Дело № 2-872\2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
К О Т О В С К И Й Р А Й О Н Н Ы Й С У Д
В О Л Г О Г Р А Д С К О Й О Б Л А С Т И
в составе председательствующего судьи Карагодиной Т.А.
при секретаре Кременской С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово,
21 ноября 2013 г.
дело по иску ФИО1 к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Котовского муниципального района Волгоградской области о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Просят признать заключение службы по опеке и попечительству Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № – незаконным. Признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ истцом были уточненные заявленные исковые требования.
Указывает, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Его родители: мать - ФИО2 и отец ФИО2, согласно решения Котовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него лишены родительских прав.
Согласно Постановлению Администрации Котовского района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетнего ФИО1 в Детский дом он был помещен в Котовский детский дом. Там он проживал и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в Профессиональном училище № в г.Камышин Волгоградской области, где получил профессию по специальностям сварщик 3 разряда, газосварщик 3 разряда.
После окончания училища в течении года он работал в ООО «Дизайн».
Затем с июля 2009 года по июль 2010 года он проходил срочную военную службу в рядах Российской Армии.
После прохождения службы в рядах РА. он продолжает по настоящее время работать в ООО «Дизайн» в должности продавец строительных материалов.
Он, как лицо, имевшее статус лица, оставшееся без попечения родителей не имеет никакого жилья.
За время нахождения в Котовском детском доме, обучения в профессиональном училище - Орган опеки и попечительства не предпринял мер к постановке его на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в получении им жилья по достижению совершеннолетнего возраста, то есть 18-летия, и его своевременно об этом не уведомил.
О существовании данного права он узнал от его знакомого ФИО3 в конце августа месяца 2013 года. Он немедленно обратился в Орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по данному вопросу, где ему было предложено собрать необходимый пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья социального найма в специализированном жилищном фонде, как лицо, имеющее статус оставшегося без попечения родителей.
В течение 3-х недель он собрал предложенный пакет документов и ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, как лицо, имевшее статус оставшегося без попечения родителей и поскольку он не имеет никакого жилья.
Однако, по заключению службы по опеке и попечительству Администрации Котовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № - «ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеющий закрепленного жилья, не являющийся нанимателем или членом семьи нанимателей по договорам социального найма и не имеющий в собственности жилого помещения, не подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с пропуском установленного ФЗ Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении».
Согласно пункта 3 Постановления Администрации Котовского района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетнего ФИО1 в Детский дом за ним было закреплено жилье по адресу: <адрес>, где он прописан и по настоящее время.
В связи с указанными обстоятельствами, согласно Постановления Администрации Котовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Котовского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О помещении несовершеннолетнего ФИО1 в детский дом, за ним - жилье не закреплялось из-за его отсутствия.
Считает, что его права в обеспечении жильем были нарушены.
- Поскольку он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то согласно данного статуса в отношении него распространяются положения Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет меры дополнительных гарантий в обеспечении жилыми помещениями указанной категории граждан.
По причине закрепления за ним жилья в <адрес> (согласно Постановлению <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ) он не был своевременно на законных основаниях поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как ребенок, имеющий статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей органом опеки и попечительства и руководством Детского дома в г.Котово (его законными представителями в это время).
Он оказался лишенным права признания нуждающимся в обеспечении его жильём и постановке на учет по независящим от него обстоятельствам: по причине неправомерного закрепления за ним жилья согласно Постановлению <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Свое законное право в обеспечении жильем он своевременно не реализовал по уважительной причине - он был лишен права признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц, имевших статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Просит признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц, имевших статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с первоначальной датой постановки на учет -- ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец ФИО1 и его представитель по ходатайству ФИО6 в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования и просят их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО7 с уточненными исковыми требованиями согласна. Просит суд принять признание иска ответчиком, что подтвердила заявлением на имя суда.
Представитель третьего лица службы по опеке и попечительству администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО4 с иском согласна.
Третье лицо Министерство образования и науки Волгоградской области были судом надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Федеральным законом от 29,02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу (т.е отменен внеочередной порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам), часть 1 статьи 92 ЖК РФ дополнена пунктом 8 (следующего содержания: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), глава 9 ЖК РФ дополнена статьей 98.1, а ст. 8 Закона 159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.3 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий, Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области» (далее Закон Волгоградской области № 5-ОД) распространяющий свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 1 Закона Волгоградской области № 5-ОД установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту их жительства однократно предоставляются благоустроенные жилые помещении специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители истца: мать - ФИО2 и отец ФИО2, согласно решения Котовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении него лишены родительских прав – л.д.15.
Согласно Постановлению Администрации Котовского района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетнего ФИО1 в Детский дом, истец был помещен в Котовский детский дом, где он проживал и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ГКОУ «Котовского детского дома» - л.д.14.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в Профессиональном училище № в <адрес>, где получил профессию по специальностям сварщик 3 разряда, газосварщик 3 разряда, что подтверждается Дипломом о начальном профессиональном образовании.
В судебном заседании истец пояснил, что после окончания училища в течении года он работал в ООО «Дизайн». Затем с июля 2009 года по июль 2010 года он проходил срочную военную службу в рядах Российской Армии. После прохождения службы в рядах РА. он продолжает по настоящее время работать в ООО «Дизайн» в должности продавец строительных материалов. Он, как лицо, имевшее статус лица, оставшееся без попечения родителей не имеет никакого жилья.
