляет на усмотрение суда.

Выслушав участвующего в деле помощника прокурора, директора и представителя ответчика, представителя Черноморо-Азовского морского Управления по надзору в сфере природопользования, изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, по следующим основаниям.

Участвующий в деле помощник Краснодарского транспортного прокурора в судебном заседании просит исковые требования удовлетворить в полном объеме, пояснив, что межрегиональным управлением по надзору в сфере природопользования по <адрес> являющимся органом, который осуществляет лицензируемый вид деятельности, был предоставлен ответ, в соответствии с которым заключение государственной экологической экспертизы , утвержденное ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по <адрес>, выдавалось ООО «Ковчег» по материалам, обосновывающим деятельность по обращению с отходами в рамках получения лицензии, в соответствии с требованиями на тот момент существующего законодательства о лицензировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления, это говорит о том, что данная документация не получалась. ООО Ковчег осуществляет непосредственную деятельность в акватории морского порта и все решения, на которые ссылается ответчик в 2019 году, не имеет преюдициального значения, поскольку по настоящему делу привечены третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования - ФГБУ "Администрация морских портов Азовского моря" Ейский филиал, Капитан морского порта Ейск. Настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Директор ООО «Ковчег» в судебном заседании просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку двумя решениями суда доказано, что экспертиза у них есть, но она им не нужна, потому что они не пользуются внутренними морскими водами, гидроресурсами и гидросооружениями, транспортная прокуратура не представила оснований для чего ответчику нужна экспертиза.

Представитель ответчика в судебном заседании просит в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что Краснодарской транспортной прокуратурой не доказан факт пользования внутренними водами РФ, ООО «Ковчег» не затрагивает внутренние воды РФ. Требуемая экспертиза это дорогостоящий проект и удовлетворяя исковые требования прокуратуры суд возложит на ООО «Ковчег» обременение в виде больших затрат с учетом того, что у общества эта экологическая экспертиза есть.

Представитель третьего лица – Черноморо-Азовского морского Управления по надзору в сфере природопользования, в судебном заседании просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО\5 о нарушениях законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в деятельности ООО «Ковчег».

В ходе проверки установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Ковчег» занимается вспомогательной деятельностью, связанной с водным транспортом. Общество на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет снятие судовых отходов (нефтесодержащих и сточных вод) с судов, посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта Ейск и транспортного средства, размещенного на причале морского порта Ейск, а также оказывает услуги по снятию судового мусора с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск. Документы и (или) документация ООО «Ковчег», обосновывающая хозяйственную деятельность в морском порту Ейск, подлежит государственной экологической экспертизе, положительное заключение которой у Общества отсутствует (л.д.9-20, 21-24).

В Краснодарскую транспортную прокуратуру директором ООО «Ковчег» предоставлено Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами» ООО «Ковчег», утвержденное ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по <адрес> (л.д.104-110).

В обоснование исковых требований истцом в материалы дела представлены следующие документы и информация: письмо Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере землепользования по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Заключение государственной экологической экспертизы , выданное ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по <адрес> выдавалось ООО «Ковчег» по материалам, обосновывающим деятельность по обращению с отходами в рамках получения лицензии ) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями действующего законодательства о лицензировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления (л.д.66); информация Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, документация, обосновывающая планируемую (намечаемую) деятельность во внутренних морских водах и территориальном море по снятию судовых отходов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта и транспортного средства, размещаемого на причале морского порта является в соответствии со ст. 34 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (л.д.67-70); письмо ООО «Ковчег» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого, ООО «Ковчег» на постоянной основе осуществляет услуги по снятию судовых отходов и их транспортировке следующими транспортными средствами: автоцистерна <данные изъяты> (гос. номер ), автоцистерна <данные изъяты> (гос. номер ); автомобиль-мусоровоз <данные изъяты> (гос. номер ). С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ковчег» заключены договора с ООО «Южный город» и с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Монолит» на сбор, транспортировку, размещение, утилизацию и обезвреживание всех видов нефтеотходов (л.д.25,26-27).

Также, согласно Плану управления судовыми отходами в морском порту Ейск, разработанному Ейским филиалом ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», утверждённому капитаном морского порта Ейск ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение экологической безопасности мореплавания и охраны окружающей среды достигается путем: организации и контроля мероприятий по предотвращению загрязнения окружающий среды отходами с судов, контроля деятельности приемных портовых сооружений для отходов с судов, организация мер по ликвидации аварийных загрязнений окружающей среды с судов. Планом предусмотрено, что функция государственного надзора и контроля за деятельностью предприятий по оказанию экологических услуг судам, условиям содержания сооружений для размещения и утилизации судовых отходов осуществляется специально уполномоченными федеральными органами на основании действующего законодательства Российской Федерации. Согласно плану, деятельность предприятий по оказанию экологических услуг судам, полигонов для размещения и утилизации отходов с судов осуществляется на коммерческой основе в рамках действующего законодательства Российской Федерации. ООО «Ковчег» включен в перечень предприятий, осуществляющих прием в порту судовых отходов (л.д.28-55).

