Дело № 2-8794/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«12» ноября 2018 года
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Гавренкове И.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского района Московской области об обязании предоставить жилое помещение по договору служебного найма,
УСТАНОВИЛ
ФГКУ «Западное РУЖО» обратилось в суд с иском к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского района Московской области об обязании вселить военнослужащего ФИО3 в жилое помещение по адресу: АДРЕС заключить договор служебного найма. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 является военнослужащим и с 2003 года признан нуждающимся в служебных жилых помещениях, спорное помещение ранее занимал военнослужащий ФИО2, после освобождения жилого помещения, истец обратился в Администрацию г.п. Одинцово с просьбой предоставить спорное жилое помещение по договору служебного найма военнослужащему ФИО1, на что получил отказ. Ссылаясь на положение ст.15 ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих», истец обратился с данным иском в суд.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского района Московской области по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, пояснив, что ответчик не обязан обеспечивать военнослужащих служебным жилым помещением, истец вправе просить предоставить жилое помещение в аренду.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание явился, с иском согласился, пояснив, что в настоящее время проживает в общежитие, является военнослужащим.
Выслушав объяснение сторон, лиц участвующих в деле, изучив материала дела, суд приходит к следующему выводу.
ФИО3 проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ в войсковой части 33790. Контракт о прохождении службы заключен на 5 лет с 26.05.2017 г. по 25.05.2022 г.
Решением жилищной комиссии войсковой части № от 16.12.2003 года ФИО3 включен в список военнослужащих, имеющих право на обеспечение служебной жилой площадью с 24.11.2003 года на состав семьи -один человек.
Как пояснил ФИО3, в настоящее время он проживает в общежитии по адресу: АДРЕС
Жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС является муниципальной собственности, на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области № от 07.05.1992 года предоставлено ФИО2 на состав семьи из двух человек.
Администрация г.п. Одинцово Одинцовского района Московской области в ответ на обращение истца отказало в заключение договора служебного найма, ссылаясь, что Положением «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского района Московской области» от 03.07.2014 года определен перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения и жилые помещения в общежитиях, в данный перечень военнослужащие не входят, кроме того, спорное жилое помещение не отнесено к числу специализированного жилого фонда.
Ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно статье 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в частности, в связи с прохождением службы.
Статьями 99, 104 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленным указанным Кодексом основаниям гражданам определенных категорий, предусмотренных законом, в том числе военнослужащим.
В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25.12.2003 г. N 453-О, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, Федеральным законом N 76-ФЗ определен специальный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими (повторное заселение); реализация предусмотренного пунктом 5 статьи 15 вышеназванного Закона права на повторное заселение не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к тому или иному жилищному фонду; обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим с членами семьи, направлена на обеспечение баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих; закрепляя особый статус военнослужащих и членов их семей, Закон "О статусе военнослужащих" не исключает возможность предоставления им жилых помещений муниципального фонда по договору служебного найма при освобождении данных помещений в связи с выездом военнослужащего, решение о предоставлении военнослужащим жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, обязательно для соответствующей администрации;
Согласно п. 8 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888 (с изменениями внесенными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 2103), п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" п. 20 Устава ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 17 августа 2012 года на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице регионального управления жилищного обеспечения возложена обязанность учета жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, контроль за заселением и освобождением жилых помещений, проверка использования по назначению жилых помещений специализированной жилищного фонда.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащего" от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ, ч. 1 ст. 93, ч. 2, 3 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ, суд исходит из следующего, спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд, решение о предоставление военнослужащему ФИО3 обеспеченному служебным жилым помещением, спорного жилого помещения по договору служебного найма в соответствии с действующим порядком обеспечения военнослужащих жилыми помещениями уполномоченным органом МО РФ, определенным Приказом министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455, не принималось, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий в Администрации г.п. Одинцово не состоит, к категории работников, которым могут быть предоставлены служебные помещения и жилые помещения в общежитиях, предусмотренным Положением «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского района Московской области» от 03.07.2014 года, не относится, таким образом, при отсутствии решения уполномоченного органа о предоставлении спорного жилого помещения на условиях служебного найма, оснований для вселения ФИО3 в спорное жилое помещение и заключения договора служебного найма не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского района Московской области об обязании предоставить жилое помещение по договору служебного найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В.Лосева