УИД37RS0021-01-2021-000787-48
Дело № 2-872/2021
Р Е Ш Е Н И Е
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
Именем Российской Федерации
27декабря2021года городФурмановИвановскойобласти
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре ФИО4,
с участием:
истца ФИО1
представителя ответчиков Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Совета Фурмановского городского поселения, Совета Фурмановского муниципального района, по доверенностям ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес><ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Совету Фурмановского городского поселения, Совету Фурмановского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Совету Фурмановского муниципального района, Совету Фурмановского городского поселения о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования мотивированы тем, что органы местного самоуправления уклоняются от совершения действий по развитию инфраструктуры территории частного сектора <адрес> и прилегающей территории.
В исковом заявлении истец просил понудить ответчиков к совершению комплекса действий по строительству инфраструктуры территории <адрес><адрес> и прилегающих территорий в объеме 100000000 руб. ежегодно при планировании расходов местных бюджетов на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. для исполнения воли народа, оформленной протоколом опроса местных жителей, собранных председателем местного самоуправления нового типа (МСУНТ) – ФИО1 по следующим вопросам местного значения:
- перенос автобусного павильона и площадки под ТКО на 5-15 метров вглубь пустыря у промышленного объекта по адресу <адрес> под освещенную площадку от первого фонаря с созданием сквозного проезда для мусоровоза (согласно приложению <№> к протоколу волеизъявления местных жителей);
- перенос контейнерной площадки под ТКО вглубь пустыря на 10 метров у дома по <адрес> освещением и асфальтированием данной территории;
- создание рекреационной и/или спортивно-парковой зоны на месте пустыря, описанного контрольными точками-адресами: <адрес> – <адрес> – въезд в <адрес> с устройством освещения и асфальтированием данной территории;
- капитальный ремонт с асфальтированием и приведение к статусу автодороги, проезда от <адрес> до <адрес>;
- расширение дороги по <адрес> для обеспечения условий допуска общественного транспорта на данный маршрут;
- устройство асфальтированной дороги и уличного освещения на территории мкр. Энтузиастов, <адрес> и других улиц города согласно приложению <№> к протоколу волеизъявления местных жителей;
- устройство проездов с освещением к РЖД со стороны <адрес> и <адрес>; взаимодействие с руководством РЖД на основании устройства подъездов к РЖД по обеспечению с их стороны специального резинового настила для безопасного железнодорожного перехода шириной более 3 метров;
- устройство проездов с освещением к РЖД со стороны <адрес>; взаимодействие с руководством РЖД на основании устройства подъездов к РЖД по обеспечению с их стороны настила для безопасного железнодорожного перехода шириной более 3 метров.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что <ДД.ММ.ГГГГ> им, как председателем местного самоуправления нового типа (МСУНТ), проведен опрос и собраны подписи местных жителей в <адрес> и прилегающих улицах по повестке дня, соответствующей первоначально заявленным исковым требованиям. По результатам опроса составлен протокол. Инициативы истца поддержаны 88 местным жителем.
По результатам рассмотрения обращений истца, Администрацей Фурмановского муниципального района истцу давались ответы, согласно которым, оснований для удовлетворения заявлений истца не установлено.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял свои исковые требования.
