ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-87/18 от 24.10.2018 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

2-87/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2018 г. г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Шакирова А.С.,

при секретаре Акамовой А.Ф.,

при участии представителя заявителя Прокуратуры РБ Овчинниковой Т.В., действующей по доверенности от 14.11.2017 г., представителя заинтересованного лица Маслова Л.И.- Руцкой Т.Г., действующей по доверенности от 22.12.2017 г., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан Байназарова А.А., действующего по доверенности от 11.01.2018 г.

рассмотрев в отрытом судебном заседании заявление Прокурора Республики Башкортостан в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании печатных материалов экстремистскими материалами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор РБ обратился в суд с указанным заявлением прося суд: признать печатные материалы - Книги Маслова Л.И.: «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга V (2008г.), Москва, 2014, на 272 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VI (2009г.), Москва, 2014, на 256 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VII (2010г.), Москва, 2014, на 256 стр.; «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VIII (2011г.), Москва, 2014, на 256 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга IX (2012г.), Москва, 2014, на 240 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга X (2013г.), Москва, 2014, на 288 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XI (2014г.), Москва, 2015, на 320 стр.; «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XII (2015г.), Москва, 2015, на 320 стр. экстремистскими материалами.

Требование мотивировано тем, что Прокуратурой Республики Башкортостан совместно с ЦПЭ МВД по РБ проведена проверка, в ходе которой установлено, что с сентября 2013 до 19.10.2015 года по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, пр.
Октября, <адрес>, фактически осуществляло свою деятельность региональное отделение ООД Содействие духовного развития населения «За государственное и духовное возрождение Святой Руси».

По данному адресу производилась и реализация книг «Откровения людям нового века».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2015 (дело № АКПИ15-1012) Общероссийское Общественное Движение содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» и его структурные подразделения ликвидированы с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Таганрогского городского суда <адрес> от 22.08.2014 и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 20.04.2015 признаны экстремистскими материалами и включены в Федеральный список экстремистских материалов под следующие книги: книга I, 2004г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано 2010 г. в ОАО «Печатный двор» им. М.Горького, <адрес>, тираж 3000 экз., автор Маслов Л.И.; книга II, 2005г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано в 2012 г. в ОАО «Первая Образцовая типография» <адрес>, тираж 10 000 экз., автор Маслов Л.И.; книга III, 2006 г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано в 2012г. в ОАО «Первая Образцовая типография» <адрес>, тираж 10 000 экз., автор Маслов Л.И.; книга IV, 2007 г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано в 2012 г. в ОАО «Первая Образцовая типография» <адрес>, тираж 10 000 экз., автор Маслов Л.И.

Книги V,VI,VII,VIII,IX,X,XI,XII Маслова Л.И. «Откровения людям нового века. Толкование откровений» содержательно и стилистически являются продолжением упомянутых текстов и развивают аналогичную проблематику, содержат отсылки к ним.

Согласно заключению психолого-лингвистического исследования, проведенного специалистами Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет» в представленной литературе имеются утверждения о превосходстве и /или неполноценности группы лиц по признакам национальной, религиозной принадлежности. Социальная группа, по отношению к которой формируется позитивная установка, выделяется по двум дифференциальным признакам: признаку национальности, происхождения (русские, русы, Арии, Гипербореи) и отношения к религии (христиане). Автор текста последовательно излагает идеи о превосходстве русских, которые в тексте называются с помощью лексем, указывающих на их происхождение, расовую принадлежность: арии-славяне-русские-русичи- гипербореи. В текстах утверждается, что русские имеют особую миссию, роль в истории человечества, что они являются богоизбранным народом, обладающим особыми положительными качествами, высокими нравственными идеалами и особым божественным происхождением, например: «Поверьте, «РУССКОСТЬ», а значит, широта Души и глубина БОГОСТЯЖАТЕЛЬСТВА всегда на Планете была приоритетом только Гипербореев, как Духовно чистых (особенных) и богом избранным людей- Богов, всегда, поверьте, всегда, проповедующих и несущих в себе БОГОНОСНОСТЬ тех, кто был и остается Первым, поверьте, не только на Планете, но и во всем Великом КОСМОСЕ! (Книга XI, с. 133-134); «Народ России - это Народ, который хранит в своем Co-Знании Начало Начал человеческой цивилизации и стесняется признаться самому себе, что Славяне - Арии есть Богоизбранный Народ, тот Народ, с которого начался род человеческий!» (Книга IX, с. 60, п. 24).

