ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8786/13 от 18.12.2013 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

                                                                                                                 Дело № 2-8786/13

                                             Р Е Ш Е Н И Е

                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Нальчик                                                                                              18 декабря 2013г.        

 Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре - Маховой И.Р., с участием заявителя - Хатажукова В.Н., его представителей - Глухова А.В. и Шокуева З.М., действующих в соответствии с п.6. ст. 53 ГПК РФ, представителя заинтересованного лица - Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики - Барсагова А.М., действующего по доверенности от 09.12.2013г. № 27-13-13, представителей заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - Догучаева Аслана Юсуфовича, действующего по доверенности от 18.12.2013г. № 03/4436 и Бесланеевой М.Р., действующей на основании доверенности от 18.12.2013г. № 03/4438, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хатажукова В.Н., председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» о признании предостережения о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года № 27-13-13 заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики старшего советника юстиции в адрес председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» незаконным и необоснованным, обязании заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение,-

                                              у с т а н о в и л:

 Хатажуков В.Н., председатель Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» обратился в суд с заявлением о признании предостережения о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года № 27-13-13 заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики старшим советником юстиции в адрес председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Регионального отделения Общероссийского общественного движения «За права человека» незаконным и необоснованным и обязании заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение, мотивируя тем, что Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики в его адрес было внесено предостережение о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года № 27-13-13 за подписью заместителя прокурора республики старшего советника юстиции А. Л. Махова.

 С указанным предостережением он не согласен, так считает, что оно вынесено в нарушение требований законодательства, а также не соответствует фактическим данным, по следующим причинам:

 Кабардино-Балкарский Общественный Правозащитный центр - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» не занимается и не планирует заниматься политической деятельностью в понимании п.6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

 Оспариваемое предостережение не отвечает требованиям законодательства:

 отсутствие права внесения предостережений в адрес руководителя общественного объединения, не в рамках нарушения законодательства об экстремистской деятельности;

 отсутствие достоверных сведений о готовящемся противоправном деянии;

 нарушение процедуры проведения проверки, предшествующей вынесению предостережения.

 Заявитель утверждает, что он не занимается, и не планирует заниматься политической деятельностью в понимании п.6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» даже с учетом размытых, неточных и двусмысленных формулировок в вышеназванной норме закона.

 Заявитель указывает, что в отличие от вышеупомянутой нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях», в других нормативных актах есть более четкое и детальное описание политической деятельности. Так, например, Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» предусматривает для судей запрет на занятие политической деятельностью. При этом закон описывает признаки такой деятельности, а именно «Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может с учетом ст. 11 Конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ» заниматься деятельностью, направленной на получение политической власти.

 На федеральном уровне субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, придерживаются аналогичного мнения в части определения термина «политической деятельности».

 В подтверждение того, что Кабардино-Балкарский Общественный Правозащитный центр - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» не занимается политической деятельностью прямо указано в оспариваемом предостережении - «Фактов прямого участия РО ПЦ «За права человека» в политической деятельности, в том числе управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, финансировании и участие в публичных мероприятиях с целью свободного выражения и формирования мнений по вопросам политической жизни страны и внешней политики, а также в реализации мер, направленных на формирование мнения граждан в целях изменения государственной политики по тем или иным вопросам, «не установлено».

 Одновременно явно не соответствующими действительности, по мнению заявителя, являются утверждения, что организационно-распорядительными документами РО ПЦ «За права человека» декларируются цели и задачи, направленные на участие в политической деятельности, в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение ими государственной политики, а также формирование общественного мнения в указанных целях.

 Государственная политика в Российской Федерации направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Данные права не просто провозглашаются государством, но и гарантируются через устойчивый и четко выработанный механизм защиты нарушенных прав.

 Анализ уставных целей и задач, а также и проектные задачи свидетельствуют, что организация занимается деятельностью по защите прав и свобод человека, распространением сведений о фактах нарушения, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека. Указанная деятельность, в том числе способствует реализации права граждан на получение информации.

 Как следствие деятельность возглавляемой им организации фактически направлена на содействие в реализации общегосударственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина и не направлена на изменение государственной политики и не направлена на формирование общественного мнения в указанных целях.

