Мотивированное решение
Дело № 2-87/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шуйское 22 мая 2019 года
Судья Междуреченского районного суда Вологодской области Мякина М.Л.,
с участием заместителя прокурора Междуреченского района Кузнецова С.А.,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителей ответчика от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3, ФИО4,
при секретаре Трусовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконными и отмене распоряжений № от 11.03.2019 и № от 20.03.2019 об увольнении в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и морального вреда,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что он с 06.02.2012 года был назначен на должность ведущего специалиста Междуреченского районного отдела-государственного лесничества управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного комплекса Вологодской области.
С 01.01.2014 переведен на должность ведущего специалиста Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного комплекса Вологодской области.
20.03.2019 действие служебного контракта прекращено распоряжением от 20.03.2019 года, он был освобожден от занимаемой должности, уволен в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами, п.1.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Полагает, что оснований для увольнения его с гражданской службы в связи с утратой доверия не имелось.
09.01.2018 года он обратился через МБУ ММР МФЦ в Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее-Департамент) с заявлением о принятии решения о подготовке договора купли продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
10.01.2018 года он отказался от возможности предоставления ему государственной услуги принятия решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и отозвал свое заявление.
Процедура оказания услуги начата не была, т.к. услуга о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан начинается после регистрации в лесничестве и рассмотрения начальником лесничества. В его заявлении не стоит визы начальника Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества ФИО5, что является доказательством того, что его заявление не участвовало в процедуре принятия решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Кроме того, истек срок применения взыскания за коррупционные нарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 59.3, в редакции Федерального закона о 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», действовавшей с 01.01.2018 года по 02.08.2018 года. Данный срок составлял не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Просит признать незаконными и отменить распоряжения № от 11.03.2019 и № от 20.03.2019 об увольнении в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя, восстановить на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и моральный вред.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что 06.02.2012 был принят на должность ведущего специалиста в Междуреченский районный отдел - государственное лесничество Управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного комплекса Вологодской области.
Во время пожара 07.07.2017 потерял единственное жилье. Сельским поселением Сухонское предоставлен земельный участок для строительства жилого дома.
09.01.2018 через МБУ ММР МФЦ подал заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Заявление передано в гос. лесничество 10.01.2018. Делопроизводитель зарегистрировала и передала начальнику отдела, который дает оценку поступившим заявлениям, пишет резолюцию. После этого документы передаются на исполнение. Он дает оценку документам, проверяет, делает запросы. Об удовлетворении или об отказе в заключении договора принимается решение после согласования с начальником.
Согласно доверенности он имеет полномочия на подписание договоров купли-продажи. На направленном им заявлении не было визы начальника, т.к. тот отказался рассматривать его заявление, поэтому оно не участвовало в процедуре принятия решения о подготовке договора купли-продажи. 10.01.2018 сам отказался от оказания государственной услуги.
В связи с тем, что погорельцам (ему и М.И.В.) отказали в заключении договоров, прокурор направил представление от 13.02.2018 об устранении нарушений закона. Ответчику в феврале было известно об этом факте.
Заявление подал, не уведомив Департамент о намерении получить древесину. Должен был получить согласие Департамента, подать заявление через МФЦ. Ответчиком нарушено действующее законодательство, сроки для применения взыскания пропущены.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании разделил позицию ФИО1 Пояснил, что 07.07.2017 произошел пожар, в результате которого истец остался без жилья. Заявление от ФИО1 09.01.2018 поступило в МФЦ с одним документом - копией паспорта, по регламенту нужно предъявить 7 документов. 10.01.2018 документы переданы в территориальный отдел лесничества. На заявлении ФИО1 не было визы начальника отдела, поэтому по регламенту он не мог начать готовить договор и уничтожил первое заявление. Второе заявление появилось позже.
ФИО1 вызвали в Департамент лесного комплекса и предложили написать второе заявление задним числом, что им и было сделано. Заявление осталось в Департаменте, на нем была виза «отказать». Он сам себе отказал в заключении договора.