В итоге, просил суд понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по обеспечению финансирования опережающего развития инфраструктуры территории <адрес> и прилегающих территорий в объеме 100000000 руб. ежегодно из местных бюджетов и других источников на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. согласно выраженной воле народа на целевые задачи:
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по переносу автобусного павильона на 5-10 метров вглубь пустыря у промышленного объекта (молокозавод) по адресу <адрес> переносу контейнерной площадки под ТКО вглубь пустыря на 10 метров и разворотом на 90 градусов с созданием заездного кармана и сквозного проезда-дороги для мусоровозы под освещенной площадкой на пустыре напротив первого фонаря согласно приложению <№> к протоколу волеизъявления местных жителей и выраженной воле народа;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по переносу контейнерной площадки под ТКО вглубь пустыря на 10 метров и разворотом на 90 градусов у дома по <адрес> созданием заездного кармана, уличным освещением и асфальтированием данной территории согласно выраженной воле народа;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по созданию рекреационной и/или спортивно-парковой зоны на месте пустыря, описанного контрольными точками-адресами: <адрес> – <адрес> – въезд в <адрес> с устройством уличного освещения и асфальтированием данной территории по периметру не менее 6 метров согласно выраженной воле народа;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по проведению капитального ремонта с асфальтированием и разметкой и приведение к статусу автодороги, проезда от <адрес> до <адрес> шириной не менее 6 метров;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по строительству и расширению асфальтированной дороги до 6 метров + обочина с нанесением дорожной разметки от <адрес> через <адрес> до <адрес> согласно выраженной воле народа;
- расширение дороги по <адрес> для обеспечения условий допуска общественного транспорта на данный маршрут шириной не менее 6 метров;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по строительству асфальтированной дороги и уличного освещения на всей территории территории <адрес> - ко всем земельным участкам, а также ул., <адрес> и других улиц прилегающий к <адрес> согласно приложению <№> к протоколу волеизъявления местных жителей шириной 4,5 метра согласно выраженной воле народа;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по устройству асфальтированной дороги с уличным освещением по направлению к РЖД со стороны <адрес> и <адрес> шириной 4,5 метра; взаимодействию с руководством РЖД на основании устройства подъездов к РЖД по обеспечению с их стороны специального резинового настила для безопасного железнодорожного перехода шириной 4,5 метра;
- понудить ответчиков к совершению комплекса мероприятий по строительству асфальтированной дороги шириной 4,5 метра с уличным освещением к РЖД со стороны <адрес>; взаимодействию с руководством РЖД на основании устройства подъездов к РЖД по обеспечению с их стороны настила для безопасного железнодорожного перехода шириной 4,5 метра.
Также истец просил взыскать с ответчиков судебные расходы истца в объеме транспортных расходов исходя из 50 руб. за 1 судебный день и оплаченную госпошлину – 2100 руб.
В судебном заседании истец иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представитель ответчиков - Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Совета Фурмановского городского поселения, Совета Фурмановского муниципального района – ФИО2 возражала против удовлетворения иска, полагала, что представленный истцом протокол волеизъявления местных жителей не может являться доказательством по делу; кроме того, органы местного самоуправления Фурмановского муниципального района самостоятельны в составлении и рассмотрении проекта бюджета.
Третье лицо - ООО «Управляющая компания № 2», извещенное о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. Из поступившего отзыва следует, что требования истца о переносе контейнерной площадки под ТКО вглубь пустыря на 10 метров у дома по <адрес> не подлежат удовлетворению, т.к. для переноса контейнерной площадки необходимо решение общего собрания собственников жилых помещений <адрес>. По иным требованиям позиция ООО «Управляющая компания № 2» не высказана.
Третье лицо - ОАО «РЖД», извещенное о времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило. Письменный отзыв на исковое заявление также отсутствует в деле.
Учитывая положения ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В период времени с <ДД.ММ.ГГГГ> и до момента рассмотрения спора в суде, истцом проведен опрос граждан, которых он встречал на улицах в районе мкр. <адрес> и прилегающих улицах, по повестке дня, соответствующей первоначально заявленным исковым требованиям. С граждан, поддерживающих его инициативу, им были собраны в общем количестве 88 подписей. По результатам опроса составлен протокол, датированный <ДД.ММ.ГГГГ>.
В мае 2021 истец направил вышеуказанный протокол в Администрацию Фурмановского муниципального района.