 Вывод о том, что политическая деятельность, в том числе осуществляется путем участия его в деятельности Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, по мнению заявителя, более чем безосновательны, так как в соответствии с поставленными законом целями и задачами перед Общественной палатой КБР, указанный институт гражданского общества не может влиять на проводимую государственную политику. Кроме того, в состав Общественной палаты КБР входит 54 члена, принятие решений (резолюций и прочего) возможно лишь большинством голосов, а как следствие 1 член Палаты не имеет возможности влиять на принятие того или иного решения.

 В связи с этим, доводы о возможном участии в политической деятельности, изложенные в оспариваемом предостережении, по мнению заявителя, не имеют под собой фактической основы, а основаны лишь на ошибочном субъективном мнении автора предостережения.

 Заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики, по мнению заявителя, неправильно истолковал нормы материального права, изложенные в статье 25.1 Федерального закона «О прокуратуре» и вышел за рамки представленных ему указанной статьей федерального закона полномочий.

 В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

 То есть, статья 25.1 выделяет двух отдельных субъектов: должностных лиц и руководителей общественных объединений.

 Чтобы понять смысл, заложенный законодателем, необходимо обратиться к статье 21 этого же Федерального закона, где сформулирован предмет прокурорского надзора.

 Предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

 Таким образом, законодателем под должностными лицами понимаются лица, замещающие должности в министерствах, госкомитетах, федеральных органах исполнительной власти и т.д., а руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, закон выделил в отдельный субъект.

 В соответствии с вышеприведенными нормативными актами, по мнению заявителя, предостережение прокурор вправе был внести руководителю некоммерческой организации только в случае наличия сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.

 Но в его случае, прокурор обосновал внесение предостережения тем, что им нарушено не антиэкстремистское законодательство, а якобы Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Следовательно, прокурор превысил полномочия, внеся акт прокурорского реагирования с существенными нарушениями Федерального закона "О прокуратуре".

 Оспариваемое предостережение по своему содержанию не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 25.1 Федерального закона «О Прокуратуре» и Указанию Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999г. А 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" (далее - Указание ГП РФ).

 В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре" прокурор (его заместитель) в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях вправе внести предостережение.

 Таким образом, федеральный законодатель поставил обязательным условием для вынесения предостережения «наличие сведений о готовящемся противоправном деянии».

 В соответствии с пунктом 1.2 Указания ГП РФ основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях,могущих привести к совершению правонарушения «и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность».

 В оспариваемом предостережении отсутствуют какие-либо сведения, свидетельствующие о готовящемся совершении им противоправном деянии.

 Доводы заместителя прокурора республики «Принимая во внимание и учитывая характер деятельности РО ПЦ «За права человека», объективно свидетельствующий о

 «наличии сведений о возможном либо готовящемся участии в политической деятельности» не подтверждаются фактическими данными, а равно и результатами деятельности органов прокуратуры.

 Так в оспариваемом предостережении указано: «Фактов прямого участия РО ПЦ «За права человека» в политической деятельности, в том числе управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, финансировании и участие в публичных мероприятиях с целью свободного выражения и формирования мнений по вопросам политической жизни страны и внешней политики, а также в реализации мер, направленных на формирование мнения граждан в целях изменения государственной политики по тем или иным вопросам, не установлено». Данный довод лишь дополнительно подчеркивает, что «характер деятельности РО ПЦ «За права человека» не включает в себя занятие политической деятельностью, в соответствии с российским законодательством, как и факт, что возглавляемая им организация не участвовала в политической деятельности до вынесения оспариваемого предостережения, так и после его вынесения.

 Более того, была нарушена и процедура вынесения оспариваемого акта прокурорского реагирования, что отразилось на его содержании.

 Согласно пункту 2 Указания ГП РФ применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

 Проверка в отношении него как руководителя некоммерческой организации не проводилась, объяснения от него не истребовались, что, несомненно, привело к вынесению незаконного и немотивированного оспариваемого акта прокурорского реагирования и нарушению его прав, в части невозможности мотивированного возражения относительно вымышленного нарушения закона.

 Оспариваемое предостережение помимо того, что оно противоречит законодательству Российской Федерации как, по сути, так и по содержанию, а равно и не содержит подтвержденных фактов о готовящемся (или имевшем место в прошлом) участии в политической деятельности также нарушает его права.