Данные утверждения аргументируют примат русских и русского языка перед всеми другими нациями, народностями и языками: «... все другие цивилизации и народы должны будут признать приоритет Святой Руси не только на Планете, но и во всей Вселенной, хотя бы потому, что Коренной цивилизацией на Планете были и ЕСМЬ Гипербореи, в современной интерпретации - РУССКИЕ, сохранившие в себе Дух и РАВЕНСТВО Богов, первыми ступивших на Твердь» (Книга XI, с. 208); «...17 декабря 2014 г. произошло Великое историческое событие... С этого дня основным языком Планеты становится РУССКИЙ и только РУССКИЙ язык общения Боголюдей с Богом, а РУССКОСТЬ становится Духовным климатом этой Планеты!» (Книга XI, с. 300, п. 15).

В представленной литературе имеются высказывания, содержащие негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение к людям по признаку их национальной, конфессиональной принадлежности.

Негативной оценке подвергаются представители традиционных конфессий, в том числе христиане, которые соблюдают традиционные церковные обряды:.. . рабское начало, проповедуемое современной Церковью, заставляет свободных людей, включая и воцерквленных, не видеть и не чувствовать Мое ПРОЯВЛЕНИЕ в повседневной жизни! (Книга IX, с. 140, п. 9); «Я никогда не назову конкретную религию (одну из мировых религий), ответственную за Духовный геноцид, ибо это повсеместная картина любого религиозного течения, требующего увеличения паствы - ради корысти, ради власти и ради управления себе подобными». (Книга V, с. 167-168, п. 15).

Негативной оценке подвергаются представители иных групп (рас), имеются утверждения о полярной противоположности и несовместимости их интересов и Гипербореев - русских: «... кроме представителей коренной цивилизации, в Движении есть представители других рас, задачи которых, можно сказать, противоположны интересам Гипербореев и, конечно, Моим ИНТЕРЕСАМ, ибо они действительно приглашены на планету. Самим Люциферам и сейчас, когда сила Люцифера пошатнулась..., стали наиболее агрессивными по отношениями к Гипербореям, пытаясь самостоятельно разрушить Будущее, в котором им самим места уж нет!» ( Книга XI, с. 66)

В анализируемых текстах содержатся высказывания, которые лежат в основе возбуждения ненависти и вражды, а именно высказывания, содержащие утверждения о природном превосходстве одной группы (русских, славян, ариев) перед всеми другими.

Русские, а также представители описываемого в книгах религиозного Движения регулярно получают положительную оценку, а остальные - отрицательную: «Я говорю о Воинах СВЕТА, несущих в себе РУССКОСТЬ Богов! (Книга XI, с. 204, п.11). Поверьте, нет и не может быть равенства между людьми, проповедующими ЛЮБОВЬ Бога, и людьми, проповедующими агрессию, и это вечное противопоставление Света и Тьмы...» (Книга XI, с. 142).

Представленные материалы оказывают негативное психологическое воздействие, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

В судебном заседании представитель заявителя Прокуратуры РБ Овчинникова Т.В., действующая по доверенности от 14.11.2017 г., заявленные требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что результаты проведенной по делу судебной экспертизы так же подтверждают изложенные в заявлении доводы.

Представитель заинтересованного лица Маслова Л.И.-Руцкая Т.Г. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении указав на их необоснованность. Как пояснила представитель, представленные книги являются мировоззренческой концепцией, цель которой объяснить человеку его происхождение. Представленный труд является мировоззренческим. Автор книг подчеркивает равенство разных религий, конфессий. В книгах содержатся призывы к всепрощению. Во главу учения ставится человек и понимание им самого себя.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по РБ Байназарова А.А. просил удовлетворить заявление.

Заинтересованное лицо Маслов Л.И., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РБ извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей, свидетелей, экспертов, исследовав материалы дела суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается,

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

Согласно п. 3 ст. 1 вышеуказанного Закона к экстремистским материалам отнесены

предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;

В соответствии с абз. 2 ст. 13 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов.

Как способ противодействия экстремистской деятельности закон закрепляет принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (статья 3 Федерального закона 114-ФЗ).

Как установлено судом и следует из представленных прокурором материалов, полученных в рамках проведения таких мероприятий прокуратурой Республики Башкортостан совместно с ЦПЭ МВД по РБ проведена проверка, в ходе которой установлено, что с сентября 2013 до 19.10.2015 года по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, фактически осуществляло свою деятельность региональное отделение ООД Содействие духовного развития населения «За государственное и духовное возрождение Святой Руси». По данному адресу производилась и реализация книг «Откровения людям нового века».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2015 (дело № АКПИ15-1012) Общероссийское Общественное Движение содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» и его структурные подразделения ликвидированы с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Таганрогского городского суда <адрес> от 22.08.2014 и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 20.04.2015 признаны экстремистскими материалами и включены в Федеральный список экстремистских материалов под следующие книги: книга I, 2004г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано 2010 г. в ОАО «Печатный двор» им. М.Горького, <адрес>, тираж 3000 экз., автор Маслов Л.И.; книга II, 2005г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано в 2012 г. в ОАО «Первая Образцовая типография» <адрес>, тираж 10 000 экз., автор Маслов Л.И.; книга III, 2006 г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано в 2012г. в ОАО «Первая Образцовая типография» <адрес>, тираж 10 000 экз., автор Маслов Л.И.; книга IV, 2007 г. «Откровения людям нового века», <адрес>, отпечатано в 2012 г. в ОАО «Первая Образцовая типография» <адрес>, тираж 10 000 экз., автор Маслов Л.И.

