Дело № 2-874/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Казань 06 мая 2014г.
Московский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Моисеевой Н.Н.,
при секретаре Галимовой Л.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиева ФИО11 к Региональному общественному фонду по Республике Татарстан «ВЕЛЕС», Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра лиц,
УСТАНОВИЛ:
Галиев Р.Р. обратился в суд с иском к ответчикам о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра лиц. В обосновании иска указано, что некоммерческая организация – Региональный общественный фонд по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» был создан по решению его учредителей Галиева Р.Р., Гарина И.И., Мухамедова Р.Р. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан осуществлена его государственная регистрация в качестве некоммерческой организации, 18.09.2009г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно п.2.1.устава фонд был создан в целях формирования имущества на основе добровольных взносов, а также для содействия защиты прав граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, однако поступлений денежных средств в фонд не имеется, в фонде отсутствует имущество, необходимое для осуществления целей фонда; отсутствие у фонда средств и имущества подтверждается сообщением о закрытии счета от 05.09.2013г. В связи с чем истец просит суд ликвидировать Региональный общественный фонд по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании истец Галиев Р.Р. настаивал на удовлетворении исковых требований в заявленном объеме.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.
Третье лицо Гарин И.И., действующий также как представитель Регионального общественного фонда по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Мухаммедов Р.Р. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, согласно которому просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, считает исковые требования Галиева Р.Р. обоснованными.
Выслушав стороны, изучив материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.61 ГК РФ 1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. 2.Юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу ст.62 ГК РФ 1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. 2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В соответствии со ст.63 ГК РФ 1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. 3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. 4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. 5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" 1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Согласно ст.19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
4. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Судом установлено, что истец Галиев Р.Р., третьи лица Гарин И.И., Мухамедов Р.Р. являются учредителями Регионального общественного фонда по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» (л.д.11), который согласно п.1.4. устава является некоммерческой организацией (л.д.16). Согласно представленным суду документам, ДД.ММ.ГГГГ Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации юридического лица - некоммерческой организации Регионального общественного фонда по Республике Татарстан «ВЕЛЕС», при этом также <адрес> данный фонд был поставлен на учет в налогом органе по месту нахождения (л.д.14).
Согласно сообщению о закрытии счета, ДД.ММ.ГГГГ счет Регионального общественного фонда по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» был закрыт (л.д.25). Как следует из справки №30664 ИФНС России по Московскому району г.Казани, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Региональный общественный фонд по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами (л.д.26).
Как пояснил в судебном заседании истец, поступлений денежных средств в фонд «ВЕЛЕС» не имеется, в фонде отсутствует имущество, необходимое для осуществления целей фонда, цели фонда не могут быть достигнуты, поэтому он, как учредитель фонда, обратился в суд с иском о его ликвидации, при этом предусмотренные законом ст.ст.18,19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" действия по ликвидации фонда не были выполнены учредителями фонда «ВЕЛЕС», поскольку решения суда о его ликвидации не имеется.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает исковые требования Галиева Р.Р. о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра лиц Регионального общественного фонда по Республике Татарстан «ВЕЛЕС» не подлежащими удовлетворению, поскольку ст.ст.62,63 ГК РФ, ст.ст.18,19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлен порядок ликвидации некоммерческой организации. В частности, учредители, принявшие решение о ликвидации некоммерческой организации, должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации; с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами; по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации. Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, судом установлено, что ни одно из вышеуказанных в законе действий, направленных на ликвидацию фонда «Велес», учредителями фонда не было выполнено.
Таким образом, поскольку законом указаны основания для ликвидации фонда и установлен определенный порядок ликвидации некоммерческой организации, при соблюдении которого по решению суда фонд может быть ликвидирован, что является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, поэтому несоблюдение данных требований влечет отказ в удовлетворении иска. Исходя из изложенного, исковые требования Галиева Р.Р. к Региональному общественному фонду по Республике Татарстан «ВЕЛЕС», Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра лиц не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Галиеву ФИО12 к Региональному общественному фонду по Республике Татарстан «ВЕЛЕС», Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Московский районный суд г.Казани.
Судья: Моисеева Н.Н.