ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-879 от 19.03.2012 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

                                                                                    Кировский районный суд г. Самары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд г. Самары — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19.03.2012 года г. Самара

Кировский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Бойко В.Б., с участием прокурора Серобаба В.В., при секретаре Абдулловой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-879/12 по иску Куйбышевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной таможенной службе Приволжское таможенное управление Самарская таможня, третье лицо Государственная инспекция труда в Самарской области о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Куйбышевский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в иске просил обязать Самарскую таможню провести аттестацию по условиям труда 297 рабочих мест.

Требования мотивированы следующим: в 2011 году Куйбышевской транспортной прокуратурой проведена проверка Самарской таможни на предмет соблюдения трудового законодательства. В ходе проверки установлено нарушение трудового законодательства, выразившееся в том, что Самарской таможней не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Неисполнение Самарской таможней требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется. В результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, в связи с чем, Куйбышевский транспортный прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Прокурор   в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика – Самарской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы   ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным отзыве (л.д.120-131).

Представитель ответчика–Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы   ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.120-131).

Представитель третьего лица – Государственной инспекции труда в Самарской области   в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, отзыв на исковое заявление не предоставил.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч.12 ст.209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда-оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Согласно ст. 31 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством РФ.

В период с 2008 по 2011 годы денежные средства по статье «Аттестация рабочих мест» - код бюджетной классификации - 226050 из федерального бюджета выделялись Самарской таможне в следующем порядке: 2008 год: запрошено таможней 57 000 рублей, получено из бюджета 57 000 рублей; 2009 год: запрошено таможней 627 000 рублей, получено из бюджета 97 500 рублей; 2010 год: запрошено таможней 828 000 рублей, получено из бюджета 37 500 рублей; 2011 год: запрошено таможней 907 500 рублей, получено из бюджета 60 100 рублей (л.д.134).

Штатная численность Самарской таможни составляет 731 человек, в том числе штатная численность таможенных постов 342 человека.

Деятельность таможенных постов осуществляется в сменном режиме работы.

С учетом сменного режима работы на общую штатную численность таможенных постов 342 человека приходится 180 рабочих мест.

Самарской таможней в сводно-годовой заявке, определяющей потребность финансирования таможенного органа на аттестацию рабочих мест запрашивались в вышестоящем таможенном органе денежные средства в размере:

в 2009 году - 627000 рублей; в 2010 году - 828000 рублей; в 2011 году -907500 рублей. В пределах выделенных бюджетных средств проведена аттестация рабочих мест: в 2008 году Новокуйбышевский таможенный пост - 25 рабочих мест; в 2009 году Самарская таможня (ул. Алма-Атинская) - 39 рабочих мест в следующих подразделениях таможни: административно-управленческий персонал (начальник таможни; первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю; заместитель начальника таможни по экономической деятельности; помощник начальника таможни; специалист (приемная); отдел таможенной инспекции; отдел таможенных платежей; отдел инспектирования профилактики правонарушений;

в 2010 году Самарская таможня (ул. Алма-Атинская) - 15 рабочих мест в следующих подразделениях таможни: административно-управленческий персонал (заместитель начальника таможни по работе с кадрами); помощник начальника таможни по мобилизационной работе; главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью; правовой отдел;

в 2011 году 5 рабочих мест на таможенном посту МАПП Маштаково (инспекционно-досмотровый комплекс);

в 2011 году - 131 рабочее место Самарской таможни (ул. Алма-Атинская) В следующих подразделениях таможни: здравпункт; отдел документационного обеспечения; отдел кадров; отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров; отдел контроля таможенной стоимости; отдел торговых ограничений и экспортного контроля; отдел системы управления рисками; отдел таможенных процедур и таможенного контроля; отдел контроля за таможенным транзитом; организационно-аналитический отдел; отдел дознания; отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы; отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы; отделение защиты государственной тайны; оперативно-технический отдел; отделение телекоммуникаций и программных средств вычислительной техники. 119 рабочих мест (Самарская таможня и Самарский таможенный пост): отделение таможенного контроля за делящимися радиоактивными материалами, отдел валютного контроля; отдел распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов; заместитель начальника таможни по тыловому обеспечению, отдел тылового обеспечения №, отдел капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, отдел функциональных подсистем и информационно-технического обеспечения, оперативно-аналитическое отделение, учетно-регистрационное отделение, Самарский таможенный пост, отдел таможенной статистики отделение подготовки кадров отдельная должность по охране труда и гражданской обороне.

