Гражданское дело № 2-874/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года Алапаевский городской суд в составе председательствующего судьи Амиева К.Ю., при секретаре Подкорытовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Алапаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Алапаевское о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий – проведению комплекса мероприятий по содержанию автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Алапаевский городской прокурор обратился в Алапаевский городской суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования Алапаевское об обязании осуществить мероприятия по содержанию автомобильных дорог. В обоснование исковых требований истец указал, что Алапаевской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации ФИО3, обратившегося в интересах жителей и членов правления ТСЖ «Комфорт» по ул. Октябрьская, 21, п. В. Синячиха, по факту нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе проверки, установлено, что внутридворовый проезд в районе дома № 21 по ул. Октябрьская в пос. Верхняя Синячиха Алапаевского района, между домами № 19 и № 23, находится в ненадлежащем техническом состоянии. Согласно акту обследования эксплуатационного состояния от 18.05.2020 установлено несоответствие указанного выше внутриквартального проезда требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, нарушены требования ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно в нарушение п. 5.2.4 выявлены дефекты асфальтобетонного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые по ГОСТ, в частности выявлены ямы размером 180 см на 130 см глубиной 10 см; 170 см на 180 см глубиной 10 см. Указанные недостатки являются нарушением п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (далее - ТР ТС 014/2011), утвержденного Решением комиссии Таможенного, союза от 18.10.2011 № 827, пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017). Как усматривается из материалов дела, внутридворовой проезд, проходящий вблизи жилого дома № 21 по ул. Октябрьская в пос. Верхняя Синячиха между домами № 19 и № 22, - дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, магазину «Тритол» (ул. Октябрьская, 20), расположенным на внутриквартальной территории, т.е. эта дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного крута транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Законом № 257-ФЗ, относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 этого Закона). Согласно сведений публичной кадастровый карты Свердловской области следует, что внутридворовая дорога, на которой в ходе выездной проверки выявлены дефекты, не входит в границы земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен многоквартирный дом № 21 по ул. Октябрьская в пос. Верхняя Синячиха Алапаевского района. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности дорожного движения) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. В связи с чем административный истец просил обязать Администрацию МО Алапаевское привести состояние внутриквартальной дороги - внутридворового проезда, проходящего в районе дома № 21 по ул. Октябрьская в пос. Верхняя Синячиха, между домами № 19 и 22, в соответствие с требованиями Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: в срок до 30.06.2021 с учетом метеорологических и погодных условий устранить выбоины и иные разрушения в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.
В судебном заседании помощник Алапаевского городского прокурора Коробейникова Е.А. исковое заявление поддержала по доводам в нём изложенным.
Представитель ответчик администрации МО Алапаевское ФИО4 против удовлетворения исковых требований возражала, приобщила к материалам письменный отзыв на исковое заявление. В представленном отзыве, а также в судебном заседании пояснила, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, ул. Октябрьская, д. 21, занимает земельный участок площадью 5 412, 12 кв.м. 10.06.2020 года кадастровым инженером ФИО1 выполнены работы в связи с выносом в натуру угловых поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №. При проведении кадастровых работ установлено, что придомовая территория земельного участка с северо-западной стороны включает в себя земельный участок для прохода и проезда. Северо-восточная граница была закреплена временными межевыми знаками и обозначения сигнальной лентой. Установлено, что основная часть ям расположена на придомовой территории многоквартирного жилого дома, а часть двух ям находится на земельном участке общего пользования. Дворовой проезд входит в состав придомовой территории и является обшей долевой собственностью жильцом МКД, расположенного по адресу: Свердловская область, Алапаевский р-н, ул. Октябрьская. д. 21. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст.36 Жилищного кодека <...> «Правил содержания общего имущества в МКД», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание и обязанность по ремонту двора несут собственники квартир жилого МКД. Представитель ответчика пояснила, что исковые требования признаются частично, поскольку часть дороги расположена на земельном участке, занятым многоквартирным домом. Какого-либо ремонта участка дороги и проверок содержания дорожного покрытия ответчиком не проводилось. Сметы по устранению ям на дороге во дворе дома не составлялось, мероприятия указанные в протоколе от 15.06.2020 не выполнены. Представителю не известно о том, когда были установлены и утверждены границы земельного участка.
