ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-874/17 от 31.12.9999 Березовского городского суда (Кемеровская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Березовский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Гонтаревой Н.А.,

при секретаре Кондратенковой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Березовском Кемеровской области 08 декабря 2017 года

гражданское дело по иску Марушкевич <данные изъяты> к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Марушкевич Е.Н. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» (далее ООО «УК Управдом») о защите прав потребителя, после уточнения которого просит: признать действия ООО «УК Управдом» по начислению в июне 2016 года суммы в размере 116 572,76 руб. незаконными; обязать ООО «УК Управдом» сделать перерасчет, списать с его лицевого счета сумму 116 572,76 руб.; признать акт ограничения режима потребления электрической энергии от 22.05.2017 недействительным; признать действия ООО «УК Управдом» незаконными по факту ограничения от электроэнергии 22.05.2017; признать действия ООО «УК Управдом» незаконными по факту ограничения от электроэнергии 17.08.2017; признать акт о самовольном (несанкционированном подключении) к электроэнергии от 19.09.2017 недействительным; признать уведомление ООО «УК Управдом» о несанкционированном подключении от 09.10.2017 недействительным; признать действия ООО «УК Управдом» по начислению в октябре 2017 суммы в размере 26 127 рублей 60 копеек незаконным; обязать ООО «УК Управдом» сделать перерасчет, списать с его лицевого счета 26 127, 60 руб.; взыскать с ООО «УК Управдом» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, штраф в размере 81 350 рублей 18 копеек за отказ удовлетворить требование потребителя в добровольном порядке.

Требования обоснованы тем, что он с семьей проживает в квартире по адресу: <данные изъяты>

В соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<данные изъяты> был выбран способ управления - управляющая организация ООО «УК Управдом».

Вышеуказанная информация содержится на официальном сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Руководствуясь ст. 10, 162 ЖК РФ, управляющая компания приобретает права и обязанности на управление домом только с момента вхождения в договорные отношения с собственниками помещений, а именно с момента начала исполнения обязательств.

Таким образом, его обязанность по оплате за коммунальные услуги перед ООО «УК Управдом» возникает с момента заключения договора управления многоквартирным домом, а именно с 01.06.2016.

При проверке начислений за жилищно-коммунальные услуги было обнаружено, что в июне 2016 года начислено 116 572,56 рублей (данная информация содержится в расшифровке расчета платежа за ЖКУ за июль 2016 г., которая указана как доначисление за предыдущие периоды, а также в выписке о начислении и оплате по лицевому счету 96051813). Данное начисление является незаконным, так как за один месяц управления многоквартирным домом, не могла возникнуть задолженность в размере 116572,56 рублей. В связи с этим, указанная сумма должна быть списана с его лицевого счета. Незаконной считает уступку права требования оплаты жилищно-коммунальных услуг от прежней управляющей компании ООО «Управдом» ответчику, поскольку в данных отношениях управляющей организации с потребителями существенное значение для должника имеет личность кредитора. Право управляющей компании распоряжаться денежными средствами, собранными с жильцов дома в качестве платы за коммунальные услуги, по своему усмотрению без соответствующего согласия собственников помещений дома законом не предусмотрено.

Однако, 28.08.2017 ему был направлен ответ на претензию от неуполномоченного лица, а именно от ООО «ГУП ЖКХ г. Березовский» исх. № 575. В данной претензии говорилось, о том, что приостановление подачи электроэнергии управляющей организацией было законно. Однако данная управляющая организация никакого отношения к многоквартирному дому, где он проживает, не имеет.

С того момента, как домом стал управлять ООО «УК Управдом» он ежемесячно оплачивал коммунальные услуги, а в некоторых периодах и в большем размере чем было начислено. Данный факт отражен в расчете и выписке по начислению и оплате лицевого счета. Следовательно, оснований для составления акта об ограничении режима потребления электрической энергии от 22.05.2017 в соответствии с п. 117, 118, 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») - не имелось.

При этом, со стороны ответчика не поступало никаких предупреждений, также задолженность у него перед ООО «УК Управдом» отсутствует, что подтверждается расчетом, составленном на основании выписок из УДКЦ-3.

