ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-87/2017 от 12.05.2017 Каргасокского районного суда (Томская область)

№ 2-87/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи Аникановой Н.С.

при секретаре Морозовой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Каргасокского района Томской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области, Администрации Каргасокского района Томской области о возложении обязанности по восстановлению в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата,

с участием истца ФИО1,

третьих лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4,

представителя ответчика Администрации Каргасокского района Томской области ФИО5, действующего на основании доверенности № 8/15 от 02.04.2015 сроком действия три года,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области, Администрации Каргасокского района Томской области о возложении обязанности по восстановлению в очереди на получение жилья, выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование иска указала, что является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы», относящимся к категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Членами ее семьи являются брат ФИО2 и сестра ФИО3 В 2016 году сертификат ей не был выдан по тому основанию, что ее мать ФИО4 должна произвести отчуждение своего жилья. Просит обязать ответчиков восстановить ее в очереди на получение жилья, обязать выдать государственный жилищный сертификат. Также просит взыскать с ответчиков в качестве судебных расходов сумму в размере 655 рублей за получение справок из ОГУП «ТОЦТИ», сумму в размере 300 рублей за нотариальное заверение паспортов на ее имя и на имя ФИО2, ФИО3, сумму в размере 100 рублей за нотариальное заверение заявления (рапорта).

Определением Каргасокского районного суда Томской области от 02.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца были привлечены ФИО3, ФИО4, ФИО2

Истец ФИО1 в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержала. В судебных заседаниях от 25.04.2017, 02.05.2017, 12.05.2017 пояснила, что в 2016 году, собрав необходимый пакет документов она, как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы», относящийся к категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» собрала все необходимые документы и обратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области через Администрацию Каргасокского района Томской области для получения государственного жилищного сертификата. Такой сертификат ей уже был выдан в 2014 году, однако она не смогла реализовать данный сертификат, поскольку не смогла купить квартиру, в связи с чем в 2016 году обратилась повторно. Но положенный ей по закону государственный жилищный сертификат в 2016 году ей не был выдан. В Администрации Каргасокского района Томской области она узнала, что из Департамента архитектуры и строительства Томской области поступило разъяснение о необходимости дать обязательство всеми членами ее семьи, в том числе ее мамой, о передаче занимаемого жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность. Полагала данное требование незаконным, поскольку она, не смотря на проживание совместно с матерью в принадлежащем матери на праве собственности жилом помещении, членом ее семьи не является. Членами ее семьи являются брат ФИО2 и сестра ФИО3, с которыми она совместно проживает и ведет общий бюджет. Данные лица указаны ей в качестве членов семьи при подаче заявления о выдаче государственного жилищного сертификата. Она, ее брат и сестра жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют, в квартире матери проживают ввиду отсутствия иного жилого помещения для проживания. Ее мать является собственником жилого помещения по , однако участвовать в программе по переселению и выезжать за пределы ее мать не намерена. Решение о том, что она, ее брат и сестра не являются членами семьи матери они совместно приняли в 2011 году. В доме по мать разрешила ей, ее брату и сестре проживать до приобретения собственного жилья. С братом и сестрой у нее общий бюджет, а с матерью отдельный. Своей семьей с братом и сестрой они живут на ее пенсию и заработную плату брата, а мать живет на свою пенсию. Также она не была включена в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году. В Администрацию Каргасокского района Томской области с заявлением о включении ее в сводный список она не обращалась, считает, что Администрация Каргасокского района Томской области должна была предоставить ей форму заявления для заполнения и включить ее в данный сводный список. С учетом уточнения требований в судебном заседании от 02.05.2017 просила возложить на ответчиков обязанности по восстановлению ее в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата за 2017 год, выдать ей государственный жилищный сертификат за 2016 год, положенный ей по закону.

