Дело № 2-873/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 августа 2020 года г. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Портновой И.А.,
при секретаре Крат А.О.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Манычского сельского поселения Зерноградского района об обязании устранить нарушения закона в сфере охраны зеленых насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Манычского сельского поселения Зерноградского района об обязании устранить нарушения закона в сфере охраны зеленых насаждений, мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законов об охране зеленых насаждений, об охране и использовании городских лесов и зеленых насаждений на территории Манычского сельского поселения. В ходе проверки установлены нарушения администрацией Манычского сельского поселения законов об охране и использовании лесов и зеленых насаждений. Согласно п. 5.1.10.1 Правил благоустройства территории Манычского сельского поселения, утвержденных решением Собрания Депутатов Манычского сельского поселения от 30.10.2017 № 59, озеленение территории, текущее содержание зеленых насаждений, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана лесов осуществляется специализированными организациями на договорной основе с Администрацией Манычского сельского поселения в пределах средств, предусмотренных в бюджете Манычского сельского поселения на эти цели. В ДД.ММ.ГГГГ году в Манычском сельском поселении производилось озеленение. За истекший период 2020 года было оформлено 3 разрешения на вырубку и /или обрезку зеленых насаждений. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства реестр зеленых насаждений, относящихся с муниципальному имуществу муниципального образования Манычского сельского поселения, не ведется, сведения о зеленых насаждениях, произрастающих на территории Манычского сельского поселения и подвергшихся сносу и санитарной обработке в ДД.ММ.ГГГГ г., в паспорта объектов зеленых насаждений не внесены (в том числе из-за отсутствия паспортов); инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений не проведена; настоящий долгосрочный комплексный план администрацией Манычского сельского поселения не разработан. Истец считает, что права неопределенного круга лиц нарушены, так как зеленые насаждения являются важным компонентом экосистемы, выполняют функции защиты окружающей среды, очищения от физических и химических загрязнителей, играют роль в создании благоприятных климатических условий, в том числе очистки атмосферного воздуха. Круг лиц, в интересах которых подано данное заявление, невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопросах о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации Манычского сельского поселения в решении вопросов исполнения требований природоохранного законодательства, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
На основании изложенного истец просил суд: обязать Администрацию Манычского сельского поселения в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством выполнения следующих действий: провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, земельных участках муниципальной собственности в границах муниципального образования «Манычское сельское поселение»; на основании результатов инвентаризации обеспечить ведение реестра зеленых насаждений на электронном и бумажном носителях; разработать долгосрочный комплексный план озеленения населенных пунктов Манычского сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Зерноградского района Ростовской области Кузнецова Ю.Ю. поддержала исковые требования в полном объеме на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика М. сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л.д. 35), в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствие, решение принять на усмотрение суда (л.д. 34). Дело в отсутствие ответчика рассмотрено в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Кузнецову Ю.Ю., изучив материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к принципам охраны окружающей среды относятся: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 61 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территорий в границах этих поселений.
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе организация благоустройства территории поселения включая озеленение территории.
Пунктом 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Областного закона от 03.08.2007 № 747-ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области», организация проведения мероприятий по охране зеленых насаждений осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений с учетом положений законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Областного закона.
В силу п. 6.1.3 приказа комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов (Ростоблкомприроды) от 12.05.2008 № 36 «Об утверждении Регламента производства работ на объектах озеленения в населенных пунктах Ростовской области» паспорт зеленых насаждений является документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений. Согласно п. 6.2.1 указанного приказа Ростоблкомприроды реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений представляет собой свод данных о типах, видовом составе, количестве зеленых насаждений на территории населенных пунктов.