В соответствии с п. 62 Правил - при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

В соответствии с п. 85 (2) Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом. Однако на сегодняшний день данный акт о несанкционированном подключении ему не вручен.

Считает незаконными и противоречащим действующему законодательству уведомление ответчика от 09.10.2017 №205 и начисление за несанкционированное подключение 26 127,60 руб.

Незаконными действиями ответчика ему были причинены нравственные и душевные страдания. Выразившиеся в постоянных переживаниях из-за искусственно созданной задолженности со стороны ответчика, а также незаконного отключения от электроэнергии. В связи с чем ответчик обязан компенсировать истцу моральный вред, т.к. нарушил его права потребителя.

В дополнениях истец указал следующее. Считает несостоятельными доводы ответчика о том, что сумма 116 572 рубля 76 копеек перешла в ООО «УК Управдом» на основании договора уступки права требования от прежней управляющей компании ООО «Управдом», т.к. это противоречит действующему законодательству.

В силу статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Согласно статье 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки) или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

По смыслу ст. ст. 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

На основании ст. 383 ГК РФ сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделка об уступке требований, неразрывно связанная с личностью кредитора.

В отношениях управляющей организацией с потребителями личность кредитора имеет существенное значение для должника. Право управляющей компании распоряжаться денежными средствами, собранными с жильцов дома и иных собственников помещений в нем в качестве платы за коммунальные услуги, по своему усмотрению без соответствующего согласия собственников помещений многоквартирного дома законом не предусмотрено.

Таким образом, начисления за июнь 2016 в размере 116 572 рубля 76 копеек является незаконными и противоречащими действующему законодательству. В связи с этим, указанная сумма должна быть списана с лицевого счета истца.

В судебное заседание ответчиком предоставлен акт ограничения потребления электрической энергии от 22.05.2017 г.

Согласно п. 118 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») - под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день oграничения предоставления коммунальной услуги.

При этом, с того момента как домом стал управлять ООО «УК Управдом», он ежемесячно оплачивал коммунальные услуги, а в некоторых периодах и в большем размере чем было начислено. Данный факт отчётливо отражается в расчёте предоставленным истцом, а также в выписке по начислению и оплате. Следовательно, оснований для составления акта об ограничении режима потребления электрической энергии от 22.05.2017 не имелось.

Порядок ограничения режима потребления электрической энергии установлен Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Так в соответствии с п. 11, 12 указанного Постановления - Исполнитель при введении ограничения режима потребления со своих объектов электросетевого хозяйства или через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям исполнителя составляет акт о введении ограничения режима потребления, который должен содержать в том числе:

г) основание введения ограничения режима потребления;

д) описание точки поставки, сформированной в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых вводится ограничение потребления, либо перечень точек поставки, если указанных точек 2 и более;

е) тип ограничения режима потребления (частичное или полное);

ж) место, дата и время составления акта;

з) дата и время введения ограничения режима потребления;

л) адрес, по которому производятся действия по введению ограничения режима потребления;

м) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых введено ограничение режима потребления, с указанием места установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);

н) номера, место установки и показания приборов учета, используемых в соответствии с пунктом 12(1) настоящих Правил для контроля соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления, на дату и время введения ограничения режима потребления.

Контроль соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления осуществляется путем проверки показаний прибора учета.

Таким образом, основным подтверждением несанкционированного подключения потребителем, будет являться изменение показаний прибора учета. Следовательно, данный пункт является обязательным при составлении акта об ограничении режима потребления электрической энергии.

Так как данный акт составляется в двух экземплярах, 22.05.2017 г. второй экземпляр был вручён истцу, при этом в данном акте отсутствуют показания прибора учёта, что является грубым нарушением, и в последствии влечёт недействительность данного акта.

Акт, предоставленный ответчиком, является подложным, потому как показания приборов учета, а также способ прекращения электроэнергии изначально указан не был, а вписан уже позднее, после обращения истца в суд.

Также необходимо отметить, что данный акт был составлен неуполномоченным лицом, а именно сотрудниками ООО «ГУП ЖКХ г. Березовский», при этом многоквартирным домом управляет ООО «УК Управдом». Сведений о том, что ООО «ГУП ЖКХ г. Березовский» является подрядной организацией ООО «УК Управдом» не имеется.

