Дело № 2-879/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2016 года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Селезневой С.А.
с участием истца ФИО11
представителя ответчика ФИО12
с участием прокурора Горьковой Т.В.
при секретаре Красильниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к ответчику, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в Администрации Орехово-Зуевского муниципального района в должности заместителя Главы администрации. Распоряжением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№к он был уволен на основании пункта 7.1 части первой ст.81 TK РФ и части 2 статьи 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г. № 25-ФЗ за непринятие работником мер по предотвращению конфликта интересов, дающее основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Считает увольнение незаконным, т.к. на момент увольнения он являлся подозреваемым в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 ГК РФ, обвинение ему было предъявлено ДД.ММ.ГГГГ На основании приговора Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ он был признан виновным в совершении указанного преступления и освобожден из-под стражи. Просит суд восстановить его на службе в Администрации Орехово-Зуевского муниципального района в должности заместителя Главы администрации; признать недействительной последнюю запись в трудовой книжке об увольнении; взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время нерабочего периода, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из расчета <данные изъяты> руб. в месяц, а всего в сумме <данные изъяты> руб.; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец ФИО9 и его представитель ФИО7 поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Орехово-Зуевского муниципального района по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Орехово-Зуевского муниципального района поступило письмо из Следственного отдела по г. Орехово-Зуево Московской области о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2, которому ДД.ММ.ГГГГ Орехово-Зуевским городским судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Работодателю стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, поэтому были приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и ФИО9 был уволен с занимаемой должности. Так как ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ был заключен под стражу, он не мог выполнять трудовые функции и подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, что не является вынужденным прогулом, в течение которого работник нe мог работать по вине работодателя.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для восстановления на работе истца не имеется, исследовав представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО9 был принят на муниципальную службу в Администрацию Орехово-Зуевского района Московской области, со ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность заместителя Главы администрации Орехово-Зуевского муниципального района, что подтверждается соответствующими Распоряжениями Главы Орехово-Зуевского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№-к, от ДД.ММ.ГГГГ№-к, записями в трудовой книжке (л.д.11,12,16-24).
ДД.ММ.ГГГГ. в администрацию Орехово-Зуевского муниципального района поступило письмо № из Следственного отдела по г.Орехово-Зуево Московской области о возбуждении уголовного дела № в отношении ФИО2, которому ДД.ММ.ГГГГ Орехово-Зуевским городским судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца (л.д.35).
Распоряжением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№р создана рабочая группа по противодействию коррупции в Орехово-Зуевском муниципальном районе, утвержден ее состав, Положение о рабочей группе. Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№ образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, утвержден ее состав и Положение о комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и заседания рабочей группы по противодействию коррупции в администрации Орехово-Зуевского муниципального района, на котором было принято решение об увольнении ФИО2 – заместителя Главы администрации Орехово-Зуевского муниципального района за непринятие работником мер по предотвращению конфликта интересов, дающее основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 TK РФ и части 2 статьи 14.1 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г. № 25-ФЗ, что следует из Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36-38). Решение Комиссии истцом не обжаловалось.
Распоряжением Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№к ФИО9 был уволен ДД.ММ.ГГГГ за непринятие работником мер по предотвращению конфликта интересов, дающее основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 TK РФ и части 2 статьи 14.1 Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г. № 25-ФЗ (л.д.39).
В соответствии с п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Следует также отметить, что специфика муниципальной службы как профессиональной деятельности граждан, осуществляемой на должностях муниципальной службы, по обеспечению исполнения соответствующих полномочий предопределяет особый правовой статус муниципальных служащих.
Исходя из особенностей этого статуса и характером выполняемой муниципальными служащими деятельности, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой, а также требования к служебному поведению муниципального служащего.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Из нормы части 2 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статьей 19 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, в том числе и основания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, и в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 1 статьи 19).
Согласно части 2.3 статьи 14.1 указанного Федерального закона непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Частью 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В силу части 2 названной статьи под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14.1 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Согласно части 3 статьи 14.1 указанного Федерального закона представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
В соответствии с частью 1 ст.10 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод лицом, указанным в части 1 статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Статья 5 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и статья 7 ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" устанавливают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, обеспечивающейся посредством, в том числе, единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской служб.
Пунктом 6 части 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрена унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 вышеназванного Закона государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ, что следует из Постановления о привлечении в качестве обвиняемого от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
На основании приговора Орехово-Зуевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГФИО9 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления на срок 2 года, мера пресечения отменена и ФИО9 был освобожден из-под стражи (л.д.31-34).
Трудовая книжка ФИО2 была получена его женой ДД.ММ.ГГГГ, что следует из записи в книге учета движения трудовых книжек и не оспаривается сторонами.
Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что основания для увольнения истца по пункту 7.1. части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, у работодателя имелись, поскольку в нарушение положений части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона Российской Федерации от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" истец не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся. Увольнение истца из Администрации Орехово-Зуевского района является законной и обоснованной мерой реагирования на нарушение, допущенное истцом. Истец не исполнил обязанность по предотвращению конфликта интересов, в связи с чем у работодателя имелись законные основания для утраты доверия к работнику.
Ссылка истца на то, что на момент увольнения ему не было предъявлено обвинение в совершении преступления, не имеет правового значения для признания недействительной записи об увольнении истца, не является основанием для его восстановления в должности в органе местного самоуправления и не влияет на процедуру увольнения истца, которая была проведена без нарушений действующего законодательства, поэтому исковые требования истца о восстановлении его в должности на муниципальной службе суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании среднего заработка за время нерабочего периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и компенсации морального вреда, т.к. с ДД.ММ.ГГГГФИО9 был заключен под стражу, он не мог выполнять трудовые функции, что не является вынужденным прогулом, в течение которого работник нe мог работать по вине работодателя.
Руководствуясь ст.81 Трудового Кодекса РФ, Федеральным Законом «О муниципальной службе» от 02.03.2007 г. №25-ФЗ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 о восстановлении на службе в Администрации Орехово-Зуевского муниципального района в должности заместителя Главы Администрации, признании недействительной записи в трудовой книжке об увольнении, взыскании среднего заработка за время нерабочего периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А.Селезнева
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.