ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-879/20 от 28.12.2020 Яковлевского районного суда (Белгородская область)

№ 2-879/2020

31 RS0025-01-2020-001060-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Анисимова И.И.,

при секретаре Волобуевой Т.А.,

с участием истца-ответчика ФИО1, представителя истца-ответчика ФИО2 (ордер № 013868 от 18.08.2020), представителя ответчика-истца ФИО3 (доверенность от 30.01.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области о взыскании денежных средств в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд, встречному иску администрации Яковлевского городского округа Белгородской области к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – истец-ответчик) является собственником гаража и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (далее – недвижимое имущество).

Постановлением администрации городского поселения «Поселок Яковлево» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области <номер> от <дата> вышеуказанное недвижимое имущество, принадлежащее ФИО1, было изъято для муниципальных нужд.

27.07.2017 г. администрацией городского поселения «Поселок Яковлево» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области в адрес ФИО1 был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд с выкупной ценой 108100 рублей.

Дело инициировано иском ФИО1, который изменив исковые требования, окончательно просит взыскать с администрации Яковлевского городского округа 290388,19 рублей за изъятое для муниципальных нужд недвижимое имущество, 8000 рублей за проведение судебной экспертизы, почтовые расходы 54 рубля, оплаченную при подаче иска государственную пошлину 6200 рублей, расходы на оплату юридической помощи 20000 рублей. В обоснование доводов иска ссылается на то, что выкупная цена недвижимого имущества занижена и не отражает его реальной стоимости.

В свою очередь администрация Яковлевского городского округа обратилась со встречным иском, в котором со ссылкой на отказ ФИО1 в добровольном порядке удовлетворить требование администрации, просит изъять у истца-ответчика путем выкупа для муниципальных нужд гараж и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> по выкупной цене 108100 рублей, прекратить за ФИО1, а за собой признать право собственности на указанное имущество.

В судебном заседании истец-ответчик ФИО1, его представитель ФИО2 просили свои исковые требования удовлетворить, против требований встречного иска в части прекращении за ФИО1 права собственности на спорное имущество и признании права собственности администрации на него не возражали.

Представитель ответчика-истца ФИО3 уточнила встречные исковые требования, просила изъять у истца-ответчика путем выкупа для муниципальных нужд гараж и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> по выкупной цене 115 000 рублей, прекратить за ФИО1 право собственности на указанное имущество, признать право собственности за администрацией на земельный участок, а гараж снять с государственного кадастрового учета и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности, в удовлетворении первоначального иска ФИО1 просила отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Строительство объектов местного значения является одним из снований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, закрепленных в ст. 49 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от 07.07.2004 г. ФИО1 является собственником нежилого здания-гаража с кадастровым <номер>, площадью <данные> кв.м и земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым <номер>, расположенных по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 10-11).

В целях строительства средней общеобразовательной школы на 198 учащихся, совмещенной с дошкольным образовательным учреждением на 110 мест в п. Яковлево, постановлением администрации городского поселения «Поселок Яковлево» муниципального района «Яковлевский район» Белгородской области <номер> от <дата> вышеуказанное недвижимое имущество, принадлежащее ФИО1, было изъято для муниципальных нужд (т.1 л.д. 15-16).

Во исполнение вышеуказанного постановления от 11.07.2017 года в адрес ФИО1 был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд, в котором на основании отчета об оценке от 13.07.2017 г., администрация предлагала ФИО1 денежное возмещение в размере 108100 рублей (т.1 л.д. 17).

Из объяснений истца и его представителя в судебном заседании установлено, что не оспаривая процедуры изъятия земельного участка и расположенного на нем гаража, ФИО1 отказался от подписания соглашения, считая размер денежного возмещения заниженным.

Инициируя настоящее судебное разбирательство ФИО1 просит выплатить ему компенсацию исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в сумме 290388,19 рублей.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.

Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Иных правил определения цены изымаемого земельного участка действующее законодательство РФ не содержит.

При таких обстоятельствах требования истца-ответчика о выплате ему возмещения в счет изымаемого недвижимого имущества по их кадастровой стоимости не основано на законе.

