Дело № 2-874/2021
УИД: 37RS0007-01-2021-001490-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Заволжск Ивановской области 22 апреля 2021 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.
при секретаре Бариновой Е.П.
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Кинешемского городского суда в г. Заволжске Ивановской области гражданское дело № 2-874/2021 по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию городской округ Кинешма в лице администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности принять меры по утверждению границ охранной зоны газопровода,
установил:
Кинешемский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к муниципальному образованию городской округ Кинешма в лице администрации городского округа Кинешма, в котором просил возложить на ответчика обязанность в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент управления имуществом <адрес> сведения о границах охранной зоны газопровода к производственной базе КМП «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, назначение: сооружение трубопроводного транспорта протяжённостью 696 м, литер Г1, Г2, Г3, адрес объекта: <адрес>, и заявление об утверждении границ охранной зоны указанного газопровода.
Исковые требования мотивированы тем, что Кинешемской городской прокуратурой по заданию прокуратуры <адрес> от 12 февраля 2021 года проведена проверка деятельности органов местного самоуправления, расположенных на поднадзорной территории, по вопросу выполнения мероприятий, направленных на установление охранных зон газопроводов, находящихся в муниципальной собственности. Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования городского округа Кинешма имеется сооружение – газопровод к производственной базе КМП «ОКХ» по адресу: <адрес>, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, протяжённостью 696 м, лит. Г1, Г2, Г3, адрес объекта: <адрес>, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности. Границы охранных зон указанного газопровода собственником не утверждены, наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки не произведено, заявление об утверждении границ охранной зоны в Департамент управления имуществом <адрес> не направлено.
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Смирнова Е.А. поддержала исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, объяснила, что спорное сооружение – газопровод находится в муниципальной собственности, установление охранной зоны газопровода позволит передать его на баланс специализированной организации.
Ответчик муниципальное образование г.о. Кинешма в лице администрации г.о. Кинешма, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, возражений по существу заявленных требований не представил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент управления имуществом <адрес>, Управление Росреестра по <адрес>, извещавшиеся о времени и месте судебного заседания в соответствии с правилами гл. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений относительно рассматриваемых требований не представили.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Кинешемской городской прокуратурой по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка деятельности органов местного самоуправления по вопросу выполнения мероприятий, направленных на установление охранных зон объекта недвижимости – газопровода к производственной базе КМП «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, назначение: сооружение трубопроводного транспорта, протяжённостью 696 м, лит. Г1, Г2, Г3, адрес объекта: <адрес>.
Собственником данного сооружения является муниципальное образование г.о. Кинешма, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 11).
В ходе проверки установлено, что границы охранных зон вышеуказанного газопровода не утверждены, наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки не произведено, заявление об утверждении границ охранной зоны в Департамент управления имуществом <адрес> не направлено. Данное обстоятельство также не оспаривается ответчиком (л.д. 9-10).
Согласно ст. 104 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях защиты жизни и здоровья граждан, устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий. В границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Как указано в п. 6 ст. 105 ЗК РФ, в качестве зоны с особыми условиями использования территорий может быть установлена охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу п. 17 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16 производятся на основании заявления об утверждении границ охранной зоны газораспределительных сетей и сведений о границах охранной зоны газораспределительных сетей по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков – для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами – для существующих газораспределительных сетей.
Согласно ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 9 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ являются опасными производственными объектами.
Исходя из приведённых норм закона, учитывая, что собственником данного сооружения является орган местного самоуправления, который необходимых мер по утверждению границ охранной зоны газопровода не принимает, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Непринятие мер по утверждению границ охранных зон газопровода и наложению ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки могут привести к нарушению прав граждан на защиту от аварий и иных чрезвычайных ситуаций, и создаёт угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого это решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание объём работы, которую следует провести ответчику, суд полагает предложенный прокурором срок разумным и отвечает интересам обеих сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование городской округ Кинешма Ивановской области в лице администрации городского округа Кинешма Ивановской области обязанность в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Департамент управления имуществом <адрес> сведения о границах охранной зоны сооружения – газопровод к производственной базе КМП «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, назначение: сооружение трубопроводного транспорта протяжённостью 696 м, литер Г1, Г2, Г3, адрес объекта: <адрес>, и заявление об утверждении границ охранной зоны указанного газопровода.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Ю.А. Румянцева
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2021 года