Представитель ответчика Администрации Каргасокского района Томской области ФИО5 в ходе рассмотрения дела исковые требования не признал и пояснил, что Администрация Каргасокского района Томской области наделена полномочиями только по регистрации и учету граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не располагает полномочиями по оформлению государственных жилищных сертификатов. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках выполнения государственной Программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 полномочия по оформлению сертификатов возложены на органы власти субъектов Федерации. Конкретно в Томской области этими вопросами занимается Департамент Архитектуры и строительства Томской области. В 2014 году ФИО1 был выдан государственный жилищный сертификат, который Администрация Каргасокского района ей вручила. В дальнейшем приобрести жилье по сертификату у ФИО1 не получилось, в связи с чем денежные средства по сертификату были возвращены в федеральный бюджет. В 2016 году ФИО1 подала документы на получение государственного жилищного сертификата в Администрацию Каргасокского района Томской области и эти документы Администрация района перенаправила в Департамент Архитектуры и строительства Томской области. Заявление (рапорт) от ФИО1 и членов ее семьи о получении государственного жилищного сертификата датировано 01.04.2016. Действительно, мать истца ФИО4 данное заявление (рапорт) о своем участии в Программе «Жилище» не подписывала. Письмом начальника Департамента архитектуры и строительства Томской области ФИО1 была проинформирована о том, что ей нужно предоставить заявление вместе с согласием на обработку персональных данных с участием ее матери ФИО4 и обязательство, подписанное всеми членами семьи, в том числе матерью истца о сдаче жилого помещения. В 2016 году и по настоящее время государственный жилищный сертификат по этому заявлению ФИО1 не выписывался и соответственно ей не вручался. Если бы такой сертификат на имя истца поступил в Администрацию района, то оснований для невручения его истцу у Администрации бы не имелось. Поскольку по данному вопросу Администрация Каргасокского района Томской области осуществляет только организационные функции, в частности, имеет полномочия по вручению государственного жилищного сертификата при его наличии, считает, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу в части возложения обязанности оформить государственный жилищный сертификат.

Также пояснил, что в рамках реализации государственной Программы «Жилище», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, существует сводный список граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2017 год». В данный список истец не включена, поскольку с заявлением в Администрацию района о включении ее в данный список в 2016 году она не обращалась. В настоящее время сводный список за 2017 году уже сформирован. Он формируется от органа местного самоуправления, направляется в Департамент архитектуры и строительства Томской области, который утверждает сводный список по Томской области. Сводный список на основании заявления граждан, поступает в предыдущем году на планируемый год, что предусмотрено п.24 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. В целях организации работы, в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат и для включения в такой список граждан с 01 января по 01 июля года предшествующего планируемому предоставляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. ФИО1 с 01 января по 01 июля 2016 должна была подать заявление о включении в сводный список для получения государственного жилищного сертификата в 2017 году. Органы местного самоуправления до 1 августа планируемого года, формируют список, и направляют в орган субъекта Федерации. В сводном списке на 2017 ФИО1 отсутствует, т.к. в предшествующем году не подала заявление на включение в сводный список. Форму заявления о включении в сводный список Администрация района истцу предоставлять не обязана.

Ответчик Департамент архитектуры и строительства Томской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента. Также представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с распоряжением Губернатора Томской области от 04.10.2011 № 310-р «О мерах по реализации на территории Томской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» Департамент осуществляет, в том числе оформление и выдачу органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы» установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Администрацией Томской области направлен запрос в Минстрой России с просьбой дать разъяснения о порядке применения норм, установленных Правилами, в том числе с изложением ситуации в отношении ФИО1 Позиция Минстроя по данному вопросу сводится к тому, что в соответствии с п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 определены члены семьи гражданина-участника подпрограммы, в том числе в отношении граждан, указанных в п. «з» п. 5 Правил, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а именно - постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители… Пунктом 44 Правил установлена обязанность граждан по предоставлению документов, в том числе обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения в государственную (муниципальную собственность) по форме согласно приложению № 6.

