ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-88 от 03.03.2016 Каменского городского суда (Пензенская область)

Дело 2-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Каменский городской суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Погребной С.Г.

с участием истцов К.Е., К.В.

при секретаре Б.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.В., К.Е. к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма и признании права собственности в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

К.В., К.Е. обратились в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что /дата/К.В. как работнику Сердобской КЭЧ района на семью из трех человек во временное пользование была предоставлена квартира, расположенная по адресу: /адрес/. В состав семьи были включены его супруга К.Е. и несовершеннолетняя дочь К.Е., /дата/ года рождения, в которой они были зарегистрированы с /дата/. С разрешения наймодателя - Сердобской КЭЧ района они за собственные средства произвели ремонтные работы, подключили квартиру к электро-, тепло-, водо- газоснабжению, а затем вселились в нее и стали проживать, поскольку другого жилого помещения они ни в собственности, ни в пользовании не имели. За весь период пользования спорной квартирой к ним требований о выселении из служебного жилого помещения не поступало. /дата/ приказом заместителя Министра обороны РФ /номер/ спорное жилое помещение было выведено из специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ и передано в муниципальную собственность. Поскольку спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения и перешла в муниципальную собственность, считают, что их правоотношения с наймодателем (собственником) жилья должны быть урегулированы нормами ЖК РФ о договоре социального найма. С просьбой заключить договор социального найма К.В. обратился в Администрацию города Каменки Каменского района, но ему в этом было отказано на том основании, что право пользования жилым помещением на условиях договора найма должно быть подтверждено ордером или иным документом на вселение на условиях договора найма. В настоящее время им необходимо доказать свое право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, чтобы в дальнейшем иметь возможность осуществить его приватизацию. Поскольку приватизация муниципального жилья заканчивается 1 марта 2016 года, и их право на заключение договора приватизации будет поставлено в зависимость от оформления прав ответчика на спорное жилое помещение в Управлении Росреестра. Считают, что их права нарушены и им необходима судебная защита нарушенного права. Просят суд признать за К.В., К.Е. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: /адрес/ на условиях договора социального найма; обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области заключить с ними договор социального найма вышеуказанного жилого помещения; признать право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру в равных долях - по 1/2 доли за К.В., К.Е.

В судебном заседании истцы К.В., К.Е., от исковых требований в части признания за ними права собственности на квартиру в порядке приватизации отказались, просили признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: /адрес/, на условиях договора социального найма; обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области заключить с ними договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.

Представитель ответчика администрации города Каменки Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. В суд представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 92 ЖК РФ служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что К.В./дата/ был принят на работу в Сердобскую КЭЧ района /адрес/ в качестве грузчика на 0,5 ставки. /л.д. .../

Сердобская КЭЧ района Пензенской области находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

/дата/ между ФГ КЭУ «Сердобская КЭЧ района» и К.В.в связи с трудовыми отношениями был заключен договор найма служебного помещения /номер/, согласно которому ему за плату во временное владение и пользование передается жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: /адрес/, на состав семьи, в том числе: он, жена К.Е., /дата/ года рождения и дочь - К.Е., /дата/ года рождения.

К.В. и члены его семьи зарегистрированы в спорной квартире с /дата/.

К.В. является квартиросъемщиком спорной квартиры, на него открыт лицевой счет.

На момент рассмотрения дела в суде в спорной квартире зарегистрированы К.В., К.Е. и их дочь К.Е.

На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжают проживать в спорной квартире, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состоит.

Из представленных истцами платежных документов усматривается, что на протяжении всего времени проживания в спорном жилом помещении, они регулярно оплачивает коммунальные и иные платежи.

В подтверждение доводов о том, что К.В. следит за техническим состоянием, осуществляет ремонт в квартире, истцом также представлены чеки, квитанции, подтверждающие несение расходов.

Из материалов дела усматривается, что истец обращался к ответчику с заявлением о заключении с ним договора социального найма, в чем ей было отказано ответом /номер/ от /дата/, поскольку её право пользования жилым помещением на условиях договора найма должно быть подтверждено ордером или иным документом на вселение на условиях договора найма.

Разрешая вопрос о законности исковых требований истца и правомерности отказа Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области на заключение с истцом договора социального найма жилого помещения, суд исходит из следующего.

В силу ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации /в редакции, действующей на момент предоставления жилого помещения/ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

В соответствии со ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Согласно части 2 указанной статьи, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Соответственно, жилые помещения, указанные в названной статье Вводного закона, после передачи их в муниципальную собственность приобретают правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма.

Согласно приказу заместителя Министра обороны РФ /номер/ от /дата/ год, спорное жилое помещение было выведено из специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ и передано в муниципальную собственность, что подтверждается актом приема-передачи указанного жилого многоквартирного дома, утвержденного директором департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации /дата/.

Установлено, что /дата/ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации за муниципальным образованием город Каменка Каменского района Пензенской области жилого помещения, квартиры, находящейся по адресу: /адрес/ на праве собственности.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от /дата/ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и /дата/ (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Каменки Пензенской области утратило статус служебного жилого помещения, в связи, с чем к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжают проживать в спорной квартире, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истцы не состоят.

Доказательств того, что спорное жилое помещение не утратило статус служебного жилья стороной ответчика не представлено.

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм суд полагает, что отказ Администрации г. Каменки Каменского района Пензенской области в заключении с истцом договора социального найма жилого помещения по адресу: /адрес/, неправомерен, а приведенные в ответе /номер/ от /дата/ доводы, правого значения при разрешении настоящего спора не имеют.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления), либо управомоченное им лицо (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В связи с тем, что К.В., К.Е. приобрели право пользования жилым помещением, суд возлагает на ответчика обязанность заключить с ней договор социального найма указанного жилого помещения по адресу : /адрес/, поскольку оформление жилищных правоотношений по использованию жилищного фонда является обязанностью собственника жилищного фонда, а не выполнение такой обязанности повлекло бы за собой ограничения в реализации прав истцов на пользование занимаемого ими жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Признать за К.В., К.Е. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: /адрес/, на условиях договора социального найма.

Обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области заключить с К.В., К.Е. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: /адрес/.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено /дата/.

Председательствующий