Вместе с тем, апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решение Ейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. В иске Краснодарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ковчег» о запрете осуществления хозяйственной и иной деятельности (снятие судовых отходов с судов) на территории морского порта Ейск – отказано (л.д.130-134).

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно п.7 ст.11 Федерального закона РФ от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона РФ от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона РФ от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» регламентировано, что внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удалённые в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.

Согласно ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Границы морского порта Ейск установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 549-р.

В соответствии с положениями ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - государственная экологическая экспертиза): является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.

На основании изложенного, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, Краснодарской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО\5 о нарушениях законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в деятельности ООО «Ковчег», в ходе которой установлено, что ООО «Ковчег» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет снятие судовых отходов (нефтесодержащих и сточных вод) с судов, посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта Ейск и транспортного средства, размещенного на причале морского порта Ейск, а также оказывает услуги по снятию судового мусора с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск. Указанная деятельность осуществляется ООО «Ковчег» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающей хозяйственную деятельность.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование иска либо в возражение против исковых требований.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ООО «Ковчег» ДД.ММ.ГГГГ было получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами» ООО «Ковчег», утвержденное Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по <адрес>, из которого следует, что в материалах «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами» ООО «Ковчег» для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, отражена технологическая безопасность и обоснована экологическая допустимость намечаемой деятельности. В разделе 2 Заключения указано, что основным видом деятельности предприятия является сбор и обезвреживание подсланевых вод, поступающих с теплоходов, а также сбор и транспортировка хоз-фекальных вод и мусора с судов, причем осуществление такой деятельности как сбор и транспортировка предприятие производит на причалах в морском порту <адрес>.

Согласно проведенной ДД.ММ.ГГГГ Черноморо – Азовским морским управлением Федеральной службы в сфере природопользования внеплановой документарной проверки ответчика, нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства не выявлено. В ходе проверки установлено, что ООО «Ковчег» имеет Лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. ООО «Ковчег» получено санитарно- эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; ООО «Ковчег» проведена паспортизация отходов I-IV класса опасности. Работники ООО «Ковчег», которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, имеют документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности (л.д.135-138).

При этом, решением судьи Темрюкского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ год по делу , постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Ковчег», привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения, выразившееся в невыполнении законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы и не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизы – отменено, производство по делу прекращено за отсутствием события административного правонарушения. Решением судьи <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ – оставлено без изменения (л.д.119-126,127- 129).

Кроме того, как следует из материалов дела, ООО «Ковчег» осуществляет снятие судовых отходов (нефтесодержащих и сточных вод) с судов посредством гибких трубопроводов (рукавов/шлангов), соединяющих накопительные емкости судна, находящегося в акватории морского порта Ейск и транспортного средства, размещенного на причале морского порта Ейск (гидротехнические сооружения), а также оказывает услуги по снятию судового мусора с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» причал относится к портовым гидротехническим сооружениям.

Таким образом, ООО «Ковчег» осуществляет свою деятельность на территории морского порта, вне акватории морского порта и вне внутренних морских вод РФ, пользователем природных ресурсов внутренних морских вод не является.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , решение Ейского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. В иске Краснодарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ковчег» о запрете осуществления хозяйственной и иной деятельности (снятие судовых отходов с судов) на территории морского порта Ейск – отказано.

Указанным апелляционным определением установлено, что деятельность, осуществляемая ответчиком, не входит в перечень объектов государственной экологической экспертизы. Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, процессуальными сторонами по делу не обжаловалось.

Суд полагает, что данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего гражданского дела в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что документы, обосновывающие деятельность ООО «Ковчег» в порту Ейск, проходили государственную экологическую экспертизу в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 31.07.1998 года №155-ФЗ «О морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», что подтверждается представленным в материалы дела заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Экологического обоснования деятельности по обращению с опасными отходами» ООО «Ковчег», выданным ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю, вместе с тем, в судебном заседании установлено, что деятельность, осуществляемая ответчиком, не входит в перечень объектов государственной экологической экспертизы, в материалы дела истцом не представлены доказательства, что ответчик осуществляет свою деятельность во внутренних водах Российской Федерации.

Доводы ответчика, что поскольку ООО «Ковчег» изменена деятельность, так как исключена деятельность по обезвреживанию подсланевых вод, поступающих с теплоходов, методом флотации, в связи с чем, требует нового проведения государственной экологической экспертизы и получения соответствующего заключения, суд считает необоснованными и не законными, поскольку отказ от осуществления одного из видов деятельности (обезвреживание подсланевых вод, поступающих с теплоходов, методом флотации), не может свидетельствовать о нарушении ответчиком природоохранного законодательства, и не является основанием для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на оставшийся вид деятельности – сбор подсланевых вод, сбор и транспортировка хоз-фекальных сточных вод и мусора с судов.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований Краснодарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ковчег», следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Краснодарского транспортного прокурора о понуждении ООО «Ковчег» для осуществления деятельности по снятию отходов с судов, находящихся в акватории морского порта Ейск, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих ведение хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) через Ейский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 28.04.2021 года.

Председательствующий