ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-873/14 от 26.06.2014 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Г. Николаевск-на-Амуре 26 июня 2014 года

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего – судьи Квашина Н.Ф.,

с участием:

помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Вахрина В.В.,

представителей ответчика Матаевой В.В., Пилипенко А.Н.,

при секретаре Сомовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» территорий расположенных за пределами аэропорта г. Николаевска-на-Амуре объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП Госкорпорация по ОрВД»,

УСТАНОВИЛ:

Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» территорий расположенных за пределами аэропорта г. Николаевска-на-Амуре объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП Госкорпорация по ОрВД». В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проведенной проверки исполнения КГУП «Хабаровские авиалинии» воздушного законодательства в части обеспечения службами авиационной безопасности патрулирования территорий расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации в деятельности предприятия выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении указанной обязанности, а именно, не обеспечено регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности предприятия территорий расположенных за пределами аэропорта г. Николаевска-на-Амуре объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП Госкорпорация по ОрВД»: обзорного радиолокатора трассового совмещенного с передающим радиоцентром, расположенного по адресу: г. Николаевск-на-Амуре Аэропорт, участок Толкочевки на север 3 км. от моста р. Камора; обзорного радиолокатора аэродромного АОРЛ-1АС, расположенного в 737 метрах на северо-запад от здания командно-диспетчерского пункта Николаевского центра ОВД; приемного радиоцентра, расположенного в 1650 м. от восточного торца взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Николаевска-на-Амуре; ближней автоматической приводной радиостанции АПР-8, расположенной в 1,2 км. от здания аэровокзала КГУП «Хабаровские авиалинии по направлению на север; дальней автоматической приводной радиостанции АПР-7, расположенной в границе ул. Лесная-ул. Гоголя в г. Николаевске-на-Амуре. Неисполнение ответчиком указанной обязанности создает реальную угрозу несанкционированному проникновению на территорию и объекты управления воздушным. движением и навигации, совершения актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие - причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, иным негативным последствиям. В этой связи прокурором поставлены требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности указанных территорий.

В судебном заседании помощника Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Вахрин В.В. исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Матаева В.В. исковые требования не признала.

Представитель ответчика Пилипенко А.Н. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что указанные объекты являются объектами управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В соответствии с приказом Минтранса РФ от 15 марта 2011 г. № 83 «Об утверждений Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия объекты филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» подлежат государственной охране подразделениями ФГУП «УВО Минтранс РФ», в связи с чем обязанность по их охране возложена на ФГУП «Охрана» МВД России. Имеется соответствующий договор, заключенный между названным предприятием и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 01.11.2011.

В отзыве ответчик указал на то, что в соответствии с п.п. 5, 9 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» филиалы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» являются субъектами транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, собственниками объектов транспортной инфраструктуры - объектов навигации и управления движением транспортных средств, часть которых находится на территории аэропортов КГУП «Хабаровские авиалинии», а часть объектов - за пределами. КГУП «Хабаровские авиалинии» также является субъектом транспортной инфраструктуры, собственником объектов транспортной инфраструктуры - аэропортов. В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 15 марта 2011 г. № 83 объекты филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» подлежат охране подразделениями ФГУП «УВО Минтранс РФ». Объекты ФГУП «Госокрпорация по ОрВД» не патрулируются нарядами службы авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии». Территории объектов, расположенных за пределами аэропортов, имеют ограждение и охранную сигнализацию, и находятся под охраной Николаевского-на-Амуре центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Сотрудники службы авиационной безопасности любого аэропорта КГУП «Хабаровские авиалинии», не имеющие права доступа на территорию объектов другого юридического лица, являются нарушителями.

Третье лицо - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» - просило о рассмотрении дела без участия своего представителя.

