Дело 2-872-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М. В.,
при секретаре Ревиной К. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений о признании решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действия
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование указал, что в период с 01.08.2003 года по 28.01.2014 года проходил военную службу на офицерских должностях в Министерстве обороны Российской Федерации.
С мая 2010 года по ноябрь 2010 года был прикомандирован в войсковую часть 13204 место дислокации г. Изобильный Ставропольского края, и проходил службу на технической позиции войсковой части 13204, расположенной на военной базе Ханкала в Чеченской Республике.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 747 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65», Приказом Руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 11.05.2006 года № 339/ош «Об утверждении Инструкций о порядке определения времени непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 07.03.2008 года № 114 «О внесении изменений в приказ Министерства обороны Российской Федерации от 15.03.2015 года № 77, приказом командира войсковой части 13204 № 369 от 01.11.2010г. признан непосредственно принимавшим участие в период с 01.08.2010 года по 20.08.2010 года в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики Российской Федерации, данный период включен в выслугу лет (трудовой стаж) из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. Участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики также подтверждается записью в личном деле, эта запись является фактом, подтверждающим выполнение задач в зоне вооруженного конфликта. В силу требований закона гарантии и компенсации предоставляются только военнослужащим воинских частей, выполняющим задачи в местностях, отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства РФ по представлению Министерства обороны РФ.
С вопросом о выдаче ему удостоверения и признании права считаться ветераном боевых действий, он, собрав необходимые документы, обратился в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
20.06.2016 года в ОВК Ставропольского края по Кочубеевскому району истцу было вручено решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 30.04.2015 года, в соответствии с которым было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, так как, якобы в материалах предоставленных комиссии имеются противоречивые сведения (в соответствии с командировочным удостоверением ФИО1 прибыл-убыл) в (из) ОГВ(с), а выписки, подтверждающие участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона за аналогичны период предоставлены по войсковой части 13204). В копии военного билета ГД 0294486 отсутствуют сведения, подтверждающие прохождение военной службы ФИО1 в составе в/ч 27818.
Считает решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана соевых действий от 30.04.2015 года об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным и абсурдным. Так как в самом решении указана его должность - помощник начальника РИЦ в/ч 27818. Сам факт его участия в контртеррористических операциях данным решением не опровергнут. Факт отсутствия в копии военного билета ГД 0294486 сведений, подтверждающих прохождение военной службы в составе в/ч 27818 связан с тем, что при увольнении в запас он сдал военный билет с отметкой о прохождении военной службы в составе в/ч 27818, и он находится в его личном деле в ОВК Ставропольского края по Кочубеевскому району. Взамен старого военного билета был выдан новый, соответственно без указанной отметки.
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 13204 №369 документов, в период, предусмотренный Разделом III Перечня ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в период времени с 01.08.2010 года по 20.08.2010 года он принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики Российской Федерации, то есть на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Также, согласно данной выписки из приказа, период времени с 01.08.2010 года по 20.08.2010 года подлежит включению ему в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц за 3 месяца.
Истец заключил соглашение с НП «Центр правовой защиты» на оказание мне юридических услуг: консультации — 2000 рублей, изучение документов 2000 рублей, составление искового заявления - 5000 рублей, представление интересов заказчика в судебных органах 11 000 рублей, общая стоимость услуг составляет 2) 000 рублей. Также я понесла расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. Данные расходы, в соответствии со ст. 94 ГПК РФ признаются судебными издержками и в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
На основании изложенного, со ссылкой на положения ФЗ «О ветеранах», Постановления Правительства РФ №1360 от 09.12.1994г., №280 от 31.03.1994г. Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, просит суд:
Признать незаконным решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 30.04.2015 года об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Возложить на комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 30.04.2015 года обязанность выдать удостоверение ветерана боевых действий ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий:
денежную сумму в размере 20 000 рублей в счет оплаты за оказание юридических услуг;
денежную сумму в размере 300 рублей в счет оплаты государственной пошлины.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст.40 ГПК РФ привлечено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
В судебном заседании истец ФИО1 не присутствует, извещен, направил заявление, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).
Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") содержит позицию " Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В соответствии с названным Постановлением к участию в контртеррористической операции приравнивается: прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики); прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики); участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.
Согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания названных нормативно-правовых актов следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.
Тем самым непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
С 11.08.2012 г. порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ регулируется Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ МО РФ № 2288). Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».
Впоследствии данный Приказ был отменен, а Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации" утвержден Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, согласно которому правом установления факта участия в боевых действия гражданина по линии Министерства обороны РФ в соответствии с действующим законодательством РФ наделено исключительно коллегиально созданная комиссия соответствующего военного округа Министерства обороны РФ.
Для получения удостоверения «Ветеран боевых действий» военнослужащему, проходящему военную службу в ВС РФ - через командира войсковой части, а в иных случаях через территориальный военный комиссариат необходимо обратиться с соответствующим заявлением и предоставить все необходимые документы в соответствующую территориальную комиссию военного округа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 обратился в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Решением комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 30.04.2015 года истцу было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, со ссылкой на то обстоятельство, что в материалах предоставленных комиссии имеются противоречивые сведения (в соответствии с командировочным удостоверением ФИО1 прибыл-убыл) в (из) ОГВ(с), а выписки, подтверждающие участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона за аналогичны период предоставлены по войсковой части 13204). В копии военного билета ГД 0294486 отсутствуют сведения, подтверждающие прохождение военной службы ФИО1 в составе в/ч 27818.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с настоящим иском.
Так, из материалов дела следует о том, что согласно копии военного билета ГД № ФИО1 проходил военную службу на офицерских должностях в ВС РФ с 01.08.2003 года по 28.01.2014 года.