Из ответа Администрации Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ><№> следует, что:
- устройство уличного освещения в <адрес> осуществляется в рамках муниципального контракта от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, в соответствии с условиями которого Подрядчик самостоятельно разрабатывает проектно-сметную документацию, определяет место расположения опор и проводит строительно-монтажные работы. В соответствии с проектом организации дорожного движения улично-дорожная сеть в <адрес> начинается от перекрестка с <адрес>;
- выезд с <адрес> в сторону <адрес> является стихийно накатанным, не входит в улично-дорожную сеть <адрес>
- контейнерная площадка для сбора ТКО, расположенная на перекрестке <адрес> и ул. <адрес> соответствует СанПин 42-128-46920-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» и СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
- автопавильон, расположенный на <адрес>, не создает помех для движения транспортных средств и перенос автопавильона в другое место с созданием сквозного проезда не планируется;
- контейнерная площадка для сбора ТКО по адресу <адрес> организована более 40 лет назад и заявлений о переносе площадки от жителей близлежащих домов не поступали. В 2019 г. выполнен ремонт подъездный путей к данной площадке. Денежные средства для строительства сетей уличного освещения в данном микрорайоне не предусмотрены;
- предложение по определению территории, образованной <адрес>, 37 – <адрес> в рекреационную зону будет рассмотрено на заседании комиссии по землепользованию и застройке в случае принятия решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Фурмановского городского поселения;
- проезд от <адрес> сторону <адрес> образован в результате стихийного многократного проезда транспортных средств и не является автомобильной дорогой;
- работы по увеличению ширины дороги относятся к работам по реконструкции дорог, их финансирование не предусмотрено бюджетом Фурмановского городского поселения;
- на устройство уличного освещения на <адрес> и <адрес> заключен муниципальный контракт, вопрос строительства сетей уличного освещения на <адрес>, в <адрес> будет рассмотрен при планировании работ на 2023 г.
- увеличение ширины пешеходного перехода через железнодородные пути в районе переезда <адрес> к <адрес> не планируется, вопрос ремонта существующих переходов будет рассмотрен при планировании работ на 2022 г.;
- в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от <ДД.ММ.ГГГГ><№> целесообразность оборудования дополнительного перехода – проезда через участок железной дороги по адресу <адрес> – <адрес> отсутствует.
Аналогичное по своей сути содержание изложено в ответе от <ДД.ММ.ГГГГ><№> Администрации Фурмановского муниципального района.
По результатам рассмотрения обращений истца, Администрацей Фурмановского муниципального района истцу многократно давались ответы, согласно которым, оснований для удовлетворения заявлений истца не установлено.
Свидетель Свидетель №1, допрошенный в судебном заседании, показал, что <адрес> очень заужена, <адрес> и <адрес> не пригодна для проезда, администрация не задумывается об улучшении жизни жителей. Поддержал инициативу истца.
Истцом заявлены требования о понуждении ответчиков обеспечить ежегодное финансирование комплекса мероприятий, указанных истцом, в размере 100000000 руб. ежегодно из местного бюджета и других источников.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Из п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
Согласно ст. 40 Устава Фурмановского муниципального района Ивановской области (принят решением Фурмановского районного Совета Ивановской области от 15.09.2010 № 61 с изменениями, внесенными Решением Совета Фурмановского муниципального района Ивановской области от 28.01.2021 №8), Фурмановский муниципальный район имеет собственный бюджет. Бюджет Фурмановского муниципального района разрабатывается и утверждается в форме решения Совета Фурмановского муниципального района. Порядок разработки, утверждения, исполнения бюджета Фурмановского муниципального района, осуществления контроля за его исполнением, а также представления, рассмотрения и утверждения годового отчёта о его исполнении определяется положением о бюджетном процессе в Фурмановского муниципальном районе, утверждаемым решением Совета района.
Согласно ст. 21 Устава Фурмановского муниципального района Ивановской области структуру органов местного самоуправления Фурмановского муниципального района составляют:
- Совет Фурмановского муниципального района Ивановской области (официальное сокращенное наименование - Совет Фурмановского муниципального района) - представительный орган Фурмановского муниципального района;
- Глава Фурмановского муниципального района Ивановской области (официальное сокращенное наименование - Глава Фурмановского муниципального района) - высшее должностное лицо Фурмановского муниципального района;
- Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области (официальное сокращенное наименование - Администрация Фурмановского муниципального района) - исполнительно-распорядительный орган Фурмановского муниципального района;
- Контрольно-счетная комиссия Фурмановского муниципального района Ивановской области (официальное сокращенное наименование - Контрольно-счетная комиссия Фурмановского муниципального района) - контрольно-счетный орган Фурмановского муниципального района.