13.02.2018 в Департамент направлено представление и.о. прокурора Междуреченского района, из которого следует, что нарушены права погорельцев М.И.В. и ФИО1 Проведена служебная проверка, по результатам которой ФИО1 вынесено замечание. Представление прокурора направлено в областную прокуратуру, которая вынесла в адрес Департамента представление о том, что ФИО1 ненадлежащим образом исполняет свои обязанности. Департаментом возбуждено дисциплинарное производство, проведена проверка. 20.03.2019 ФИО1 уволен, как лицо утратившее доверие работодателя. Истец за допущенные нарушения был привлечен к ответственности в 2018 году.
Согласно ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в редакции, действующей с 01.01.2018 по 02.08.2018 года, срок для применения взыскания составляет не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, должно быть применено не позднее 6 месяцев со дня поступления информации. С 03.08.2018 указанные сроки изменились. Таким образом, срок для применения взыскания ответчиком пропущен.
Просит признать незаконными и отменить распоряжения от 11.03.2019 № и от 20.03.2019 № об увольнении в связи с утратой доверия, восстановить ФИО1 на работе, взыскать с Департамента среднюю заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Из отзыва и показаний представителя ответчика от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО3 в судебном заседании следует, что исковые требования не признает. Пояснила, что ФИО1 принят в Междуреченский районный отдел - государственное лесничество управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента на должность ведущего специалиста 06.02.2012 (приказ от 06.02.2012 №).
С 01.01.2014 переведен на должность государственной гражданской службы области ведущего специалиста Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента (приказ от 20.12.2013 №).
21.11.2018 из прокуратуры Вологодской области на имя и.о. начальника Департамента ФИО6 поступило представление № от 16.11.2018 об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. По результатам проверки деятельности Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества Департамента прокуратурой установлено, что ФИО1 лично обратился в государственное лесничество с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство жилого дома. В этот же день им принято решение об отказе в удовлетворении своего заявления. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ситуации, при которой личная заинтересованность повлияла на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им служебных обязанностей. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения ФИО1 не уведомил в письменной форме представителя нанимателя, чем нарушил требования ст. 19 Федерального закона №79-ФЗ и ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ.
На основании приказа Департамента от 04.12.2018 № проведена проверка соблюдения требований к служебному поведению в отношении ФИО1 С приказом ознакомлен 04.12.2018.
17.12.2018 истец был проинформирован (уведомление №) о проведении Департаментом государственного управления и кадровой политики области проверки соблюдения им требований к служебному поведению по факту, изложенному в представлении прокуратуры области.
04.02.2019 в Департамент поступил доклад о результатах проверки. Установлено, что ФИО1 не исполнил обязанность по уведомлению представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также не принял меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. С докладом ознакомлен 11.02.2019.
Согласно протоколу № 2 от 20.02.2019 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Департамента лесного комплекса области и урегулированию конфликта интересов, факт нарушения ФИО1 требований ст. 10 Федерального закона №273-ФЗ, ст. 15 Федерального закона №79-ФЗ признан установленным, начальнику Департамента рекомендовано применить взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия.
11.03.2019 Департаментом издано распоряжение № о применении к ФИО1 взыскания за коррупционное правонарушение.
20.03.2019 в соответствие с распоряжением Департамента № ФИО1 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы области по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ.
Не согласна с доводом ФИО1 о том, что он отказался от возможности предоставления ему государственной услуги ввиду отзыва своего заявления. С письменным заявлением об отказе в заключении договора в Департамент не обращался. Факт принятия ФИО1 решения по своему заявлению от 09.01.2018 подтвержден в рамках проверки соблюдения требований к служебному поведению, о чем указано в докладе. В исковом заявлении ФИО1 указывает, что гражданам М.И.В. и ФИО1 отказано в принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений.
ФИО1, действуя от имени Департамента по доверенности № от 08.12.2017, имел личную заинтересованность в рассмотрении своего заявления, несмотря на то, что им было принято решение об отказе в заключении договора. Он не исполнил установленную законодательством обязанность по уведомлению в письменной форме своего работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Не согласна с доводом ФИО1 о пропуске срока для применения взыскания, предусмотренного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, в связи с чем истец считает его увольнение незаконным.
