ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-879/2022 от 05.09.2022 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-879/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт.Каа-Хем 5 сентября 2022 года Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуша В.Б., при секретаре Сарыглара Д.А., с участием представителя истца - помощника Кызылского межрайонного прокурора Ооржак С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Кызылского межрайонного прокурора Ооржак А.С. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва, муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Целинное муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности принять меры по оснащению кабинета психолога образовательной организации дополнительными вариативными оборудованиями,

установил:

заместитель Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ооржак А.С. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва, муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Целинное муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва указав на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами профилактики Кызылского района Республики Тыва. На территории Кызылского района в 2020 году совершены две попытки суицида несовершеннолетними, в 2021 году три завершенных суицида и три попытки суицида несовершеннолетними, в истекшем периоде 2022 года три попытки совершения суицида. В образовательных организациях имеются отдельные кабинеты педагогов-психологов. Однако отмечается недостаточное оснащение кабинетов в соответствии с подразделом 11 Перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности)-новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 465; специализированной мебелью и системы хранения: стол учителя с ящиками для хранения или тумбой; кресло учителя; ящик для картотеки; шкаф закрытый с витринами; стол модульный, регулируемый по высоте; стул ученический, регулируемый по высоте; кресло детское с подлокотниками; система (устройство) для затемнения окон; техническими средствами: ЖК-панель с медиаплеером; компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение (ПО), образовательный контент, система защиты от вредоносной информаций, ПО для цифровой лаборатории с возможностью онлайн-опроса); система видеозаписи, система ауидозаписи, планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации); общими и вспомогательными оборудованиями (дополнительное вариативное оборудование: сенсорная комната; комплект аудио-, видеозаписей; набор игрушек и настольных игр; набор психолога для психологического развития " и коррекции детей с особыми образовательными потребностями; массажное кресло; интерактивная песочница с функциями интерактивного стола. По данному факту прокуратурой 16 апреля 2021 года внесено обобщенное представление председателю администрации Кызылского района по результатам его рассмотрения приняты меры по оснащению кабинета психолога только в МБОУ СОШ № 2 пгт. Каа-Хем Кызылского района, кабинеты психолога остальных образовательных организаций не оснащены ввиду отсутствия соответствующего финансирования. Вместе с тем, в течение срока, предоставленного для устранения нарушения, ответчиками конкретные меры не приняты. Кроме этого, педагогом-психологом проводятся индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития, коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе. Так, в общеобразовательных организациях Кызылского района обучаются 453 учащихся с ограниченными возможностями здоровья или 7,3% от общего количества обучающихся детей, в том числе в МБОУ СОШ с.Целинное обучаются 11 детей. Создание в кабинете психолога образовательной организации сенсорной комнаты положительно повлияет на эмоциональное и социальное развитие детей. Помимо этого, пунктом 28 Межведомственного комплексного плана декриминализаций Республики Тыва на 2022 год Министерству образования Республики Тыва надлежит в рамках реализации государственных программ Республики Тыва обеспечить создание комнат психологической разгрузки для оказания психологической помощи и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, со сроком - 1 полугодие 2022 года. Однако по истечении 1 полугодия 2022 года Министерством образования Республики Тыва, администрацией Кызылского района и образовательной организацией комнаты психологической разгрузки не созданы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубых нарушениях законодательства об образовании, о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, что незамедлительное их устранение будет способствовать эффективному выполнению психологами поставленных задач и снижению случаев асоциального поведения несовершеннолетних, в том числе суицидального их поведения. Просит обязать Министерство образования Республики Тыва, администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, МБОУ СОШ с.Целинное Кызылского района Республики Тыва в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оснащению кабинета психолога образовательной организации, дополнительными вариативными оборудованиями: сенсорной комнатой; массажным креслом; интерактивной песочницей с функциями интерактивного стола в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца - помощник Кызылского межрайонного прокурора Республики Тыва Ооржак С.Ф. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить по указанным в иске основаниям. Указала, что имеется взаимосвязь между недостаточным оснащением кабинета психолога и суицидального поведения несовершеннолетними учащимися кожууна. Оснащение кабинета психолога образовательной организации, дополнительными вариативными оборудованиями положительно отразится на поведении учащихся и исключит попытки совершения суицида несовершеннолетними учащимися.

Представитель ответчика Министерства образования Республики Тыва, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представители ответчиков администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО1, МБОУ Целинная СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в предыдущем судебном заседании иск прокурора не признали и пояснили, что кабинет педагога-психолога МБОУ Целинная СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва оснащен всем необходимым оборудованием. Обязанность по оснащению кабинета дополнительным вариативным оборудованием законодательством не предусмотрена.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 12 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федерального закона «Об образовании») органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Частью 1 статьи 42 Федерального закона «Об образовании» предусмотрено, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В целях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование (возмещение) расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходов), возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов), связанных с реализацией отдельных мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (далее - государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»), в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», и подпунктом "б" пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приведенных в приложении № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», приказом Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Согласно подразделу 11 данного Перечня кабинет школьного психолога может быть оснащен дополнительным вариативным оборудованием: сенсорной комнатой; комплектом аудио-, видеозаписей; набором игрушек и настольных игр; набором материалов для детского творчества; набором психолога для психологического развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями; массажным креслом; интерактивной песочницей с функциями интерактивного стола.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кызылской межрайонной прокуратурой Республики Тыва в 2021 году проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами системы профилактики Кызылского района. Проверкой установлено, что в образовательных организациях имеются отдельные кабинеты педагогов-психологов. Однако отмечается недостаточное оснащение кабинетов в соответствии с подразделом 11 Перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию и созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания, утвержденного приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 465; специализированной мебелью и системы хранения: стол учителя с ящиками для хранения или тумбой; кресло учителя; ящик для картотеки; шкаф закрытый с витринами; стол модульный, регулируемый по высоте; стул ученический, регулируемый по высоте; кресло детское с подлокотниками; система (устройство) для затемнения окон; техническими средствами: ЖК-панель с медиаплеером; компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение (ПО), образовательный контент, система защиты от вредоносной информации, ПО для цифровой лаборатории с возможностью онлайн-опроса); система видеозаписи, система ауидозаписи. планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации); общими и вспомогательными оборудованиями (дополнительное вариативное оборудование: сенсорная комната; комплект аудио-, видеозаписей; набор игрушек и настольных игр; набор психолога для психологического развития и коррекции детей с особыми образовательными потребностями; массажное кресло; интерактивная песочница с функциями интерактивного стола.

