ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-877/19КОПИ от 19.09.2019 Очерского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-877/2019 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Козловой В.А.

при секретаре Шардаковой В.А.

с участием прокурора Дровосекова С.А.,

представителя ответчика администрации Очерского муниципального района Пермского края ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края к администрации Очерского муниципального района Пермского края о возложении обязанностей организовать техническое обслуживание и текущий ремонт газопроводов низкого давления,

установил:

прокурор Очерского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Очерского муниципального района Пермского края, в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, организовать техническое обслуживание и текущий ремонт следующих производственно-опасных линейных объектов:

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 7302 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Киприно;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 17 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Киприно, <адрес>;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 1797 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Березово, объект ;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 2346 м., с кадастровым номером Местонахождение имущества: <адрес>, д.Бурдята.

Требования мотивированы тем, что в связи с принятием Закона Пермского края от 25 марта 2019 года №373-ПК «Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ», входящие в состав Очерского муниципального района муниципальные образования, в том числе Кипринское сельское поселение, на территории которой находятся сооружения газохимического комплекса, утрачивают статус муниципальных образований с 6 апреля 2019 года, а в переходный период решение вопросов местного значения возложено на администрацию Очерского муниципального района Пермского края. Ремонт и техническое обслуживание газопроводов, относящихся к производственно-опасным объектам, не организовано органом местного самоуправления до настоящего времени. В результате отсутствия между органом местного самоуправления и специализированной организацией договора по техническому обслуживанию и текущему ремонту распределительных сетей газопроводов, не обеспечена безопасность и энергетическая эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, что создает угрозу причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц и иным охраняемым законом интересам государства и общества.

В судебном заседании прокурор Дровосеков С.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Очерского муниципального района Пермского края ФИО1 исковые требования не признал, по доводам указанным в отзыве. Указал, что решением Арбитражного суда Пермского края от 27 декабря 2018 года суд признал недействительным договор купли-продажи муниципального имущества от 29 декабря 2016 года, заключенный между Администрацией Кипринского сельского поселения и ЗАО «ГазЛизингТэк», применены последствия недействительности ничтожной сделки по указанным в иске прокурора сооружениям газохимического комплекса, расположенным на территории Кипринского сельского поселения. Кроме того, определением Арбитражного суда Пермского края о 28 мая 2018 года установлены обеспечительные меры в виде запрета ЗАО «ГазЛизингТэк» совершения сделок, результатом которых может стать смена собственника указанных в иске прокурора объектов недвижимости. До настоящего времени обеспечительные меры не сняты. Правопреемником Кипринского сельского поселения на основании Закона Пермского края от 25 марта 2019 года №373-ПК «Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ» является Очерский городской округ, который в настоящее время проходит процедуру формирования, в связи с чем Администрация Очерского муниципального района не имеет права заключать какие либо сделки в отношении спорных объектов газохимического комплекса на основании определения Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2019 года, а также затраты на ремонт и обслуживание объектов газохимического комплекса указанных в иске, приведут к нецелевому использованию бюджетных средств.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложение 1 к настоящему Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов, указанных в Приложение 1 относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, и иные.

Согласно п.14 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

Из содержания п.69, п. 70, п. 71 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления следует, что при эксплуатации подземных и наземных газопроводов, его технологических устройств, эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и незамедлительное устранение всех неисправностей при его эксплуатации.

В статье 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указано, что организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным (ничтожным) договор купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией Кипринского сельского поселения и ЗАО «ГазЛизингТэк», применены последствия недействительности ничтожной сделки в отношении недвижимого имущества:

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 7302 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Киприно;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 17 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Киприно, <адрес>;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 1797 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Березово, объект ;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 2346 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Бурдята;

ЗАО «ГазЛизингТэк» обязано передать администрации Кипринского сельского поселения указанные сооружения газохимического комплекса, а также газораспределительный газопровод д. Бурята, протяженностью 2346 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Бурята, кадастровый ;

администрация Кипринского сельского поселения обязана возвратить ЗАО «ГазЛизингТэк» денежные средства в сумме 2002630 рублей 51 коп. (л.д. 23-29).

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалобы без удовлетворения (л.д. 11-22).