В отзыве третье лицо указало на то, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», положениями Устава ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» данное федеральное государственное унитарное предприятие наделено специальной правоспособностью, в связи с чем имеет право осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены в Уставе предприятия. Согласно Уставу ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не наделено правом осуществлять аэропортовую деятельность, одной из которых является обеспечение авиационной безопасности (посредством САБ). Основным видом деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации на основе соглашений (договоров), заключенных Федеральным агентством воздушного транспорта, а также обеспечение выполнения функций оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Статьей 7 ВК РФ установлено, что объекты Единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности. Определение объектов ЕС ОрВД дано в ст. 42 ВК РФ, к ним относятся, в том числе наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи. Из совокупности норм ст. 83 и ст. 84 ВК РФ, Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 01 февраля 2011 г., Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 г. № 62, следует, что авиационная безопасность обеспечивается различными, указанными в данных документах, структурами, среди которых названы службы авиационной безопасности аэродромов и аэропортов, подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, органы внутренних дел, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченные органы, наделенные этим правом федеральными законами. Объекты управления воздушным движением и радионавигации, указанные в исковом заявлении, а именно: обзорный радиолокатор трассовый совмещенный с передающим радиоцентром, расположенный по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, участок Толкочевки на север 3 кв. от моста р. Камора; обзорный радиолокатор аэродромный АОРЛ-1АС, расположенный 737 метров на северо-запад от здания командно-диспетчерского пункта Николаевского Центра ОВД; приемный радиоцентр, расположенный 1650 м. от восточного торца взлетно-посадочной полосы аэропорта г.Николаевск-на-Амуре; ближней автоматической приводной радиостанции АПР-8, расположенной, 1.2 км. от здания аэровокзала КГУП «Хабаровские авиалинии» по направлению на север; дальней автоматической приводной радиостанции АПР-7, расположенной в границе ул.Лесная - ул.Гоголя, г.Николаевска-на-Амуре, являются федеральной собственностью и закреплены за ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на праве хозяйственного ведения. В соответствии с приведенными нормами данные объекты охраняются силами ФГУП «Охрана» МВД России. В связи с чем защищенность указанных объектов от актов незаконного вмешательства обеспечена надлежаще. Угроза интересам неопределенного круга лиц отсутствует.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 83 Воздушного кодекса РФ определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Часть 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее - ФАП-142), которыми установлены требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Согласно п. 21 ФАП-142 территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропортаобъектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами служб авиационной безопасности.

В соответствии с п. 1 Приложения к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 897, территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

Таким образом, воздушным законодательством предусмотрена обязанность осуществления службой авиационной безопасности регулярного патрулирования не только территории аэропорта, но и территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных требований воздушного законодательства службой авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» не осуществляется патрулирование территорий объектов, находящихся за пределами аэропорта г. Николаевск-на-Амуре, являющихся собственностью Российской Федерации, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП «ГОсокрпорация оп ОрВД», а именно: обзорного радиолокатора трассового совмещенного с передающим радиоцентром, расположенного по адресу: г. Николаевск-на-Амуре Аэропорт, участок Толкочевки на север 3 км. от моста р. Камора; обзорного радиолокатора аэродромного АОРЛ-1АС, расположенного в 737 метрах на северо-запад от здания командно-диспетчерского пункта Николаевского центра ОВД; приемного радиоцентра, расположенного в 1650 м. от восточного торца взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Николаевска-на-Амуре; ближней автоматической приводной радиостанции АПР-8, расположенной в 1,2 км. от здания аэровокзала КГУП «Хабаровские авиалинии по направлению на север; дальней автоматической приводной радиостанции АПР-7, расположенной в границе ул. Лесная-ул. Гоголя в г. Николаевске-на-Амуре.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика и его представителей о том, что указанные объекты ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» подлежат государственной охране подразделениями ФГУП «УВО Минтранс РФ», и в настоящее время охрана объектов осуществляется ФГУП «Охрана» МВД России, не отменяют предусмотренную указанными выше правовыми нормами обязанность ответчика, имеющего особые уставные задачи по обеспечению требований авиационной безопасности применительно к ст. 84 Воздушного Кодекса РФ.

Такое положение не противоречит изложенным выше положениям Воздушного Кодекса РФ, так как является средством дополнительного обеспечения авиационной безопасности, входящей в понятие транспортной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» удовлетворить.

Возложить на Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии», юридический адрес: г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края, аэропорт, ИНН 2705012263, КПП 270501001, ОГРН 1032700112422, р/с 40402810007220000027 в Дополнительном офисе № 7 г. Николаевска-на-Амуре Дальневосточного филиала ОАО «МТС-Банк», БИК 040813838, к/сч. 30101810600000000838, обязанность обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» территорий, расположенных за пределами аэропорта г. Николаевска-на-Амуре объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП Госкорпорация по ОрВД», а именно: обзорного радиолокатора трассового совмещенного с передающим радиоцентром, расположенного по адресу: г. Николаевск-на-Амуре Аэропорт, участок Толкочевки на север 3 км. от моста р. Камора; обзорного радиолокатора аэродромного АОРЛ-1АС, расположенного в 737 метрах на северо-запад от здания командно-диспетчерского пункта Николаевского центра ОВД; приемного радиоцентра, расположенного в 1650 м. от восточного торца взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Николаевска-на-Амуре; ближней автоматической приводной радиостанции АПР-8, расположенной в 1,2 км. от здания аэровокзала КГУП «Хабаровские авиалинии по направлению на север; дальней автоматической приводной радиостанции АПР-7, расположенной в границе ул. Лесная-ул. Гоголя в г. Николаевске-на-Амуре.

Взыскать с Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в бюджет Николаевского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Дата изготовления мотивированного решения – 30 июня 2014 года.

Председательствующий Н.Ф. Квашин