 Во-первых, данное предостережение нарушает его право на доброе имя, так как исходя из формальных требований законодательства, в случае не отмены оспариваемого акта прокурорского реагирования будет установлено, что он якобы готовился к совершению противоправного деяния, что, несомненно, искусственно криминализирует его как общественного деятеля, что определенно скажется на его деловой репутации.

 Во-вторых, оспариваемое предостережение необоснованно накладывает на него как на руководителя общественного объединения обязанности либо принять меры по недопущению получения разрешенных законодательством добровольных пожертвованиях, для реализации уставных целей организации, либо фактически накладывает на него обязанность прекратить реализацию уставных целей возглавляемого им общественного объединения. Соответственно, неисполнение того, или иного действия приведет к привлечению его к административной ответственности в соответствии с положением абзаца 2 статьи 25.1 Федерального закона «О прокуратуре» - в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 В судебном заседании заявитель Хатажуков В.Н. и его представители - Глухов А.В. и Шокуев З.М. в порядке ст. 39 ГПК изменили исковые требования, попросив суд признать предостережение о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года № 27-13-13 заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики старшего советника юстиции в адрес председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» незаконным и необоснованным и обязать заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение и просили удовлетворить заявленные требования, считая, что суду не представлены никакие убедительные доказательства того, что Хатажуков В.Н., как председатель Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» или Кабардино-Балкарский Общественный правозащитный центр -Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» занимаются или планируют заниматься политической деятельностью в понимании п.6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Хатажуков В.Н., как председатель Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» занимается экстремистской деятельностью.

 Общественная палата КБР, являясь институтом гражданского общества КБР, не может заниматься политической деятельностью, решения Общественной палаты КБР носят рекомендательный характер. Хатажуков В.Н., не является тем должностным лицом, за которым в соответствии с Федеральным законом «О Прокуратуре» может осуществляться надзор, т.к. он не работает ни в органах власти, ни в органах местного самоуправления и в его действиях не выявлены нарушения действующего законодательства и не выявлены действия, содержащие признаки экстремистской деятельности. В приложении к договору с Национальным Фондом США в Поддержку Демократии термин «мусульманская республика» использован с целью указания, что в республике в большей части проживают мусульмане.

 В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

 Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

 Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

 Представитель заинтересованного лица - прокуратуры КБР - Барсагов А.М., требования не признал, считая требования не обоснованными, поэтому просил в их удовлетворении отказать, мотивируя тем, что заместитель прокурора КБР после всесторонней проверки Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» и отобрания объяснения у Хатажукова В.Н. вынес предостережение при наличии для этого достаточных оснований, в том числе, учитывая, что 26.09.2012г. Кабардино - Балкарским республиканским Общественно Правозащитным центром - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» заключено грантовое соглашение № 2012-1038 с Национальным Фондом США в Поддержку Демократии - NED (США) о предоставлении Центру денежных средств (17 000 долларов США в октябре 2012 года, 12 500 долларов США в феврале 2013 года, 12 500 долларов США в мае 2013 года и 8000 долларов США в августе 2013 года) на выполнение в период с октября 2012 по сентябрь 2013 года проекта - «Защита прав человека в Кабардино- Балкарии».

 По имеющимся сведениям в текущем периоде 2013 года РО ПЦ «За права человека» профинансировано указанной иностранной организацией на сумму 670 000 рублей. Всего за данный период с октября 2012г. 1070000 рублей.

 Анализ мероприятий, предусмотренных проектом - «Защита прав человека в Кабардино-Балкарии», а также цели, на которые расходуются данные средства, свидетельствует о том, что Центром используются предоставляемые NED (США) денежные средства на осуществление мониторинга активности экстремистских организаций в регионе и деятельности судов, поощрение судебных и иных реформ, которые способствуют продвижению прав человека и демократии, распространение сведений о репрессиях сталинской эпохи в КБР и ее современному наследию, а также анализ ситуации в сфере соблюдения прав человека в регионе.

 В рамках проекта Центру надлежало организовывать меры по вовлечению религиозных групп в социальные дискуссии, информированию населения республики о неотложных социальных вопросах, созданию сети пресс-центров на территории КБР для отслеживания фактов нарушения прав человека в отдаленных селах и пригородах города Нальчика, оказанию помощи Национальному Фонду в поддержку демократии (США) в составлении регистрационных документов.

