ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-87/2012 от 26.03.2012 Ульяновского гарнизонного военного суда (Ульяновская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2012 года город Ульяновск

Ульяновский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - временно исполняющий должность заместителя председателя военного суда Леонтьева П.А., при секретаре - <данные изъяты> ФИО1, с участием заявителя ФИО2, представителя воинского должностного лица и органа, правомерность действий (решений) которых обжаловал в суд заявитель - командира Войсковой части и председателя жилищной комиссии данной войсковой части <данные изъяты> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Войсковой части , <данные изъяты> ФИО2 ФИО6, оспорившего правомерность действий (решений) воинского должностного лица - командира Войсковой части и жилищной комиссии данной войсковой части, связанных с отказом в признании заявителя бесквартирным, нуждающимся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания и постановке его в соответствующую очередь военнослужащих этой войсковой части на получение жилья,

УСТАНОВИЛ:

На основании решения жилищной комиссии войсковой части от 12 октября 2011 года (протокол № 19), утвержденного в этот же день командиром данной войсковой части, <данные изъяты> ФИО2 с составом семьи один человек был признан бесквартирным военнослужащим, принят на учет в качестве такового и поставлен в соответствующую очередь на обеспечение жилым помещением, то есть с 12 октября 2011 года.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 6 марта 2012 года (протокол № 3), утвержденным в этот же день командиром данной войсковой части, <данные изъяты> ФИО2 с составом его семьи 1 человек было отказано в признании бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, он исключен из соответствующей очереди военнослужащих этой войсковой части на получение жилья со ссылкой на то, что в отношении <данные изъяты> ФИО2 в соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и постановка его в соответствующую очередь на жилье для постоянного проживания осуществляется не командованием войсковой части и ее жилищной комиссией, а органом местного самоуправления.

Полагая, что решениями названного воинского должностного лица и жилищной комиссии войсковой части его право на обеспечение жильем для постоянного проживания было нарушено, <данные изъяты> ФИО2 обжаловал их правомерность в военный суд, обратившись туда с заявлением, в котором просил: признать действия (решения) воинского должностного лица - командира войсковой части , утвердившего данное решение, и жилищной комиссии этой войсковой части от 6 марта 2012 года (протокол № 3) в части отказа в признании заявителя бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, постановке его в соответствующую очередь военнослужащих этой войсковой части на получение жилья - неправомерными, обязать данное воинское должностное лицо и жилищную комиссию войсковой части отменить данное решение (протокол № 3) от 6 марта 2012 года в части непризнания заявителя бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания, непостановки его в очередь на получение данного жилья, признать его в качестве такового и поставить в соответствующую очередь военнослужащих войсковой части в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предназначенного для постоянного проживания, с составом семьи один человек с 12 октября 2011 года (даты первичной постановки его на учет, согласно решению жилищной комиссии войсковой части , утвержденного ее командиром от 12 октября 2011 года - протокол № 19).

В судебном заседании заявитель ФИО2 полностью поддержал свои требования к командиру войсковой части и жилищной комиссии войсковой части , названные выше, настаивая на неправомерности их решений от 6 марта 2012 года (протокол № 3).

Кроме того, заявитель пояснил, что он каким-либо жильем от государства, Министерства внутренних дел РФ никогда не обеспечивался. Он зарегистрирован по адресу: <адрес>, не предназначенном для проживания, находящемся в аварийном состоянии. Кроме того, заявитель пояснил, что не согласен с выводом командира войсковой части и ее жилищной комиссии о том, что вопросы признания его как военнослужащего бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилья для постоянного проживания и постановка его в очередь на получение такого жилья не относятся к компетенции командира и жилищной комиссии войсковой части и являются компетенцией только органа местного самоуправления. По словам заявителя ФИО2, он представил командованию войсковой части все необходимые документы, в том числе и в отношении дома, где он зарегистрирован, по адресу: <адрес> о том, что данное помещение непригодно для проживания, находится в аварийном состоянии. Какого-либо иного жилья он не имеет и не имел, <данные изъяты>.

Представитель командира войсковой части и жилищной комиссии данной войсковой части <данные изъяты> ФИО3 в судебном заседании полностью не признал требования <данные изъяты> ФИО2 и просил суд в их удовлетворении заявителю отказать. При этом данный представитель командира войсковой части и ее жилищной комиссии показал, что принятие заявителя на учет нуждающихся в предоставлении жилья, признание его бесквартирным военнослужащим, постановка <данные изъяты> ФИО2 в очередь на обеспечение жильем для постоянного проживания и само обеспечение данным жильем, по мнению указанного представителя командира и жилищной комиссии войсковой части , не относится к их компетенции и является функцией местного органа самоуправления, куда заявителю и необходимо обратиться для решения данного вопроса по существу. В связи с чем, по мнению данного представителя воинского должностного лица и органа, правомерность действий (решений) которых обжаловал в суд заявитель, решение жилищной комиссии войсковой части , утвержденное ее командиром (протокол № 3) от 6 марта 2012 года, принятое в отношении <данные изъяты> ФИО2, являются правомерными.

Заслушав мнение заявителя, возражения на заявление <данные изъяты> ФИО2 со стороны представителя воинского должностного лица и органа, правомерность действий (решений) которых обжаловал в суд заявитель, названные выше, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин, в том числе и <данные изъяты> ФИО2 имеет право на жилище и его обеспечение.