В соответствии с п.п. «п» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя.

При этом ни в договоре управления, ни на досках объявления не содержится сведений об ООО «ГУП ЖКХ г. Березовский». Более того, на подъезде дома в котором проживает Истец, единственным подрядчиком указан ООО «Управдом».

Отсутствие в акте некоторых или всех предусмотренных законном данных влечёт его недействительность, а ограничение подачи электроэнергии является незаконным.

В соответствии с п. 85(1) Постановления Правительства 354, акт о несанкционированном подключении составляются исполнителем немедленно после окончания проверки.

Акт подписывается представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

В акте о самовольном (несанкционированном) подключении к электроэнергии от 19.09.2017 г. не содержатся основные сведения, предусмотренные законом, а именно отсутствует время составления, подпись потребителя, а также отметка в случае отказа потребителя от подписания указанного акта. В качестве нарушения указано, что квартира подключена к электросети жилого дома после произведенного отключения, в соответствии с действующим законодательством электроэнергии за дебиторскую задолженность в этажном электрощите.

Однако, данное обстоятельство не соответствует действительности, ввиду того, что управляющей компанией незаконно была начислена сумма в размере 116 572,76 рублей.

Также в акте отсутствуют возражения (позиция) потребителя в связи с выявленными нарушениями отсутствует; сотрудниками ООО «УК Управдом» были якобы привлечены собственники квартир №21 и № 15, однако фамилия, имя, отчество у данных лиц отсутствует, а у собственника квартиры № 15, также отсутствует подпись. При этом, жилищное законодательство не содержит оснований для подписания акта в присутствии понятых или свидетелей.

В соответствии с п. 85 (2) один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом, однако данный акт потребителю предоставлен не был, что ставит под сомнение его действительность.

В соответствии со ст. 7.19 КРФ об АП предусмотрена ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

На основании Закона «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50 % от незаконно начисленной суммы (142 700,36 руб.) а также компенсации морального вреда (20 000 руб.), а именно 81 350 рублей 18 копеек.

Истец Марушкевич Е.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель истца Степанова Е.И., действующая на основании доверенности от 25.10.2017, на уточненных исковых требованиях настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «УК Управдом», третьего лица ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского» Данилова О.Л., действующая на основании доверенностей от 27.10.2017 и от 20.10.2017, исковые требования не признала.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, дав собранным по делу доказательствам оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Марушкевича Е.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно положениям ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ч.2 ст.154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ)

На основании п. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из смысла ст.ст. 10, 162 ЖК РФ, управляющая компания приобретает права и обязанности на управление домом только с момента вхождения в договорные отношения с собственниками помещений, а именно с момента начала исполнения обязательств.

Согласно п. 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.

В соответствии с п. 85 (1) указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

(п. 85(1) введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).

В соответствии с п.114 указанных Правил при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Пунктом 115 Правил установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае: в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

Пунктом 117 Правил установлено, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).

Согласно п.118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 112).

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).

В соответствии с п.119 Правил, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

На основании п.120 Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (п. 120 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") - настоящие Правила устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных настоящими Правилами случаях.

Согласно п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» в редакции, действующей на 22.05.2017, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что при введении ограничения режима потребления исполнителем (субисполнителем) составляется акт о введении ограничения режима потребления, содержащий следующую информацию:

а) вид ограничения режима потребления (частичное или полное);

б) дата и время вводимого ограничения режима потребления;

в) уровень вводимого ограничения режима потребления (при частичном ограничении);

г) наименование потребителя, точки поставки, в отношении которых вводится ограничение режима потребления;

д) адрес, по которому производится ограничение режима потребления;

е) технические мероприятия на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя), посредством которых реализовано введение ограничения режима потребления, в том числе место установки отключенных коммутационных аппаратов (при их наличии);

ж) номер и показания приборов учета на дату введения ограничения режима потребления;

з) причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено).

Согласно п.13 Правил акт о введении ограничения режима потребления составляется в 3 экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем. В случае отказа потребителя либо инициатора введения ограничения от подписания акта в акте делается соответствующая запись.