Доказательством определения рыночной стоимости недвижимого имущества может являться отчет независимого оценщика.

Ответчиком-истцом в подтверждение своих доводов в материалы дела представлен отчет об оценке от 24.12.2020 г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет 24300 рублей, нежилого здания-гаража 90700 рублей, всего на сумму 115000 рублей.

Суд при разрешении спора относительно выкупной стоимости изымаемого недвижимого имущества принимает как относимое и допустимое доказательство отчет об оценке оценщика ФИО4 от 24.12.2020 г., поскольку он выполнен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а стоимость имущества определена на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, что соответствует действующему законодательству.

Оснований сомневаться в правильности определения рыночной стоимости недвижимого имущества, установленной отчетом об оценке от 24.12.2020 г. в суда не имеется, в судебном заседании таковых стороной истца-ответчика не приведено.

При этом, суд считает, что выводы экспертного заключения ООО «Центр независимой оценки» не могут быть положены в основу решения суда, поскольку экспертом установлена рыночная стоимость недвижимого имущества по состоянию на август 2017 г., более того, сторона истца на указанное заключение не ссылается в обоснование доводов своего искового заявления.

Поскольку в ходе производства по делу судом установлено, что между сторонами по делу имеется спор только в части стоимости изымаемого недвижимого, требования встречного искового заявления об изъятии у истца-ответчика путем выкупа для муниципальных нужд гаража и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, прекращении за ФИО1 права собственности на указанное имущество и признании права собственности за администрацией на земельный участок подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт, признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Из материалов дела следует, что нежилое здание-гараж с кадастровым <номер>, площадью <данные> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> уничтожено, на его месте в настоящее время располагается территория школы.

Таким образом, факт сноса гаража, принадлежащего ФИО1 объективно подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу приведенной правовой нормы, основанием прекращения права собственности на вещь являются в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.

В случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведений о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.

При таких обстоятельствах требования встречного искового заявления о снятии гаража с государственного кадастрового учета и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности на него за ФИО1 также подлежат удовлетворению.

На основании ст. 94 ГПК РФ с ответчика-истца в пользу ФИО1 подлежат взысканию понесенные почтовые расходы в сумме 54 рубля, поскольку у истца отсутствовала возможность реализовать свое право на обращение в суд без несения таких издержек.

Расходы по оплате судебной экспертизы в размере 8000 рублей взысканию с ответчика-истца не подлежат, поскольку выводы данного экспертного заключения не были положены в основу решения суда, более того, сам ФИО1 в судебном заседании не ссылался на него в обоснование доводов своей позиции.

На основании ст. 98, 100 ГПК с ответчика-истца в пользу истца-ответчика подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей, а также оплаченная при подаче иска государственная пошлина 3 500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 к администрации Яковлевского городского округа Белгородской области о взыскании денежных средств в связи с изъятием недвижимого имущества для муниципальных нужд удовлетворить в части.

Встречный иск администрации Яковлевского городского округа Белгородской области к ФИО1 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.

Изъять у ФИО1 путем выкупа для муниципальных нужд нежилое здание-гараж с кадастровым <номер> площадью <данные> и земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым <номер>, расположенные по адресу: <адрес> по выкупной цене 115000 рублей.

Прекратить за ФИО1 право собственности на нежилое здание-гараж с кадастровым <номер>, площадью <данные> кв.м и земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым <номер>, расположенные по адресу: <адрес>.

Признать за администрацией Яковлевского городского округа Белгородской области право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 31:10:0402016:0109, расположенные по адресу: <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись <номер> от <дата> о государственной регистрации права собственности за ФИО1 права собственности на нежилое здание-гараж с кадастровым <номер>, площадью <данные> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> снять его с государственного кадастрового учета.

Взыскать с администрации Яковлевского городского округа Белгородской области в пользу ФИО1 115 000 рублей в счет изъятого для муниципальных нужд недвижимого имущества, почтовые расходы 54 рубля, оплаченную при подаче иска государственную пошлину 3 500 рублей, расходы на оплату юридической помощи 20000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.12.2020 года.

Судья И.И. Анисимов

Решение30.12.2020