 Заведомо признавая деятельность правоохранительных органов республики незаконной в связи с применением пыток, похищениями людей и незаконными задержаниями по признаку отношения к религии, Центром запланировано предание гласности подобным фактам путем широкого использования СМИ, проведения публичных мероприятий.

 В разделе II приложения «А» к договору с Национальным Фондом США в Поддержку Демократии - NED (США) указано, что республика является мусульманской, несмотря на то, что Кабардино-Балкарская Республика является светской республикой, что также свидетельствует о политической деятельности, направленной на создание мусульманской республики.

 Хатажуков В.Н., являясь членом общественной палаты КБР и членом комиссии общественной палаты, имеет возможность влиять на деятельность органов государственной власти республики.

 Оба условия признания некоммерческой организации иностранным агентом - получение денежных средств из иностранного государства и занятие политической деятельностью имеют место, что было достаточно для вынесения предостережения руководителю Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека».

 Заинтересованное лицо - заместитель прокурора КБР - Махов А.Л., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

 Суд по правилам п. 3 ст. 167 ГПК РФ решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие заинтересованного лица.

 Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по КБР - Догучаев А.Ю., выразил мнение, что политическая деятельность это активное поведение граждан, но доказательств политической деятельности Хатажукова В.Н. или Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» суду не представлены. Предостережение было вынесено без достаточных на то оснований. У Управления как контролирующего органа за деятельностью Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» нет к нему никаких нареканий, т.к. Кабардино-Балкарский Общественно Правозащитный центр - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» все предписания законодательства выполняют, в том числе, вовремя сдают отчеты и представляют в Управление необходимую информацию. Принимая участие в некоторых мероприятиях, проводимых Центром, он никакой политической деятельности не наблюдал, не говоря уже, об экстремистской деятельности, иначе как контролирующий орган Управление первым должно было бы принять неотложные меры.

 Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции РФ по КБР - Бесланеева М.Р., поддержала позицию Догучаева А.И.

 Заслушав заявителя и его представителей, представителей заинтересованных лиц, проанализировав их доводы и исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници_пальных служащих» следует, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

 федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

 органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

 органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

 Согласно положениям статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

 В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

 Судом установлено, что в связи с проводимой прокуратурой республики плановой проверки исполнения требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», проанализирована деятельность Кабардино - Балкарского республиканского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека», которое было зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ и действует на основании устава, принятого учредительным съездом в 1997 году.

 Руководствуясь ст. ст. 22, 25,1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. ст. 2, 13.1 и 32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями от 16.10.2012г. № 174-ФЗ председателю Кабардино-Балкарского республиканского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» Хатажукову Валерию Назировичу заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики А.Л. Маховым вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований ст.ст.2, 13.1 и 32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ (с изменениями от 16.10.2012 №174-ФЗ) «О некоммерческих организациях».

 Судом установлена, что уставная и фактическая деятельность Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» связана с реализацией мероприятий, финансируемых также из зарубежных источников.

 Согласно п.п.2, 3 Устава Общественного движения, целями, задачами и предметом деятельности являются становление правового государства и развитие гражданского общества через объединение усилий для практического обеспечения прав человека и гражданина, формирование правового сознания и повышение общественной активности граждан, привлечение российских граждан к активной общественной деятельности, разработка и содействие реализации программ общественного, экономического и государственного развития, борьба с коррупцией и нарушениями прав граждан, просветительская и пропагандистская работа по распространению идей открытого гражданского общества среди граждан России, содействие установлению эффективного взаимодействия между российскими неправительственными организациями, в том числе через координацию совместных проектов, разработка и инициирование принятия проектов законов и иных нормативных актов, способствующих развитию институтов гражданского общества, свободное получение и распространение информации, «участие в разработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством, проведение массовых акций, в том числе собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в порядке, предусмотренном действующим законодательством, учреждение средств массовой информации и ведение издательской деятельности, выступление с инициативами по различным вопросам, связанным с уставной деятельностью, внесение предложений в органы государственной власти и местного самоуправления, поддержка прямых международных контактов и связей.