Уставом Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (принят решением Совета МО "Фурмановское городское поселение" от 27.10.2011 № 73) предусмотрено, что Фурмановское городское поселение имеет собственный бюджет (бюджет Фурмановского городского поселения). Формирование, утверждение, исполнение бюджета Фурмановского городского поселения и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Ивановской области (п. 1 ст. 44 Устава). Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются решением Совета Фурмановского городского поселения (ст. 11 Устава).
Структуру органов местного самоуправления поселения составляют (ст. 24 Устава Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области):
- Совет Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (сокращенное наименование - Совет Фурмановского городского поселения) - представительный орган муниципального образования;
- Глава Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (сокращенное наименование - Глава Фурмановского городского поселения) - высшее должностное лицо муниципального образования;
- Контрольно-счетная комиссия Фурмановского городского поселения (сокращенное наименование - Контрольно-счетная комиссия поселения) - орган внешнего муниципального финансового контроля.
Полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области исполняет Администрация Фурмановского муниципального района.
Ст. 26.1 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект (п. 1). Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения (п. 6). Местная администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта принимает одно из следующих решений:
поддержать инициативный проект и продолжить работу над ним в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о местном бюджете, на соответствующие цели и (или) в соответствии с порядком составления и рассмотрения проекта местного бюджета (внесения изменений в решение о местном бюджете);
отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта.
Местная администрация принимает решение об отказе в поддержке инициативного проекта в случае (п. 7 ст. 26.1 ФЗ №131-ФЗ) отсутствия средств местного бюджета в объеме средств, необходимом для реализации инициативного проекта, источником формирования которых не являются инициативные платежи.
Таким образом, органы местного самоуправления Фурмановского муниципального района самостоятельно составляют и рассматривают проект бюджета и инициативные предложения граждан и принимают решения в пределах предоставленных им полномочий.
Суд не может подменять собой внутригосударственные органы власти, которые наделены собственной свободой усмотрения и специальными полномочиями для решения возложенных на них функций.
Удовлетворение заявленного иска судом фактически подменит орган местного самоуправления, поскольку осуществит, таким образом, его функции.
Подмена функций органа местного самоуправления является недопустимой.
В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации суд не может подменять собой другие органы государственной власти, в том числе, не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в введении которого находится принятие решения.
Как следует из материалов дела, с инициативным проектом в порядке, предусмотренном ст. 26.1 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» истец к местной администрации не обращался.
Также следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 17 Устава Фурмановского муниципального района Ивановской области на публичные слушания должны выноситься проект районного бюджета и отчет о его исполнении; в соответствии с п. 3 ст. 18 Устава Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области на публичные слушания должны выноситься проект местного бюджета и отчет о его исполнении.
Публичные слушания, согласно гл. 5 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Таким образом, права истца, на защите которых он настаивает, не подлежат защите в судебном порядке, т.к. могут быть реализованы в соответствии с нормами ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ обращение в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц возможно в случаях, когда такое право им предоставлено законом.
Суд полагает, что у истца отсутствует в данном случае право на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку заявитель не обладает такими полномочиями в силу прямого указания закона. Таким правом на основании ст. 45 ГПК РФ обладает прокурор, который вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Основная задача органов прокуратуры при осуществлении надзорной функции - добиваться от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих контроль и надзор, надлежащего исполнения полномочий.
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.
Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведет к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.
В силу положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Поэтому отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие истцом надлежащих мер к реализации своего права в порядке, предусмотренном ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов данного лица.
Стороной истца не представлено доказательств нарушения ответчиками прав истца.
Поскольку у суда не имеется оснований для удовлетворения первоначального требования о понуждении ответчиков к совершению комплекса мероприятий по обеспечению финансирования опережающего развития инфраструктуры территории <адрес><адрес> и прилегающих территорий в объеме 100 000 000 руб. ежегодно из местных бюджетов и других источников на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. согласно выраженной воле народа, то и вытекающие из данного требования иные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку настоящим судебным решением в удовлетворении исковых требований истцу отказано в полном объеме, оснований для возложения на ответчиков обязанности возместить истцу понесенные им судебные издержки отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Совету Фурмановского городского поселения, Совету Фурмановского муниципального района о возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 11 января 2022г.