Далее в отзыве приведено, что с целью реализации полномочий, предусмотренных распоряжением губернатора Томской области № 310-р от 04.10.2011 в адрес главы Каргасокского района Томской области Департаментом направлен запрос от 24.03.2016, в котором Департамент просит в срок до 04.04.2016 в целях предоставления государственного жилищного сертификата ФИО1 направить в Департамент оригинал обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения) в государственную либо муниципальную собственность по форме согласно приложению № 6 к Правилам и заверенную копию заявления (рапорта) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Администрацией Каргасокского района указанные выше документы представлены не были, соответственно государственный жилищный сертификат Департаментом оформлен не был. Департамент не возражает против оформления и выдачи государственного жилищного сертификата на имя ФИО1, при условии соблюдения требований, установленных Порядком, а также пунктами 24 и 44 Правил.

Третье лицо ФИО4 в судебном заседании полагала иск ФИО1 подлежащим удовлетворению. Пояснила, что ФИО1, ФИО3, ФИО2 являются ее детьми, проживают в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по адресу: . Но с 2011 года дети членами ее семьи, как собственника жилого помещения, не являются. После принятия такого решения она разрешила детям проживать в ее доме до приобретения ими своего жилья, поскольку ей жалко детей и больше им негде было жить и зарегистрироваться по месту жительства. Такое решение она приняла, поскольку решила, что детям пора начать самостоятельную жизнь. В настоящее время в доме по указанному адресу проживает она своей семьей, а дети своей семьей. Она занимает отдельную комнату. Детям удобнее жить одной семьей, поскольку они все они пока не состоят в браке. Ее доходом является пенсия, а семья детей живет на пенсию ФИО1 и заработную плату ФИО2 Со своей заработной платы и пенсии дети ей не помогают. Коммунальные услуги и бремя содержания дома несет она единолично, поскольку это ее обязанность, как собственника жилого помещения. В программе по переселению из районов Крайнего Севера и федеральной целевой программе «Жилище» она участвовать не намерена. Считает, что её дети должны получить сертификат и начать новую жизнь, приобретя свое жилье, а она останется проживать в своем доме в . Ее возмутил тот факт, что она должна предоставить обязательство по сдаче принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, поскольку она выезжать за пределы и принимать участия в программе «Жилище» не намерена, и ее совершеннолетняя дочь ФИО1 не является членом её семьи.

Третьи лица ФИО2, ФИО3 в судебном заседании полагали иск подлежащим удовлетворению. Пояснили, что отказом в выдаче на имя истца государственного жилищного сертификата нарушаются их права, как членов семьи ФИО1 и участников программы. В настоящее время они совместно с ФИО1 проживают одной семьей в квартире своей мамы ФИО6 по адресу: . В 2011 году они совместно с мамой приняли решение о том, что будут жить разными семьями. В доме мама разрешила им проживать до того момента, когда они приобретут свое жилье.С тех пор у них разный бюджет с ФИО6, совместного хозяйства они не ведут. Их семья живет на заработную плату ФИО2, который работает вахтовыми методами, пенсию ФИО1 по инвалидности. С получаемого своей семьей дохода матери они не помогают, бюджет у их семей разный. Полагают, что мама разрешила им проживать в ее доме, потому что больше им проживать и зарегистрироваться по месту жительства негде. В настоящем, получив сертификат, планируют выехать за пределы и приобрести свое жилье. Они с сестрой ФИО1 приняли решение о проживании своей семьей в связи с тем, что вместе им легче проживать и друг о друге заботиться. В браке ФИО1, ФИО3, ФИО2 не состоят. Их мама ФИО6 выезжать за пределы не намерена, в программе принимать участие не желает.

Выслушав лиц, участвующих в деле, определив на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.

Как указано в ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 указано, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 17 приведенного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как указано в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом второй группы с детства, что следует из справки серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из паспорта истца, она родилась ДД.ММ.ГГГГ в .

Из материалов дела следует, участниками процесса не оспаривалось, что ФИО1 признана участником программы по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

В заявлении от 26.05.2006 на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ ФИО1 просит включить ее в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения.

