ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-87/2017 от 16.02.2017 Белоглинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2 -87/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белая Глина 16 февраля 2017 г.

Белоглинский районный суд

Краснодарского края в составе

судьи Азовцевой Т.В.

при секретаре Хорольской Г.В.

с участием:

представителя истца администрации МО Белоглинский район ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации МО Белоглинский район к ФИО3 о взыскании денежных средств,

установил:

Администрация МО Белоглинский район обратилась в суд с иском к ФИО3 о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии, в сумме 300 000 рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 032,79 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что в целях реализации муниципальной ведомственной целевой программы «поддержка малого и среднего предпринимательства в Белоглинском районе на 2014 г.», утвержденной постановлением администрации МО Белоглинский район от17.09.2014 г. № 364), истцом индивидуальному предпринимателю ФИО3 из бюджета муниципального образования Белоглинский район была предоставлена субсидия на возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в связи с приобретением им основного средства (автомобиль грузовой бортовой марки <данные изъяты>) для осуществления предпринимательской деятельности. Субсидия предоставлена в сумме 300 000 рублей: 20 000 рублей за счет средств краевого бюджета, 280 000 рублей – за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета. В рамках заключенного договора ответчиком принято обязательство в случае принятия решения о прекращении деятельности до истечения финансового года, следующего за годом, в котором получена субсидия, направить письменное уведомление в течение одного календарного дня со дня обращения с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, а также произвести возврат суммы полученной субсидии в местный бюджет в течение 10 календарных дней со дня обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.

В ходе проверки отчета о достижении плановых показателей субъектом малого предпринимательства, получившим субсидию, за 2015 год истцом установлено, что условия договора ответчиком не выполнены. Фактически по состоянию на 30 декабря 2015 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности ИП. Направленное ответчику требование о возврате субсидии не исполнено, в связи с чем истец полагает необходимым взыскать с ответчика сумму субсидии, а также проценты за пользование чужими денежными средствами.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 требования иска поддержала и настаивала на его удовлетворении, пояснив, что в целях реализации муниципальной ведомственной целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Белоглинском районе» администрацией муниципального образования Белоглинский район индивидуальному предпринимателю ФИО3 из бюджета была предоставлена субсидия в сумме 300 000 рублей на возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в связи с приобретением им основного средства автомобиль грузовой бортовой марки «<данные изъяты>» для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 2.2.4.3 Порядка возмещения (субсидирования) из бюджета части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов субъект малого предпринимательства до истечения финансового года, следующего за годом, в котором получена субсидия, должен осуществлять деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг. В рамках заключенного Договора (п. 3.2.4.) ответчиком было взято на себя обязательство в случае принятия решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения финансового года, следующего за годом, в котором получена субсидия, направить в Уполномоченный орган соответствующее письменное уведомление в течение одного календарного дня со дня обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, а также произвести возврат суммы полученной субсидии в местный бюджет в соответствии с законодательством РФ в течение 10 календарных дней со дня обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности. Фактически по состоянию на 30 декабря 2015 года в ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности ИП, в то время как финансовый год оканчивается 31 декабря. Ввиду неисполнения ФИО3 условий Договора в этой части получателю субсидий направлено уведомление о возврате денежных средств в сумме 300 000,00 рублей, что подтверждается письмом от 08.11.2016 года № 01-11/3945. Но до сих пор ответчиком субсидия не возвращена. Кроме того, предпринимательская деятельность прекращена ранее трех лет. Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Письмом от 08.11.2016 года № 01-11/3945 ответчику предлагалось возвратить субсидии в течение 10 календарных дней со дня его получения. С учетом изложенного Истец полагает, что просрочка исполнения обязательства по возврату денежных средств началась с 22 ноября 2016 года. Проценты за пользование чужими средствами взымаются по день уплаты суммы этих средств кредитору и за период с 22.11.2016 года по 28.12.2016 года составляют 3 032,79 рублей.