В соответствии с п. 19 Правил введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется в следующем порядке:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 N 1482)

а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 2 расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 20 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления, а затем и полного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;

б) при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 10 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления вводится полное ограничение режима потребления;

Объем отпущенной потребителю электрической энергии после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления определяется исходя из показаний приборов учета на такую дату.

Согласно ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Судом установлено, что Марушкевич Е.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес><данные изъяты>. В квартире кроме истца зарегистрированы и проживают Марушкевич Е.Ф. - жена, Марушкевич Т.Е. - сын, Марушкевич Д.Е. - сын, Марушкевич М.Е. - дочь, что подтверждается справкой паспортного стола, ответчиком не оспаривается.

Управление многоквартирным домом, расположенным по <адрес> в <адрес>, с 01.06.2016 осуществляется управляющей компанией ООО «УК Управдом», что подтверждается договором на управление многоквартирным домом от 01.06.2016 и сторонами не оспаривается.

Согласно п. 2.5 договора управляющая компания обязана предоставлять собственникам и пользователям в многоквартирном доме коммунальные услуги в соответствии со степенью благоустройства дома путем заключения договоров.

Из Договора подряда №4 на выполнение обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов от 01.03.2016, заключенному между ООО «Управляющая компания Управдом» (Заказчик) и ООО «Управдом» (Исполнитель) следует, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с Постановлением Правительства от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

П.17 Приложения №2 к Договору подряда в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки, поверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молиезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.

В платежных документах в июне 2016 года за коммунальные услуги по квартире, расположенной по ул. <данные изъяты> начислено и предъявлено к оплате в июле 2016г. – 116 103,30 рублей.

Из пояснений представителя ответчика следует, что данная сумма является недоплатой истца за жилищно-коммунальные услуги, образовавшейся перед предыдущими управляющими компаниями за период с июля 2012г. по декабрь 2015г.

Уведомлением от 27.04.2017 Марушкевич Е.Н. под роспись предупрежден представителем ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский» Стукачевым о том, что в случае непогашения задолженности в размере 128 399, 64 рублей в течение 20 дней, будет приостановлена подача электроэнергии.

Согласно представленному ответчиком акту об ограничении режима потребления электрической энергии от 22.05.2017, составленному представителями ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский» ФИО10, ФИО9, отражено, что потребителю Марушкевич Е.Н. по <адрес><данные изъяты> прекращена подача электроэнергии путем демонтажа фазного электропровода от вводного автоматического выключения до электросчетчика. Акт составлен в двух экземплярах. В акте имеется подпись истца.

В ответе на претензию истца первый заместитель генерального директора ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского» от 28.08.2017 указал, что сотрудниками Управляющей организации была приостановлена подача электроэнергии на основании п.п. «а» п.119 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», так как имелась непогашенная задолженность за оплату жилищно-коммунальных услуг. Уведомление о приостановлении подачи электроэнергии, в случае непогашения имеющейся задолженности, было вручено под роспись 27.04.2017. Таким образом, приостановление подачи электроэнергии управляющей организацией было законным. Указано, что по состоянию на 01.08.2017 задолженность по данному адресу составляет 96 309 рублей 04 копейки.

В сентябре 2017 года собственнику квартиры <данные изъяты> произведено доначисление за электроэнергию – 26 127,60 рублей.

Определением от 28.10.2017 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Марушкевич Е.Н. за отсутствием состава административного правонарушения.

Разрешая исковые требования истца о признании действий ООО «УК Управдом» по начислению в июне 2016 года суммы в размере 116 572,76 руб. незаконными, суд пришел к выводу о том, что данные требования истца являются обоснованными лишь в части суммы в размере 116 103 рубля 30 копеек, поскольку именно данная сумма была предъявлена истцу к оплате. В остальной части данных требований следует отказать. При удовлетворении этих требований суд исходит из следующего.

Судебная защита нарушенных гражданских прав и интересов гарантирована каждому лицу Конституцией РФ (ст. 46) и реализуется в соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ.

В качестве условий обеспечения судебной защиты является наличие у истца материального субъективного или охраняемого законом интереса, факта его нарушения ответчиком.

В настоящем случае свобода заключения договора исключается, поскольку спорные правоотношения регулируются нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, включая управление управляющей организацией (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 2.3, 3 ст. 161 ЖК РФ).

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункту 3 части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.

По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации. Граждане-потребители, в свою очередь, оплачивают коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг. Порядок оплаты указанных услуг в зависимости от способа управления многоквартирными домами и вида исполнителя коммунальных услуг урегулирован статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации также перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.

Таким образом, действующими нормами и правилами возможно исполнение управляющей организацией своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных ресурсов путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг, только самой ресурсоснабжающей организации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015 N 310-КГ14-9029, такая уступка предусмотрена действующим законодательством, при этом цессия не должна приводить к подмене исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации без соответствующего волеизъявления собственников и нанимателей жилых помещений в соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исполнение управляющей организацией своих обязательств перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных ресурсов путем уступки не в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг, действующими нормами и правилами, регулирующими жилищные правоотношения, не предусмотрено.

В силу статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Согласно статье 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

В соответствии со статьей 383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки) или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

По смыслу ст. ст. 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

На основании ст. 383 ГК РФ сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделка об уступке требований, неразрывно связанная с личностью кредитора.

В отношениях управляющей организацией с потребителями личность кредитора имеет существенное значение для должника. Право управляющей компании распоряжаться денежными средствами, собранными с жильцов дома и иных собственников помещений в нем в качестве платы за коммунальные услуги, по своему усмотрению без соответствующего согласия собственников помещений многоквартирного дома законом не предусмотрено.

Исходя из положений статей 9, 12, 166, 168 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий ее недействительности может быть заявлено иным лицом, не являющимся стороной сделки. Иным (третьим) лицом признается субъект, в отношении которого просматривается причинная связь между совершенной сделкой и возможной угрозой его законным интересам, когда его благо, прежде всего имущественного характера, может пострадать или уже пострадало в результате совершения сделки. Интерес в оспаривании сделки должен носить правовой характер, то есть заключением и (или) исполнением сделки должны нарушаться права субъекта либо охраняемые законом интересы. Иным лицом является субъект, имеющий материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. Именно таким лицом является истец.

Пунктами 78, 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки (реституцию) по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, а также в иных предусмотренных законом случаях (пункт 4 статьи 166 ГК РФ).

Исходя из изложенного суд пришел к выводу о том, что соглашение 4УК-УД16 от 01.06.2016, заключенное между ООО «Управдом» и ООО «УК Управдом» о передаче дебиторской задолженности является ничтожной сделкой и в данном споре подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки, поскольку законом не предусмотрено право управляющей компании распоряжаться денежными средствами собственников помещений, подлежащих уплате по целевому назначению за коммунальные услуги, по своему усмотрению.

Поэтому действий ООО «УК Управдом» по начислению в июне 2016 года суммы в размере 116 103 рубля 30 копеек должны быть признаны незаконными, в связи с этим ООО «УК Управдом» следует обязать сделать перерасчет, списать с лицевого счета 96051813 Марушкевич Е.Н. начисленную сумму за жилищно-коммунальные услуги в размере 116 103 рубля 30 копеек.

Требования истца о признании акта ограничения режима потребления электрической энергии от 22.05.2017 недействительным, суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из указанного акта, он составлен представителем управляющей организации ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский» энергетиком ФИО10

Ответчиком суду представлен договор на досудебное взыскание задолженности агентский договор №2 от 15.03.2017, заключенный между ООО «УК Управдом» (принципал) и ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского» (агент), со сроком действия в течение трех месяцев, согласно которому агент обязуется по поручению принципала за вознаграждение совершать от имени принципала и за его счет, либо от своего имени и за счет принципала действия, направленные на взыскание задолженности с должника принципала, не исполняющего надлежащим образом свои обязательства перед принципалом.

Под задолженностью, взысканной с участием агента, понимается сумма денежных средств, поступившая на расчетный счет принципала от должника или третьих лиц за должника, либо выплаченная должником в наличной денежной форме, в течение всего срока исполнения агентом поручения принципала. (п. 1.2 договора).