На 2012 год потребность Самарской таможни в аттестации рабочих мест сохраняется, требуется аттестовать рабочие места в следующих подразделения таможни: на Отрадненском таможенном посту; таможенный пост АвтоВАЗ; таможенный пост Аэропорт Самара; таможенный пост Самарский Прижелезнодорожный почтамт; Тольяттинский таможенный пост; отдел тылового обеспечения № (Тольятти) - 22; автотранспортный отдел - 29; психологической работы - 3; СОБР - 20; оперативно- розыскной отдел - 8; отдел по борьбе с контрабандой наркотиков - 6; кинологический отдел - 15; отдел административных расследований - 14.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» в соответствии с приложением № аттестационная комиссия составляет перечень аттестации с выделением аналогичных мест: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации - на первое рабочее место из списка аналогичных.

Всего в Самарской таможне подлежит аттестации по условиям труда 297 рабочих мест.

С учетом действующих правил по финансированию деятельности государственных органов, возможность проведения аттестации указанных рабочих мест непосредственно зависит от выделения Самарской таможне денежных средств из Федерального бюджета на финансирование расходов по оплате работ, выполняемых аттестующей организацией. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет таможенных органов установлен Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно пп.55 п.6 Общего положения о региональном таможенном управлении, утвержденного Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Приволжское таможенное управление является распорядителем средств федерального бюджета. Согласно пп.65 п.6 Общего положения о таможне, утвержденного Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Самарская таможня является получателем средств федерального бюджета.

Для получения необходимого финансирования на указанные цели, Самарской таможней в порядке, установленном п.3 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, были сделаны соответствующие запросы в вышестоящий таможенный орган - Приволжское таможенное управление в 2008, 2009, 2010, 2011 годах, путем направления сводной годовой заявки в виде «Проекта сметы расходов» на очередной финансовый год.

С учетом требований Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № процесс формирования сметы расходов Самарской таможней и процесс финансирования Приволжским таможенным управлением расходов, предусмотренных указанной сметой, документально оформляется в следующем порядке.

На основании Приказа Приволжского таможенного управления Самарская таможня ежегодно формирует «Проект бюджетной сметы» на очередной финансовый год, к которому прилагается «Пояснительная записка», которая в свою очередь содержит «Расчет расходов».

В соответствии с п. 3 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Проект бюджетной сметы» направляется Самарской таможней в Приволжское таможенное управление с сопроводительным письмом.

Указанными документами подтверждается, что Самарская таможня в установленном законом порядке заявила вышестоящему таможенному органу о необходимости финансирования расходов в сумме 627000 руб. на аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2009 году.

На основании п.4 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом «Проекта сметы расходов», разработанного получателем средств федерального бюджета (Самарская таможня), главный распорядитель средств федерального бюджета (ФТС России), действующий через распорядителя средств федерального бюджета (ПТУ) доводит до получателя средств федерального бюджета (Самарская таможня) лимиты бюджетных обязательств в виде «Расходных расписаний».

На основании абз.3 п.4 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом сведений указанных в «Расходных расписаниях», получатель средств федерального бюджета (Самарская таможня) составляет «Детализированное расходное расписание» с конкретными суммами по видам расходов.

На основании п.5 Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом сведений указанных в «Расходном расписании» и «Детализированном расходном расписании», получатель средств федерального бюджета (Самарская таможня) составляет «Бюджетную смету».