Прокуратурой Республики Башкортостан по месту нахождения Прокуратуры Республики Башкортостан при осмотре интернет ресурса установлен факт распространения Книг Маслова Л.И.: «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга V (2008г.), Москва, 2014, на 272 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VI (2009г.), Москва, 2014, на 256 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VII (2010г.), Москва, 2014, на 256 стр.; «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VIII (2011г.), Москва, 2014, на 256 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга IX (2012г.), Москва, 2014, на 240 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга X (2013г.), Москва, 2014, на 288 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XI (2014г.), Москва, 2015, на 320 стр.; «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XII (2015г.), Москва, 2015, на 320 стр.

Доводы заявителя об экстремистском содержании указанных книг, содержательно и стилистически являющихся продолжением книг признанных решением Таганрогского городского суда <адрес> от 22.08.2014 и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 20.04.2015 экстремистскими материалами и развивающих аналогичную проблематику, содержащие отсылки к ним основаны на заключению психолого-лингвистического исследования, проведенного специалистами Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет». Согласно выводов по результатам комплексного психолого –лингвистического исследования :

1. В представленной литературе имеются утверждения о превосходстве и /или неполноценности группы лиц по признакам национальной, религиозной принадлежности.

Социальная группа, по отношению к которой формируется позитивная установка, выделяется по двум дифференциальным признакам: признаку национальности, происхождения (русские, русы, Арии, Гипербореи) и отношения к религии (христианство).

Автор текста последовательно излагает идеи о превосходстве русских, которые в тексте называются с помощью лексем, указывающих на их происхождение, расовую принадлежность: арии-славяне-русские-русичи- гипербореи. Данные лексемы в контексте используются как синономичные, получают регулярное графическое выделение (шрифт) с тем, чтобы подчеркнуть особую значимость обозначенной группы В текстах утверждается, что русские имеют особую миссию, роль в истории человечества, что они являются богоизбранным народом, обладающим особыми положительными качествами, высокими нравственными идеалами и особым божественным происхождением, например: «Поверьте, «РУССКОСТЬ», а значит, широта Души и глубина БОГОСТЯЖАТЕЛЬСТВА всегда на Планете была приоритетом только Гипербореев, как Духовно чистых (особенных) и богом избранным людей- Богов, всегда, поверьте, всегда, проповедующих и несущих в себе БОГОНОСНОСТЬ тех, кто был и остается Первым, поверьте, не только на Планете, но и во всем Великом КОСМОСЕ! (Книга XI, с. 133-134); «Народ России - это Народ, который хранит в своем Co-Знании Начало Начал человеческой цивилизации и стесняется признаться самому себе, что Славяне - Арии есть Богоизбранный Народ, тот Народ, с которого начался род человеческий!» (Книга IX, с. 60, п. 24).

Данные утверждения аргументируют примат русских и русского языка перед всеми другими нациями, народностями и языками:

«... все другие цивилизации и народы должны будут признать приоритет Святой Руси не только на Планете, но и во всей Вселенной, хотя бы потому, что Коренной цивилизацией на Планете были и ЕСМЬ Гипербореи, в современной интерпретации - РУССКИЕ, сохранившие в себе Дух и РАВЕНСТВО Богов, первыми ступивших на Твердь» (Книга XI, с. 208);

«...17 декабря 2014 г. произошло Великое историческое событие... С этого дня основным языком Планеты становится РУССКИЙ и только РУССКИЙ язык общения Боголюдей с Богом, а РУССКОСТЬ становится Духовным климатом этой Планеты!» (Книга XI, с. 300, п. 15).

2. В представленной литературе имеются высказывания, содержащие негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение к людям по признаку их национальной, конфессиональной принадлежности.

Прежде всего негативной оценке подвергаются представители традиционных конфессий, в том числе и христиане, которые соблюдают традиционные церковные обряды:.. . рабское начало, проповедуемое современной Церковью, заставляет свободных людей, включая и воцерковленных, не видеть и не чувствовать Мое ПРОЯВЛЕНИЕ в повседневной жизни! (Книга IX, с. 140, п. 9); «Я никогда не назову конкретную религию (одну из мировых религий), ответственную за Духовный геноцид, ибо это повсеместная картина любого религиозного течения, требующего увеличения паствы - ради корысти, ради власти и ради управления себе подобными». (Книга V, с. 167-168, п. 15).