В заявлении на имя главы Каргасокского района от 23.06.2006 ФИО1 просит включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в связи с тем, что она относится к категории «ребенок-инвалид», признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с 29.05.2006.

При заполнении указанных заявлений ФИО1 состав семьи ФИО1 указан следующим образом: мама ФИО4, брат ФИО2, сестра ФИО3

Выписка из протокола районной комиссии по распределению субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей № 3 от 05.07.2006 свидетельствует о решении утвердить документы, поступившие за апрель-июнь 2006 на получение жилищной субсидии для переселения в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 № 125-ФЗ и включить в список инвалидов 1-ой и 2-ой групп инвалида с детства ФИО1

Решением Каргасокского районного суда Томской области от 15.07.2013 вступившим в законную силу 23.08.2013 установлен факт совместного проживания ФИО2, ФИО1 и ФИО3 как членов семьи ФИО1 по адресу: .

Согласно ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Статья 4 данного Федерального закона гласит, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Согласно п. 2 указанных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

В приведенном пункте Правил также имеется ссылка, что участие в программе добровольное.

В соответствии с подпунктом «з» п. 5 данных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно п. 36 приведенных Правил органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выдаче бланков сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

Пункт 43 правил гласит, что вручение сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляется органами местного самоуправления или подразделениями в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти. Факт получения сертификата гражданином - участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета выданных сертификатов, которая ведется по форме согласно приложению N 4.

Как указано в п. 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Законом Томской области от 13.04.2006 № 73-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципального образования «Каргасокский район» наделены государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Распоряжением Губернатора Томской области от 04.10.2011 №310-р «О мерах по реализации на территории Томской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы Департамент архитектуры и строительства Томской области определен органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, в отношении категорий граждан, установленных подпунктами е), ж) и з) пункта 5 Правил. Департаменту архитектуры и строительства Томской области поручено осуществлять реализацию мероприятий, предусмотренных Правилами, в том числе формирование сводных списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы; оформление и выдачу органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов.

Судом установлено, что в 2014 году на имя ФИО1 был оформлен государственный жилищный сертификат серии ПС № 337625, которым удостоверялось, что ФИО1 является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». В соответствии с условиями подпрограммы ей предоставлялась за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере 1669410 рублей для приобретения жилого помещения. Численность членов семьи владельца сертификата - 2 человека (брат ФИО2 и сестра ФИО3).

Как установлено в судебном заседании на основании пояснений истца и представителя ответчика Администрации Каргасокского района Томской области указанный сертификат не был использован истцом и деньги были возвращены в федеральный бюджет.

Как указано в п. 47 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», в случае если в установленные сроки действия сертификата гражданин - участник подпрограммы не приобрел жилое помещение с использованием социальной выплаты, он вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с просьбой о повторной выдаче сертификата. Решение о повторной выдаче сертификата принимает орган исполнительной власти.

В ответе на имя ФИО1 из Администрации Каргасокского района от 30.03.2015 сообщено, что ФИО1 состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, её очередь на 01.01.2015 №5. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2016 году, ей рекомендовано представить заявление в Администрацию Каргасокского района в срок не позднее 01.07.2015.

В заявлении (рапорте) на имя Главы Каргасокского района от 01.04.2016 ФИО1 просит выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Томской области, в качестве членов своей семьи указывает брата ФИО2 и сестру ФИО3

Как следует из справок от 21.06.2016, выданных Администрацией Каргасокского сельского поселения ФИО4 состояла на регистрационном учёте по адресу: с 06.09.1983 по 11.09.2011, совместно с ней проживали дети ФИО1, ФИО3, ФИО2

Выписка из финансового лицевого счета, выписка из домовой книги от 15.01.2016, выданные Администрацией Каргасокского сельского поселения, свидетельствуют о том, что в жилом доме по в , принадлежащем ФИО4 на праве собственности, проживает ФИО1 (зарегистрирована 04.10.2005), имеющая следующий состав семьи: мать ФИО4 (зарегистрирована 23.06.2006), брат ФИО2 ( зарегистрирован 23.10.2001), сестра ФИО3 (зарегистрирована 04.10.2005).