Агент обязан произвести соответствующие юридические и иные действия, направленные на взыскание задолженности с должника в досудебном порядке. (п. 2.1.2 договора).

Во исполнение поручения принципала агент обязан использовать любые из указанных ниже действий, направленные на востребование задолженности с должника: телефонные переговоры; письменные уведомления об ограничении потребления ресурсов при наличии задолженности; проведение личных встреч и переговоров с должником; инициирование уголовного преследования; осуществление иных действий, направленных на поиск активов должника и организацию исполнения должником своих обязательств перед принципалом. (п. 2.2.1 договора).

Принципал обязан давать агенту поручения по взысканию задолженности с должника в форме и порядке, установленным настоящим договором согласно приложению №2; выплачивать агенту вознаграждение; выдать агенту доверенности на представление интересов принципала по согласованной сторонами форме и в необходимом количестве. (п. 2.3 договора).

Однако каких-либо приложений к договору, поручений по взысканию задолженности предоставлено суду не было. Представитель ответчика поясняла, что никаких дополнительных документов к указанному договору нет. Однако лишь в последнее заседание было предоставлено поручение по взысканию задолженности от 01.04.2017, по которому ООО «УК Управдом» (принципал) поручило ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского» (агент) совершать действия, направленные на взыскание досудебное задолженности с должника принципала, не исполняющего надлежащим образом свои обязательства перед принципалом: Марушкевич Е.Н. <адрес><данные изъяты>

Как указывает представитель ООО «УК Управдом» и ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского», направление уведомления истцу о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, ограничение потребления электрической энергии ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского» производилось в рамках вышеуказанного агентского договора.

Оценивая представленные агентский договор и поручение по взысканию задолженности, судом не усматривается в агентском договоре указания на поручение ООО «ГУП ЖКХ г.Березовского» взыскать именно задолженность по коммунальным услугам, а также не усматривается в каком именно размере имелась задолженность. Агентский договор не предоставляет агенту право ограничивать гражданам потребление коммунальных услуг и электрической энергии.

Кроме того, при оценке самого акта ограничения режима потребления электрической энергии от 22.05.2017, представленного ответчиком и истом, явно видны дописки в акте, представленном ответчиком, которые отсутствуют в копии, представленной истцом. Так, в акте ответчика дописаны показания электросчетчика, а также в части указания, каким путем производится прекращение электроэнергии, проставлена «галочка» напротив пункта, указывающего на демонтаж фазного электропровода от вводного автоматического выключателя до электросчетчика. Данные изменения, внесенные в акт ограничения, Марушкевич подписаны не были.

Данные обстоятельства вызывают сомнения в подлинности представленного ответчиком акта.

Контроль соблюдения потребителем введенного ограничения режима потребления осуществляется путем проверки показаний прибора учета.

В судебном заседании свидетель ФИО10 показал, что работает с 2014-2015 года инженером-энергетиком в ООО «Управдом», переведен из ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский». ООО «Управдом» является обслуживающей многоквартирные дома организацией по договору, заключенному с управляющей компанией. По такому договору он действует от имени управляющих компаний. По <адрес><данные изъяты> 22.05.2017 он проводил ограничение электроэнергии, был с сотрудником отдела реализации ООО «Управдом» ФИО11 Отключение электроэнергии, либо ограничение в электроэнергии проводится после уведомления абонента об имеющейся у него задолженности. Уведомление абоненту было вручено, прошло 20 дней, оплата не была проведена, и они произвели ограничение электроэнергии. Дома в тот день была супруга собственника квартиры, в ее присутствии был составлен акт об ограничении подачи электроэнергии, после чего произвели ограничение. В акте супруга Марушкевич расписалась, получила его копию. При составлении подобных актов, ими в актах отражаются тип электросчетчика, заводской номер, показания на момент ограничения, а также запись каким образом произведено ограничение подачи электроэнергии. В копию указанного акта мог не внести все параметры, так как мог отвлечься, когда проводил само отключение. На основании какого документа им произведено ограничение в доступе электроэнергии пояснить не смог. Указал, что работу проводил от имени ООО «УК Управдом». Почему в акте указано, что он составлен представителем ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский», сказать не может. Письменного поручения на ограничение электроэнергии по квартире истца, ему в письменном виде не выдавалось. В ООО «Управдом» имеется реестр должников, который ведется сотрудниками отдела реализации. В <данные изъяты> также выходил на адрес <адрес><данные изъяты> где был составлен акт о самовольном (несанкционированном) подключении к электроэнергии. Дверь открыла собственник квартиры. Зафиксировали факт того, что было самовольное подключение к электроэнергии, т.к. индикатором было проверено, что электросчетчик выдает показания, индикатор напряжения говорит о том, что в квартиру поступает напряжение. Он и сотрудник отдела реализации Воробьева составили акт. Собственника при этом не было. Акт был подписан активной группой представителей домового комитета. Предъявлялся ли данный акт собственнику, сказать не может. Копию акта должны были отправить собственнику сотрудники отдела реализации. В данном случае выход по адресу был от имени ООО «УК Управдом».