При этом, необходимо учитывать, что получатель средств федерального бюджета (Самарская таможня) включает в «Бюджетную смету» конкретные денежные суммы по видам расходов на основании «Уведомлений об изменении лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и объемов финансирования» («Бюджетная роспись»), доведенных до сведения получателя средств федерального бюджета (Самарская таможня) распорядителем средств федерального бюджета (ПТУ).

Указанными документами подтверждается, что в 2009 году получатель средств федерального бюджета (Самарская таможня) получил от распорядителя средств федерального бюджета (ПТУ) финансирование на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в сумме 97500 руб.

Размеры запрашиваемых (828000 руб.) и полученных (37500 руб.) Самарской таможней денежных средств из Федерального бюджета на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в 2010 году подтверждаются следующими документами: приказом ПТУ от № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1, л.д.200-202); проектом бюджетной сметы «Объемы ассигнований в 2010 году»; пояснительной запиской в табличной форме; расчетом расходов; сопроводительным письмом о направлении проекта бюджетной сметы от ДД.ММ.ГГГГ №; расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; детализированным расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; бюджетной сметой на 2010 год; уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Бюджетная роспись на 2010 год».

Размеры запрашиваемых (907500 рублей) и полученных (60100 рублей) Самарской таможней денежных средств из Федерального бюджета на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 году подтверждаются следующими документами: приказом ПТУ от № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д.2); проектом бюджетной сметы «Объемы ассигнований в 2011 году»; пояснительной запиской в табличной форме; расчетом расходов; сопроводительным письмом о направлении проекта бюджетной сметы от ДД.ММ.ГГГГ №; расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; детализированным расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; бюджетной сметой на 2011 год; уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Изменение бюджетной росписи»; уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Изменение бюджетной росписи»;

Размеры запрашиваемых и полученных денежных средств из Федерального бюджета за период с 2009 по 2011 годы представлены в Справке Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ.

Выделенные бюджетные средства на проведение аттестации рабочих мест освоены таможней в полном объеме.

Других источников финансирования кроме Федерального Бюджета таможенные органы в соответствии с законодательством не имеют.

Таким образом, у Самарской таможни не было возможности провести аттестацию оставшихся рабочих мест в виду недостаточности бюджетных средств, выделенных из Федерального бюджета на указанные цели в 2011 году, а так же в прошедших периодах.

С учетом перечисленных обстоятельств, следует, что у Самарской таможни отсутствовала реальная возможность для проведения аттестации рабочих мест в полном объеме и таможня вынуждена была проводить аттестацию в рамках выделенных бюджетных средств.

Размеры запрашиваемых (440750 рублей) и полученных (440750 рублей) Самарской таможней денежных средств из Федерального бюджета на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в 2012 году подтверждаются следующими документами: приказом ПТУ от № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д.49); проектом бюджетной сметы «Уточненные объемы ассигнований на 2012-2014 года»; пояснительной запиской в табличной форме; расчетом расходов; сопроводительным письмом о направлении проекта бюджетной сметы от ДД.ММ.ГГГГ №; расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; детализированным расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; бюджетной сметой на 2012 год; уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Лимиты бюджетных обязательств на 2012 год»;

Исполняя установленную законом обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, Самарская таможня, как и в прошедших периодах (2008, 2009, 2010 г.г.) запросила в 2011 году необходимое финансирование на 2012 год (440750 рублей) в Приволжском таможенном управлении путем направления сводной годовой заявки «Проект бюджетной сметы «Уточненные объемы ассигнований на 2012-2014 года» (письмо Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № с приложениями).

Данные денежные средства были запрошены Самарской таможней до проведения Куйбышевским транспортным прокурором проверки соблюдения трудового законодательства, результаты которой явились поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым иском (проверка проведена прокурором ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства запрошены таможней ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные обстоятельства указывают, на то, что при проведении работы, направленной на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, Самарская таможня проявила заботливость и осмотрительность, необходимую для выполнения установленной законом обязанности.

