ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-877/2022 от 04.06.2022 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

Дело №2-877/2022

68RS0013-01-2022-001740-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2022 года г. Мичуринск

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

Председательствующего судьи - Сергеева А.К.,

при секретаре - Невзоровой Л.Е.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора города Мичуринска Тамбовской области Бобковой Д.С.,

представителя ответчика АО «Мичуринский завод «Прогресс» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мичуринска Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО «Мичуринский завод «Прогресс» о возложении обязанности разработать и утвердить образовательные программы профессионального обучения,

У С Т А Н О В И Л :

03.06.2022 в Мичуринский городской суд обратился заместитель прокурора города Мичуринска Тамбовской области Киреев В.В. с исковым заявлением к АО «Мичуринский завод «Прогресс» о возложении обязанности разработать и утвердить образовательные программы профессионального обучения. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города Мичуринска на основании решения №63 от 29.04.2022 проведена проверка соблюдения акционерным обществом «Мичуринский завод «Прогресс» (далее - АО «МЗП», ответчик) в части соблюдения требований лицензионного законодательства.

Установлено, что АО «МЗП» на основании лицензии №19/200 от 20.10.2016, выданной управлением образования и науки Тамбовской области осуществляет деятельность по профессиональному обучению и осуществляет обучение по основным программам профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации) по профессиям, включенным в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 №51.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательным учреждением самостоятельно.

В силу ч. 1, 2, п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ

образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1, 15 ст. 91 Закона об образовании, п. 40 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 4, подп. «в» п. 7 Положения лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению, в том числе реализацию основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих, основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Лицензионным требованием к лицензиату являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2-8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В нарушение указанных требований законодательства по состоянию на 27.05.2022 АО «МЗП» не было обеспечено наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2-8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по профессиям: «маляр», «оператор станков с программным управлением», «слесарь-инструментальщик», «слесарь-сборщик авиационных приборов», «слесарь механосборочных работ», «заготовщик химических полуфабрикатов», «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», «наладчик холодноштамповочного оборудования», «укладчик - упаковщик», «испытатель агрегатов, приборов и чувствительных элементов», «шлифовщик», «контролер сборки электрических машин, аппаратов и приборов», «контролер станочных и слесарных работ», «контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий», «штамповщик», «намотчик катушек и секций электромашин», «комплектовщик изделий и инструмента», «аппаратчик в производстве металлических порошков», «гальваник», «промывщик деталей и узлов», «резчик на пилах, ножовках и станках», «обмотчик элементов электрических машин» «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «токарь - расточник», «термист».

В связи с изложенным истец просил суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 12, 73, 74 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований образовательных программ по указанным профессиям.

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора города Мичуринска Тамбовской области Бобкова Д.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила, их, указав, что просил обязать ответчика утвердить образовательную программу только в отношении профессии «комплектовщик изделий и инструмента», так как по остальным профессиям ответчиком программы уже утверждены после проведения проверки, просила требования удовлетворить в уточненном виде.

Представитель ответчика АО «Мичуринский завод «Прогресс» в судебном заседании возражала против заявленных требований, указала, что после проведения проверки прокуратурой г. Мичуринска образовательные программы были разработаны и утверждены, факт отсутствия образовательной программы по профессии «комплектовщик изделий и инструмента» на день рассмотрения настоящего дела судом - не отрицала.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Мичуринска на основании решения от 29.04.2022 проведена проверка соблюдения акционерным обществом «Мичуринский завод «Прогресс» (далее - АО «МЗП», ответчик) в части соблюдения требований лицензионного законодательства.

Установлено, что АО «МЗП» на основании лицензии №19/200 от 20.10.2016, выданной управлением образования и науки Тамбовской области осуществляет деятельность по профессиональному обучению и осуществляет обучение по основным программам профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации) по профессиям, включенным в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 №51.

В силу ст. 73 Закона об образовании профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательным учреждением самостоятельно.

Пунктом 9 ст. 2 Закона об образовании установлено, что образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Статьей 12 Закона об образовании установлено, что образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12, п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательным учреждением самостоятельно.

В силу ч. 1, 2, п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1, 15 ст. 91 Закона об образовании, п. 40 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 4, подп. «в» п. 7 Положения лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1490, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению, в том числе реализацию основной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, основной программы профессионального обучения - программы переподготовки рабочих, служащих, основной программы профессионального обучения - программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Лицензионным требованием к лицензиату являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2-8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В нарушение указанных требований законодательства по состоянию на 27.05.2022 АО «МЗП» не было обеспечено наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии с частями 2-8 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по профессиям: «маляр», «оператор станков с программным управлением», «слесарь-инструментальщик», «слесарь-сборщик авиационных приборов», «слесарь механосборочных работ», «заготовщик химических полуфабрикатов», «наладчик станков и манипуляторов с программным управлением», «наладчик холодноштамповочного оборудования», «укладчик - упаковщик», «испытатель агрегатов, приборов и чувствительных элементов», «шлифовщик», «контролер сборки электрических машин, аппаратов и приборов», «контролер станочных и слесарных работ», «контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий», «штамповщик», «намотчик катушек и секций электромашин», «комплектовщик изделий и инструмента», «аппаратчик в производстве металлических порошков», «гальваник», «промывщик деталей и узлов», «резчик на пилах, ножовках и станках», «обмотчик элементов электрических машин» «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «токарь - расточник», «термист».

Отсутствие разработанных и утвержденных образовательных программ профессионального обучения не позволяет определить объем получаемых слушателями таких программ знаний и имений, установить формы итоговой аттестации, препятствует оценке уровня полученных слушателями знаний и умений.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Согласно п. 2, 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются принципах обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие утвержденных образовательной организацией образовательных программ профессионального обучения нарушает права слушателей программ профессионального обучения, круг которых персонифицировать невозможно, на образование, препятствует исполнению слушателями установленной п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обязанности добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, а также интересы Российской Федерации на единство образовательного пространства.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

Из представленных суду возражений и пояснений представителя ответчика следует, что после проведения проверки АО «МЗП» были разработаны и утверждены образовательные программы по профессиям, указанным в иске прокурора города Мичуринска за исключением программы по профессии «комплектовщик изделий и инструмента».

На основании изложенного суд принимает решение обязать акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...> - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 12, 73, 74 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований образовательную программу по профессии «комплектовщик изделий и инструмента».

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В связи с изложенным суд устанавливает для ответчика срок для исполнения принимаемого решения в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с требованиями пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

Поскольку согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, освобождается от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Мичуринска Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к АО «Мичуринский завод «Прогресс» удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...> - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 12, 73, 74 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований образовательную программу по профессии «комплектовщик изделий и инструмента».

Взыскать с акционерного общества «Мичуринский завод «Прогресс», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда, которое должно быть изготовлено в срок не более чем за пять дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.К. Сергеев

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.К. Сергеев