Представитель третьего лица – председатель правления ТСЖ «Комфорт» ФИО5 в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв в котором просила рассмотреть дело в своё отсутствие, полагала исковые требования обоснованными. В направленном отзыве указала, что с момента сдачи данного дама в эксплуатацию в 1997 году данный проезд вдоль дома ни одного разу не ремонтировался и разрушался. Так как дорога является сквозным проездом между двух домов № 19 и 22, по ней проезжают все автомобили, такие как газели торговых точек, мусоровозы, инкассаторские машины, и другие. Автомобили проезжают по данной территории с превышение разрешенной скорости. На данном участке нет, ни одного знака указывающего, что это жилая зона и ограничивающих скорость движения, рядом с домом расположен детский сад «Солнышко». В августе 2012 года в доме было создано ТСЖ «Комфорт».
Суд, учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 статьи 13 вышеуказанного Закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Из пунктов 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 данного Федерального закона следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе, средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования Алапаевское, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Кургана, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 1 статьи 31 Устава, организация осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также организация осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к полномочиям администрации муниципального образования
В соответствии с п. 5.2.4 и таблице 5.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. в том числе отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, 0,06 м.кв, равной или более.
Из акта проверки от 18.05.2020, представленного прокурором, следует, что при обследовании дворовой территории участка ул. Октябрьская, д. 21 в п. Верхняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области выявлены нарушения п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, дефекты асфальтобетонного покрытия, размеры которых превышают 180 на 130 см, глубиной 10 см, 170 на 180 см глубиной 10 см.
По результатам проверки в адрес главы МО Алапаевское ФИО2 внесено представление об устранении нарушений закона. Ответом от 22.06.2020 глава МО Алапаевское сообщил о рассмотрении представления. В информации, указанной в заключении служебной проверки, приложенном к ответу на представление указано, что большая часть ям на асфальтовом покрытии двора дома используемого для проходи и проезда граждан относится к придомовой территории, а малая часть находится н земельном участке в распоряжении администрации МО Алапаевское, комиссией принято решение незамедлительно подготовить и направить письмо членам правления ТСЖ «Комфорт» с предложением о совместно ремонте асфальтового покрытия, составить смету по устранению ям на дороге во дворе дома, который находится на земельном участке в распоряжении администрации МО Алапаевское и в срок до 01.08.2020 произвести ремонт.
Анализируя представленные материалы, суд приходит к выводу, что факт несоответствия дорожного покрытия внутридворового проезда, проходящего в районе дома № 21 по ул. Октябрьская в пос. Верхняя Синячиха, между домами № 19 и 22 нашёл своё подтверждение в ходе судебного заседания. Указанные обстоятельства подтверждаются как актом проверки от 18.05.2020, заключением служебной проверки, так и пояснениями представителя ответчика.
Проанализировав представленные документы, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с постановкой на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 66:01:2301011:131 и принадлежности внутриквартального проезда собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. п. 2 - 3 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Как следует из копии выписки ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:01:2301011:131, представленной истцом и представителем третьего лица, указанный земельный участок имеет площадь 3896 кв.м., имеет статус ранее учтённый.
Представленные сторонами документы не содержат сведений об установлении границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведений об осуществлении межевания земельного участка, сведений о согласовании границ, а также информации позволяющей установить фактические границы земельного участка с координатами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений
Несмотря на приведенные доводы, ответчиком не представлено доказательств, достоверно подтверждающих расположение спорного проезда на территории земельного участка, отвечающего требованиям пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не может суд отнести к таковым доказательствам заключение кадастрового инженера от 10.06.2020 и фотографию публичной кадастровой карты, указанные документы координаты границ земельного участка не содержат.
В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования занятые проездами, автомобильными дорогами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Ответчиком в обоснование своих доводов представлена карта-схема, при этом, если исходить из её фактического содержания, на территории, которая, по мнению ответчик принадлежит муниципальному образованию, осуществляется стоянка транспортных средств, при этом сама автомобильная дорога внутриквартального проезда идёт на земельном участке, расположенном под многоквартирным домом,
Имеющиеся материалы дела позволяют признать установленным факт того, что спорным проездом пользуются не только жильцы многоквартирного дома, расположенного по адресу: пгт. В Синячиха, ул. Октябрьская, д. 21, но и неопределенный круг лиц для проезда и прохода к расположенным в указанном районе жилым домам. Автомобильная дорог, служит придомовым и внутриквартальным проездом, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, содержание которой не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений.
При таких обстоятельствах, суд находит исковое заявление Алапаевского городского прокурора подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алапаевского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию МО Алапаевское привести состояние внутриквартальной дороги – внутридворового проезда, проходящего в районе дома №21 по ул. Октябрьская в пос. Верхняя Синячиха, между домами № 19 и № 22, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно в срок до 30.06.2021 с учётом метеорологических погодных условий устранить выбоины и иные разрушения в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья К.Ю. Амиев