Согласно п.п. 2.1, 2.8,3.2, 5.3, 5.4, 5.5 Порядка охраны зеленых насаждений создание зеленых насаждений осуществляется в соответствии с долгосрочными комплексными планами озеленения населенных пунктов, разработанными органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке; планирование охраны зеленых насаждений осуществляется на основании оценки состояния зеленых насаждений. По результатам реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешения, вносятся изменения в паспорта объектов зеленых насаждений и в реестр зеленых насаждений городского округа, городского или сельского поселения. Долгосрочная оценка состояния зеленых насаждений осуществляется по результатам инвентаризации зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Документом, отображающим результаты инвентаризации зеленых насаждений является паспорт объекта зеленых насаждений. На основании сведений, содержащихся в паспортах объектов зеленых насаждений, ведется реестр зеленых насаждений городских округов, городских и сельских поселений, который утверждается должностным лицом администрации городского округа, городского или сельского поселения, курирующим вопросы охраны зеленых насаждений.
Исходя из пункта 3.2 Порядка охраны зеленых насаждений создание зеленых насаждений – деятельность по посадке деревьев и кустарников, посеву трав цветов, в том числе по выбору и подготовке территории, приобретению и выращиванию посадочного и посевного материала, а также сохранению посадочного и посевного материала до полной приживаемости, осуществляемая в соответствии с долгосрочными комплексными планами озеленения населенных пунктов, разработанными органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Зерноградского района проведена проверка исполнения законодательства об охране зеленых насаждений на территории Зерноградского района, в ходе которой установлены нарушения администрацией Манычского сельского поселения законов об охране и использовании зеленых насаждений.
Так, 09.06.2020 в адрес главы администрации Манычского сельского поселения прокуратурой района была запрошена информация: о проводимой на территории поселения долгосрочной оценки (инвентаризации) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, земельных участках муниципальной собственности в границах поселения; о наличии паспортов зеленых насаждений; разработки и утверждения долгосрочного комплексного плана озеленения населенных пунктов; ведения реестра зеленых насаждений в установленном порядке; количества выданных разрешений на вырубку (обрезку) зеленых насаждений за 2019 г.- 2020 г.(л.д. 13).
В ответе Администрации Манычского сельского поселения от 11.06.2020 на представление, указано, что долгосрочная оценка (инвентаризация) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, земельных участках муниципальной собственности в границах поселения – не проведена, долгосрочный план озеленения населенных пунктов не разработан, реестр зелёных насаждений не ведется, разрешений на вырубку и /или обрезку зелёных насаждений за 2019 г. не выдано, за 2020 г. – 3 шт., муниципальные контракты на приобретение саженцев цветов, кустарников, деревьев, оказание услуг по озеленению территорий поселений (высадка цветов, кустарников, деревьев, уход за ними), вырубке (валке, обрезке) сухой растительности и документов об их исполнении за 2019 г. – истекший период 2020 г. – не заключались (л.д. 14).
Письменным объяснением главы Манычского сельского поселения ФИО1, данным в прокуратуре Зерноградского района от 23.06.2020, также подтверждается, что долгосрочная оценка (инвентаризация) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, земельных участках муниципальной собственности в границах поселения не проведена, долгосрочный комплексный план озеленения населенных пунктов Манычского сельского поселения не разрабатывался (л.д. 12).
Исходя из вышеизложенных обстоятельств дела, принимая во внимание то, что выявленные прокуратурой района в ходе проверки нарушения соблюдения исполнения законодательства об охране зеленых насаждений на территории Манычского сельского поселения Зерноградского района являются существенными, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Зерноградского района Ростовской области исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации Манычского сельского поселения Зерноградского района об обязании устранить нарушения закона в сфере охраны зеленых насаждений удовлетворить.
Обязать Администрацию Манычского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством выполнения следующих действий:
- провести долгосрочную оценку (инвентаризацию) качественных и количественных характеристик состояния зеленых насаждений на земельных участках, не отнесенных к собственности физических и юридических лиц, земельных участков муниципальной собственности в границах муниципального образования «Манычское сельское поселение»;
- на основании результатов инвентаризации обеспечить ведение реестра зеленых насаждений на электронном и бумажном носителях;
- разработать долгосрочный комплексный план озеленения населенных пунктов Манычского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 13.08.2020