Из показаний данного свидетеля установлено, что в «ООО ГУП ЖКХ г. Березовский» он не работает, какого-либо документа, поручения на ограничение электроэнергии в квартире истца ему не выдавалось. Доказательств того, что ФИО10 были предоставлены такие полномочия ООО «УК Управдом» или «ООО ГУП ЖКХ г. Березовский», суду не представлено, доверенности также не представлено.

Судом установлено, что акт от 22.05.2017 составлен не уполномоченным лицом, а именно как отражено в акте - сотрудником ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский», каковым Шуклин не является. Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «УК Управдом», сведения о том, что ООО «ГУП ЖКХ г.Березовский» является подрядной организацией ООО «УК Управдом», суду не представлено.

Договором подряда №4 на выполнение обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов от 01.03.2016, заключенным между ООО «Управляющая компания Управдом» и ООО «Управдом», последнему такие полномочия по ограничению электроэнергии в квартирах собственников многоквартирных домов также не предоставлялись.

Поэтому акт ограничения режима потребления электрической энергии по <адрес><данные изъяты> в <адрес> от 22.05.2017 подлежит признанию недействительным, как составленный неуполномоченным лицом, и имеющий изменения, внесенные после его составления, что свидетелем <данные изъяты> не отрицалось, это имеет существенное значение и свидетельствует о грубом нарушении порядка ограничения, подложности акта.

Кроме того, исходя из анализа п. 114 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в спорной квартире 22.05.2017 фактически произведено не ограничение режима потребления электрической энергии, а приостановление, поскольку произведено не временное уменьшение объема подачи коммунального ресурса, а прекращение его подачи, что соответствует понятию приостановления предоставления коммунальной услуги.

Делая вышеуказанный вывод, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что перед ограничением режима потребления электрической энергии по <адрес><данные изъяты> истец был уведомлен о наличии у него задолженности в размере 128 399, 64 рублей.

Полного расчета данной задолженности ответчик суду не представил. Представитель ответчика указала, что данная сумма складывается из задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся перед предыдущей управляющей компанией, и задолженности, образовавшейся перед ООО «УК Управдом». Поскольку такого расчета нет, то суд не может проверить правильность и правомерность выставления истцу указанной задолженности в соответствии с п. 118 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". При этом как ранее было указано, начисление задолженности по коммунальным услугам, образовавшейся у истца перед предыдущей управляющей компанией, является неправомерным.

Из представленных сведений ООО «УК Управдом» по оплате за коммунальные услуги, истец в период с 01.06.2016 по настоящее время производил оплату коммунальных услуг.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о необоснованном начислении истцу задолженности в размере 128 399, 64 рублей.

В удовлетворении требования истца о признании незаконными действий ООО «УК Управдом» по факту ограничения от электроэнергии 22.05.2017 следует отказать, так как судом достоверно установлено, что данные действия осуществляло не ООО «УК Управдом», а иное лицо.