Запрошенные денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в 2012 году были выделены Приволжским таможенным управлением и получены Самарской таможней из Федерального бюджета, что подтверждается Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Лимиты бюджетных обязательств на 2012 год».

С учетом выделенных бюджетных средств, ДД.ММ.ГГГГ Самарской таможней заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с аттестующей организацией ООО «Сервисная Компания САМАРА».

На сегодняшний день аттестующая организация ООО «Сервисная Компания САМАРА» приступила к исполнению указанного контракта.

Согласно данному контракту срок оказания услуг 60 дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

После исполнения аттестующей организацией ООО «Сервисная Компания САМАРА» договорных обязательств, в Самарской таможне будут аттестованы по условиям труда все имеющиеся рабочие места в полном объеме.

Таким образом, довод Куйбышевского транспортного прокурора о неисполнении Самарской таможней требований действующего законодательства о проведении аттестации рабочих мест и необходимости понуждения таможни к исполнению данных требований, является необоснованным.

Кроме того, обязанность по проведению аттестации рабочих мест уже возложена на Самарскую таможню согласно Закону (ст. 212 Трудового кодекса РФ).

В рассматриваемом иске прокурор просит суд, обязать таможню исполнить предписания публично-правовых норм, закрепленных в ст.212 Трудового кодекса РФ.

Представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрено Самарской таможней в установленном законом порядке. По результатам рассмотрения до сведения прокурора доведено, что у Самарской таможни отсутствовала реальная возможность для проведения аттестации рабочих мест в полном объеме и таможня вынуждена была проводить аттестацию в рамках выделенных бюджетных средств. Кроме того, Самарская таможня сообщила прокурору о принятии мер по истребованию у вышестоящего таможенного органа финансирования, необходимого для проведения аттестации рабочих мест, а так же о готовности таможни провести аттестацию указанных рабочих мест при получении необходимого финансирования из Федерального бюджета (письмо Самарской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №).

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Самарской области рассмотрено дело об административном правонарушении, возбужденное прокурором в отношении Самарской таможни по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения, в привлечении Самарской таможни к административной ответственности отказано, указанное дело об административном правонарушении прекращено.

На сегодняшний день, Постановление Государственной инспекции труда в Самарской области по данному делу об административном правонарушении в адрес Самарской таможни не поступило.

Прокурор в обоснование исковых требований ссылается на Приказ Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утративший силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н.

Судом установлено, что в настоящее время Самарской таможней, несмотря на недофинансирование, исполняются требования действующего законодательства о проведении аттестации рабочих мест, и оснований для вывода об уклонении ответчика от совершения таких действий и необходимости его понуждения к этому в судебном порядке материалы дела не дают.

Следовательно, указанное прокурором нарушение со стороны ответчика, выражающееся в неисполнении требований закона о проведении аттестации рабочих мест, на момент разрешения спора отсутствует.

Поскольку в силу положений ст. ст. 2-4 ГПК РФ целью гражданского судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а Самарская таможня исполняет требования действующего законодательства о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, следовательно, правовые основания для понуждения к исполнению данных требований отсутствуют.

Суд, кроме того, учитывает, что соблюдение в организации требований трудового законодательства, в том числе требований об охране труда, может затрагивать только права, свободы и законные интересы работодателя и работников, но не иных лиц. То обстоятельство, что невозможно заранее определить всех лиц, которые в дальнейшем вступят в трудовые отношения с работодателем, само по себе не является свидетельством того, что аттестация рабочих мест затрагивает права неопределенного круга лиц до установления между ними и работодателем трудовых отношений. Следовательно, в данном случае не подлежат удовлетворению требования прокурора, неосновательно заявленные в интересах неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора не обоснованны и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Куйбышевского транспортного прокурора к Федеральной таможенной службе Приволжское таможенное управление Самарская таможня, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судьяВ.Б. Бойко