Негативной оценке подвергаются представители иных групп (рас), имеются утверждения о полярной противоположности и несовместимости их интересов и Гипербореев - русских:

«... кроме представителей коренной цивилизации, в Движении есть представители других рас, задачи которых, можно сказать, противоположны интересам Гипербореев и, конечно, Моим ИНТЕРЕСАМ, ибо они действительно приглашены на планету Самим Люцифером и сейчас, когда сила Люцифера пошатнулась..., стали наиболее агрессивными по отношениями к Гипербореям, пытаясь самостоятельно разрушить Будущее, в котором им самим места уж нет!» ( Книга XI, с. 66) Негативно оцениваемой группе приписывается враждебность (агрессия) по отношению к русским, утверждается их изначальная порочность (они приглашена на планету Люцифером), несовершенство. Негативные характеристики передаются в текстах явно эксплицитно, с помощью слов содержащих оценочный компонент в значении (агрессивны, несовершенство, неправедные), так и имплицитно, с помощью образных средств, например метафоры (лай неудачников).

Публичные призыва к насильственным действиям, призывы, направленные на вовлечение других людей в деятельность каких либо организаций, в представленных на исследование материалах не отмечено.

3. В представленной литературе имеются высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинство человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка происхождения, отношения к религии.

В анализируемых текстах содержатся высказывания, которые лежат в основе возбуждения ненависти и вражды, а именно высказывания, содержащие утверждения о природном превосходстве одной группы (русских, славян, ариев) перед всеми другими.(примеры в ответе на вопрос ); высказывания, содержащие утверждения о несовместимости интересов русских-гипербореев с интересами других наций и рас (примеры в ответе на вопрос ); утверждения о примате русских и русского языка перед всеми другими нациями, народностями и языками (примеры в ответе на вопрос ):

Кроме того, тексты содержат контрастивную (полярную) оценку представителей разных групп, что также характерно для текстов, направленных на возбуждение ненависти и вражды. Русские, а также представители описываемого в книгах религиозного Движения регулярно получают положительную оценку, а остальные - отрицательную: Но все же людьми ВЕРЫ руководит, или движет ЛЮБОВЬ и ВСЕПРОЩЕНИЕ, произрастающие из внутренней МУДРОСТИ ЦЕЛОГО, в то время как людьми НЕВЕРИЯ, а значит, людьми Тьмы, по жизни ведет злоба и стремлению не к созиданию, а к разрушению. (Книга VII, стр.200, п.6).

Такая оценка регулярно реализуется в книгах путем введения категории «СВОИ-ЧУЖИЕ» (РУССКИЕ/праведные – ИНЫЕ /неправедные), она вводится в текст с помощью оппозиций «свет-тьма», «зло- добро», «черное-белое», например, русские называются воинами света, людьми света, тогда как все остальные –люди тьмы, которым приписывается стяжательство, агрессия, другие отрицательно оцениваемые качества:

«Я говорю о воинах СВЕТА, несущих в себе РУССКОСТЬ Богов!» (Книга XI, с. 204, п.11).

«Поверьте, нет и не может быть равенства между людьми, проповедующими ЛЮБОВЬ Бога, и людьми проповедующими агрессию, это вечное противопоставление Света и Тьмы …» (Книга XI, с. 142).

В представленной литературе имеются признаки оказания психологического воздействия на читателей. Представленные материалы оказывают негативное психологическое воздействие, направленное на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

Допрошенная в ходе судебного заседания по ходатайству прокурора, свидетель Кислова Е.П., данное ею заключение поддержала, пояснила, что ей были представлены на исследование книги Маслова Л.И. в количестве 8 шт. Было проведено психолингвистическое исследование. Тематика книг религиозная. В тексте книг есть призывы к осуществлению экстремистских действий, но не насильственных. В книгах автор четко прописывает богоизбранных людей по территориальному признаку, происхождению, эти книги носят пропагандистский характер.

Допрошенный в ходе судебного заседания по ходатайству прокурора свидетель ФИО21, данное им заключение поддержал, пояснил, что книги имеют социально-психологическую направленность текста. Вид воздействия - внушение. В тексте книг содержится косвенный призыв к трансформации сознания, призыв к агрессивным действиям не имеется. Маслов Л.И. пытается влиять на подсознание эмоциональным воздействием. В случае совершенствования групп людей по представленным книгам то будут проблемы в социуме.

Допрошенная по ходатайству представителя Руцкой Т.Г. свидетель ФИО22 пояснила, что в работах Маслова Л.И. дается свод знаний о структуре мироздания, в книгах не содержатся утверждения о превосходстве социальных групп. В книгах нет указаний о том, что какой либо народ ставиться выше другого. В представленных книгах словосочетание «русская нация» не встречается, словосочетание русский народ встречается один раз. Во всех книгах ни разу не упоминается ни одна из наций. Считает, что специалисты неправильно интерпретируют термины, они считают, что гипербореями называются только русские люди. Гиперборея –это арктическая прародина человечества.