 26.09.2012г. для реализации поставленных целей Кабардино- Балкарским республиканским Общественно Правозащитным центром - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» заключено грантовое соглашение № 2012-1038 с Национальным Фондом в Поддержку Демократии - NED (США) о предоставлении Центру денежных средств (17000 долларов США в октябре 2012 года, 12500 долларов США в феврале 2013 года, 12500 долларов США в мае 2013 года и 8000 долларов США в августе 2013 года) на выполнение в период с октября 2012 по сентябрь 2013 года проекта - «Защита прав человека в Кабардино- Балкарии».

 По имеющимся сведениям в текущем периоде 2013 года РО ПЦ «За права человека» профинансировано указанной иностранной организацией на сумму 670000 рублей.

 Анализ мероприятий, предусмотренных Проектом - «Защита прав человека в Кабардино-Балкарии» свидетельствует о том, что Центром используются предоставляемые NED (США) денежные средства на осуществление мониторинга активности экстремистских организаций в регионе и деятельности судов, поощрение судебных и иных реформ, которые способствуют продвижению прав человека и демократии, распространение сведений о репрессиях сталинской эпохи в КБР, а также анализ ситуации в сфере соблюдения прав человека в регионе, включающий данные об уровне репрессий, интервьюирование влиятельных ученных, духовных лиц и государственных чиновников, распространение информации о правозащитниках, преследовавшихся и убитых из-за своей деятельности.

 В рамках Проекта Центру надлежало организовывать меры по вовлечению религиозных групп в социальные дискуссии, информированию населения республики о неотложных социальных вопросах, созданию сети пресс-центров на территории КБР для отслеживания фактов нарушения прав человека в отдаленных селах и пригородах города Нальчика.

 Центром запланировано широкое использование СМИ, проведение публичных мероприятий.

 Информирование населения о деятельности Центра обеспечивается посредством Интернет-сайта - www. Zapгаvakb, ru и сайта www.kavkaz.merno.ru - функционирующего под эгидой Общественной организации «Мемориал» и при поддержке Фонда NED (США).

 Проектом также предусмотрены организация и проведение круглых столов, в том числе по вопросам политизации ислама, наследию репрессий сталинской эпохи, нарушениям прав человека правоохранительными органами. К участию в них планируется привлечь представителей правоохранительных органов и органов власти, религиозных деятелей, родственников членов религиозно-экстремистского бандподполья КБР, работников Национального Фонда в поддержку демократии NED (США) и представителей СМИ.

 Пунктом 12 грантового соглашения № 2012-1038 с Фондом NED (США) предусмотрены сроки предоставления грантодателю описательных и финансовых отчетов в обоснование платежных требований.

 Согласно ст.1 Закона КБР 08.06.2009г. № 26-РЗ «Об Общественной палате КБР», Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан России, проживающих в республике, общественных объединений с органами государственной власти КБР и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при реализации государственной политики, а также осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти республики и местного самоуправления.

 В соответствии с п.3 ч.6 ст. 17 и ч.2 ст.20 указанного закона, Общественная палата КБР вправе проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов, проектов законов и иных нормативных правовых актов КБР, проектов муниципальных правовых актов. Заключения ОП КБР по результатам общественной экспертизы соответствующих нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях Парламента Республики

 Председатель Центра, являясь членом Общественной палаты КБР, также входит в состав Комиссии по совершенствованию законодательства, общественному контролю за деятельностью органов власти, вопросам безопасности и правопорядка в КБР, к вопросам ведения которой отнесены совершенствование законодательства КБР, общественная экспертиза нормативных правовых актов, общественный контроль за их исполнением. Вместе с тем общественная палата как институт гражданского общества с учетом тех задач и целей, которые определены законодателем, не занимается политической деятельностью. Более того, возможность участия в работе Общественной палаты КБР общественных организаций и их руководителей, за небольшим исключением, предусмотрена в Законе КБР «Об общественной палате КБР».

 Законодатель не дает дефиниции политической деятельности, но в ст. 11 Конституционного закона РФ «О Конституционном Суде РФ» законодатель указал, что судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

 Также в ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политической партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, следовательно, политическая деятельность направлена на получение политической власти с тем, чтобы иметь возможность изменения проводимой государственной политики, а также формировать общественное мнение в указанных целях.

 Системный анализ вышеприведенных обстоятельств и действующего законодательства не свидетельствует о том, что Кабардино-Балкарский Общественно Правозащитный центр - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» прямо или косвенно занимается политической деятельностью, в том числе в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, финансировании и участии в публичных мероприятиях с целью свободного выражения и формирования мнений по вопросам политической жизни страны и внешней политики, а также в реализации мер, направленных на формирование мнения граждан в целях изменения государственной политики по тем или иным вопросам.

 На основании п.3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

 В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

 В силу абз. 2 п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

 В соответствии с ч.6 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.

 В соответствии с абз.2 п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 данного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (абзац введен Федеральным законом от 20.07.2012 г. №121-ФЗ, вступившим в силу 21.11.2012 г.).

 Целями Движения являются становление правового государства и развитие гражданского общества через объединение усилий для практического обеспечения прав человека и гражданина, формирование правового сознания и повышение общественной активности граждан.

 Для достижения уставных целей Движение реализует следующие основные задачи:

 привлечение российских граждан к активной общественной деятельности;

 разработка и содействие реализации программ общественного, экономического и государственного развития;

 борьба с коррупцией и нарушениями прав граждан;

 просветительская и пропагандистская работа по распространению идей открытого гражданского общества среди граждан России;

   содействие установлению эффективного взаимодействия между российскими неправительственными некоммерческими организациями, в том числе через координацию совместных проектов;

 разработка и инициирование принятия проектов законов и иных нормативных актов, способствующих развитию институтов гражданского общества;

 оказание организационной, методической, информационной и иной помощи правовозащитным, профсоюзным, экологическим и иным некоммерческим организациям, деятельность которых содействует развитию гражданского общества в России.

 Для достижения уставной цели и реализации уставных задач Движение имеет право:

 свободно получать и распространять информацию;

 -участвовать в разработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

 проводить массовые акции, в том числе собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

   учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

 представлять и защищать свои права, законные интересы своих участников, а также других организаций и граждан в органах государственной власти, включая суды, органах местного самоуправления;

 выступать с инициативами по различным вопросам, связанным с уставной деятельностью,

 вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления;

 поддерживать прямые международные контакты и связи;

 учреждать другие некоммерческие организации;

 вступать в общественные объединения в качестве члена, быть участником общественных объединений, а также совместно с другими общественными организациями образовывать союзы и ассоциации;

 создавать свои филиалы, отделения и представительства как в пределах Российской Федерации, так и в иностранных государствах, в соответствии с действующим законодательством;

 вести предпринимательскую деятельность для достижения уставной цели Движения. Доходы от предпринимательской деятельности Движения не могут быть перераспределены между членами Движения, они должны использоваться только для реализации уставных задач движения;

 учреждать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности;

 проводить среди участников Движения дискуссии и опросы мнения по наиболее важным вопросам внутриорганизационной и общественной жизни;

 осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с уставными задачами Движения.

 Из Акта проверки Кабардино-Балкарского правозащитного центра Регионального отделения общероссийского движения «За права человека» контролирующего органа - Управления Минюста РФ по КБР от 29.03.2013г. следует, что остаток средств на 01.01.2012г. составлял -106623 руб.

 За период с 01.01.2012г. по 01.03.2013г. по гранту № 2012-1038 от NED на расчетный счет организации зачислено - 2138990 руб.

 Расход за период с 01.01.2012г. по 01.03.2013г. составил- 1766444 руб.

 В том числе: заработная плата-1022355 руб.

 Налоги-218421 руб.

 Взносы по обязательному и дополнительному страхованию - 330174 руб. Командировочные расходы - 15500 руб.

 Услуги связи (телефон, Интернет) - 36421 руб.

 Офисные и канцелярские расходы - 61184 руб.

 Коммунальные услуги - 36975 руб.,

 Банковские услуги - 45414 руб.,

 Канцелярские расходы - 33497 руб.

 Остаток на 01.03.2013 г. - 372546 руб.

 В соответствии со ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

 Из указаний Генеральной прокуратуры от 06.07.1999г. № 39/7 следует, что для обеспечения законности и единообразия применения правового средства реагирования предостережения в практической деятельности органов прокуратуры предложно:

 прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

 Применение предостережения отнесено Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

 Предостережение необходимо объявлять во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

 Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

 Как следует из указаний Генеральной прокуратуры от 06.07.1999г. № 39/7, предостережение о недопустимости нарушения закона можно применять только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

 Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

 Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.

 Из толкования приведенных правовых норм следует, что предостережение о недопустимости нарушения закона можно направлять руководителям общественных (религиозных) объединений, которые являясь руководителями, выполняют и организационно-распорядительные функции, также предостережение может быть направлено и иным лицам, но необходимо наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.

 При этом судом установлено, что у Хатажукова В.Н. как председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека», являющегося одновременно должностным лицом, поскольку он выполняет в соответствии с Уставом и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц организационно-распорядительные функции и наделен полномочиями без доверенности представлять интересы Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека», было отобрано объяснение, подписанное им до внесения ему предостережения - 21.11.2013г.

 Учитывая заявленные в Уставе цели общественного движения и поставленные перед ним задачи, суд пришел к выводу, что они не свидетельствуют об участии Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение общероссийского общественного движения «За права человека» в политической деятельности, даже при наличии его финансировании за счет иностранных источников.

 К доводам Прокуратуры КБР о том, что политическая деятельность руководителя Центра - председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» Хатажукова В.Н., в том числе осуществляется путем его участия в деятельности Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, суд относится критически в связи с тем, что Общественная палата КБР, как институт гражданского общества в соответствии со ст. ст. 1,2 Закона КБР от 08.06.2009 N 26-РЗ (ред. от 10.07.2013) "Об Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики" не является политической партией, и более того, в соответствии со ст. 6 Закона КБР
от 08.06.2009 N 26-РЗ (ред. от 10.07.2013) "Об Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики" в целях де политизации Общественной палаты КБР, политические партии, их региональные и местные отделения не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты КБР, которая обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, общественных объединений, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Кабардино-Балкарской Республики, с органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления.

 Общественная палата КБР формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, а также общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

 Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан и демократических принципов развития гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике.

 К доводам представителя Прокуратуры КБР, что указание в приложении «А» к договору с Национальным Фондом США в Поддержку Демократии - NED (США) на то, что республика является «мусульманской», также свидетельствует о политической деятельности Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека», направленной на создание мусульманской республики, суд также относится критически в связи с тем, что слова «мусульманской республикой» вырваны из контекста, из которого следует, что речь идет не о политическом или государственном устройстве республики, а о том, что большая часть населения республики «преимущественно» мусульмане.

 В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса.

 На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

 Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

 Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

 Анализ приведенных норм и материалов настоящего дела дает суду основание сделать вывод, что ведение учета расходования пожертвованных средств, а также представление жертвователю отчетов по целевому расходованию пожертвованных средств не может свидетельствовать о политической деятельности Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека».

 Оценив представленные доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу, что Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики не представлены суду достаточные и убедительные доказательства осуществления председателем Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» Хатажуковым В.Н. участия в политической деятельности на территории РФ в форме участия в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение государственной политики, и в формировании общественного мнения с той же целью, а также о наличии сведений о готовящихся Кабардино-Балкарским Общественно Правозащитным центром - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» и его руководителем противоправных деяниях, в том числе содержащих признаки экстремистской деятельности, что дает суду основание сделать вывод, что у заместителя прокурора КБР не имелись достаточные и законные основания для вынесения оспариваемого предостережения, т.к. несмотря на то, что целью предостережения является предупреждение о недопустимости нарушений закона на будущее время, то есть носит упреждающий характер, но, тем не менее, профилактическая роль предостережения допустима и оправдана только в тех случаях, которые законодателем четко определены и расширительному толкованию не подлежат.

 На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявление Хатажукова В.Н. о признании предостережения заместителя прокурора КБР руководителю Кабардино-Балкарского республиканского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» незаконным и необоснованным является обоснованным и подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд -

                                                   Р Е Ш И Л :

 Удовлетворить заявленные Хатажуковым В.Н. требования.

 Признать предостережение о недопустимости нарушения закона от 05.11.2013 года № 27-13-13 заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики старшего советника юстиции в адрес председателя Кабардино-Балкарского Общественного Правозащитного центра - Региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» незаконным и необоснованным.

 Обязать заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики отозвать оспариваемое предостережение.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.

 Мотивированное решение вынесено 23 декабря 2013г.

            Председательствующий -       Р.С.Блиева

 Копия верна:      

 Судья Нальчикского горсуда -                                                        Р.С.Блиева                                                                             

 Решение вступило в законную силу «_____» _________________2014г.

             Судья Нальчикского горсуда -                                                       Р.С.Блиева