ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8756/16 от 22.11.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-8756/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2016 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Старшой Ю.А.

при секретаре Кадыровой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 и ФИО4 к акционерному обществу «Служба доставки» о признании на основании высшей юридической силы Конституции РФ их основного конституционного права на социальное обеспечение по возрасту с применением прямого действия Конституции РФ; о признании на основании правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ, осуществления регулирования реализации их основных конституционных прав посягающим на само существо этих прав и приводящим к утрате их реального содержания; о возложении обязанности на основании высшей юридический силы Конституции РФ соблюдения конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав с применением прямого действия Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ; о признании на основании высшей юридической силы Конституции РФ, и пункта 17 приказа Минтруда и соцзащиты РФ н от ДД.ММ.ГГГГ права истцов на удостоверение и идентификацию своей личности, возраста, места жительства и гражданства любыми документами, отличными от паспорта гражданина РФ, в том числе и по форме для пенсионных правоотношений с применением прямого действия Конституции РФ; о возложении обязанности на основании высшей юридической силы Конституции РФ продолжить выплачивать им пенсию с применением пунктов 17, 56 и 57 приказа Минтруда и соцзащиты РФ н от ДД.ММ.ГГГГ и прямого действия Конституции РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к ЗАО «Служба доставки» о признании права на социальное обеспечение по возрасту и выплате пенсии с применением прямого действия Конституции РФ.

В обоснование заявленных требований указали, что в июне 2016 года им было отказано ответчиком в реализации их основного конституционного права на социальное обеспечение по возрасту (инвалидности), выразившееся в отказе выдавать им пенсию. Ранее ответчиком пенсия истцам выдавалась. Истцы обратились к ответчику с просьбой выдать им пенсии и применить в их случае высшую юридическую силу Конституции РФ и ее прямое действие, тем более, что все персональные данные, необходимые для пенсионного обеспечения, были нотариально заверены. Однако ДД.ММ.ГГГГ им пришел отказ со ссылкой на Приказ Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ и в рамках Приказа Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ, которые, якобы, вводят исчерпывающий перечень документов, необходимых для назначения пенсии. Таким образом, между сторонами возник спор – может ли ответчик, как правоприменительная организация, в своей деятельности применить высшую юридическую силу Конституции РФ и ее прямое действие, или, опираясь на правовой акт низшей юридический силы, может попирать как Конституцию, так и права человека. Указано, что конституционная норма выступает в виде гарантии, что основное конституционное право гражданина будет реализовано при любых условиях и обстоятельствах. Конституционное право на свободу совести, право иметь свои убеждения, право на совершение действий в соответствии с ними, гарантируется государством, а, следовательно, в совокупности с гарантией права на социальное обеспечение по возрасту должно быть реализовано при любых обстоятельствах независимо от ситуации. Для них, как ФИО2 граждан Московской Патриархии, спасительно соблюдать Устав ФИО2 Московского Патриархата, Конституцию РФ. Для них не спасительно получать, иметь и использовать паспорт гражданина РФ, если он нарушает Основной закон светского государств (Конституцию РФ), так как: паспорт содержит графы «личный код», «личный код детей», а нумерация людей – преступление против человечности, осужденное Нюрнбергским трибуналом, не имеющим срока давности; личный код в паспорте РФ унижает человеческое достоинство, заменяет Богом данное имя на инвентарный номер, присваиваемый человеку системой; в паспорте отсутствует графа «национальность», что оскорбляет национальные чувства граждан и ведет к национальной розни; имеется наличие машиносчитываемых записей и радиочастотной метки под фотографией; на каждой странице паспорта в виньетке, обрамляющей номер странички и в орнаменте вокруг слова «Россия» содержится сатанинская символика, число «666», что оскорбляет религиозные чувства граждан. Федерального закона о паспорте РФ не существует. Утвержденного образца бланка паспорта гражданина РФ не существует, он не приводится в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ». Приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГн определено, что доставка пенсий производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При этом какое-либо указание о том, что этим документом должен быть исключительно только паспорт РФ, в Правилах отсутствует. Верховный суд РФ в своем решении ГКПИ06-334 от ДД.ММ.ГГГГ определил паспорт РФ в качестве основного, но не единственного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ. Истцы полагают, что в случае сомнений в их личности ответчик может запросить в компетентных органах МВД РФ форму , где указаны данные об их личности, возрасте, месте жительства и гражданстве, и решить вопрос о выдаче им пенсий. Ответчик в своей деятельности при соблюдении различных норм права не должен осуществлять такое регулирование (по выдаче пенсии), которое посягало бы на само существование этих прав у истцов и приводило бы к их утрате. Тем более, из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении -О-О от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что надлежаще оформленное, не разорванное, не склеенное «Свидетельство об удостоверении личности гражданина…», либо его дубликат могут расцениваться как документы, исключающие любые сомнения относительно личности гражданина. Истцы просили на основании высшей юридической силы Конституции РФ и ее прямого действия признать их основное конституционное право на социальное обеспечение по возрасту и обязать ответчика выплачивать им пенсию с применением прямого действия Конституции РФ.

