ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-873/19 от 21.03.2019 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-873/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2019 года

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Ботовой М.В.,

при секретаре Валинуровой К.В.,

с участием помощника прокурора Харина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа, МОУ «СОШ №47» о возложении обязанности по исполнению требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Копейска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа, МОУ «СОШ №47» о возложении обязанности по исполнению требований пожарной безопасности. В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка обеспечения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в филиалах муниципальной общеобразовательной школы №47 на территории Копейского городского округа, расположенных по адресу: <...> В ходе проверки ОНД и ПР №6 ГУ МЧС России по Челябинской области филиалов учебного заведения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных ст.ст.6,37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.32,62,68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п.п.4.1, 5.2 СП 8.13130, п.п. 5,10,5.11, 6.1, 7.3, 7,6 СП 31.13330.2012, п.п.5.2.2., 5.6.2 СП 4.13130.2013, согласно которым требуется обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (пожарным водоемом либо пожарным гидрантом) здания школ. Согласно выписки из ЕГРЮЛ здания филиалов школ по адресам: <...> и Пекинская,25 находятся в оперативном управлении МОУ СОШ №47 г. Копейска. Просит обязать администрацию Копейского городского округа выполнить работы по исполнению требований ст.ст.32,62,68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.11 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», согласно которым обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (пожарным водоемом либо пожарным гидрантом) здание школ, то есть обеспечить наружным источником противопожарного водоснабжения здания филиалов МОУ СОШ №47 <...> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Копейского городского округа о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица ОНД и ПР №6 ГУ МЧС России по Челябинской области о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В силу ст.167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Помощник прокурора г. Копейска Харин А.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в здании филиалов МОУ «СОШ №47».

Представитель ответчика МОУ «СОШ №47» в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна, поскольку в порядке ст.210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике администрации Копейского городского округа. В случае удовлетворения требований судом, просила увеличить срок его исполнения в силу отсутствия необходимых финансовых средств.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.

Согласно ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п.1,2 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В ходе судебного заседания установлено, и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки ОНД и ПР №6 ГУ МЧС России по Челябинской области в зданиях двух филиалах МОУ «СОШ №47», расположенных по адресу: <...> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, ст.ст.6,37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст.32,62,68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.11 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», п.п.4.1, 5.2 СП 8.13130, п.п.4.1, 5.2 СП 8.13130, п.п.5.10, 5.11, 6.1, 7.3, 7.6 СП 31.13330.2012, п.п.5.2.2, 5.6.2 СП 4.13130.2013, согласно которым требуется обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (пожарным водоемом либо пожарным гидрантом) здания учреждений.

Факт наличия указанных нарушений пожарной безопасности сторонами не оспаривается.

Установлено, что здания школы МОУ «СОШ №47», по адресу: <...> являются муниципальной собственностью Муниципального образования «Копейский городской округ» Челябинской области, что подтверждается выписками из Росреестра, выписками из реестра муниципальной собственности Копейского городского округа.

Вышеуказанные объекты муниципальной собственности закреплены на праве оперативного управления за МОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» Копейского городского округа, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности от 13.03.2019 года, договором о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления №23-08 от 01 января 2008 года.

Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» Копейского городского округа является бюджетным учреждением, некоммерческой организацией, учредителем которой от имени муниципального образования «Копейский городской округ» является администрация Копейского городского округа.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» Копейского городского округа Челябинской области является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета, открытые в установленном законодательством порядке.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что следует обязать МОУ «СОШ №47» устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в здании филиалов МОУ «СОШ №47» по адресу: <...> а именно: обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (пожарным водоемом либо пожарным гидрантом) здание школ, в соответствии с требованиями ст.ст.32,62,68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.11 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», в течении шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требования о возложении обязанности на администрацию Копейского городского округа по исполнению требований пожарной безопасности в зданиях школы МОУ «СОШ №47», суд приходит к следующему выводу.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 123.21 ГК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 05.05.2014г. N 99-ФЗ с 01.09.2014г., учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

Абзацем первым пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ, также введенной Федеральным законом от 05.05.2014г. N 99-ФЗ с 01.09.2014г., предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым данного пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, Федеральным законом от 05.05.2014г. N 99-ФЗ законодатель с 01.09.2014г. предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения, но только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

В соответствии с Уставом МОУ «СОШ №47», утвержденным постановлением Администрации Копейского городского округа Челябинской области от 17.04.2017г. № 822-п, МОУ «СОШ № 47» является некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем данного Учреждения и Собственником закрепленного за ним на праве оперативного управления имуществом является Администрация Копейского городского.

Согласно п.7 Устава Учредитель и Собственник не несут ответственности по обязательствам Учреждения.

Обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, возложена на МОУ «СОШ № 47» решением суда. Поэтому оснований для привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности не имеется, поскольку обязательства не связаны с причинением вреда гражданам.

Положения пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества казенного учреждения, пункта 6 статьи 123.22 ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения и пункта 2 статьи 123.23 ГК РФ о субсидиарной ответственности собственника имущества частного учреждения в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку МОУ «СОШ № 47» является муниципальным бюджетным учреждением, то есть имеет иную организационно-правовую форму.

Недостаточность финансирования Учреждения не является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам Учреждения.

Учитывая вышеуказанные положения закона, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по исполнению требований пожарной безопасности, надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Обязать МОУ «СОШ №47» устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в здании филиалов МОУ «СОШ №47» по адресу: <...> а именно: обеспечить наружным противопожарным водоснабжением (пожарным водоемом либо пожарным гидрантом) здание школ, в соответствии с требованиями ст.ст.32,62,68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.2.11 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», в течении шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по исполнению требований пожарной безопасности, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: М.В. Ботова