ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-87/18 от 06.03.2018 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

гражданское дело № 2-87 /2018

06 марта 2018 года село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Рыжова Д.В.,

при секретаре Лабуренко О.А.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Арзгирского района Ставропольского края Блудова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Арзгирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к СПК колхоз имени Николенко Арзгирского района о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции,

установил:

Прокурор Арзгирского района просил обязать СПК колхоз имени Николенко в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять меры по предупреждению коррупции, включающие в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, указав следующее.

Прокуратурой Арзгирского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, соответствием законам издаваемых ими правовых актов, а также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу части 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон) генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее по тексту - Закон № 273-ФЗ), противодействие коррупции - деятельность, в том числе, организаций в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Цели Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31.10.2003) заключаются в содействии принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.

Ратификация Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.

В соответствии со статьей 3 Закона № 273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В целях активизации этого процесса действует ст. 13.3 Закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

При этом данная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы, то есть не только на государственные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общественные организации.

Часть 2 ст. 13.3 Закона содержит перечень мер по предупреждению коррупции, которые организации обязаны разрабатывать и применять: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение подпункта б пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее - Методические рекомендации).

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Согласно Методическим рекомендациям, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Установлено, что в СПК колхоз им. Николенко, в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона, не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении СПК колхоз им. Николенко антикоррупционного законодательства.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Арзгирского района Блудов Д.А. иск поддержал.

Представителем ответчика СПК колхоз имени Николенко представлен Кодекс этики и служебного поведения работников СПК, план мероприятий по противодействию коррупции. В возражениях на иск указано, что в хозяйстве принимаются все меры, направленные на предупре­ждение совершения работниками кооператива действий, имеющих коррупционную на­правленность. СПК колхоз имени Николенко является добросовестным плательщиком на­логов и сборов в бюджеты всех уровней. Работниками хозяйства в установленные сроки сдаются необходимые отчетности с отражением всей необходимой информации, показы­вающей источники получения доходов, которые и ложатся в налоговую базу. В связи с тем, что предприятие имеет коммерческую направленность, все взаимоотношения с контрагентами стоятся исключительно на основе заключенных договоров. В необходимых случаях, по инициативе любой из сторон, к договорам прикладываются сертификаты либо копии учредительных документов. Хозяйством разработан Кодекс этики и служебного поведения работников СПК колхоза имени Николенко, план мероприятий по противодействию коррупции в СПК имени Николенко.

С учетом правил ст. 167 ГПК РФ, с согласия представителя истца, суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав доводы истца, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 6 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон) генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (далее по тексту - Закон № 273-ФЗ), противодействие коррупции - деятельность, в том числе, организаций в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 3 Закона № 273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В целях активизации этого процесса действует ст. 13.3 Закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

При этом данная обязанность распространяется на все организации (юридические лица) не зависимо от их форм собственности, организационно-правовой формы, то есть не только на государственные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общественные организации.

Часть 2 ст. 13.3 Закона содержит перечень мер по предупреждению коррупции, которые организации обязаны разрабатывать и применять, а именно: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение подпункта б пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции».

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Согласно Методическим рекомендациям, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Исходя из представленных истцом сведений и сообщения председателя СПК колхоза имени Николенко от 24.01.2018 года хозяйством не разрабатывались акты, связанные с противодействием коррупции.

Представленный ответчиком кодекс этики и служебного поведения работников не доказывает принятие исчерпывающего объема мер, направленных на противодействие коррупции, предусмотренных п. 2 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Иных доказательств ответчиком, во исполнение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. В связи с чем, и учитывая изложенные обстоятельства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора удовлетворить, обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз имени Николенко в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять меры по предупреждению коррупции, включающие в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд.

Судья - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>