Сведения о регистрации права собственности, поступившие из ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» от 07.05.2014 в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 свидетельствуют о том, что право на недвижимое имущество в Каргасокском отделении ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» за указанными лицами не зарегистрировано.

Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.01.2016, поступившие из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области свидетельствуют об отсутствии данных о правах на недвижимое имущество в отношении ФИО1, ФИО3, ФИО2

В письме из Департамента архитектуры и строительства от 24.03.2016 на имя Главы Каргасокского района в отношении ФИО1 со ссылками на п. 17, 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, указано на необходимость ФИО1 в целях предоставления государственного жилищного сертификата направить в Департамент архитектуры и строительства Томской области оригинал обязательства по форме согласно приложению № 6 к Правилам и заверенную копию заявления (рапорта) по форме согласно приложению № 5 к Правилам.

О необходимости предоставления ФИО1 указанных документов в Администрацию Каргасокского района в срок до 4.04.2016 ей сообщено в письме Администрации Каргасокского района от 31.03.2016.

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, имеющим право согласно постановлению правительства № 153 от 21.03.2006 давать разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами от 11.04.2016 на имя заместителя Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре от 11.04.2016 даны разъяснения о том, что мама участника подпрограммы, относящегося к категории «граждане, выезжающие (выехавшие) из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, проживающего и зарегистрированного в жилом помещении, принадлежащей ей на праве собственности, должна обязательно учитываться в качестве члена его семьи, а также в обязательном порядке должна учитываться при расчете предоставляемой ему социальной выплаты. При этом в данной ситуации в соответствии с п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 гражданин-участник подпрограммы при получении государственного жилищного сертификата должен в обязательном порядке предоставить оформленное установленным порядком обязательство о передаче занимаемого его семьей жилого помещения в государственную либо муниципальную собственность (при этом обязательство должно быть подписано всеми проживающими в данном жилом помещении, в том числе его мамой, чтобы обеспечить возможность его безусловного освобождения после реализации сертификата).

В судебном заседании на основании пояснений истца и представителя ответчика Администрации Каргасокского района, письменного отзыва Департамента архитектуры и строительства Томской области установлено, что Департамент архитектуры и строительства Томской области для выдачи государственного жилищного сертификата указал не необходимость предоставления истцом обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения) в государственную либо муниципальную собственность по форме согласно приложению № 6 к Правилам, подписанного всеми членами семьи истца, в том числе совместно проживающей с истцом матерью.

Ответ на имя ФИО1 из Администрации Каргасокского района от 26.04.2016 свидетельствует, что она включена в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2016 год по Томской области, как гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды». Ее заявление на получение государственного жилищного сертификата с приложенными документами направлено в Департамент архитектуры и строительства Томской области, который производит оформление бланков сертификатов на имя граждан и передает их в Администрацию Каргасокского района. Информация о том, что сертификаты оформлены, не поступала.

В ответе на имя ФИО1 из Администрации Каргасокского района от 12.01.2017 истцу сообщается, что документы на получение государственного жилищного сертификата в 2016 году были направлены в департамент архитектуры и строительства, ответ, полученный от Департамента архитектуры и строительства высылается в ее адрес.

Несмотря на то, что как такового отказа в письменном виде со стороны Департамента архитектуры и строительства Томской области в выдаче истцу государственного жилищного сертификата в материалах дела не имеется, оценивая вышеприведенные письма в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии такого отказа, поскольку, обращаясь через орган местного самоуправления в уполномоченный по выдаче государственного жилищного сертификата государственный орган, ФИО1 преследовала цель получения государственного жилищного сертификата, но такого сертификата не получила.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ, пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг (супруга), их дети, родители, а также усыновленные и усыновители данного гражданина.

Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет документы, указанные в пункте 44 Правил, одним из которых является обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 и пункте 16(4) настоящих Правил.

Согласно п. 16.3 Правил, в случае, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

Несогласие в даче обязательства об отчуждении принадлежащего на праве собственности матери истца ФИО4 жилого помещения явилось основанием для обращения ФИО1 с настоящим иском в суд, поскольку, как пояснила истец, мать членом ее семьи не является, в программе принимать участие не намерена и не хочет в настоящем выезжать за пределы .

Судом установлено, что третьему лицу ФИО4 принадлежит на праве собственности дом, расположенный по адресу: , что следует из выписки из финансового лицевого счета, выписки из домовой книги от 15.01.2016, выданных Администрацией Каргасокского сельского поселения и участниками процесса не оспаривалось.

В данном жилом доме имеют регистрацию и проживают ФИО4 и ее дети ФИО1, ФИО2 и ФИО3

Как следует из пояснений истца и третьих лиц, а также справок из Администрации Каргасокского сельского поселения, ФИО1, ФИО3, ФИО2 были вселены в дом по указанному адресу с рождения, как несовершеннолетние дети, в качестве членов семьи своей матери.

Вместе с тем, как установлено судом на основании пояснений истца ФИО1, третьих лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, несмотря на совместное проживание по указанному адресу и кровное родство, дети членами семьи своей матери в настоящем не являются, проживают двумя раздельными семьями, ведут разный бюджет. В настоящее время истец, ее брат и сестра не выехали из квартиры матери ввиду отсутствия другого места для постоянного проживания. ФИО4 за пределы выезжать не намерена и участия в программе «Жилище» принимать не желает.

Как указано в ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения, в том числе, могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц.

Пояснения истца полностью согласуются с пояснениями третьих лиц по делу, являются последовательными, в порядке ст. 56 ГПК РФ стороной ответчиков не опровергнуты, в связи с чем оснований не доверять пояснениям данных лиц у суда не имеется.

Факт указания в письменных документах на совместное проживание истца и третьих лиц в одной квартире не может с безусловностью свидетельствовать о том, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 с одной стороны и ФИО4 с другой стороны, являются членами одной семьи.

Факт указания в описательной части решения Каргасокского районного суда Томской области от 15.03.2013 году на проживание одной семьей ФИО1, ФИО6, ФИО3, ФИО2 не может являться основанием для наличия такого события в настоящем, кроме того, при постановлении указанного решения судом выяснялся вопрос только о том, являются ли членами одной семьи ФИО1, ФИО2 и ФИО3, сама же ФИО4 в ходе рассмотрения данного дела не участвовала.

Кроме того, по настоящему делу подлежит установлению не то обстоятельство, с какого периода времени истец и третьи лица перестали быть членами одной семьи, а то, являются ли они членами одной семьи на момент подачи заявления об участии в программе на получение государственного жилищного сертификата.

В государственном жилищном сертификате, выданном истцу в 2014 году, в качестве членов ее семьи указаны брат ФИО2 и сестра ФИО3, в связи с чем суд приходит к выводу, что по состоянию на указанный год ФИО3, ФИО1, ФИО2 членами семьи ФИО6 не являлись.

Федеральным законом и Правилами, указанными выше, не предусмотрен механизм предоставления социальной выплаты без осуществления сдачи жилого помещения, принадлежащего на праве собственности матери гражданина, которая проживает совместно с ним, но членом его семьи не является и не желает выезжать за пределы Крайнего Севера. Приведенные выше нормы являются бланкетными и не дают разъяснений, регламентирующих сложившуюся между сторонами настоящего спора ситуацию.

В связи с чем, разрешая настоящий спор, суд исходит из общих начал и смысла законодательства, руководствуется Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В ч. 4 ст. 3 ЖК РФ закреплено, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем.

В соответствии с ч.1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

По смыслу ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.