В ходе рассмотрения дела истцами в соответствии со статьей 39 ГПК РФ подано ходатайство об увеличении (изменении) требований, согласно которому предметом спора между сторонами является возможность применения прямого действия Конституции РФ и ее высшей юридической силы в деле признания основных конституционных прав истцов, в том числе и на пенсию по старости, в котором они просят на основании высшей юридической силы Конституции РФ признать их основное конституционное право на социальное обеспечение по возрасту с применением прямого действия Конституции РФ; на основании правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ, признать, что ответчик осуществляет такое регулирование реализации их основных конституционных прав, которое посягает на само существо этих прав и приводит к утрате их реального содержания; на основании высшей юридический силы Конституции РФ обязать ответчика соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав с применением прямого действия Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ; ввиду отсутствия утвержденного Правительством РФ единого образца бланка паспорта гражданина РФ и на основании высшей юридической силы Конституции РФ и пункта 17 приказа Минтруда и соцзащиты РФ н от ДД.ММ.ГГГГ признать право истцов на удостоверение и идентификацию своей личности, возраста, места жительства и гражданства любыми документами, отличными от паспорта гражданина РФ, в том числе и по форме для пенсионных правоотношений с применением прямого действия Конституции РФ; на основании высшей юридической силы Конституции РФ обязать ответчика продолжить выплачивать им пенсию с применением пунктов 17, 56 и 57 приказа Минтруда и соцзащиты РФ н от ДД.ММ.ГГГГ и прямого действия Конституции РФ.

В судебном заседании была произведена замена ненадлежащего ответчика – ЗАО «Служба доставки» на надлежащего – АО «Служба доставки» связи с изменением его организационно-правовой формы и наименования.

Истцы и их представитель в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их увеличения и изменения поддержали и просили удовлетворить.

Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица – ОПФР по РТ в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения истцов и их представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании пунктов 4, 23 и 36 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии согласно приложению (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 885н) в настоящих Правилах используются следующие понятия: выплата пенсии, включая организацию доставки (далее - выплата пенсии) - ежемесячное начисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии;… доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии пенсионеру (его законному представителю) путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера (его законного представителя в установленных законодательством Российской Федерации случаях) в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - договор).

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В соответствии со статьей 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданина, его представителя или представителя юридического лица, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящей статьи.

При установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При направлении нотариусу в электронной форме для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества или направлении в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества личность заявителя - физического лица считается установленной при условии, что его квалифицированная электронная подпись проверена и ее принадлежность заявителю подтверждена в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Согласно пункту 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325) наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения); свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ АО «Служба доставки» были направлены письма в адрес ФИО3 и ФИО4, в которых указано об отсутствии возможности производить выдачу пенсии гражданину по свидетельству об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке.

При этом указано, что предъявление в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина, его возраст и гражданство, свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, выданного нотариусом, не предусмотрено действующим законодательством.

