ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-874/2014 от 22.07.2014 Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

 Дело № 2-874/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 22 июля 2014 года город Чита

 Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

 председательствующего: судьи Каминского В.Л.,

 при секретаре: Шелепетко Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российский Сельскохозяйственный банк» о возложении обязанности,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика в здании дополнительного офиса расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами СНиП 35-101-2001 расширить проем дверей ограждения при входе на территорию; уменьшить высоту порогов входных дверей в здание; с правой стороны от входа в здание установить пандус, ссылаясь на следующие обстоятельства.

 В ходе проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов установлено, что в здание по указанному адресу не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, а именно: ширина проема ограды при входе на территорию не соответствует норме; высота порогов у входных дверей здания превышает допустимую норму; отсутствуют пандусы на лестнице входа в здание, что затрудняет реализацию гражданских прав инвалидов.

 Прокурор, представитель третьего лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, извещенные надлежащим образом, в судебное заседании не явились.

 В представленном Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае отзыве представитель просит иск прокурора удовлетворить.

 Представитель ответчика пояснил, что согласия на реконструкцию арендованного здания не имеется. Здание построено в 1986 году и при его проектировании и строительстве нормы закона, на который ссылается в иске прокурор, учтены быть не могли.

 Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Из ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

 Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

 В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 г. N 689-О-О, "Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

 Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.

 Доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок (Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утв. Постановлением Госстроя РФ от 29 ноября 1999 г. № 73).

 По делу установлено, что здание дополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здание ответчика, а именно: ширина проема ограды при входе на территорию не соответствует норме; высота порогов у входных дверей здания превышает допустимую норму; отсутствуют пандусы на лестнице входа в здание, что затрудняет реализацию гражданских прав инвалидов.

 Судом установлено, что здание дополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк», по указанному адресу является собственностью Российской Федерации и на основании договора аренды № от 01.10.2011 передано ОАО «Россельхозбанк» во владение и пользование.

 Согласно п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

 В договоре аренды (п. 1.1) указано, что сдаваемое в аренду здание передается арендатору для использования в целях размещения дополнительного офиса Читинского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк».

 Согласно, представленному в материалы дела Положению о дополнительном
офисе Читинского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», Читинский
региональный филиал ОАО «Россельхозбанк»    осуществляет деятельность по предоставлению услуг населению банковских операций, является пользователем объекта недвижимости.

 В соответствии с п. 3.3.6 Договора аренды, арендатор обязан самостоятельно, за свой счет производить перепланировки, переоборудование, а также неотделимые улучшения арендуемых объектов (и вспомогательных объектов), вызванные потребностями Арендатора, в том числе связанные с приведением объекта в соответствие целям, в которых Арендатор намеревается их использовать (без изменения их назначения), по письменному разрешению Арендодатель, без предъявления требований об осуществлении перечисленных работ Арендодателем.

 Как следует из представленного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае отзыва, Управление не возражает относительно удовлетворения требований прокурора, просит иск удовлетворить.

 Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае не является пользователем объекта и не наделено полномочиями по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

 При таком положении, обоснованным является довод прокурора о возложении на ответчика требуемой в иске обязанности. Это не противоречит указанным выше нормам права.

 Доказательств, подтверждающих невозможность по техническим причинам осуществить указанные в иске мероприятия, не представлено.

 Суд соглашается с доводом прокурора о том, что обращение с указанным иском в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку установленное судом нарушение ФЗ РФ N 181 от 24.11.1995 г. в свою очередь, посягает на права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав.

 При установленных обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.

 Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить этот срок в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Обязать Открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк», в течение 2-х месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, в здании дополнительного офиса ОАО «Россельхозбанк» расположенного по адресу: <адрес> уменьшить высоту порогов входных дверей; оборудовать пандусом крыльцо на входе в здание; расширить проем дверей ограждения при входе на территорию по указанному адресу, в соответствии со СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51261.

 Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

 Судья В.Л. Каминский