Представитель ответчика ФИО3 ФИО2 требования иска не признал в полном объеме и пояснил, что требование истца о возврате полученной субсидии незаконно. Основным критерием для возврата полученной субсидии является прекращение предпринимательской деятельности до истечения финансового года, следующего за годом получения субсидии. В соответствии со ст. 6 ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 2 указанного федерального закона бухгалтерский учет могут не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой. Таким образом, начало и окончание финансового года у индивидуального предпринимателя не устанавливается и требование п. 3.2.4. Договора субсидирования не может применяться. В своем исковом заявлении истец не указывает, когда истек финансовый год в 2015 году и прекращение предпринимательской деятельности ФИО3 30 декабря 2015 года необоснованно признано как прекращение деятельности до истечения финансового года. В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Несоответствие пункта 3.2.4. Договора п.п. 1 п. 2 ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете» влечет недействительность указанного пункта Договора субсидирования, так как ФИО3 как индивидуальный предприниматель не ведет бухгалтерский учет и не устанавливает начало и окончание финансового года. Все взносы в УПФ РФ и ФФОМС оплачены полностью. Полагал необходимым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд приходит к убеждению, что в удовлетворении требований искового заявления надлежит отказать по следующим основаниям.

Постановлением администрации МО Белоглинский район № 364 от 17.09.2014 г. внесены изменения в постановление администрации МО Белоглинский район от 22.05.2014 г. № 180 «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Белоглинском районе за 2014 г.» и утверждена новая редакция данной программы.

Данная программа определяет механизм предоставления субсидий из местного бюджета (в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из средств краевого бюджета) на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, приобретения и сопровождения нематериальных активов и т.п., а также определяет порядок возврата полученных субсидий в случае нарушения условий программы.

В целях реализации указанной программы истцом индивидуальному предпринимателю ФИО3 из бюджета муниципального образования Белоглинский район в декабре 2014 года была предоставлена субсидия на возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в связи с приобретением им основного средства для осуществления предпринимательской деятельности в сумме 300 000 рублей: 20 000 рублей за счет средств краевого бюджета, 280 000 рублей – за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, о чем заключен соответствующий договор № 4 о 05.12.2014 г. (л.д. 7-9).

По условиям договора получатель субсидии обязан обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, и по окончании финансового года, следующего за годом получения субсидии, предоставить уполномоченному органу налоговую отчетность не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, отчет о достижении плановых показателей по форме согласно приложения к договору. В случае принятия получателем субсидии решения о прекращении предпринимательской деятельности до истечения финансового года, следующего за годом, в котором получена субсидия, получатель субсидии должен произвести возврат субсидии в течение 10 календарных дней со дня обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.

В судебном заседании не отрицалось сторонами, что истец выполнил принятые на себя обязательства по предоставлению субсидии ответчику, а ответчик выполнил все условия бизнес-плана в части приобретения основного средства (автомобиля марки <данные изъяты>), а также в части предоставления уполномоченному органу налоговой отчетности не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, отчета о достижении плановых показателей по форме согласно приложения к договору.

По мнению представителя истца, ответчиком не выполнено условие договора о невозможности прекращения предпринимательской деятельности до истечения финансового года, следующего за годом предоставления субсидии, то есть 2015 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей деятельность ИП ФИО3 прекращена 30.12.2015 г.

Мотивируя свою позицию, представитель истца полагала, что поскольку финансовый год заканчивается 31 декабря 2015 года, то прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 30 декабря 2015 года следует признать совершенным до истечения финансового года.

Однако, суд полагает, что выводы о несоблюдении получателем субсидии требований договора субсидирования не могут быть установлены исходя только из даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве ИП на один день ранее окончания финансового года.

Из буквального толкования условий договора, а также утвержденной программы следует, что обязанность по возврату субсидии обусловлена фактическим прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а не регистрацией прекращения данной деятельности.