Согласно предоставленной третьим лицом, отделом военного комиссариата СК по Кочубеевскому району, копии удостоверения личности офицера АА №, ФИО1 проходил военную службу в составе в/ч 27818.
Согласно копии командировочного удостоверения от 15.05.2010 года № 159, командиром в/ч 27818 лейтенант ФИО1 был командирован в в/ч 13204 м.п., место дислокации г.Ханкала, на срок 97 дней, в период с 12.06.2010г. по 16.09.2010 года для исполнения специальных обязанностей, выбыл из в/ч 27818 12.06.2010 года, прибыл в Ханкала 13.06.2010 года, выбыл из пос. Ханкала 19.09.2010ггода, прибыл в в/ч 27818 30.09.2010 года.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 13204 №284 от 30.06.2010г. ФИО1 принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики РФ: с 15.06.2010г. по 30.06.2010г.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 13204 №333 от 31.07.2010г. ФИО1 принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики РФ: с 01.07.2010 года по 20.07.2010 года.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 13204 №422 от 30.09.2010г. ФИО1 принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики РФ: с 01.09.010г. по 19.09.2010г.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 13204 №369 от 01.11.2010г. ФИО1 принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики РФ: с 01.08.2010г. по 20.08.2010г.
Выписки из приказов утверждены соответствующим руководителем контртеррористической операции / начальником УФСБ РФ по ЧР генерал-лейтенантом ФИО3, начальником УФСБ РФ по ЧР генерал-майором ФИО4, врио начальника УФСБ РФ по ЧР генерал- майором ФИО5
Данный факт подтверждает и копия справки № 56751 командующего Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-кавказского региона РФ генерал-лейтенанта ФИО6.
Кроме того, из содержания указанных приказов следует о том, что указанные периоды непосредственное участие в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики РФ подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц за 3 месяца службы.
Между тем, послужной список ФИО1 и копия военного билета не содержит сведений о непосредственном участии в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики РФ, однако данный факт, как уже указывалось выше, подтверждается допустимыми доказательствами, в частности, вышеприведенными приказами компетентных лиц в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а сам по себе факт отсутствия записи не может отрицательно влиять право истца на устанолвение статуса ветерана боевых действий.
Кроме того, суд учитывает, что в том же послужном списке (п.15) имеются сведения о том, что ФИО1 за высокие личные показатели в служебно-боевой деятельности, профессионализм при выполнении задач в Северо-Кавказском регионе РФ в составе ОГВ(с) награжден медалью «Участник контртерроритической операции», приказ первого заместителя командира ОГВ9С0 от ВС РФ №29 от 30.08.2010г.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что основания, по которым было принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действии ФИО1, опровергаются указанными выше документами, с высокой степенью очевидности свидетельствующие об участии истца в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской Республики РФ.
Отказ в выдаче удостоверения соответствующего образца, в частности ссылка на то, что имеются противоречивые сведения (в соответствии с командировочным удостоверением ФИО1 прибыл-убыл) в (из) ОГВ(с), а выписки, подтверждающие участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона за аналогичны период предоставлены по войсковой части 13204), носит формальный характер.
Более того, опровергается и самим содержанием командировочного удостоверения №159, согласно которому истец убыл из в\ч 27818 лейтенант ФИО1 был командирован в в/ч 13204, место дислокации г.Ханкала, на срок 97 дней, в период с 12.06.2010г. по 16.09.2010 года для исполнения специальных обязанностей, т.е. убыл непосредственно не в ОГВ9С), а в в\ч 13204, т.е. войсковую часть, дислоцировавшуюся в месте вооруженного конфликта.
Также суд учитывает, что все приказы были предоставлены военным комиссариатом из материалов личного дела ФИО1, а также непосредственно в\ч 13204, куда судом были направлены соответствующие запросы.
Более того, факт участи истца в проведении контртеррористических операций подтверждается и сведениями Управления ФСБ по Чеченской республике от 19.04.2018г., которые были представлены представителем ответчика, что достоверно подтверждает факт участия истца в КТО.
Анализируя содержание указанных выше доказательств, суд пришел к выводу о том, что они могут быть приняты в качестве допустимых, оценка которых в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ в их совокупности, позволяет прийти к выводу о том, что ФИО1 непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в ходе выполнения которых принимал непосредственное участие в боевых действиях, которые велись на территории Чеченской Республики, участие в которых включено в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, третий раздел.
В силу п.2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот Ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года № 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан федеральным органом исполнительной власти (с учетом 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону «О ветеранах», раздел. III).
Определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Как уже указывалось выше, истец представил комиссии все необходимые документы, подтверждающие его непосредственное участие в проведении контртеррористических операций в зоне вооруженного конфликта, в связи с чем, решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий н носит законного характера, требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца в части возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, то суд полагает указанные требования не подлежащими удовлетворению, исходит при этом из следующего.
Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.
Предусмотренные законодательством меры социальной поддержки могут быть предоставлены только на основании удостоверения, оформленного в установленном законами, подзаконными и ведомственными актами порядке.
Принятие решения о признании лица ветераном боевых действий при наличии установленных доказательств, а также выдачу удостоверения установленного Правительством РФ образца законодатель относит к исключительной компетенции специальных комиссий территориальных органов МО России на региональном уровне и не относится к полномочиям судебных органов.
Между тем, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности на ответчика по рассмотрению вопроса о выдаче удостоверения ветерана боевых действий повторно с учетом установленных обстоятельств в пределах компетенции в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации"
Оснований для взыскания каких-либо денежных средств в порядке ст.ст.98,100 ГПК РФ у суда не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств таких расходов.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать решение комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 30.04.2015 года об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действии ФИО1 – незаконным.
Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений повторно рассмотреть обращение ФИО1 о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2018 года
Председательствующий: