ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-878/2020УИД890002-01-2020-001849-45 от 27.10.2020 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №2-878/2020 УИД 89RS0002-01-2020-001849-45

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

27 октября 2020 года г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Сукач Н.Ю.

при секретаре судебного заседания Петраускайте В.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УФПС ЯНАО, Акционерному обществу "Почта России" о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к УФПС ЯНАО о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. 00 коп., а так же штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя по компенсации морального вреда по факту нарушения контрольных сроков доставки простого почтового отправления из п.Харп в г.Салехард адресованного УФПС ЯНАО, а также почтового отправления из п.Харп в г.Москва, адресованного в Симоновский районный суд г.Москва, что привело к причинению ему морального вреда, который он просит компенсировать за счет ответчика в указанном размере.

Определением от 11 сентября 2020 года на основании ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Акционерное общество "Почта России" (далее по тексту – АО "Почта России").

Истец ФИО2, принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, на заявленных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика АО "Почта России" в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения относительно заявленных ФИО2 исковых требований, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав письменные материалы дела, оценив доводы истца, изложенные в иске, доводы ответчика, заключение, судом установлено следующее.

Ст.46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст.2 Конституции РФ.

Усматривается, что истец ФИО2 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании приговора суда, имеет правовой статус осужденного. В соответствии со ст.91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

Из текста искового заявления, текста претензий и отзыва на претензию истца, отчетов об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 62942035008456 и 62942035013825 усматривается, что оба отправления 06 ноября 2019 года приняты к отправке в отделении связи п.Харп, вручены адресату соответственно 18 ноября 2019 года и 25 ноября 2019 года.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту – Федеральный закон о защите прав потребителей), так и Федеральным законом от 17 июля 1999 года №176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту – Федеральный закон о почтовой связи).

В соответствии со ст.16 Федерального закона о почтовой связи услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии со ст.14 Федерального закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

В силу абз.2 ст.16 Федерального закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.

Как предусмотрено ст.34 Федерального закона о почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает в том числе за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.

Согласно ст.37 Федерального закона о почтовой связи при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

17 февраля 2020 года ФИО2 обратился к ответчику с претензиями в которых в связи с нарушением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции предлагал выплатить ему в добровольном порядке неустойку в размере 3% от суммы оплаты за услугу почтовой связи за каждый день задержки компенсацию морального вреда в размере 500 руб. 00 коп. за каждый день задержки.

31 марта 2020 года от имени АО "Почта России" за подписью советник директора ФИО1 ФИО2 направлен ответ на претензию в отношении почтового отправления, направленного в адрес УФСП ЯНАО, из которого следует, что за нарушение контрольного срока пересылки простого письма, отправленного 08 ноября 2019 года из п.Харп и поступившего в отделение почтовой связи г.Салехард 14 ноября 2019 года составило 3 дня. Одновременно предлагалось обратиться с заявлением на материальное возмещение за нарушение контрольных сроков пересылки и сообщалось, что компенсация морального вреда и иных расходов документами регламентирующими деятельность по предоставлению услуг почтовой связи не предусмотрена.

В соответствии со ст.15 Федерального закона о защите прав потребителей, в том числе пользователю услуг почтовой связи, предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем, в данном случае оператором почтовой связи, прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи определяется судом.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование своих доводов истец ссылается на контрольные сроки, установленные Приказом Минкомсвязи России от 04 июня 2018 года №257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" (далее по тексту – Приказ №257).

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика со ссылкой на контрольные сроки, установленные Приказом №257 просит отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме.

Пунктом 6 Приказа №257 установлены контрольные сроки пересылки без учета дня приема. Приложение №1 к Приказу №257 устанавливает контрольные сроки доставки между административными единицами РФ.

Для общего исчисления контрольного срока доставки почтовой корреспонденции необходимо также учитывать доставку из Административного центра в конкретное отделение почтовой связи.

В соответствии с п.6 Приказа №257 контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению №1 к нормативам;

б) на внутригородской территории городов федерального значения, на территориях административных центров субъектов, административных центров муниципальных районов и городских округов – 2 календарных дня;

в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов, городских округов на территории данного субъекта Российской Федерации – 2 календарных дня;

г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа,– 3 календарных дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Произведя расчет путем суммирования контрольных сроков доставки регистрируемого почтового отправления 62942035008456: 2 дня по п.Харп (в соответствии с пп."б" п.6 Приказа №257) + 3 дня из п.Харп в с.Аксарка (в соответствии с пп."г" п.6 Приказа №257) + 2 дня по с.Аксарка (в соответствии с пп."б" п.6 Приказа №257) + 2 дня из с.Аксарка в г.Салехард (в соответствии с пп."в" п.6 Приказа №257) + 2 дня по г.Салехард (в соответствии с пп."б" п.6 Приказа №257) судом установлено, что контрольные сроки пересылки почтовой корреспонденции из п.Харп Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в г.Салехард составляют 11 дней.

Согласно имеющихся в материалах дела данных следует, что, не считая даты принятия почтового отправления (06 ноября 2019 года) в отделение почтовой связи п.Харп письмо прибыло на восьмой день (07 ноября 2020 года – 14 ноября 2020 года), то есть в пределах контрольных сроков.

Произведя расчет путем суммирования контрольных сроков доставки регистрируемого почтового отправления и 62942035013825: 2 дня по п.Харп (в соответствии с пп."б" п.6 Приказа №257) + 3 дней из п.Харп в с.Аксарка (в соответствии с пп."г" п.6 Приказа №257) + 2 дня по с.Аксарка (в соответствии с пп."б" п.6 Приказа №257) + 2 дня из с.Аксарка в г.Салехард в п.Аксарка (в соответствии с пп."в" п.6 Приказа №257) + 2 дня по г.Салехард (в соответствии с пп."б" п.6 Приказа №257) + 4 дня из г.Салехард в г.Москва (в соответствии с пп."а" п.6 Приказа №257) судом установлено, что контрольные сроки пересылки почтовой корреспонденции из п.Харп Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа в г.Москва составляют 15 дней.

Согласно имеющихся в материалах дела данных следует, что, не считая даты принятия почтового отправления (06 ноября 2019 года) в отделение почтовой связи г.Москва письмо прибыло на одиннадцатый день (07 ноября 2019 года – 17 ноября 2019 года), то есть в пределах контрольных сроков.

Анализируя имеющиеся по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения ответчиком сроков доставки вышеуказанной письменной корреспонденции. Таким образом, оснований для возложения на АО "Почта России", УФПС ЯНАО обязанности по возмещению морального вреда истцу не усматривается.

Оценив все обстоятельства дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО2 к УФПС ЯНАО, АО "Почта России" о возмещении морального вреда и о взыскании штрафа соответствии с положениями ч.6 ст.13 Федерального закона о защите прав потребителей в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО2 к УФПС ЯНАО, Акционерному обществу "Почта России" о компенсации морального вреда, штрафа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме принято 27 октября 2020 года.