Дело № 2-877/2021
45RS0008-01-2021-001177-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Чуевой Е.А.,
рассмотрев в с.Кетово Кетовского района Курганской области 12 июля 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области к ФИО1, ФИО2 о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в Кетовский районный суд Курганской области (с учетом измененных требований) с иском ФИО1, ФИО2 о возложении обязанности переместить надмогильное сооружение (оградку) в границы места, отведенного под захоронение ФИО3 (дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ) в размере 2м.х2,5 м., где 2 м. ширина места захоронения, 2,5 м длина места захоронения. В обоснование иска указано, что в июле 2018 г. Администрацией Кетовского сельсовета проводилась проверка соответствия размеров имеющихся надмогильных сооружений (в виде оградок) журналам регистрации захоронений, а также на соответствие нормативов предоставления земельных участков под захоронение. В ходе проверки было установлено, что на месте исторически сложившегося места захоронения, расположенного на территории муниципального образования Кетовский сельсовет Кетовского района Курганской области, имеется захоронение ФИО3, от ДД.ММ.ГГГГ, ответственным лицом, производившим захоронение является ФИО2. Согласно журналу регистрации захоронений Администрации Кетовского сельсовета имеется захоронение ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, ответственным лицом, производившим захоронение является ФИО1. Установка памятников, надмогильных и мемориальных сооружений на кладбищах допускается только в границах участков захоронений. Устанавливаемые памятники и сооружения не должны иметь частей, выступающих за границы участка или нависающих над ними. Надмогильные сооружения устанавливаются по согласованию с администрацией кладбищ и регистрируются в «Книге регистрации установки надгробий». Ответственному за могилу выдается установленной формы удостоверение о сооружении надгробия (Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. № 01-НС- 22/1). Пункт 10.14. Рекомендаций «О порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» МДК 11-01.2002, рассмотренных и Рекомендованных НТС Госстроем России протоколом №01-НС-22/1 от 25.12.2001, содержит рекомендации о принятии размеров могилы не менее 1м. в ширину и 2 м. в длину, при одном погребении на одном месте. Указанные рекомендации действовали на момент смерти ФИО3 В соответствии с журналом регистрации захоронений Администрации Кетовского сельсовета для захоронения ФИО3 предоставлено 1 место в размере 2 м. х 2,5 м. с гарантией погребения на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника, как того требует федеральное законодательство. В соответствии с частью 1.2 статьи 6 Положения «Об организации похоронного дела на территории села Кетово», утвержденного Постановлением Администрации Кетовского сельсовета от 30 июля 2015 г. № 07/582, надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Установленные надмогильные сооружения не должны иметь частей, выступающих за границы участка, или нависающих над другими участками. В случае, если надгробное сооружение (памятники, цветники), а также оградки, навесы и иные сооружения малых архитектурных форм, выступают за границы отведенного под захоронение (погребение) места, в соответствии с количеством мест зарегистрированных в журнале захоронений, надгробные сооружения (памятники, цветники), а также оградки, навесы и иные сооружения малых архитектурных форм, подлежат переносу (демонтажу) в границы места отведенного под захоронение, погребение. Высвободившееся в результате переноса (демонтажа) место будет использоваться специализированной службой по вопросам похоронного дела для очередного захоронения умерших. До осуществления работ по перемещению (демонтажу) надгробного сооружения (памятники, цветники), а также оградки, навесов и иных сооружений малых архитектурных форм, специализированная служба по вопросам похоронного дела уведомляет лицо, осуществлявшее захоронение, путем направления заказного письма, по адресу, указанному в журнале учета захоронений, о необходимости приведения вышеуказанного надгробного сооружения в соответствии с границами места, определенного под захоронение (погребение)». Размеры установленного ответчиком ограждения составляют 5 м х 2,8 м, что превышает размеры бесплатно отводимого под захоронение земельного участка. 25.07.2018 ФИО1 было направлено уведомление о необходимости произвести перенос (демонтаж) оградки в границы места отведенного под захоронение в добровольном порядке, но данное уведомление осталось без ответа. Просит обязать ответчиков переместить надмогильное сооружение в границы места отведенного под захоронение ФИО5 в размере 2 м х 2,5 м, где 2 м - ширина места захоронения, 2,5 м - длина места захоронения.
Представитель истца Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала. Пояснила, что в соответствии с журналом захоронений под захоронение ФИО3 в 2007 году было предоставлено одно место, На тот момент какие-либо нормативные акты Администрации Кетовского сельского совета по вопросам похоронного дела отсутствовали, на федеральном уровне действовал ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также методические рекомендации «О порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» МДК 11-01.2002. В 2018 году проверкой установлено не соответствие нормативам предоставления земельного участка под захоронение ФИО3 По факту захоронения умерших ФИО3 и ФИО4 составляет размер 3,1 м.х2,8 м., так как захоронение перенести не возможно, просила обязать переместить оградку по размерам 3,1 м.х2,8 м.
Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что когда осуществлялось захоронение, никто не пояснил размеры захоронений, в 2011 году понесли финансовые расходы по установлению ограждения и до настоящего времени никто не мог пояснить размеры возможных ограждений. Просили расценивать захоронения как различные, поскольку в 2011 году им выделили свободное место. С учетом дорожек для обслуживания могилы просили установить размер захоронения в размерах 4,0 м. х2,8 м.
Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 22 ч.1) установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.1-2 ст.7 Федерального закона 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
В соответствии с ч.4 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.18 Федеральный закон № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст.16 настоящего Федерального закона, согласно которому размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, за исключением военного мемориального, для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В соответствии с ч.2 ст.25 Федерального закона №8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Как видно из материалов дела, установлено судом, и не отрицалось сторонами, Кетовское кладбище существует длительное время, сложилось с учетом исторических и иных местных традиций. На балансе администрации сельсовета кладбище не состоит, земельный участок в собственности не находится.
ФИО2, как лицу, ответственному за захоронение было предоставлено 1 место для захоронения ФИО3, дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ. Для захоронения ФИО3 был выделен земельный участок для одного захоронения, что подтверждается журналом регистрации захоронений на Кетовском кладбище. Оснований не доверять представленному журналу регистрации захоронений у суда не имеется.
Также в журнале регистрации захоронений на Кетовском кладбище имеются сведения о захоронении ФИО4., дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ, лицом ответственным за захоронение указана ответчик ФИО1 которой был выделен земельный участок для одного захоронения в существующей оградке. Оснований не доверять представленному журналу регистрации захоронений у суда не имеется.
Допрошенные в судебном заседании свидетель специалист по вопросам похоронного дела Администрации Кетовского сельсовета ФИО7 пояснил, что в ходе проведенной около двух лет назад проверки по соответствию захоронений федеральному законодательству, было установлено, что ограждение захоронения ФИО3 и ФИО4 составили 5,1 м. х 2,8 м., при норме 2 м.х2,5 м., сами захоронения составляют 3,1 м. х 2,5 м., следовательно, если перенести ограждение будет возможность еще организовать 1 захоронение. Третье захоронение является родовым, разрешение на родовое захоронение никто не получал.
В результате проведенной Администрацией Кетовского сельсовета проверки установлено, что размеры установленного ответчиком ограждения захоронения ФИО9 составляют 5,1 м х 2,8 м, что превышает размеры бесплатно отведенного под захоронение земельного участка.
25.07.2018 ФИО1 было направлено уведомление о необходимости произвести перенос (демонтаж) оградки в границы места, отведенного под захоронение, погребение, в добровольном порядке, но данное уведомление осталось без ответа.
В период погребения матери ФИО3 и ФИО4 (2007 и 2011 годы) действовали рекомендации «О порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» МДК 11-01.2002, рассмотренные и Рекомендованные НТС Госстроем России протоколом №01-НС-22/1 от 25.12.2001 (далее – Рекомендации).
Пункт 10.14. Рекомендаций содержит рекомендации о принятии размеров могилы не менее 1 м в ширину и 2 м в длину, при одном погребении на одном месте.
Согласно пояснений представителя Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области в судебном заседании, имеется папка «Ритуальная служба» за 1998 год, в котором имеется положение о захоронении на Кетовском кладбище.
Согласно указанного Положения о захоронении на Кетовском кладбище на территории кладбища запрещается ставить ограждение на могилу размером более 2 м.х2,5 м. (не соблюдение этого пункта дает право Администрации ПОКХ на демонтаж оградки).
При этом, в указанном положении отсутствовало указание на возможность захоронения на этом же месте близкого родственника.
В соответствии с частью 1.2 статьи 6 Положения «Об организации похоронного дела на территории села Кетово», утвержденного Постановлением Администрации Кетовского сельсовета от 30 июля 2015 № 07/582 (далее – Положения) надмогильные сооружения устанавливаются в пределах отведенного земельного участка. Установленные надмогильные сооружения не должны иметь частей, выступающих за границы участка, или нависающих над другими участками.
Согласно ч. 7 ст. 5 Положения (с учетом постановления Администрации Кетовского сельсовета от 10.08.2018 № 08/95) размер места под захоронение (погребение) определяется в размере: одиночного захоронения 2,0 х 2,5 м. (ширина, длина) с учетом захоронения (погребения) на этом же месте захоронения умершего супруга или близкого родственника.
Установлено, что на захоронении ФИО3 и ФИО4 ответчиками установлена единая оградка и в их распоряжении в настоящее время находится земельный участок на Кетовском кладбище размером 5,1 м х 2,8 м, что превышает установленные как действовавшим в период погребения, так и ныне действующим законодательством размеры бесплатно отводимого земельного участка под устройство могилы.
Вместе с тем, с учетом того, что захоронения производились разными лицами, ответственными за захоронение, при этом каждому лицу было выделено 1 место, суд полагает обоснованным доводы ответчиков о том, что данные захоронения разные и их следует учитывать отдельно, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца, с учетом размеров двух различных захоронений размером и полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность переместить надмогильное сооружение (оградку) в границы места отведенного под захоронение ФИО3 (дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО4 (дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ) на исторически сложившемся месте захоронения на территории муниципального образования Кетовский сельсовет Кетовского района Курганской области в размере 3,1 м х 2,8 м, где 3,1 м – длина места захоронения. 2,8 м – ширина места захоронения.
Поскольку судом удовлетворены требования истца, истец от уплаты судебных расходов освобожден, с ответчиков в доход муниципального образования Кетовский район Курганской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 150 руб. с каждого (ст.333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области к ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Обязать ФИО1, ФИО2 переместить надмогильное сооружение (оградку) в границы места отведенного под захоронения ФИО3, ФИО4 на исторически сложившемся месте захоронения на территории муниципального образования Кетовский сельсовет Кетовского района Курганской области в размере 4 м х 2,5 м, где 4 м – ширина места захоронения, 2,5 м – длина места захоронения.
Взыскать с ФИО1, ФИО2 в доход бюджета муниципального образования Кетовский район Курганской области государственную пошлину по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья Ю.А.Димова