Положения части 1 статьи 31 ЖК РФ направлены на соблюдение баланса интересов собственника жилого помещения и членов его семьи.

Установление же того, относятся ли к членам семьи собственника жилого помещения проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети либо родители требует исследования фактических обстоятельств по каждому конкретному делу.

В ходе судебного заседания установлено, что истец ФИО1, третьи лица ФИО2, ФИО1 совместно с собственником ФИО4 зарегистрированы и проживают в одной квартире, но в отдельной комнате, их семья ведет отдельное хозяйство от собственника квартиры, общего бюджета они не имеют, своей матери материально не помогают, и фактически являются разными семьями, что с достоверностью установлено в ходе рассмотрения дела и не опровергнуто со стороны ответчиков.

Применительно к семейным отношениям между родителями и совершеннолетними детьми законодательство не содержит какого-то официального порядка подтверждения наличия или отсутствия семейных отношений.

С точки зрения Семейного Кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) ребенком признается только несовершеннолетнее лицо.

В Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2012 по делу N 736-О указано, что положения статьи 31 Жилищного кодекса РФ не препятствуют возможности признания судами совершеннолетних граждан - детей собственника жилого помещения утратившими право пользования данным жилым помещением ввиду прекращения семейных отношений между ними и собственником жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, какая либо ответственность друг перед другом у ФИО1, ФИО3, ФИО2 с одной стороны и ФИО4 с другой стороны отсутствует, они проживают в разных комнатах, ФИО4 проживает на свою пенсию, а семья ее детей на заработную плату ФИО2 и пенсию ФИО1

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1, ФИО3, ФИО2 являются бывшими членами семьи ФИО4, несмотря на кровное родство между ними.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего спора суд приходит к выводу о прекращении семейных отношений между ФИО4 и ее детьми ФИО1, ФИО3, ФИО2 с точки зрения именно жилищного законодательства, которое не исключает возможности признания совершеннолетних детей бывшими членами семьи родителей (собственников жилых помещений). Поскольку, решив быть членами одной семьи, ФИО7, ФИО3, ФИО2 создали отдельную семью, они не могут являться членами другой семьи.

Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, статьей 85 СК РФ предусмотрено, что родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.

Пунктом 4 статьи 60 Семейного Кодекса РФ предусмотрено, что дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Как было установлено в судебном заседании, истец является инвалидом второй группы, вместе с тем, как она сама пояснила, о ней заботятся члены ее семьи - ФИО2 и ФИО3

Кроме того, возможность взыскания алиментов на содержание совершеннолетнего нетрудоспособного ребенка с матери не презюмирует бесспорное предоставление такому совершеннолетнему ребенку права на жилое помещение принадлежащее на праве собственности его матери, поскольку ЖК РФ такой возможности не закрепляет.

Как указано в ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как было выше указано, согласно п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» участие в программе добровольное.

Поскольку в судебном заседании установлено, что на момент подачи ФИО1 заявления о выдаче государственного жилищного сертификата мать участника подпрограммы ФИО4 в программе участвовать не желала, за пределы Крайнего Севера выезжать не намеревалась, кроме того членом семьи своей совершеннолетней дочери не являлась, следовательно, по мнению суда, подписания ею обязательства о сдаче жилого помещения не требовалось, поскольку дача такого обязательства свидетельствовала бы о нарушении ее конституционных и гражданских прав по распоряжению принадлежащим ей на праве собственности жилищем по своему усмотрению и права на добровольное участие в программе.

Таким образом, суд считает, что в связи с изложенным у истца отсутствует обязанность по предоставлению обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности у ее матери ФИО4 жилого помещения для получения государственного жилищного сертификата.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что в выдаче государственного жилищного сертификата истцу было отказано именно по данному основанию, суд считает необходимым возложить на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанность в течение месяца после вступления решения суда в законную силу оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1

Оснований для возложения обязанности на Администрацию Каргасокского района Томской области выдать государственный жилищный сертификат на имя истца суд не усматривает, поскольку, во вручении такого сертификата истцу со стороны Администрации Каргасокского района Томской области отказано не было. Сертификат ФИО1 был не вручен ввиду его отсутствия. Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель Администрации Каргасокского района Томской области ФИО5, сертификат при получении его Администрацией будет вручен истцу.

