ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-87/2018 от 27.06.2018 Лузского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-87/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Луза Кировской области 27 июня 2018 года

Лузский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Захаровой С.Н.,

при секретаре Чушовой Н.Б.,

с участием прокурора прокуратуры <адрес>ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лальский коммунальный сервис» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в установленном законом порядке в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> за утверждением нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) «Лальский коммунальный сервис» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в установленном законом порядке в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> за утверждением нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.

В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период подготовки к отопительному сезону 2018-2019 г.г., в ходе проверки выявлено бездействие ответчика по обеспечению утверждения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии. Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии утвержден приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ. Для расчета и обоснования нормативов запаса топлива необходимо использовать вышеуказанные нормативы, которые в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ.3, ДД.ММ.ГГГГ.5, ДД.ММ.ГГГГ.6 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждаются <адрес>.

Выявленные нарушения у ООО «Лальский коммунальный сервис» препятствуют обеспечению готовности теплоснабжающей организации к отопительному сезону и его безаварийного прохождения, что может привести к нарушениям прав неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное предоставление коммунальных услуг.

В судебном заседании прокурор ФИО3 настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании согласен с исковыми требованиями прокурора. При этом указал на отсутствие у ООО «Лальский коммунальный сервис» денежных средств, необходимых для разработки в установленном законом порядке и разработки нормативов технологических потерь, нормативов удельного расхода топлива, нормативов запасов топлива.

Суд, заслушав прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.

В соответствии п.4 ч.2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится: установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Согласно пп.11 ст.2 вышеназванного Закона теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В силу чч.1,5 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающая организация в свою очередь обязана обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии утвержден Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Порядок ).

Пунктом 2 Порядка определено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому (п. 15 Порядка).

В соответствии с п. 19,21 Порядка , для расчета и обоснования нормативов запаса топлива используются нормативы удельного расхода топлива.

Порядок определения нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии определен Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям определен Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ.

Для обеспечения готовности теплоснабжающих организаций к отопительному сезону и его безаварийного прохождения должны быть определены все три вида нормативов (нормативы технологических потерь, нормативы удельного расхода топлива, нормативы запасов топлива) в не зависимости от срока предоставления коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с п.п.1.1 п.1 Положения «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является органом исполнительной власти <адрес> межотраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно Положению полномочия по утверждению нормативов реализуются в рамках функции «предоставление государственных услуг».

В соответствии с п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» утверждение нормативов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании подпунктов ДД.ММ.ГГГГ.3, ДД.ММ.ГГГГ.5, ДД.ММ.ГГГГ.6 положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ министерство утверждает следующие нормативы в сфере теплоснабжения:

- нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (далее – нормативы запасов топлива);

- нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (далее – нормативы удельного расхода топлива);

- нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более (далее – нормативы технологических потерь).

Как установлено в судебном заседании, подтверждается договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-25), администрация Лальского городского поселения, являясь арендодателем муниципального имущества, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжению, заключила с арендатором ООО «Лальский коммунальный сервис» договор аренды тепловых сетей и зданий котельных для выполнения работ по производству тепловой энергии, передаче тепловой энергии, теплоносителя, а именно: котельной с оборудованием, 2011 года постройки, котельной с оборудованием, 1978 года постройки, котельной с оборудованием, 1986 года постройки, котельной с оборудованием, 1979 года постройки, тепловой сети, тепловой сети, расположенных на территории Лальского городского поселения.

Таким образом, обеспечение утверждения в установленном порядке нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии входит в обязанности именно владельца котельных, в данном случае ООО «Лальский коммунальный сервис».

Одним из основных видов деятельности ООО «Лальский коммунальный сервис» является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных (л.д.7-11).

Вышеуказанные котельные отпускают тепловую энергию в жилой фонд, а также другие объекты социальной инфраструктуры Лальского городского поселения (л.д.28).

Вместе с тем, согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) ООО «Лальский коммунальный сервис» нормативы технологических потерь, нормативы удельного расхода топлива, нормативы запасов топлива организацией в установленном порядке не разработаны и не утверждены.

Непринятие мер по обеспечению утверждения технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, препятствуют обеспечению готовности теплоснабжающей организации к отопительному сезону и его безаварийного прохождения, что способствует нарушению прав неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное предоставление коммунальных услуг индивидуализировать круг которых не представляется возможным.

Кроме того, отсутствие утвержденных технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии создает препятствия для определения наличия необходимого на начало отопительного сезона 70% запаса твердого топлива в котельных, осуществляющих отпуск тепловой энергии в жилищный фонд.

При указанных обстоятельствах требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Исходя из положений п.15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обязанность по утверждению нормативов должны быть исполнена не позднее 01 октября, суд считает, что предложенный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ по требованию об обеспечении утверждения нормативов отвечает требованиям разумности, обеспечивает исполнимость решения и соблюдение баланса интересов сторон.

Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств, необходимых для разработки в установленном законом порядке и разработки нормативов технологических потерь, нормативов удельного расхода топлива, нормативов запасов топлива, суд признает несостоятельными, поскольку обеспечение утверждения в установленном порядке нормативов является обязанностью владельца котельных, которым и является ООО «Лальский коммунальный сервис».

В силу требований ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом положений ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Согласно положениям ч.2 ст.333.20 НК РФ суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины.

Учитывая имущественное положение ООО «Лальский коммунальный сервис» суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до 1500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лальский коммунальный сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в установленном законом порядке в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> за утверждением нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и теплоносителя по тепловым сетям, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лальский коммунальный сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ) в доход муниципального образования Лузский муниципальный район <адрес> государственную пошлину за рассмотрение иска в суде в размере 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) с подачей жалобы через Лузский районный суд.

Судья С.Н.Захарова