УИД: №
Дело № 2-876/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г.Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Улыбиной Н.А.
при секретаре Нечаевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 , ФИО2 к Администрации муниципального образования «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании права выбора способа обеспечения жилищных прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5, действуя через представителя по доверенности ФИО3, 17 июня 2021 года обратились в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании права на предоставление им в общую долевую собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес>, взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с Соглашением с собственниками жилого помещения о предоставлении им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками по ? доле в праве общей долевой собственности каждый жилого помещения - квартиры с кадастровым номером №, площадью 53,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На основании актов обследования жилого помещения межведомственной комиссией № 3,4,5 от 17.12.2013 года и заключения экспертной оценки технического состояния строительных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИНТЭКС» <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с распоряжением администрации МО «Опольевское сельское поселение» от 13.03.2014г. № 48-р «Об отселении физических лиц из многоквартирных домов № 4, № 6, № 8 по <адрес>, признанных аварийными», указанные дома определены подлежащими расселению и последующему сносу, предписано произвести переселение граждан из аварийного жилищного фонда в срок до 1 октября 2019 года при наличии софинансирования данных мероприятий за счет средств реформирования жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета в рамках реализации соответствующей региональной адресной программы, определено проинформировать собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, в установленном порядке о принятом решении.
Ссылаются, что 10 апреля 2019 года между истцами и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, в соответствии с которым Администрация МО «Опольевское сельское поселение» в рамках реализации мероприятий Региональной программы взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме обязалась предоставить истцам в собственность другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, путем заключения договора мены. Другое жилое помещение предоставляется истцам после приобретения администрацией жилого помещения у застройщика (получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрации прав собственности на объект недвижимости). В тоже время истцы обязались принять в собственность предоставляемое им жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения путем заключения договора мены.
Однако, 07 июня 2021 года истцами были получены письма от администрации МО «Опольевское сельское поселение» № 502, № 503 от 03.06.2021г. что признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой <адрес><адрес>, в котором находится принадлежащее истцам на праве собственности жилое помещение, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах». Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ, и действующей с 28 декабря 2019 года, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом, положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. В связи с тем, что истцы приобрели жилое помещение по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания его аварийным и подлежащим сносу, то они по мнению ответчика имеют право только на выплату возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение, другое помещение взамен изымаемого им не может быть предоставлено.
Считая нарушенным свое право на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, ФИО5 обратились с иском в суд. Полагают, что как собственники жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, имеют право выбора способа обеспечения жилищных прав путем предоставление им в общую долевую собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес>, взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес> в соответствии с Соглашением с собственниками жилого помещения о предоставлении им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, заключенным с Администрацией МО «Опольевское сельское поселение» 19 апреля 2019 года.
Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом, их представитель по доверенности ФИО3 ,Л.Г. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика Администрации МО «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом (л.д. 46), письменных возражений не представил, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица – Комитета по строительству Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, письменных возражений не представил, уважительных причин неявки не сообщил.
Изучив доводы искового заявления, определив в порядке ст. 67 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В ходе судебного заседания установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером №, площадью 53,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Право собственности истцов на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (л.д. 15-17).
По результатам комиссионного обследования многоквартирного жилого <адрес>, введенного в эксплуатацию в 1954 году, и заключения экспертной оценки технического состояния строительных конструкций жилого дома от 20.09.2013 года ООО «ИНТЭКС», межведомственной комиссией, созданной на основании распоряжения администрации МО «Опольевское сельское поселение» № 62а-р от 11.03.2013 года, был составлен акт обследования и заключение № 4 от 17.12.2013 года, которым <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, как не соответствующий требованиям, установленным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, поскольку несущие конструкции многоквартирного жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии и не обеспечивают должным образом безопасное пребывание граждан; конструкции крыши и перекрытий находятся в аварийном состоянии (л.д. 18-22).
Решением межведомственной комиссии администрации МО «Опольевское сельское поселение» № 3 от 18.12.2013 года многоквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 23).
В соответствии с распоряжением администрации МО «Опольевское сельское поселение» от 13.03.2014г. № 48-р «Об отселении физических лиц из многоквартирных домов № 4, № 6, № 8 по <адрес>, признанных аварийными», указанные дома определены подлежащими расселению и последующему сносу. Предписано произвести переселение граждан из аварийного жилищного фонда в срок до 1 октября 2019 года при наличии софинансирования данных мероприятий за счет средств реформирования жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета в рамках реализации соответствующей региональной адресной программы. Определено проинформировать собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, в установленном порядке о принятом решении (л.д. 24-25).