Поскольку судом признаны незаконными действия ООО «УК Управдом» по начислению в июне 2016 года суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги в размере 116 103 рубля 30 копеек, необоснованным начисление истцу задолженности в размере 128 399, 64 рублей и признан недействительным акт ограничения режима потребления электрической энергией по адресу: <адрес> от 22.05.2017, то все последующие действия управляющей компании, направленные на взыскание задолженности по коммунальным услугам и применение мер ответственности за нарушение введенных ограничений и отключений электрической энергии в спорной квартире не могут быть признаны законными, так как вытекают из первоначальных незаконных действий.

Поэтому обоснованными и подлежащими удовлетворению являются требования истца о признании акта о самовольном (несанкционированном) подключении к электроэнергии от 19.09.2017 и уведомления ООО «УК Управдом» о несанкционированном подключении к электроэнергии по адресу: г.Березовский, ул. Строителей, дом 7, кв. 86 от 09.10.2017 недействительными.

Кроме того, в нарушение порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, копия данного акта не была направлена истцу, он не был с ним ознакомлен до судебного разбирательства. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

По тем же основаниям, ввиду незаконности указанных выше актов и действий ответчика следует признать незаконными и действия ответчика по начислению в октябре 2017 года суммы оплаты за электрическую энергию в размере 26 127 рублей 60 копеек и обязать ответчика сделать перерасчет, списать с лицевого счета 96051813 Марушкевич Е.Н. начисленную сумму за электрическую энергию в размере 26 127 рублей 60 копеек.

К отношениям, возникшим из договора управления многоквартирным домом, применяется Закон «О защите прав потребителей», поскольку истец является потребителем данных услуг.

На основании положений ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, поскольку им были нарушены права потребителя Марушкевич Е.Н. Суд полагает, что истец испытал нравственные страдания, переживал в связи с незаконными действиями ответчика, установление данных нарушений является достаточным условием для удовлетворения иска Марушкевич Е.Н. о взыскании компенсации морального вреда.

Однако размер компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, заявленный истцом, суд находит явно завышенным, не соответствующим характеру и степени причиненных ему нравственных страданий. Учитывая характер и степень причиненных нравственных страданий, требования разумности и справедливости, степень вины ответчика, суд считает необходимым определить компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в его пользу в размере 5 000 рублей. В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда истцу должно быть отказано.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с п. 155(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 09.09.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

На основании приведенных нормативно-правовых актов с ответчика ООО «УК Управдом» в пользу Марушкевич Е.Н. подлежит взысканию штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от присужденной судом суммы, что составляет 73 615 рублей 50 копеек, исходя из незаконно начисленных сумм и размера морального вреда: 116 103 рубля 30 копеек + 26 127 рублей 60 копеек + 5 000 рублей = 147 230 рублей 90 копеек : 2 = 73 615 рублей 50 копеек.

В удовлетворении остальной части иска Марушкевич Е.Н. к ответчику о защите прав потребителя следует отказать.

В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям, поскольку истец был освобожден от ее уплаты в силу требований п.3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».

С ООО «УК Управдом» следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Марушкевич <данные изъяты> к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» по начислению в июне 2016 года суммы оплаты за жилищно-коммунальные услуги в размере 116 103 рубля 30 копеек незаконными. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» сделать перерасчет, списать с лицевого счета 96051813 Марушкевич <данные изъяты> сумму за жилищно-коммунальные услуги в размере 116 103 рубля 30 копеек.

Признать акт ограничения режима потребления электрической энергией по адресу: г<данные изъяты> от 22.05.2017 недействительным.

Признать акт о самовольном (несанкционированном) подключении к электроэнергии по адресу: г<данные изъяты> кв. 86 от 19.09.2017, уведомление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» о несанкционированном подключении к электроэнергии по адресу: <данные изъяты> от 09.10.2017 - недействительными.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» по начислению в октябре 2017 года суммы оплаты за электрическую энергию в размере 26 127 рублей 60 копеек незаконными. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» сделать перерасчет, списать с лицевого счета 96051813 Марушкевич <данные изъяты> начисленную сумму за электрическую энергию в размере 26 127 рублей 60 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» в пользу Марушкевич <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 73615 рублей 50 копеек.

В удовлетворении остальной части иска Марушкевич Евгения Николаевича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» о защите прав потребителя - отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: Н.А. Гонтарева

Мотивированное решение суда изготовлено: 15.12.2017 года.