Представление прокуратуры Вологодской области от 16.11.2018, которым до представителя нанимателя доведена информация о несоблюдении ФИО1 требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, поступило в адрес Департамента 21.11.2018, а взыскание за коррупционное правонарушение в виде увольнения в связи с утратой доверия применено к нему 20.03.2019 года.
Поэтому взыскание к ФИО1 применено не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения и не позднее 3-х лет со дня его совершения.
Довод о том, что Департамент осведомлен о факте подачи истцом заявления о принятии решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, является несостоятельным, поскольку представление прокуратуры Междуреченского района от 13.02.2018 было адресовано начальнику Междуреченского территориального отдела - государственного лесничества ФИО5 В адрес начальника Департамента ФИО7 никаких документов не направлялось.
Кроме того, именно государственный гражданский служащий должен письменно уведомить представителя нанимателя о возможном возникновении конфликта интересов.
Требования истца о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей также не подлежат удовлетворению, поскольку увольнение ФИО1 было произведено на законных основаниях и в соответствии с порядком, установленным законодательством о государственной гражданской службе.
Представитель ответчика от Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 иск не признал, пояснил, что представление прокуратуры Вологодской области поступило в Департамент в ноябре 2018 года. Проведена проверка деятельности Междуреченского территориального отдела. Комиссия рассмотрела вопрос о соблюдении требований к служебному поведению ФИО1, признала установленным факт нарушения им положений ст. 10 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». При непринятии мер по предотвращению конфликта интересов гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Заместитель прокурора Междуреченского района Кузнецов С.А. считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Прокуратурой района проведена проверка ненадлежащего оказания услуг должностными лицами Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса. В адрес ФИО5 вынесено представление об устранении нарушений закона.
16.11.2018 прокуратурой области в адрес Департамента вынесено представление, в котором ставится вопрос о привлечении к ответственности ФИО1 в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 59.3 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
ФИО1, являясь должностным лицом, уполномоченным рассматривать и принимать решения от имени Департамента, нарушил №273-ФЗ «О противодействии коррупции», оказал государственную услугу самому себе. Он был ознакомлен с Порядком сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Ситуация привела к конфликту интересов, о чем он должен был уведомить начальника Департамента в письменной форме. Законный исход данной ситуации – увольнение, что прямо предусмотрено №273-ФЗ.
Представление прокуратуры области поддерживает, просит полностью отказать в удовлетворении требований истца.
Свидетель К.В.В. в судебном заседании пояснил, что является начальником Междуреченского районного отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области. ФИО1 - ведущий специалист отдела, занимался отпуском населению дров, деловой древесины. Работал на основании доверенности Департамента, где все полномочия прописаны. ФИО1 принимал заявления и решения об удовлетворении или об отказе в заключении договора, подписывал договоры купли-продажи древесины.
Поступившие в гос. лесничество заявления делопроизводитель регистрирует в журнале, на следующий день передает начальнику отдела. На заявлениях он ставит свою визу: «рассмотреть», «ФИО1 для принятия решения». Это формальность, ФИО1 по своему усмотрению решает вопросы.
В отдел направлялись разъяснения Департамента о проведении процедур при исполнении должностных обязанностей при возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Государственный гражданский служащий должен направить письменное уведомление начальнику Департамента. ФИО1 был ознакомлен с этим письмом под личную роспись, но не сделал этого.
Свидетель К.Т.В. в судебном заседании пояснила, что работает делопроизводителем Междуреченского районного отдела - государственного лесничества. Заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений подано ФИО1 через МФЦ 09.01.2018. Она по акту приняла поступившие из МФЦ заявления, зарегистрировала 10.01.2018, передала ФИО5 11.01.2018 он возвратил для передачи исполнителю - ФИО1.
Свидетель Д.Е.В. в судебном заседании пояснила, что работает юристом Междуреченского районного отдела - государственного лесничества. Заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений могут быть поданы гражданами в электронном виде, лично, через МФЦ. Специалист в течение 9 дней проверяет документы, устанавливает право на выделение. За 47 дней готовит пакет документов, до 49 дней готовится проект, вручается заявителю для проверки. При согласии заключается договор купли-продажи. Эти обязанности по доверенности возложены на ФИО1
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что 06.02.2012 приказом Департамента № от 06.02.2012 истец был назначен на должность ведущего специалиста Междуреченского районного отдела - государственного лесничества управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного комплекса Вологодской области. С истцом был заключен служебный контракт, зарегистрированный за № от 06.02.2012.
