ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8767/19 от 16.10.2019 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

16 октября 2019 года Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Судовской Н.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей,

УСТАНОВИЛ:

МОО ЗПП «Русконтроль» обратился в Автозаводский районный суд <адрес> с иском к ИП ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ членами Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль», в соответствии со статьей 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» и Уставом Организации, были осуществлены мероприятия общественного контроля ИП ФИО2 по месту фактической деятельности, расположенному по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

В результате осуществленного общественного контроля была составлена информация и выявлены следующие нарушения.

1. Потребителем Винокуровой JI.B. (член Организации) приобретены товары, находящиеся в реализации вышеуказанного магазина,

а) с отсутствующей полной и достоверной информацией о дате изготовления, сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, перевода информации на русский язык, подтверждения безопасности и качества импортного товара, сведений о минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой, а именно – наименование товара:

- игрушка детская для девочки «Лол» по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- мягкая игрушка для детей Котик по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- слайм (наименование со слов продавца) Лизун по цене 150 рублей. Изготовитель Китай;

- сквили (наименование со слов продавца) пупс мягкий по цене 120 рублей. Изготовитель Китай;

2. До сведения потребителей не доведена требуемая законодательством информация о месте нахождения (адрес) организации, осуществляющей торговую деятельность, режиме ее работы. Продавец – индивидуальный предприниматель – не предоставил в удобном для ознакомления покупателя месте информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

3. По месту фактической деятельности ИП не доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав.

4. Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Факт допущенных нарушений и реализации описанного выше товара подтверждается товарным чеком, информационным листом и видеозаписью.

Информационный лист составлен в присутствии продавца ФИО5, от подписи и объяснений отказавшейся.

Истец просит:

Признать противоправными действия ИП ФИО2 по месту фактической деятельности, расположенному по адресу: <адрес>, выразившиеся

А) в реализации вышеуказанной торговой точкой детских игрушек,

а) с отсутствующей полной и достоверной информацией о дате изготовления, сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, перевода информации на русский язык, подтверждения безопасности и качества импортного товара, сведений о минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой, а именно – наименование товара:

- игрушка детская для девочки «Лол» по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- мягкая игрушка для детей Котик по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- слайм (наименование со слов продавца) Лизун по цене 150 рублей. Изготовитель Китай;

- сквили (наименование со слов продавца) пупс мягкий по цене 120 рублей. Изготовитель Китай;

Б) в не предоставлении в наглядной и доступной форме в удобном для ознакомления покупателя месте необходимой и достоверной информации о продавце: фирменном наименовании (наименовании) своей организации, ее месте нахождения (адресе) ИП, информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего ИП органа.

В) в не доведении до сведения покупателей по месту фактической деятельности ИП в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав (Закон о Защите прав потребителей на торговой точке отсутствует).

Г) в не обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

2. Обязать ИП ФИО2:

А) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации некачественных и опасных детских игрушек

- с отсутствующей полной и достоверной информацией о дате изготовления, сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой и без перевода информации на русский язык, без подтверждения безопасности и качества импортного товара;

Б) довести до сведения покупателей в удобных для ознакомления местах в наглядной и доступной форме информацию о наименовании своей организации, месте ее нахождения, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, Правилах продажи отдельных видов товаров, законодательстве о защите прав потребителей.

В) предоставлять необходимую и достоверную, обеспечивающую потребителю возможность правильного выбора товара, информацию об изготовителе товара, местонахождении изготовителя, дате изготовления и сроке годности сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой и

Г) предоставлять потребителю перевод информации на русский язык, и документы, подтверждающие безопасность и качество импортного товара;


3. Обязать ИП ФИО2 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста через средства массовой информации или иным способом либо на сайте истца www.ruscontroll63.ru. 4. Предоставить истцу, в случае если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме (пункт 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте www.ruscontroll63.ru за счет ответчика, с последующим взысканием с него стоимости публикации в соответствии с прейскурантом (стоимость публикации одной страницы составляет 5000 руб.).

Представитель истца в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, на исковых требованиях настаивает в полном объеме (л.д.47).

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещалась путем направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением по адресу: <адрес>, причину неявки не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствии не просила, отзыв на заявленные требования не предоставила.

Согласно имеющихся в материалах дела конвертов и уведомлений судебные повестки, направленные в адрес ответчика возвращены в адрес суда в связи с истечением срока хранения (л.д.45-46).

Неявка ответчика по извещению на почту расценивается судом как отказ от принятия судебной повестки или иного судебного извещения, в связи с чем, она в соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ считается извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщал суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Учитывая вышеизложенное, суд, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивший об уважительных причинах своей неявки и не просивший рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Часть 2 ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Судом установлено, что Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей «Русконтроль» является общественной организацией, объединением граждан, созданной с целью защиты прав и законных интересов потребителей, зарегистрировано в установленном законом порядке. В соответствии с Уставом в ходе своей деятельности организует проведение проверок на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составляет акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направляет указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, предъявляет иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

В силу положений ст. 495 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. ст. 4, 10 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1).