В связи с чем, 10 апреля 2019 года между администрацией МО «Опольевское сельское поселение» и истцами М-ными было заключено соглашение о предоставлении им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, в соответствии с которым Администрация МО «Опольевское сельское поселение» в рамках реализации мероприятий Региональной программы взамен изымаемого жилого помещения (3-х комнатной квартиры общей площадью 53,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> в аварийном многоквартирном доме обязалась предоставить истцам в собственность другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, путем заключения договора мены. Другое жилое помещение предоставляется истцам после приобретения администрацией жилого помещения у застройщика (получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрации прав собственности на объект недвижимости) (п. 1 соглашения).
В тоже время истцы обязались принять в собственность предоставляемое им жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения путем заключения договора мены (п. 2 соглашения).
Согласно п. 4 указанного соглашения, в собственность истцов переходит равнозначное благоустроенное жилое помещение в запланированном к строительству многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 26-28).
Однако, 03 июня 2021 года администрацией МО «Опольевское сельское поселение» в адрес истцов были направлены письма № 502, № 503, в которых М-ны извещались, что признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой <адрес><адрес>, в котором находится принадлежащее истцам на праве собственности жилое помещение, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах». Согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ, и действующей с 28 декабря 2019 года, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом, положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. В связи с тем, что истцы приобрели жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> по договору купли-продажи после признания указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, то они имеют право только на выплату возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение, другое помещение взамен изымаемого взамен изымаемого не может быть предоставлено (л.д. 29-30).
Таким образом, названное выше жилое помещение было приобретено в общую долевую собственность ФИО1 и ФИО2 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после признания многоквартирного дома, в котором оно расположено, аварийным и подлежащим сносу.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодека РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанное соглашение было заключено между истцами и администрацией МО «Ольевское сельское поселение» 10 апреля 2019 года, которым взамен изымаемого жилого помещения ответчик принял на себя обязательство взамен изымаемого жилого помещения в аварийном многоквартирном доме предоставить ФИО4 в собственность другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, путем заключения договора мены, - равнозначное благоустроенное жилое помещение в запланированном к строительству многоквартирном доме по адресу: <адрес> после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и регистрации прав собственности на объект недвижимости. Согласно п. 8 указанное соглашение вступило в действие со дня его подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств по нему.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Многоквартирный жилой <адрес><адрес> включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 01.04.2019 № 134 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах».
Вместе с тем, согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Норма части 8.2 статьи 32 ЖК РФ введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», вступившим в силу 28 декабря 2019 года (статья 3).
Исходя из буквального толкования указанной нормы, граждане, право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме которых приобретено после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право только на возмещение за жилое помещение. То есть, возможность претендовать на другое жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения у таких граждан отсутствует.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 года и вступили в законную силу. Данным актом не предусмотрено его применение к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие и применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение. Следовательно, рассматриваемая норма действует в соответствии с общеправовым принципом действия законодательства во времени. То есть, применяется к жилищным отношениям, возникшим после вступления в силу Федерального закона № 473-ФЗ (с 28 декабря 2019 года).
Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельства, оценив представленные оказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и проанализировав указанные выше нормы права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В данном рассматриваемом случае истцы приобрели жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> собственность после признания многоквартирного жилого дома, в котором расположено это жилое помещение, аварийным, подлежащим сносу, однако, до вступления в силу статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Соглашение от 10.04.2019 года между администрацией МО «Опольевское сельское поселение» и истцами М-ными о предоставлении им взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения было заключено также до вступления в силу указанного Федерального закона № 473-ФЗ.
Принимая во внимание, что многоквартирный дом, в котором расположено указанное выше жилое помещение, находящееся в собственности М-ных, признан аварийным, включен в соответствующую региональную программу переселения, фактически изъят у владельцев, учитывая специальный характер норм права, содержащихся в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (по отношению к положениям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о наличии у истцов по их выбору права требования выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Вместе с тем, истцы избрали способ обеспечения своих жилищных прав, предусмотренный Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и действующий в рамках реализации региональной адресной программы, - предоставление другого жилого помещения взамен жилья, признанного аварийным. От предоставления в рамках адресной региональной программы равноценного жилого помещения истцы не отказывались. Соглашение о выкупе изымаемого жилого помещения между сторонами заключено не было. При этом, заключенное между сторонами 10 апреля 2019 года соглашение о предоставлении истцам взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения является действующим, не расторгнуто в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, отказ администрации МО «Опольевское сельское поселение» в предоставлении истцам жилого помещения взамен фактически изъятого аварийного жилья нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 , ФИО2 к Администрации муниципального образования «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области о признании права выбора способа обеспечения жилищных прав - удовлетворить.
Признать за ФИО1 и ФИО2 право выбора способа обеспечения жилищных прав путем предоставления им в общую долевую собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес>, взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 53,9 кв.м., в соответствии с соглашением о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, заключенным 19 апреля 2019 года с Администрацией муниципального образования «Опольевское сельское поселение» Кингисеппского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 23 сентября 2021 года
Судья: Улыбина Н.А.