Истицей ФИО3 представлено свидетельство, выданное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Казанского нотариального округа РТ ФИО7, удостоверяющей, что изображенное на фотографической карточке лицо тождественно с представившей ее ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истицей ФИО4 представлено свидетельство, выданное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Казанского нотариального округа РТ ФИО8, удостоверяющей, что изображенное на фотографической карточке лицо тождественно с представившей ее ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ответе нотариуса ФИО7 на запрос суда отражено, что при оформлении свидетельства о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, ФИО3 был представлен паспорт, выданный УВД <адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ.

В ответе нотариуса ФИО8 на запрос суда отражено, что выдача свидетельства об удостоверении тождественности ФИО4 произведена на основании паспорта гражданина РФ, выданного УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением по вопросам миграции МВД по РТ по запросу суда представлен ответ, согласно которому ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина РФ Высокогорским ОВД РТ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина РФ Ново-Савиновским РУВД <адрес>.

В судебном заседании истица ФИО3 пояснила, что паспорт гражданина РФ она сдала в отделение МВД около 10 лет назад, а истица ФИО4 пояснила, что паспорт гражданина РФ потеряла летом этого года, с заявлением об утере в правоохранительные ораны не обращалась.

Разрешая данное гражданское дело, суд оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не находит.

При этом суд исходит из того, что положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определено, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

До настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации, как главу государства, решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).

Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.

Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Следовательно, документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.

Из приведенных положений ст. 42 Основ о нотариате следует, что целью выдачи свидетельства о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, не может быть удостоверение личности обратившегося за совершением нотариального действия, а также удостоверение гражданства этого лица, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

Основы о нотариате не относят нотариуса к числу органов государственной власти Российской Федерации, либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина, что дает основание для вывода о том, что выданное нотариусом свидетельство об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность. Ввиду этого выдаваемое нотариусом в соответствии со ст. 84 Основ о нотариате свидетельство об удостоверении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, исходя из требований, предъявляемых к такому документу пенсионным законодательством, поскольку не удостоверяет личность лица, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей пенсионного обеспечения, в частности о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Суд полагает, что соразмерность ограничения права определяется не только установленными законом обременениями, в частности обязанностью надлежащим документом подтвердить свою личность, но и возможностью реализовать данные права в рамках указанных ограничений легитимными, предусмотренными законом средствами с учетом, в том числе религиозных убеждений гражданина.

В данном случае нельзя признать несоразмерным для истцов такое ограничение как необходимость подтверждать свою личность надлежащим удостоверением личности, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает возможность получения временного удостоверения личности формы 2П при утрате паспорта гражданина Российской Федерации, выдаваемого правомочными органами по обращению гражданина, утратившего паспорт. Такой документ не является паспортом, который истец не имеет в силу религиозных убеждений, но в соответствии с изложенными выше нормами действующего законодательства является надлежащим документом, подтверждающим личность гражданина Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного суд оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 и ФИО4 не находит.

Таким образом, исковые требования ФИО3 и ФИО4 подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 и ФИО4 к акционерному обществу «Служба доставки» о признании на основании высшей юридической силы Конституции РФ их основного конституционного права на социальное обеспечение по возрасту с применением прямого действия Конституции РФ; о признании на основании правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ, осуществления регулирования реализации их основных конституционных прав посягающим на само существо этих прав и приводящим к утрате их реального содержания; о возложении обязанности на основании высшей юридический силы Конституции РФ соблюдения конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав с применением прямого действия Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ; о признании на основании высшей юридической силы Конституции РФ, и пункта 17 приказа Минтруда и соцзащиты РФ н от ДД.ММ.ГГГГ права истцов на удостоверение и идентификацию своей личности, возраста, места жительства и гражданства любыми документами, отличными от паспорта гражданина РФ, в том числе и по форме для пенсионных правоотношений с применением прямого действия Конституции РФ; о возложении обязанности на основании высшей юридической силы Конституции РФ продолжить выплачивать им пенсию с применением пунктов 17, 56 и 57 приказа Минтруда и соцзащиты РФ н от ДД.ММ.ГГГГ и прямого действия Конституции РФ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение 1 месяца через Приволжский районный суд <адрес>.

Судья: Старшая Ю.А.