Согласно пункту 23 Раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее - Правила) продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности (п. 24 раздела 1 Правил).

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуги), продавец (изготовитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Пунктом 11 указанных Правил предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара; сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; сведения об основных потребительских свойствах товара; сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

Обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к игрушкам установлены Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 798 (далее - ТР ).

В силу п. 5.3 ст. 4 ТР "О безопасности игрушек" маркировка должна содержать следующую информацию: - наименование страны, где изготовлена игрушка; - наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; - товарный знак изготовителя (при наличии); - минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; - основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); - способы ухода за игрушкой (при необходимости); - дата изготовления (месяц, год); - срок службы или срок годности (при их установлении); - условия хранения (при необходимости).

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 статьи 4 ТР маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легкочитаемой, доступной для осмотра и идентификации.

Маркировка игрушек должна содержать: наименование игрушки, наименование страны, где изготовлена игрушка, наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними, товарный знак изготовителя (при наличии), минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмму, обозначающую возраст ребенка, информацию об основном конструкционном материале (для детей до 3 лет) (при необходимости), информацию о способах ухода за игрушкой (при необходимости), дату изготовления (месяц, год), срок службы или срок годности (при их установлении), условия хранения (при необходимости) (подпункт 5.3 пункта 5 статьи 4 ТР ).

Следует отметить, что согласно подпункту 5.2 пункта 5 статьи 4 ТР место и способ нанесения маркировки определяются изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.

Вместе с тем, в зависимости от вида игрушки, в содержание маркировки включают сведения, предусмотренные подпунктом 5.4 пункта 5 статьи 4 ТР , в том числе предупредительные надписи в соответствии с приложением 3 к ТР .

В статье 7 Федерального закона «О защите прав потребителей» закреплено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, транспортировки, хранения и реализации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.

П.1 ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) «своевременно в наглядной и доступной форме предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, обеспечивающих возможность их правильного выбора.» В п.2 ст. 10 ФЗ РФ в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, а также в п.4.1 ст.4 TP «Пищевая продукция в части ее маркировки» содержится перечень такой обязательной информации, в который, в том числе, включены: наименование пищевой продукции; место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца, импортера), для импортного товара – наименование страны происхождения; наименование технического регламента и обозначение, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара; сведения об основных потребительских свойствах товара, в отношении продуктов питания сведения о составе, об условиях хранения. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; вес (объем), дата и место изготовления и упаковки (расфасовки) пищевой продукции; цена в рублях и условия приобретения товара; срок годности, срок службы, гарантийный срок (если он установлен); наименование и место нахождения изготовителя товара (исполнителя, продавца); информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если для них установлены обязательные требования (включая импортные) в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно абз. 1 п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 55 (далее - Правила), продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров (абз. 1 п. 15 Правил).

В силу абз. 2 п. 15 указанных Правил объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

В силу п. 33 Правил, товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ (абз. 3 п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров).

Согласно Уставу МОО ЗПП «Русконтроль», организация «Русконтроль» представляет собой независимую общественную организацию добровольно объединившихся физических лиц. Общественная организация «Русконтроль» руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом РФ «Об общественных объединениях», иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом, и руководствуется в своей деятельности общепризнанными международными принципами, нормами и стандартами. Общественная организация «Русконтроль» имеет своей целью защиту прав потребителей. Видами деятельности общественной организации «Русконтроль» является в том числе: организация проведения независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленных продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах – нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

Таким образом, суд считает, что истец вправе осуществлять закупку товара, составлять акты и организовать проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг) на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ членами Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль», в соответствии с ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» и Уставом Организации, проведен общественный контроль деятельности ИП ФИО2 по месту фактической деятельности, расположенному по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

Согласно поручению председателя правления МОО ЗПП «Русконтроль» ФИО6 общественным инспекторам ФИО7 и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ поручено осуществить мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей ИП ФИО2

В результате осуществленного общественного контроля была составлена информация и выявлены следующие нарушения.

1. Потребителем Винокуровой JI.B. (член Организации) приобретены товары, находящиеся в реализации вышеуказанного магазина,

а) с отсутствующей полной и достоверной информацией о дате изготовления, сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, перевода информации на русский язык, подтверждения безопасности и качества импортного товара, сведений о минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой, а именно – наименование товара:

- игрушка детская для девочки «Лол» по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- мягкая игрушка для детей Котик по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- слайм (наименование со слов продавца) Лизун по цене 150 рублей. Изготовитель Китай;

- сквили (наименование со слов продавца) пупс мягкий по цене 120 рублей. Изготовитель Китай;

2. До сведения потребителей не доведена требуемая законодательством информация о месте нахождения (адрес) организации, осуществляющей торговую деятельность, режиме ее работы. Продавец – индивидуальный предприниматель – не предоставил в удобном для ознакомления покупателя месте информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

3. По месту фактической деятельности ИП не доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав.

5. Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

Факт допущенных нарушений и реализации описанного выше товара подтверждается товарным чеком, информационным листом и видеозаписью.

Информационный лист составлен в присутствии продавца ФИО5, от подписи и объяснений отказавшейся.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, ответчик допустил нарушение ст.ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей», обязывающих продавца предоставить информацию на русском языке: о наименовании и местонахождении изготовителей, о продавце, о товаре, об условиях продажи, о дате изготовления, о сроке годности, сроке службы, о соответствии товара установленным требованиям к качеству, об условиях продажи, требования истца о признании действий ответчика по факту не предоставления покупателю полной и достоверной информации о продавце – фирменном наименовании, ее месте нахождения, информации о государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего органа противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, а также обязании ответчика обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара; предоставлять необходимую и достоверную, обеспечивающую потребителю возможность правильного выбора товара, информацию об изготовителе товара, местонахождении изготовителя, дате изготовления и сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой, предоставлять потребителю перевод информации на русский язык, и документы, подтверждающие безопасность и качество импортного товара подлежат удовлетворению.

Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

В силу ст. 45 Закона о защите прав потребителей осуществление общественными организациями общественного контроля является правом, а не обязанностью, входящей в полномочия того или иного органа государственной или муниципальной власти, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В целях законности проведения соответствующих проверок органами государственной или муниципальной власти Законом была установлена определенная процедура их проведения с обязательным уведомлением проверяемого лица о предстоящей проверке.

Ст. 46 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» предусматривает право общественной организации на предъявление иска в суд о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Из смысла п. 53 руководящих разъяснений постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что общественная организация вправе предъявить требование в суд о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, однако данное требование должно находиться в непосредственной связи с требованием о прекращении этих действий.

В противном случае иск, содержащий лишь требование о признании действий противоправными, которые прекращены на момент рассмотрения дела в суде и перестали быть таковыми, является бессмысленными и не соответствует целям гражданского судопроизводства, предусмотренным ст. 2 ГПК РФ, в виде защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований МОО ЗПП "Русконтроль", поскольку обстоятельства реализации товара ненадлежащего качества, с нарушением условий хранения, предоставлением недостоверной и неполной информации, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), для целей настоящего Закона: под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит указания о том, что доведение через средства массовой информации до сведения потребителей решения суда, должно осуществляться размещением такой информации в определенном периодическом печатном издании, сетевом издании, на телеканале, радиоканале, и так далее.

Суд считает правильным обязать ответчика в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу довести настоящее решение до сведения неопределенного круга потребителей через средства массовой информации или иным общедоступным для потребителей способом.

В случае если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме (п. 1 ст. 206 ГПК РФ) предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения любым общедоступным для потребителей способом.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Русконтроль» к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей – удовлетворить частично.

Признать противоправными действия Индивидуального предпринимателя ФИО2 по месту фактической деятельности, расположенному по адресу: <адрес>, выразившиеся:

в реализации вышеуказанной торговой точкой детских игрушек

а) с отсутствующей полной и достоверной информацией о дате изготовления, сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, перевода информации на русский язык, подтверждения безопасности и качества импортного товара, сведений о минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой, а именно – наименование товара:

- игрушка детская для девочки «Лол» по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- мягкая игрушка для детей Котик по цене 200 рублей. Изготовитель Китай;

- слайм (наименование со слов продавца) Лизун по цене 150 рублей. Изготовитель Китай;

- сквили (наименование со слов продавца) пупс мягкий по цене 120 рублей. Изготовитель Китай;

Б) в не предоставлении в наглядной и доступной форме в удобном для ознакомления покупателя месте необходимой и достоверной информации о продавце: фирменном наименовании организации, ее месте нахождения (адресе) ИП, информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего ИП органа.

В) в не доведении до сведения покупателей по месту фактической деятельности ИП в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, и информация о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав.

Г) в не обеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара.

2. Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО2:

А) прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по реализации некачественных и опасных детских игрушек

- с отсутствующей полной и достоверной информацией о дате изготовления, сроке годности, сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой и без перевода информации на русский язык, без подтверждения безопасности и качества импортного товара;

Б) довести до сведения покупателей в удобных для ознакомления местах в наглядной и доступной форме информацию о наименовании своей организации, месте ее нахождения, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, Правилах продажи отдельных видов товаров, законодательстве о защите прав потребителей.

В) предоставлять необходимую и достоверную, обеспечивающую потребителю возможность правильного выбора товара, информацию об изготовителе товара, местонахождении изготовителя, дате изготовления и сроке годности сроке службы от производителя, основном используемом в игрушках материале, минимальном возрасте ребенка, ограничивающего использование, информации о способах ухода за игрушкой и

Г) предоставлять потребителю перевод информации на русский язык, и документы, подтверждающие безопасность и качество импортного товара;

Обязать Индивидуального предпринимателя ФИО2 довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным общедоступным для потребителей способом.

В случае если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме (п. 1 ст. 206 ГПК РФ) предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения любым общедоступным для потребителей способом.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.В.Судовская