ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-876/2022 от 13.05.2022 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-876/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2022 года г. Туймазы, РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.,

при секретаре Багнюк О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС по РБ к Муллабаеву Р.Р. о возврате возвратить в доход федерального бюджета незаконно полученную субсидию в сумме 28 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС по РБ обратилась в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к Муллабаеву Р.Р. возврате возвратить в доход федерального бюджета незаконно полученную субсидию в сумме 28 000 рублей.

В обоснование своих требований указали в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление ) утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в реестр получателей субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электроннойформе по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответстви и с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии; по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусяой инфекции;

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Пунктом 4 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр получателей субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.

б) включение получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, являющимся частными образовательными организациями в реестр некоммерческих организаций наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или включение получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, являющимся поставщиками социальных услуг в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

В соответствии с пунктом 5 Постановления размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 г.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15000 рублей.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГп, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 5 Постановления , несет получатель субсидии.

Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидии, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство. Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 9 Правил). Индивидуальным предпринимателем Муллабаевым Р.Р. , в налоговый орган - Межрайонную ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства субсидии на сумму 28 000 рублей. На момент проведения проверки соответствия «организация» критериям, установленным пунктами 3 и 4 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщику: По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у получателя субсидии отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления. На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, производен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии. На основании информации, полученной в соответствии с пунктом 10 Правил от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии (по телекоммуникационным каналам связи/ через кабинет налогоплательщика/ в виде почтового отправления). С учетом изложенного, субсидия в размере 28 000 руб. поступила на счет индивидуального предпринимателя Муллабаева Р.Р., указанны заявлении. Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налога службой Постановления установлено следующее:

«обстоятельства и причины неправомерного перечисления субсидии/части субсидии». Таким образом, субсидия/часть субсидии перечислены индивидуальному предпринимателю Муллабаеву Р.Р. без соответствующих на то оснований. В соответствии с пунктом 12 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 5 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Межрайонной ИФНС России по <адрес> индивидуальному предпринимателю Муллабаеву Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврате неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий. Индивидуальным предпринимателем Муллабаевым Р.Р. неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 28000 руб. добровольно не возвращены. В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Согласно статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие неосновательного обогащения. Исходя из названной нормы следует, что гражданские права и обязанности могут возникнуть вследствие неосновательного обогащения. Обязательства из неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом. На основании изложенного просили взыскать с индивидуального предпринимателя Муллабаева Р.Р. в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 28 000 рублей;

В судебном заседании представитель истца Салихова С.: исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик Муллабаев Р.Р. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, согласно отчета об отслеживании отправления неудачная попытка вручения.

Таким образом, согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (далее - Постановление ) утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в реестр получателей субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии; по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусяой инфекции;

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с уче^а в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Пунктом 4 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций в реестр получателей субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.

б) включение получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, являющимся частными образовательными организациями в реестр некоммерческих организаций наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или включение получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций, являющимся поставщиками социальных услуг в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

В соответствии с пунктом 5 Постановления размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 г.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15000 рублей.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГп, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРП Муллабаев Р.Р. являлся индивидуальным предпринимателем ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем Муллабаевым Р.Р., в налоговый орган Межрайонную ИФНС России по <адрес> было подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства субсидии на сумму 28 000 рублей.

Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан индивидуальному предпринимателю Муллабаеву Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ перечислена денежная сумма в размере 28 000 рублей.

Межрайонной ИФНС по РБ ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврате неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.

Между тем, судебным приказом мирового судьи судебного участка по <адрес> и <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ с Муллабаева Р.Р., , в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес> взыскана задолженность в размере 23 752,95 руб., из них: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2018г. в размере 22 750 руб., пеня в размере 343,15 руб. Транспортный налог с физических лиц: налог за 2018 г. в размере 650 руб., пеня в размере 9,80 руб. Взыскана с Муллабаева Р.Р. государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 456,29 руб.

Таким образом, Муллабаев Р.Р. зная, что в силу положений закона он не относится к гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты, так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у получателя субсидии имеется недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей, и связи с чем незаконно получил субсидию.

В соответствии с пунктом 12 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 5 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 указанной нормы закона установлено, что правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку, ответчик Муллабаев Р.Р. представил недостоверные данные, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел взысканную задолженность в размере 23 102,95 рублей, связи с чем незаконно получил субсидию, то суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС по РБ к Муллабаеву Р.Р. вернуть в бюджет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан незаконно полученную субсидию в сумме 28 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Межрайонной ИФНС по РБ к Муллабаеву Р.Р. о возврате возвратить в доход федерального бюджета незаконно полученную субсидию в сумме 28 000 рублей, удовлетворить.

Взыскать с Муллабаева Р.Р. в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в виде субсидии в сумме 28 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья Сосновцева С.Ю.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.