Постановлением администрации Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше муниципальное имущество изъято у Кипринского сельского поселения и включено в реестр муниципальной собственности Очерского муниципального района (л.д. 7-8).

В судебном заседании установлено, что постановление администрации Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу, на основании постановления администрации Очерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которым спорное имущество принято в собственность муниципального образования Кипринское сельское поселение и включено в реестр муниципальной собственности Кипринского сельского поселения.

Предоставлены выписки из Единого государственного реестра прав недвижимости на спорные сооружения газохимического комплекса, правообладателем которых является ЗАО «ГазЛизингТэк».

Вместе с тем, на основании статьи 4 Закона Пермского края от 25.03.2019 N 373-ПК "Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ", со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2020 года устанавливается переходный период. В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Очерского городского округа, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом.

В части 4 статьи 4 Закона Пермского края от 25.03.2019 N 373-ПК указано, что до формирования органов местного самоуправления Очерского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения Очерского городского округа на соответствующих территориях в соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Очерского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.3, п.4 ч.1 ст.16Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа газоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В статье 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

По информации Краснокамского филиала АО «Газпром газораспределение Пермь» от 12 августа 2019 года, договор на техническое обслуживание и текущий ремонт газопроводов, расположенных в <адрес> находящихся в собственности Очерского муниципального района, не заключен, проект такого договора направлен в администрацию района 2 августа 2019 года для подписания (л.д.9, 10).

По сведениям и.о. главы муниципального района от 13 августа 2019 года спорные сооружения газохимического комплекса приняты в Реестр муниципальной собственности муниципального образования Очерский муниципальный район, в настоящее время ведется работа по заключению договоров (контрактов) по техническому обслуживанию и текущему ремонту указанных сооружений. На территории населенных пунктов д.Киприно, д.Березово, д.Бурдята иных газопроводов, по которым может, осуществляется транспортировка газа нет (л.д.6, 9).

Иные доказательства заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт указанных газопроводов в деле отсутствуют.

В соответствии со ст.ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представителем ответчика документов, подтверждающих заключение указанных договоров, суду не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация Очерского муниципального района в настоящее время не является правопреемником Муниципального образования <адрес> сельское поселение суд признает несостоятельными, поскольку указанные доводы противоречат ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 25.03.2019 N 373-ПК "Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ", согласно которого, органы местного самоуправления Очерского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Очерского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Согласно абз. 5 ч. 4 ст. 4 Закона Пермского края от 25.03.2019 N 373-ПК "Об образовании нового муниципального образования Очерский городской округ" Администрация Очерского муниципального района до формирования администрации Очерского городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ на территории Очерского городского округа. Со дня формирования администрации Очерского городского округа полномочия администрации Очерского муниципального района прекращаются.

Таким образом, судом установлено, что администрация Очерского муниципального района до формирования администрации Очерского городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения. Отсутствие договорных отношений на техническое обслуживание и текущий ремонт газопроводов, расположенных в д.Киприно, д.Березово, д.Бурдята, между администрацией Очерского муниципального района и специализирующей организацией по техническому обслуживанию и текущему ремонту распределительных сетей газопроводов, не обеспечивает безопасность транспортирования природного газа, определяемыми проектной документацией и условиями эксплуатации, что создает угрозу создания чрезвычайной ситуации, причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, окружающей среде.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация Очерского муниципального района не имеет права совершать какие-либо сделки в отношении спорного имущества на основании определения Арбитражного суда Пермского края от 28 мая 2018 года, которым приняты меры по обеспечению исковых требований, юридического значения не имеют, поскольку в рассматриваемом случае истцом не заявлены требования имущественного характера, а требования неимущественного характера не предполагают их обеспечения.

В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу для заключения указанного в решении суда договора является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Очерского района Пермского края удовлетворить.

Обязать администрацию Очерского муниципального района Пермского края в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу организовать техническое обслуживание и текущий ремонт следующих производственно-опасных линейных объектов:

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 7302 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Киприно;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 17 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Киприно, <адрес>;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 1797 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Березово, объект ;

- сооружения газохимического комплекса (газопровод низкого давления), протяженностью 2346 м., с кадастровым номером . Местонахождение имущества: <адрес>, д.Бурдята.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, начиная с 23 сентября 2019 года.

Судья: подпись

Копия верна: судья В.А. Козлова