01.01.2014 переведен на должность ведущего специалиста Междуреченского территориального отдела - государственного лесничества управления организации государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного комплекса Вологодской области.
Согласно п.п. 11, 12 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Росси йской Федерации» (далее- Федеральный закон №79-ФЗ), государственный гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Установлено, что на основании приказа Департамента от 04.12.2018 № «О проведении проверки» Департаментом государственного управления и кадровой политики области проведена проверка соблюдения требований к служебному поведению ФИО1 по фактам, изложенным в представлении прокуратуры области об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих от 16.11.2018 №. Указанное представление поступило в Департамент 21.11.2018.
04.02.2019 в Департамент поступил доклад о результатах проведения проверки соблюдения требований к служебному поведению ведущим специалистом Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества ФИО1
Проверкой установлено, что 09.01.2018 в Междуреченский территориальный отдел-государственное лесничество ФИО1 подано заявление о принятии решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства жилых домов, в случае документального подтверждения пожара или стихийного бедствия, которое повлекло утрату или повреждение жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, в объеме 300 куб.м., и для строительства хозяйственных строений и сооружений в объеме 100 куб.м.
Данное заявление зарегистрировано 10.01.2018 (на заявлении проставлен штамп входящей корреспонденции от 10.01.2018 за номером №).
Согласно п. 4.4 должностного регламента ведущего специалиста Междуреченского территориального отдела - государственного лесничества, утвержденного начальником Департамента 01.08.2016, ФИО1 осуществляет прием и учет заявлений от граждан для заключения договора купли- продажи лесных насаждений; подготовку уведомлений, их учет, отправку уведомлений и непосредственное уведомление граждан о принятом решении; подготовку и учет договоров купли-продажи лесных насаждений для удовлетворения собственных нужд граждан.
ФИО1 рассмотрено свое заявление от 09.01.2018, поступившее и зарегистрированное 10.01.2018 года. Принято решение об отказе самому себе в заключении договора в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 19.03.2007 № 363 «Об утверждении порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области», о чем свидетельствует виза и подпись ФИО1 в заявлении (л.д. 50-51).
Исходя из изложенных обстоятельств, ФИО1 выполнил функции по предоставлению государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в отношении самого себя. Данный факт является личной заинтересованностью, выраженной в возможности получения ФИО1 выгод для себя. Истец не сообщил начальнику Департамента (представителю нанимателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял меры по предотвращению такого конфликта.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Применительно к гражданской службе под утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения гражданским служащим действий (бездействия), которые порождают у представителя нанимателя обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.
Перечень оснований увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия установлен ст. 59.2 Федерального закона №79-ФЗ.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ), под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно выписке из протокола № от 20.02.2019 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Департамента лесного комплекса области и урегулированию конфликта интересов, комиссией установлено, что ФИО1 не соблюдал требования к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов. Решением постановлено рекомендовать начальнику Департамента применить к ФИО1 увольнение в связи с утратой доверия.
11.03.2019 и.о. начальника Департамента ФИО6 вынесено распоряжение № о применении к ФИО1 взыскания за коррупционное правонарушение в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Распоряжением № от 20.03.2019 «Об увольнении ФИО1» действие служебного контракта прекращено, ФИО1 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы ведущего специалиста Междуреченского территориального отдела-государственного лесничества управления организации федерального государственного лесного надзора Департамента лесного комплекса области и уволен с 20.03.2019 года по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Истец ссылается, что процедура оказания услуги принятия решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд начата не была, на его заявлении не стояла виза начальника Междуреченского территориального отдела ФИО5 Кроме того, к заявлению не было приложено необходимого пакета документов.