По ходатайству представителя Руцкой Т.Г. к материалам дела приобщена рецензия ФИО22 на заключение специалистов Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет».

Допрошенная по ходатайству представителя Руцкой Т.Г. свидетель ФИО23 пояснила, что с 2007 года читает данные книги Маслова Л.И. Это книги о мироздании. В книге говориться об устройстве мироздания, канонах, этапах, задачах для человечества в целом, говорится о том как избежать войн, катаклизмов.

По ходатайству представителя Руцкой Т.Г. к материалам дела приобщен отзыв ФИО23 на заключение специалистов Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет».

Допрошенный по ходатайству представителя Руцкой Т.Г. свидетель ФИО24 в судебном заседании пояснил, что знаком с книгами Маслова Л.И. Интересовался историей и общественными науками. Книги разъясняют структуру мироздания, роль человека в мироздании. Главная задача книги- развитие, духовный рост человека. В книгах есть призыв к духовности, росту самосознания, это позитивно влияет на человечество.

Судом по ходатайству представителя заинтересованного лица Маслова Л.И.- Руцкой Т.Г., назначена психолого-религиоведческая -лингвистическая судебная экспертиза в отношении представленных книг Маслова Л.И.

На разрешение экспертов судом поставлены вопросы :

1. Присутствуют ли в представленных на анализ материалах утверждения о превосходстве либо неполноценности группы лиц по признакам национальной, расовой, религиозной или иной социальной принадлежности? Если да, то какие именно?

2. Присутствуют ли в представленных на анализ материалах признаки пропаганды неполноценности либо превосходства группы лиц по признаку происхождения, языка, национальной, расовой, религиозной или иной социальной принадлежности?

3. Имеются ли в представленной литературе высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, формирование негативной установки по отношению к какой-либо группе лиц, выделяемой по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии?

4. Имеются ли в представленных на анализ материалах признаки речевого акта призыва? Если да, то к чему конкретно призывает автор?

5. Имеются ли в представленной литературе признаки оказания психологического воздействия на читателей? Какое психологическое воздействие призваны оказывать представленные материалы? На какую целевую аудиторию они направлены?

6. Присутствуют ли в материалах, представленных на анализ, фразы о враждебности какой-либо нации? Содержатся ли в представленных на анализ высказываниях, выражения, положительно оценивающие геноцид, репрессии, депортацию представителей какой- либо конфессии, нации, этнической группы?

7. Имеются ли в представленных на анализ материалах средства речевого воздействия направленные на формирование негативной или позитивной установки в отношении какой-либо социальной группы.

Проведение экспертизы поручено судом Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».

Согласно общих выводов по комплексному анализу результатов психологического и лингвистического исследования материалов, представленных на психолого-лингвистическую судебную экспертизу выполненную Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» эксперты пришли к следующим выводам :

По вопросам , и экспертами дано следующее разъяснение

Эксперты при проведении комплексной экспертизы проводят анализ в соответствии со специальными (психологическими и лингвистическими) знаниями. Выход за пределы компетенции (специальных знаний) недопустим и является ошибкой эксперта. Ответы на вопросы в формулировках, предложенных в тексте Определения о назначении экспертизы, невозможны без выхода за пределы компетенции: данные формулировки предполагают юридическую квалификацию текста: «возбуждение ненависти или вражды», «пропаганда неполноценности или превосходства», «превосходство или неполноценность группы лиц» представляют собой юридические дефиниции, содержащиеся в уголовном законодательстве, а также в Федеральном Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Подобное разъяснение представлено и в Постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 года «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», в котором указывается, что «при назначении судебных экспертиз по делам о преступлениях экстремистской направленности не допускается постановка перед экспертом не входящих в его компетенцию правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции суда. В частности, перед экспертами не могут быть поставлены вопросы о том, содержатся ли в тексте призывы к экстремистской деятельности, направлены ли информационные материалы на возбуждение ненависти или вражды».

В связи с вышеизложенным эксперты извещают Суд о том, что для дачи полного и объективного ответа на вопросы № 1, № 2 и № 3, заявленные в Определении Кировского районного суда г. Уфы по гражданскому делу № 2-87/2018 от 22 января 2018 года о проведении психолого-лингвистической судебной экспертизы материалов, профессиональные компетенции экспертов-психологов и экспертов-лингвистов не являются достаточными и правомочными.

Формирование негативной или позитивной установки в отношении определенной социальной группы было рассмотрено при ответе на вопрос № 7.