Соответственно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по делу, суд признает не только сам факт государственной регистрации прекращения деятельности, но и прекращение фактических действий, направленных на выполнение работ и достижений целей предпринимательской деятельности, а также выполнение иных обязанностей, возложенных законодательством на хозяйствующих субъектов.

Так, в судебном заседании установлено, что ответчик в период регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, уплата которого в соответствии со ст. 346.32 НК РФ осуществляется 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. При этом налоговая декларация подлежит предоставлению в налоговый орган ежеквартально.

Из представленной уполномоченному органу налоговой отчетности за 2015 год следует, что налоговые декларации представлены ответчиком полностью за все четыре квартала финансового 2015 года (л.д. 40-55). Данный факт представителем истца не отрицался.

Раздел 2 указанных деклараций в графе 3 строк 070-090 содержит сведения о количестве календарных дней осуществления деятельности в качестве плательщика ЕНВД.

В соответствии с п.п 7 п. 5.2 раздела V Приказа Федеральной налоговой службы от 4 июля 2014 г. N ММВ-7-3/353@"Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме" Если в течение налогового периода налогоплательщик не вставал на учет либо не снимался с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе, в который представлена Декларация, то во всех знакоместах полей по строкам 070-090 графы 3 проставляются прочерки.

Из представленной декларации за 4 квартал 2015 года следует, что в знакоместах полей по строкам 070-090 графы 3 проставлены прочерки, что свидетельствует о том, что в налоговом периоде налогоплательщик не снимался с учета, то есть проработал весь налоговый период по 31 декабря включительно (л.д.58).

Также из представленных квитанций об уплате взносов в ПФР и ФФОМС следует, что взносы оплачены за весь финансовый год (л.д. 59-62). При частично отработанном финансовом периоде размер взносов должен быть уплачен пропорционально отработанному времени по 30 декабря 2015 г. Однако, указанного в судебном заседании установлено не было. Квитанции содержат сумму оплаты за полный налоговый период.

При установлении указанных обстоятельств, не отрицавшихся сторонами, суд приходит к достоверному выводу о том, что ответчик фактически осуществлял предпринимательскую деятельность в течение всего финансового года, и внесение в ЕГРИП сведений о прекращении его деятельности 30.12, а не 31.12., не умалят данного факта.

Соответственно, условие договора и программы об осуществлении предпринимательской деятельности в течении финансового года, следующего за годом предоставления субсидии, ответчиком не нарушено.

Доводы представителя истца о том, что ответчик прекратил предпринимательскую деятельность ранее трех лет, в то время как предоставленный им бизнес-план рассчитан на три года, не принимаются судом во внимание по следующим основаниям.

Трехлетний срок производственного бизнес-плана, его окупаемость, исходя из буквального толкования в п. 7.5, рассчитан исключительно из срока погашения кредита, который также был использован для приобретения основного средств (л.д.72). Субсидия предоставлена для возмещения затрат, связанных с приобретением основного средства, а потому сам факт его приобретения является достижением показателей бизнес-плана и выполнением обязанностей, предусмотренных программой и заключенным договором субсидирования, и достижение показателей бизнес-плана не отрицалось представителем ответчика и не указано в иске как основание возврата субсидии.

Порядок и механизм предоставления и возврата субсидий регламентированы исключительно утвержденной программой и договором субсидирования. Ни договор, ни утвержденная программа не содержат условия осуществления предпринимательской деятельности не менее трех лет, а потому установление истцом указанного требования, как не предусмотренного программой и договором, свидетельствует о нарушении конституционного принципа свободы экономической деятельности и основных начал гражданского законодательства о беспрепятственном осуществлении гражданских прав и недопустимости их ограничения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

С учетом предоставленных сторонами доказательств и их оценки в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения требований искового заявления.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Администрации МО Белоглинский район в удовлетворении искового заявления к ФИО3 о взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2017 года.

Судья Т.В.Азовцева