Как было установлено в судебном заседании, за время нахождения в Котовском детском доме, обучения в профессиональном училище - Орган опеки и попечительства не предпринял мер к постановке истца на учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, в получении им жилья по достижению совершеннолетнего возраста, то есть 18-летия, и его своевременно об этом не уведомил.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что она занималась семьей ФИО9, когда работала ведущим специалистом по охране прав детей органа опеки и попечительства Администрации Котовского района. В 2002 году по Постановлению главы Котовского района ФИО1 был помещен в Котовский Детский дом еще до лишения его родителей родительских прав, так как родители не занимались воспитанием детей, злоупотребляли спиртными напитками, жили в не отапливаемом доме. В 2003 году родителей лишили родительских прав, а ФИО1 был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. До окончания школы он жил в Котовском Детском доме. За ФИО9 было закреплено жилье в <адрес>, в котором проживали его родители, хотя дом не был оформлен, право собственности на дом не было закреплено за ФИО9. Она считает, что ФИО1 не поставили на учет в качестве нуждающегося в связи с тем, что за ним было закреплено жилье, и в то время жилье сиротам не давали, были единичные случаи, когда сирота получал жилье.О существовании данного права он узнал от его знакомого ФИО3 в конце августа месяца 2013 года. Он немедленно обратился в Орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по данному вопросу, где ему было предложено собрать необходимый пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья социального найма в специализированном жилищном фонде, как лицо, имеющее статус оставшегося без попечения родителей.
В течение 3-х недель он собрал предложенный пакет документов и ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в орган опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, как лицо, имевшее статус оставшегося без попечения родителей и поскольку он не имеет никакого жилья.
Однако, по заключению службы по опеке и попечительству Администрации Котовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № - «ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеющий закрепленного жилья, не являющийся нанимателем или членом семьи нанимателей по договорам социального найма и не имеющий в собственности жилого помещения, не подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в связи с пропуском установленного ФЗ Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении».
Согласно пункта 3 Постановления Администрации Котовского района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении несовершеннолетнего ФИО1 в Детский дом за ним было закреплено жилье по адресу: <адрес>, где он прописан и по настоящее время.
Согласно справке № от 03.09. 2013 года, выданной администрацией Мирошниковского сельского поселения данное домовладение в похозяйственной книге Мирошниковского сельского поселения - не оформлено.
Согласно справке, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Волгоградский филиал Котовское отделение - № от ДД.ММ.ГГГГ за его матерью - ФИО2, жилого помещения, частного домовладения недвижимого имущества не зарегистрировано.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> - отсутствуют.
В связи с указанными обстоятельствами, согласно Постановления Администрации Котовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Котовского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О помещении несовершеннолетнего ФИО1 в детский дом, за ним - жилье не закреплялось из-за его отсутствия.
Суд приходит к выводу, что права истца в обеспечении его жильем были нарушены.
Поскольку в судебном заседании было установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то согласно данного статуса в отношении него распространяются положения Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет меры дополнительных гарантий в обеспечении жилыми помещениями указанной категории граждан.
Как следует из ст. 1 положения Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа до достижения ими 23-х летнего возраста.
В свою очередь, согласно подпункта 2 ст. 4 № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного Кодекса РФ (в редакции Закона №15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона №15-ФЗ.
При закреплении за ним жилого дома по адресу: <адрес> специалистами органа опеки и попечительства не было должным образом обследовано данное домовладение, а также не проверена и не исследована документация закрепленного жилья. Как выяснилось позже, домовладение не принадлежало его родителям, не принадлежит и ему. В результате - оказывается, что закрепление указанного жилого помещения было незаконным.
Органом опеки и попечительства Администрации Котовского муниципального района Волгоградской области это действие признано неправомерным, и данный факт им не оспаривается. В доказательство этому - принято Постановление Администрации Котовского муниципального района - № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому пункт 3 (о закреплении за ФИО1 жилья) - исключен.
По причине закрепления за истцом жилья в <адрес>, он не был своевременно на законных основаниях поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как ребенок, имеющий статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей органом опеки и попечительства и руководством Детского дома в г.Котово.
В судебном заседании истец пояснил, что он оказался лишенным права признания нуждающимся в обеспечении его жильём и постановке на учет по независящим от него обстоятельствам: по причине неправомерного закрепления за ним жилья согласно Постановлению Администрации Котовского района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Данное, обстоятельство является юридически значимым, поскольку факт своевременного обращения по указанному выше вопросу является одним из основании для реализации принадлежащего истцу права в обеспечении жилым помещением, которого он был лишен.
Кроме того, по достижению истцом 18 летнего возраста, орган опеки и попечительства Администрации Котовского района не предпринял действенных и надлежащих мер в обеспечении его жильём, предусмотренных действующим на то время Законом Волгоградской области №1147-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся и государственных учреждениях Волгоградской области».
Так, согласно статьи 4 указанного Закона «Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению гарантий права на имущество и жилое помещение»:
Органы местного самоуправления муниципального района или городского округи на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности или закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений:
организуют управление имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательствам;
организуют подготовку закрепленных жилых помещении к заселению возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью ч соответствии с установленными нормативами».
Из положений вышеуказанного Закона следует, что на орган опеки и попечительства целиком и полностью возлагались обязанности решения вопроса по обеспечению жильём таких лиц, как он.
ФИО1, находясь под защитой государственного органа, призванного осуществлять защиту интересов несовершеннолетних детей, остался фактически без его защиты и внимания.
Ст. 39 Конституции РФ - признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает создание для соответствующих категорий граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется сведений о зарегистрированных на его имя прав на какие-либо объекты недвижимого имущества.
Свое законное право в обеспечении жильем истец своевременно не реализовал по уважительной причине - он был лишен права признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц, имевших статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать ФИО1 нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года, обязать администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц, имевших статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с первоначальной датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
СУД
Р Е Ш И Л:
Признать ФИО1 нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать администрацию Котовского муниципального района Волгоградской области поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по категории лиц, имевших статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с первоначальной датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Судья: подпись.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