Учитывая тот факт, что в Определении Кировского районного суда г. Уфы по гражданскому делу № 2-87/2018 от 22 января 2018 года название экспертизы обозначено как психолого-религиоведческо-лингвистическая судебная экспертиза, а в перечне сформулированных вопросов для экспертов отсутствуют вопросы для специалиста в области религиоведения, экспертиза была проведена в виде комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы.

По вопросам № 4, № 5, № 6 и № 7 Определения Кировского районного суда г. Уфы по гражданскому делу № 2-87/2018 от 22 января 2018 года о проведении психолого-лингвистической судебной экспертизы материалов экспертами сделаны следующие выводы:

Вопрос 4. Имеются ли в представленных на анализ материалах признаки речевого акта призыва? Если да, то к чему конкретно призывает автор?

Ответ на вопрос 4. В произведениях, представленных на экспертное исследование, имеются признаки речевого акта призыва. Призыв представляет собой сложную конструкцию, включающую в себя более конкретные призывы. Общий призыв (проявлен в прямых, косвенных и скрытых формах более частных призывов) обращен к жителям современной России и направлен на изменение сознания адресата призыва. Субъектом призыва выступает автор произведения - макротекста, объединяющего собой восемь книг «Откровения людям нового века. Толкования откровений» (книги 5,6,7,8, 9 10, 11, 12). Изменение сознания предполагается путем конкретизации через частные призывы, а именно:

- отказ от норм и моральных ценностей, существующих в современном обществе России,

- не принятие формы мироустройства, закрепленного в науке и религиях,

- отказ от других учений, противоречащих учению, изложенному в анализируемом произведении,

- не подчинение человеческим законам и непризнание формы
государственного устройства (признание данной формы неправильной, несправедливой), взамен адресат призывается к соблюдению изложенных в произведении канонов вечности и заповедей,

- призыв к постоянному перечитыванию книг данного цикла,

- призыв к участию в Движении, которое именуется в произведении Движением Творца. В произведении встречается и официальное наименование данного движения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» и «Союз СоТворцов Святой Руси»,

- призыв к выстраиванию новой формы сотрудничества членов движения
- в виде системы октаэдров,

- призыв к распространению знаний, изложенных в анализируемой
литературе.

Вопрос 5. Имеются ли в представленной литературе признаки оказания психологического воздействия на читателей? Какое психологическое воздействие призваны оказывать представленные материалы? На какую целевую аудиторию они направлены?

Ответ на вопрос 5. Да, имеются. В представленной для экспертного исследования литературе выявлены разнообразные средства и приёмы психологического воздействия и влияния на потенциального читателя. Так, для убеждения читателя в истинности учения, автор использует приёмы психологического воздействия, связанные с избирательностью информационного поля - гиперболизация, возвращение в прошлое, искусственный контраст, преодоление инерции, мой-твой вывод, подыгрывание себе, троянский конь, которые позволяют целенаправленно управлять вниманием, восприятием и алгоритмами мышления объекта психологического влияния для освоения им нужной автору информации и в соответствующем его установкам контексте. Для управления «нужной правильностью» формулируемых читателем выводов автор использует приёмы психологического воздействия, обеспечивающие интеллектуальную атаку на мышление и сознание объекта влияния - железная логика, ирония, абсурд, бумеранг, оставленный мостик, которые обеспечивают скрытое влияние на психику объекта воздействия для формирования необходимых автору установок и реализации нужных ему со стороны читателей действий. Также автором используется целый ряд приёмов психологического воздействия, которые направлены на эмоциональную сферу личности, систему её ценностей, мотивов и установок.

Выявленные в ходе исследования средства психологического воздействия оказывают негативное влияние на личность потенциального читателя, так как носят манипулятивный характер, формируют когнитивный диссонанс в сознании читателя, которому навязываются нужные автору выводы, обобщения и поведенческие реакции.

Исследуемый материал ориентирован на представителей различных возрастных групп читателей. Сам автор особый акцент делает на лицах зрелого возраста, при этом отмечает, что дети Индиго уже приняли данное учение. Однако, используемая им в учении информация о различных конфессиях, национальных и социальных группах, политическом устройстве страны и мира и др. может быть интересна разным возрастным и социальным группам населения. Особый интерес к подобного рода Учениям проявляют лица, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в ситуации возрастного кризиса, с проблемами в личностной, общественной и профессиональной самореализации, а также лица, имеющие протестные настроения и не нашедшие поддержки в системе объективно сложившихся в конкретный период жизни отношений.

Вопрос 6. Присутствуют ли в материалах, представленных на анализ, фразы о враждебности какой-либо нации? Содержатся ли в представленных на анализ высказываниях, выражения, положительно оценивающие геноцид, репрессии, депортацию представителей какой-либо конфессии, нации, этнической группы?

Ответ на вопрос 6. Геноцид, репрессии, депортация - относятся к юридическим дефинициями, ответ на данную часть вопроса невозможен в пределах лингвистической и психологической компетенций.