Рассматривая требование истца о возложении обязанности по восстановлению в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата на 2017 год, суд считает данное требование не подлежащим удовлетворению. При этом исходит из следующего.

В обоснование данного требования ФИО1 сослалась на тот факт, что со стороны Администрации Каргасокского района Томской области ей не была предоставлена форма заявления. При этом истец не отрицала, что сама в Администрацию Каргасокского района Томской области с заявлением о включении ее в сводный список не обращалась.

Как следует из представленного стороной Администрации Каргасокского района Томской области сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2017 год по категории граждан инвалиды первой и второй групп», ФИО1 в данный список не включена.

Как указано в п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).

Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Обязанности со стороны органа местного самоуправления предоставлять гражданину форму заявления правила не предусматривают.

В судебном заседании от 02.05.2017 была допрошена свидетель Г., являющаяся , которая пояснила, что в 2016 году ФИО1 с заявлением о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2017 год по категории граждан инвалиды первой и второй групп» не обращалась. Дважды в год ежегодно в феврале и мае участники программы информируются о подаче заявлений о включении в такой список через местную газету «Северная правда», через сайт Администрации района. К информации прилагается форма заявления. Индивидуально каждому гражданину Администрация рассылать форму заявления не обязана, гражданин должен сам к ним обратиться.

Таким образом, суд считает, что действуя, как участник гражданских правоотношений, разумно и добросовестно, ФИО1, имея намерение получить государственный жилищный сертификат в 2017 году, должна была в предусмотренный законом период 2016 года подать об этом в Администрацию Каргасокского района Томской области соответствующее заявление, но этого не сделала.

В связи с чем судом установлено, что Администрацией Каргасокского района Томской области действий, свидетельствующих о нарушении прав истца не совершено, данный ответчик действовал в рамках закона и предоставленных ему полномочий.

Кроме того, отказывая истцу в удовлетворении требований в данной части, суд учитывает, что настоящим решением удовлетворены требования истца о возложении на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанности по оформлению государственного жилищного сертификата, который выдается только один раз, в связи чем ее включение в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не целесообразно и не соответствует целям законодательства.

По смыслу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым в силу ст. 94 ГПК РФ отнесены расходы на оплату услуг представителей, суммы подлежащие выплате экспертам, другие признанные судом необходимые расходы.

Истец в судебном заседании просила взыскать с ответчиков в качестве судебных расходов сумму в размере 655 рублей за получение справок из ОГУП «ТОЦТИ», сумму в размере 300 рублей за нотариальное заверение паспортов на ее имя и на имя ФИО2, ФИО3, сумму в размере 100 рублей за нотариальное заверение заявления (рапорта).

Вместе с тем, из указанных документов в суд ФИО1 представлена только нотариально заверенная копия заявления (рапорта) от 01.04.2016, таким образом, суд приходит к выводу, что прочие расходы, понесенные ФИО1, не связаны с рассмотрением судом настоящего дела и не могут быть взысканы по настоящему делу в качестве именно судебных издержек.

Из представленного стороной истца заявления (рапорта) от 01.04.2016 следует, что стоимость его нотариального заверения нотариусом Г. составляет 100 рублей.

Таким образом, с ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области в пользу истца ФИО1 подлежат взысканию расходы по нотариальному заверению заявления (рапорта), представленного ей в суд, в сумме 100 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области, Администрации Каргасокского района Томской области о возложении обязанности по восстановлению в сводном списке на получение государственного жилищного сертификата, выдаче государственного жилищного сертификата удовлетворить частично.

Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области в течение месяца после вступления решения суда в законную силу оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Департамента архитектуры и строительства Томской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 100 (сто) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.С. Аниканова