По данному факту 16 апреля 2021 года прокуратурой внесено обобщенное представление председателю администрации Кызылского района, по результатам его рассмотрения приняты меры по оснащению кабинета психолога только в МБОУ СОШ № 2 пгт. Каа-Хем Кызылского района, кабинеты психолога остальных образовательных организаций не оснащены ввиду отсутствия соответствующего финансирования. Вместе с тем, в течение срока, предоставленного для устранения нарушения и до настоящего времени, ответчиками конкретные меры для устранения нарушения не приняты.

Согласно письму председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от 24 июня 2022 года № 203, в МБОУ Целинная СОШ имеется отдельный кабинет для педагога-психолога, но нет достаточного оснащения для релаксационных работ с детьми (сенсорная комната). Для приобретения сенсорной комнаты разработан проект «Дорожная карта» по приобретению сенсорных кабинетов для педагогов-психологов общеобразовательных организаций Кызылского кожууна. Приобретение оборудования запланировано на 2023-2024 учебный год.

Из справки-анализа, составленного Республиканским Центром психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» от 6 июля 2021 года №348, об итогах выезда по факту совершения суицида, совершенной несовершеннолетней учащейся МБОУ Сукпакской СОШ им.Б.И. Араптана Кызылского кожууна ФИО3 следует, что педагогом-психологом допущена серьезная ошибка при подсчетах и интерпретации результатов психологических тестирований. В итоге несвоевременно была поставлена на учет, не разработана индивидуальная программа сопровождения, соответственно не приняты исчерпывающие меры по укреплению психологического здоровья и оказанию компетентной помощи, в том числе по привлечению детских психиатров. По итогам выезда и анализа материалов психолого-педагогического расследования по факту совершения суицида сделан вывод о том, что образовательной организацией профилактическая работа и работа по формированию жизнестойкости, жизнеутверждающих позиций и со стороны Управления образования Кызылского кожууна в части контроля реализации работы по профилактике суицидального поведения ведется не на должном уровне.

В целях профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, руководителями правоохранительных органов и главой Республики Тыва утвержден межведомственный комплексный план декриминализации Республики Тыва на 2022 год, и пунктом 28 предусмотрено, что Министерству образования Республики Тыва в рамках реализации государственных программ Республики Тыва по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних надлежит обеспечить создание комнат и психологической разгрузки для оказания психологической помощи и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению в 1 полугодии 2022 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-22-117940288 от 21 июня 2022 года, МБОУ Целинная СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва является бюджетным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, лицензируемую Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Учредителем является администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 ст. 28 предусмотрена ответственность образовательной организации, которая несет ее в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, из приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

Приведенные нормы закона прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий по оснащению кабинета психолога дополнительными вариативными оборудованиями: сенсорной комнатой, массажным креслом и интерактивной песочницей с функциями интерактивного стола не предусматривают.

Судом установлено, что в МБОУ Целинная СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва имеется кабинет педагога-психолога, оснащенный основными необходимыми оборудованиями, но без дополнительных вариативных оборудований.

Между тем, для приобретения сенсорной комнаты администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» разработан проект «Дорожная карта» по приобретению сенсорных кабинетов для педагогов-психологов общеобразовательных организаций Кызылского кожууна. Приобретение оборудования запланировано на 2023-2024 учебный год.

Кроме этого, утвержденный приказом Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, утвержден в целях реализации мероприятий, по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и определения норматива стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания.

Поскольку оснащение кабинета психолога дополнительными вариативными оборудованиями носит рекомендательный характер, а не императивный, суд приходит к выводу о том, что законные основания для возложения на ответчиков обязанностей по оснащению дополнительными вариативными оборудованиями: сенсорной комнатой, массажным креслом и интерактивной песочницей с функциями интерактивного стола отсутствуют.

Из части 2 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» следует, что общеобразовательные учреждения общего образования отнесены к органам и учреждениям профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 9 указанного Федерального закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечить соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних, а также незамедлительно информировать орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ответчиками допущены грубые нарушения законодательства о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, вместе с тем им не указаны, какие именно обязанности ответчиками нарушены, и не представлено однозначных доказательств, подтверждающих нарушение указанного законодательства.

Таким образом, поскольку законных оснований для возложения на ответчиков обязанностей по оснащению дополнительными вариативными оборудованиями: сенсорной комнатой, массажным креслом и интерактивной песочницей с функциями интерактивного стола не имеется, то исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва, муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Целинное муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оснащению кабинета психолога образовательной организации дополнительными вариативными оборудованиями удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя Кызылского межрайонного прокурора Ооржак А.С. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва, муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Целинная муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оснащению кабинета психолога образовательной организации дополнительными вариативными оборудованиями оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.

Судья В.Б. Монгуш