Высказывания, в которых содержится враждебность нации в современном понимании этого слова, отсутствуют. В тексте вводится понятие коренной цивилизации (нации) - гипербореев-русов, ариев, применительно к ним может быть рассмотрено понятие враждебности. В отдельных частях текста содержатся высказывания о враждебности неких пришлых цивилизаций (не гипербореев-русов, не Ариев), под которыми в произведении понимается население других стран (в тексте утверждается, что их предки пришли с других планет со своими представлениями о Боге и мироустройстве).

При этом фразы, в которых бы говорилось о враждебности какой-либо нации в современном понимании этого слова (исходя из смысла формулировки вопрос №6), отсутствуют в анализируемой литературе.

Негативная установка по отношению к определенной социальной группе рассмотрена при ответе на вопрос №7.

Вопрос 7. Имеются ли в представленных на анализ материалах средства речевого воздействия, направленные на формирование негативной или позитивной установки в отношении какой-либо социальной группы?

Ответ на вопрос 7. При анализе представленной на исследование литературы были выявлены средства речевого воздействия, направленные на формирование негативной и позитивной установки по отношению к какой-либо социальной группе - а именно:

- негативная установка по отношению к религиозной власти в
Российской Федерации (усиление - негативная оценка всех мировых религий),

- негативная установка по отношению к государственной (светской) власти в Российской Федерации (в том числе к судебной власти),

- негативная установка по отношению к лицам, не относящимся к людям ВЕРЫ - к людям неверия. Под Людьми веры в тексте понимаются лица, принимающие учение, изложенное в анализируемой литературе, отторгающие современные представления о мироустройстве и системе государственной власти, выполняющие действия, содержащиеся в призывах автора книги. Людям веры (иначе - людям-богам - на определенном этапе повествования в тексте) дается положительная оценка, Людям неверия - отрицательная. В тексте создается оппозиция - люди веры - люди неверия, люди света - люди тьмы.

Институт государства, права отрицается полностью (дается негативная оценка), взамен предлагается новый институт - Божественная монархия, Святая Русь с новыми нормами (люди в такой системе отношений должны подчиняться канонам мироздания, содержащимся в анализируемой литературе). Под Святой Русью понимается как территория бывшего СССР, так и вся планета Земля.

Положительная оценка дается Движению, под которым понимается организация, члены которой принимают и распространяют изложенное в анализируемой литературе учение.

В судебном заседании допрошены эксперты проводившие экспертизу.

ФИО25, поддержав представленное заключение, пояснила суду, что людьми Веры автор понимает тех, кто принимает учение изложенное в представленных книгах, отторгающие современное представление о мироустройстве, о системе государственной власти, выполняющие действия, содержащихся в призывах этой книги. Все остальные люди, не верящие и относящиеся к другим религиям они, по мнению автора не будут спасены, и к ним негативное отношение. Книги оказывают негативное воздействие на читателей. Если у человека нарушается языковая картина мира, то есть с мыслями связь разрывается, то в общем-то он оказывается в мире, где нет никаких отрицательных оценок, они меняются местами. Внедряется абсурд. Книги в совокупности составляют мега текст, когда один и тот же текст воспринимается в огромном размере, все книга представляются в один мега текст. В качестве примера, один и тот же призыв как бы расширяется, модернизируется, варьируется. Из тома в том негативные воздействия постепенно усиливаются.

ФИО26, поддержав представленное заключение, пояснил суду, что в представленных текстах указывается две ветви власти, это религиозная и государственная власть. В тексте содержаться призывы о том, что человеческим законам подчиняться не нужно, а взамен соответственно приводятся именно законы, заповеди, присяги предлагаемые автором. Автор через призыв, указывает, что необходимо читать эти книги каждый день. Мир, согласно утверждениям автора, изменится, законы не нужны, они мешают. В книгах имеются указания на судебную власть, которая пошла против Бога, то есть пошла против учения. Понятия русскость, арии, Гиперборея, использованные автором, относится к территории бывшего СССР, включая современную Россию, Белоруссию и Украину. Текст модернизован, не всегда принадлежит одному человеку, есть ошибки.

ФИО27 поддержав представленное заключение, пояснил суду, что идеи, приведенные автором в представленной литературе, направлены на отказ людей от прежних отношений, ценностей, от всего чем человек руководствовался раньше. В этой ситуации, человек находящийся в постоянной неопределённости начинает истощаться психологически, наступает депрессия, человек становится агрессивным.

ФИО28 поддержал представленное экспертное заключение.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая экспертное заключение, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное экспертное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.

При этом суд считает, что оснований сомневаться в экспертном заключении не имеется, поскольку данное заключение составлено компетентными специалистами, обладающим специальными познаниями в области лингвистики и психологии, имеющими длительный стаж экспертной работы, в том числе по данной категории дел, заключение составлено в полной мере объективно.

