Дело № 2-873/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2018 года г.Чаплыгин
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Залыгаевой Е.П.,
старшего помощника прокурора Чаплыгинского района Зиборова М.М.
при секретаре: Баскаковой Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора Чаплыгинского района в интересах Российской Федерации к ответчику ИП ФИО1 об устранении нарушений в сфере противодействия легализации преступных доходов
у с т а н о в и л :
Прокурор Чаплыгинского района в интересах Российской Федерации обратился в Чаплыгинский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ответчику ИП ФИО1 об устранении нарушений в сфере противодействия легализации преступных доходов, обосновывая тем, что прокуратурой Чаплыгинского района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения рядом хозяйствующих субъектов района в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что ИП ФИО1 с момента начала осуществления предпринимательской деятельности не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Так, в нарушение требований п. 9 ст. 7 Закона №115-ФЗ ИП ФИО1, являясь хозяйствующим субъектом, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, до настоящего времени не поставлен на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, ИП ФИО1 в нарушение вышеуказанных норм не организован и не осуществляется внутренний контроль.
Подобные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей деятельности ИП ФИО1 по выявлению операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, могут повлечь предоставление денежных средств на цели, не предусмотренные уставными задачами организации, в том числе на финансирование террористической деятельности.
В связи с чем, считает необходимым обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и осуществлению внутреннего контроля, встать на учет Федеральной службе по финансовому мониторингу, провести обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.
Старший помощник прокурора Чаплыгинского района Зиборов М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил обязать ответчика ИП ФИО1 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и осуществлению внутреннего контроля, встать на учет Федеральной службе по финансовому мониторингу, провести обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.
ИП ФИО1 исковые требования прокурора Чаплыгинского района признал в полном объеме и пояснил, что в настоящее время предпринимаются меры по устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Он показал, что последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, им разъяснены и понятны.
Суд, изучив материалы дела, доводы прокурора, доводы ответчика, признавшего исковые требования в полном объеме, приходит к следующему выводу.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае индивидуализировать и привлечь к участию в деле в качестве истцов конкретных лиц, невозможно, поэтому обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц, является законным и обоснованным.
Прокуратурой Чаплыгинского района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения рядом хозяйствующих субъектов района в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ) индивидуальный предприниматель ФИО1 относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, так как согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей оказывает посреднические услуги при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества.
Согласно ст. 4 Закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.
В силу ст. 3 Закона №115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Проверкой установлено, ИП ФИО1 с момента начала осуществления предпринимательской деятельности не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Так, в нарушение требований п. 9 ст. 7 Закона №115-ФЗ ИП ФИО1, являясь хозяйствующим субъектом, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, до настоящего времени не поставлен на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, ИП ФИО1 в нарушение вышеуказанных норм не организован и не осуществляется внутренний контроль.
Пунктом 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ предусмотрено, что на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган (п. 10 ст. 7 Закона №115- ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 №804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).
В силу указанных Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу предоставляет доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
При отсутствии в течение длительного периода действий со стороны ИП ФИО1, направленных на постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также возможность последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Закона №115- ФЗ.
Кроме этого, ИП ФИО1 не проводится обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Положением о требованиях к подготовке к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта.
Подобные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей деятельности ИП ФИО1 по выявлению операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, могут повлечь предоставление денежных средств на цели, не предусмотренные уставными задачами организации, в том числе на финансирование террористической деятельности, что является нарушением действующего законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов.
В силу ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд отмечает, что ответчик ФИО1 признал исковые требования истца в полном объеме и просил удовлетворить требования прокурора. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, следовательно, суд считает необходимым такое признание иска принять и удовлетворить заявленные требований.
В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и осуществлению внутреннего контроля, встать на учет Федеральной службе по финансовому мониторингу, провести обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Председательствующий: Е.П. Залыгаева