ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-878 от 11.03.2012 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Сыктывкарский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 878/2012   Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской федерации

11 марта 2012 года

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Станкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амеличкина А.В. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, АМО ГО « Сыктывкар» о признании права, обязании предоставить единовременную денежную выплату на погашение ссудной задолженности;

у с т а н о в и л :

Амеличкин А.В. обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права на получение единовременной денежной выплаты, также просил обязать ответчика предоставить ему указанную социальную выплату на погашение ссудной задолженности по кредитному договору № ... от ** ** **.

В обоснование заявленных требований указал, что является участником боевых действий, в связи с чем пользуется социальными льготами, предоставленными ФЗ РФ « О ветеранах», с 1988г. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в АМОГО « Сыктывкар», откуда был исключен в связи с приобретением жилого помещения на заемные средства, в настоящее время ответчик необоснованно отказывает ему в получении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела истец, его представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали. При этом истец пояснил, что не был надлежаще уведомлен АМОГО « Сыктывкар» об исключении его из очереди нуждающихся, т.к. никаких извещений не получал.

Представитель ответчика с требованиями не согласился, указывая, что истец не подтвердил нуждаемость в улучшении жилищных условий и свое право на получение единовременной денежной выплаты, в связи с чем, отказ является обоснованным. Кроме того, на дату рассмотрения его заявления в республиканский список ветеранов боевых действий, состоящих на учете нуждающихся истец включен не был, что само по себе не дает оснований для выделения ЕДВ, направление выплаты на погашение ссудной задолженности Законом также не предусмотрено.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика АМО ГО « Сыктывкар» поддержала позицию Агентства, полагая отказ обоснованным.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что Амеличкин А.В. относится к категории граждан «ветераны боевых действий» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным Законом «О ветеранах».

Постановлением Главы администрации г.Сыктывкара от ** ** **. № ... истец был включен в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент вынесения указанного постановления Амеличкин А.В. проживал в комн.... д.... по ул.... г.Сыктывкара жилой площадью 28 кв.м с составом семьи 3 человека ( супруга, сын).

После расторжения брака в 2001г. истец приобрел в свою собственность комн... д.... по ул.... г.Сыктывкара жилой площадью 11,5 кв.м по договору № ... на передачу жилого помещения от ** ** **., заключенному с АМОГО « Сыктывкар». ( запись о гос. регистрации права ... от ** ** **.).

По договору купли - продажи квартиры с использованием кредитных средств от ** ** **. Амеличкин А.В. приобрел в свою собственность в полной доле кВ.... д.... по ул. ... г.Сыктывкара, общей площадью 33,7 кв.м. ( запись о гос. регистрации права ... от ** ** **.).

После приобретения указанного жилого помещения Постановлением АМОГО « Сыктывкар» №... от ** ** **. Амеличкин А.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из общей и льготной ( воинов- афганцев) очереди в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, в установленном порядке в Агентство РК по социальному развитию с заявлением о предоставлении ему выплаты на строительство или приобретение жилья истец не обращался, решения об отказе в предоставлении ЕДВ по его заявлению ответчиком принято не было.

На основании сведений, предоставляемых местными органами власти, Агентством был сформирован республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005г., относящихся к категориям, установленных ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» В представленных списках истец отсутствовал, в связи с чем, в республиканский список на получение ЕДВ также не включался.

Как следует из пояснений истца, в кВ.... д.... по ул.... г.Сыктывкара до настоящего времени он проживает и зарегистрирован с составом семьи 1 человек  .

Суд полагает, что при установленных по делу обстоятельствах у ответчиков имелись основания для вывода об отсутствии у истца нуждаемости в улучшении жилищных условий и, как следствие, права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

Согласно утвержденного Порядка формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.14,16 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», производится Агентством Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, в порядке очередности в соответствии с республиканским списком по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления.

В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Как следует из обстоятельств дела, по состоянию на ** ** **. Амеличкин А.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.

Постановлением АМО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **. истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма и исключен из списков общей очереди и льготной очереди.

Статьей 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, оснований снятия их с учета.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 5 ст.50 этого же Кодекса, учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу ч.2 ст.6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, по смыслу указанной статьи, гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно подп."а" п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающимися признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв. м.

Определением Конституционного суда РФ от 01.12.2009 г. N 1549-О-П определено, что снятие с учета граждан, поставленных на учет до 01 марта 2005 года, производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, при приобретении истцом в свою собственность кВ.... д.... по ул.... г. Сыктывкара, жилой площадью 17,8 кв.м., общей площадью 33,7 кв.м. основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения, отпали. Поскольку жилая площадь указанного жилого помещения превышает нормы, установленные как ЖК РСФСР, так и ЖК РФ, истец обоснованно снят с жилищного учета в связи с утратой основания, которое ранее давало ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Законом Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ « О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» ( ст.1) социальная выплата является формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как свидетельствуют установленные по делу обстоятельства, по состоянию на день вынесения решения Амеличкин А.В. в улучшении жилищных условий не нуждается, был снят с соответствующих видов учета Постановлением АМО ГО «Сыктывкар» №... от ** ** **.

Кроме того, согласно п.29 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58, единовременная денежная выплата носит целевой характер, зачисляется на счета продавцов жилого помещения и не подлежит направлению на иные цели.

Из указанного следует, что единовременная денежная выплата не может носить компенсационного характера и быть направлена на погашение задолженности истца по кредитному договору № ... от ** ** **.

Рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных исковых требований о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязании предоставить единовременную денежную выплату на погашение ссудной задолженности по кредитному договору № ... от ** ** **., Амеличкину А.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части.  

Судья - Ю.А.Дульцева