Выводы экспертов в целом согласуются с заключением психолого-лингвистического исследования, проведенного специалистами Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет».

Суд критически относится к показаниям свидетелей ФИО22, ФИО23, ФИО24, к содержанию представленных суду рецензии ФИО22, отзыву ФИО23 на заключение специалистов Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет».

Свидетели при даче показаний и высказывая свою позицию по представленному заключению специалистов, руководствовались собственным субъективным мнением.

Позиция свидетелей опровергается представленным суду доказательствами в виде заключения психолого-лингвистического исследования, проведенного специалистами Центра правовых и технических экспертиз Инновационного центра «Технопарк» ФГБОУ «Башкирский государственный университет», экспертным заключением выполненным Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

Суд так же не соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о допущенных по ее мнению нарушениях при назначении и производстве экспертизы.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 06.03.2018 г. определение Кировского районного суда г. Уфы о назначении экспертизы оставлено без изменения, частная жалоба представителя Маслова Л.И. – Руцкой Т.Г. без удовлетворения. Проведение экспертизы поручено судом Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» а не конкретным экспертам. В силу ч. 1 ст. 84 ГПК РФ экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом.

По смыслу приведенных норм, если проведение экспертизы судом поручено судебно-экспертному учреждению, выбор экспертов осуществляет руководитель этого учреждения, а если суд поручает проведение экспертизы конкретным экспертам, то она должна быть проведена именно этими экспертами.

Соответственно экспертное учреждение, которому судом поручено проведение экспертизы – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», вправе самостоятельно определять состав экспертов. При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что при допросе судом экспертов отводов им не заявлено.

Конституция Российской Федерации, устанавливая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признавая идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свободу мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 2; статья 13, часть 1; статья 28; статья 29, части 1 и 4).

Вместе с тем Конституция Российской Федерации, учитывая значимость утверждения гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государственного единства, обеспечения благополучия и процветания нынешнего и будущего поколений многонационального народа России (преамбула) и исходя из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), предусматривает, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5), запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19, часть 2), пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29, часть 2).

Исходя из анализа представленных доказательств суд приходит к выводу о том, что по своему содержанию книги V,VI,VII,VIII,IX,X,XI,XII Маслова Л.И. «Откровения людям нового века. Толкование откровений» относятся к экстремистским материалам, поскольку тексты книг направлены на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, содержат пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, национальной, религиозной, языковой принадлежности, отношения к религии, что прямо отнесено законом к эстремистской деятельности.

При указанных обстоятельствах заявление Прокурора РБ о признании печатных материалов - Книг Маслова Л.И.: «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга V (2008г.), Москва, 2014, на 272 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VI (2009г.), Москва, 2014, на 256 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VII (2010г.), Москва, 2014, на 256 стр.; «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VIII (2011г.), Москва, 2014, на 256 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга IX (2012г.), Москва, 2014, на 240 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга X (2013г.), Москва, 2014, на 288 стр.;«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XI (2014г.), Москва, 2015, на 320 стр.; «Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XII (2015г.), Москва, 2015, на 320 стр. экстремистскими материалами подлежит удовлетворению.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Суд, в силу прямого указания закона считает необходимым принять решение о конфискации указанных книг приложенных к заявлению Прокурора Республики Башкортостан.

Суду представлено заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» о возмещении расходов по проведению экспертизы в размере 1 500 000 руб.

Согласно абзаца 2 части 2 статьи 85 ГПК РФ Эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Как установлено судом оплата экспертизы не произведена. С учетом приведенной нормы, ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым удовлетворить заявление об оплате экспертизы. Учитывая объем проведенных исследований, количество материала представленного на экспертизу, суд полагает сумму в размере 1 500 000 руб. обоснованной и подлежащей взыскании с Маслова Л.И.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

Заявление Прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать печатные материалы - Книги Маслова Л.И.:

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга V (2008г.), Москва, 2014, на 272 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VI (2009г.), Москва, 2014, на 256 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VII (2010г.), Москва, 2014, на 256 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга VIII (2011г.), Москва, 2014, на 256 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга IX (2012г.), Москва, 2014, на 240 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга X (2013г.), Москва, 2014, на 288 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XI (2014г.), Москва, 2015, на 320 стр.;

«Откровения людям нового века. Толкование откровений» Книга XII (2015г.), Москва, 2015, на 320 стр.

экстремистскими материалами, с конфискацией указанных книг приложенных к заявлению Прокурора Республики Башкортостан

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Министерство Юстиции Российской Федерации для включения в Федеральный список экстремистских материалов.

Взыскать с Маслова Леонида Ивановича в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» 1 500 000 руб. расходов по проведению экспертизы

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы

Судья Шакиров А.С.