Ст. 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих» устанавливает, что <данные изъяты> ФИО2 имеет государственную гарантию предоставления жилого помещения, а реализация такого права военнослужащего возлагается по нормам и в порядке, предусмотренном действующим законодательством на федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Ст. 22 Инструкции «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ № 75 от 12 февраля 2010 года, определяет компетенцию именно жилищной комиссии и командира соответствующей войсковой части на признание заявителя бесквартирным военнослужащим, нуждающимся в жилом помещении, включение его в соответствующую очередь. Таким образом, по убеждению военного суда, вывод командира войсковой части и ее жилищной комиссии о том, что они не компетентны принимать указанные решения, как повод к отказу в удовлетворении требований <данные изъяты> ФИО2, является необоснованным.

При этом именно Министерство внутренних дел РФ, в лице войсковой части , а не орган местного самоуправления, на что ошибочно ссылается представитель указанных ответчиков, по убеждению военного суда, компетентны решать вопрос включения заявителя в такие списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях - на основании решений жилищной комиссии части, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Эта же обязанность на соответствующее командование возлагается и в соответствии со ст. ст. 10, 78 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, действующего и во Внутренних Войсках МВД РФ, к каковым относится и войсковая часть .

Кроме того, гарантия обеспечения жильем заявителя предусмотрена и контрактом о прохождении военной службы, заключенным между <данные изъяты> ФИО2 и командиром войсковой части .

По сообщению командира войсковой части <данные изъяты> ФИО2 проходит военную службу по контракту во Внутренних Войсках МВД РФ с 20 декабря 1995 года по настоящее время, жилым помещением от государства либо от МВД РФ никогда не обеспечивался. Субсидию на строительство либо покупку жилья не получал.

Из соответствующих справок Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области и Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации видно, что заявитель ФИО2 иных строений и иного приватизированного жилья в городе Димитровграде и Ульяновской области не имеет. Согласно справке формы № 8 он зарегистрирован в доме по адресу: <адрес>, в том числе жилой площадью 33 кв. м., состоящем их двух комнат.

Согласно соответствующему договору, справке Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации от 30 августа 2011 года, ФИО2 действительно на праве собственности принадлежит1 /2 доля дома по адресу: <адрес>. Иного жилья заявитель в собственности или на других условиях не имеет.

Из технического заключения по обследованию вышеуказанного дома <адрес>, следует, что он является неисправным и неработоспособным, не может безопасно эксплуатироваться, не может быть использован для проживания, его износ составляет 80 %.

Действительно, на что обоснованно указывает заявитель, ст. 51 Жилищного Кодекса РФ предусматривает самостоятельное основание признания гражданина нуждающимся в получении жилых помещений либо в улучшении жилищных условий, которым является факт аварийности и непригодности для проживания жилого помещения, установленным для жилых помещений требований;

- Согласно Постановлению № 1742 от 22 июня 2006 года Главы администрации города Димитровграда Ульяновской области «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Димитровград», такая учетная норма площади жилого помещения в городе Димитровграде, то есть по месту прохождения военной службы заявителя в войсковой части , установлена в размере 12 кв. м. на одного человека, то есть имеющихся в пользовании гражданина в реальном виде.

При таких обстоятельствах <данные изъяты> ФИО2 фактически не обеспечен жильем, пригодным для проживания, а наличие у него в собственности указанной 1/2 доли аварийного и непригодного для проживания жилья, расположенного по вышеуказанному адресу: <адрес>, при отсутствии у него какого-либо иного жилья, по убеждению военного суда, не может служить основанием к непризнанию заявителя нуждающимся в предоставлении жилого помещения и постановке его в качестве такового в соответствующую очередь в войсковой части .

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в качестве основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, прямо предусмотрено проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, по убеждению военного суда заявление <данные изъяты> ФИО2 ФИО7 необходимо удовлетворить в полном объеме как обоснованное.

Признать решение жилищной комиссии Войсковой части от 6 марта 2012 года (протокол № 3), утвержденное командиром войсковой части , в части отказа заявителю <данные изъяты> ФИО2 ФИО8 в признании бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и постановке его в соответствующую очередь в качестве такового - неправомерным и не действующим с момента их вынесения (утверждения).

Обязать жилищную комиссию Войсковой части на ее внеочередном заседании рассмотреть, а командира данной войсковой части утвердить решение (при наличии соответствующих документов), вопрос о признании заявителя с составом семьи один человек, бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и поставить его в соответствующую очередь с 12 октября 2011 года. При таких обстоятельствах, военный суд приходит к выводу о неправомерности действий (решений) жилищной комиссии войсковой части (протокол № 3 от 6 марта 2012 года), утвержденного ее командиром, в части отказа <данные изъяты> ФИО2 в признании его бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилья для постоянного проживания и постановки его в соответствующую очередь в качестве такового, а его требования, изложенные выше, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Заявление <данные изъяты> ФИО2 ФИО9 удовлетворить в полном объеме как обоснованное.

Признать решение жилищной комиссии Войсковой части от 6 марта 2012 года (протокол № 3), утвержденное командиром войсковой части , в части отказа заявителю, <данные изъяты> ФИО2 ФИО10 в признании бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и постановке его в соответствующую очередь в качестве такового - неправомерным и не действующим с момента их вынесения (утверждения).

Обязать жилищною комиссию Войсковой части на ее внеочередном заседании рассмотреть, а командира данной войсковой части утвердить решение (при наличии соответствующих документов), вопрос о признании заявителя бесквартирным, нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и постановке <данные изъяты> ФИО2 в соответствующую очередь в качестве такового с 12 октября 2011 года.

Взыскать с ответчика Войсковой части в пользу заявителя ФИО2 ФИО11 в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, связанные с оплатой им государственной пошлины по настоящему гражданскому делу в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано и на него принесено представление в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу: П.А. Леонтьев