Данные доводы суд находит несостоятельными, в связи с тем, что согласно Административного регламента предоставления государственной услуги по принятию Департаментом лесного комплекса Вологодской области решения о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденного Постановлением Губернатора области от 30.12.2013 года № 635 (в редакции от 23.10.2017 года), при поступлении заявления и прилагаемых документов в Департамент (государственное лесничество) должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в течение 1 рабочего дня со дня поступления указанных документов:
- в случае поступления заявления и прилагаемых документов на адрес электронной почты Департамента (государственного лесничества) изымает поступившее электронное сообщение, распечатывает заявление и прилагаемые документы;
- осуществляет их регистрацию путем внесения соответствующей записи в журнал регистрации входящей корреспонденции, о чем делается отметка на заявлении с указанием входящего номера и даты его поступления;
- после регистрации заявления и прилагаемых документов передает их начальнику государственного лесничества.
Начальник государственного лесничества в день поступления к нему заявления и прилагаемых документов визирует указанные документы и передает их должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги.
В данном случае, в представленной копии заявления, поступившего от ФИО1, проставлена дата и время поступления заявления. Заявление зарегистрировано под входящим № от 10.02.2018.
В заявлении отсутствует виза начальника Междуреченского территориального отдела – государственного лесничества ФИО5 Однако, в соответствии с имеющейся в деле доверенностью начальника Департамента от 08.12.2017, ведущему специалисту Междуреченского территориального отдела - государственного лесничества ФИО1 доверяется принимать и подписывать решение о подготовке договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, решение об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, подписывать договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
Таким образом, ФИО1 был нарушен порядок процедуры оказания услуги. Однако, в заявлении имеется соответствующая отметка, выполненная истцом о принятии решения об отказе в заключении договора самому себе. Соответственно, суд приходит к выводу о том, что заявление было рассмотрено должностным лицом (л.д. 50-51).
Согласно выписке из протокола № от 20.02.2019 заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Департамента лесного комплекса области и урегулированию конфликта интересов, в ходе заседания ФИО1 пояснил, что 10.01.2018 зарегистрировал свое заявление от 09.01.2018 в установленном порядке и принял решение об отказе самому себе в заключении договора в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 19.03.2007 № 363 «Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории области».
В соответствии с п. 19 указанного Порядка (в редакции от 23.10.2017 года), гражданин имеет право обратиться в уполномоченные органы или многофункциональные центры с письменным заявлением об отказе от заключения договора.
Материалами дела установлено и подтверждается самим ФИО1, что с письменным заявлением об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд он не обращался.
Кроме того, при принятии решения об отказе в заключении договора ФИО1 не было направлено в Департамент уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ на лицо, замещающее должности государственной и муниципальной службы возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
В соответствии с ч. 5.1 Федерального закона № 273-ФЗ, непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ссылка истца на то, что истек срок применения взыскания, предусмотренный ч. 3 ст. 59.3, в редакции Федерального закона № 79-ФЗ, действовавшей с 01.01.2018 года по 02.08.2018 года, суд также находит несостоятельной.
Положения ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливают, что взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
Согласно ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
Довод представителя истца о том, что ФИО1 за допущенные нарушения был привлечен к ответственности в 2018 году, также опровергается исследованными материалами дела.
Согласно заключению комиссии по проведению служебной проверки от 08.05.2018 №, выявлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ФИО1, выразившееся в не подготовке мотивированного решения об отказе в заключении договора купли-продажи М.И.В., нарушении срока подготовки решения об отказе М.С.А.; предложено начальнику Департамента объявить ФИО1 замечание.
Порядок и срок применения взыскания, установленный ст. 59.3 Федерального закона №79-ФЗ, ответчиком не нарушен, истец уволен 20.03.2019 - в шестимесячный срок со дня поступления (21.11.2018) представителю нанимателя – начальнику Департамента лесного комплекса Вологодской области информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения (представление прокуратуры Вологодской области от 16.11.2018).
Исходя из изложенного, у работодателя имелись законные основания для расторжения служебного контракта с истцом в связи с утратой доверия, срок применения к истцу взыскания за совершение коррупционного правонарушения - увольнения, ответчиком не нарушен.
Руководствуясь ст. 13, 15, п. 1.1 ч. 1 ст. 37, 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст.ст. 194-199,209 ГПК РФ, судья
р е ш и л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконными и отмене распоряжений № от 11.03.2019 и № от 20.03.2019 об увольнении в связи с утратой доверия к работнику со стороны работодателя, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья М.Л. Мякина