ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-880 от 07.10.2011 Ишимского городского суда (Тюменская область)

                                                                                    Ишимский городской суд Тюменской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ишимский городской суд Тюменской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Дело № 2-880/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ишим 07 октября 2011 года

Ишимский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Клишевой И.В.

при секретаре: Карповой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-880/2011

по иску Бельтюковой С.Г. к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области об оспаривании отказа в назначении досрочной пенсии, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, возложении обязанности включить период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить пенсию,

установил:

Бельтюкова С.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости досрочно, признании за ней права на досрочное получение пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности включить период работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию. Требования мотивированы тем, что 26 июля 2011 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, но получила отказ в связи с тем, что в специальный педагогический стаж не был включен период её работы в качестве воспитателя с 02.08.2005 года по 31.12.2007 года в автономной некоммерческой организации дошкольного образования «(...)». Отказ мотивирован тем, что право на досрочную пенсию по старости имеют только работники учреждений, а организация, где она работала, таковым не является. Решение в части отказа в назначении пенсии считает незаконным, так как, несмотря на реорганизацию муниципального дошкольного образовательного учреждения «(...)» в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «(...)» (АНО ДО «(...)») не изменились условия, содержание и характер ее работы. Просит возложить на ответчика обязанность включить указанный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и возложить обязанность назначить ей пенсию с момента обращения к ответчику – с 26 июля 2011 года.

Свои требовании Бельтюкова С.Г. поддержала в судебном заседании.

Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ишиме Тюменской области Богданова В.В. с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменных возражениях, согласно которых Управление не признает заявленные требования Бельтюковой С.Г., считает отказ правомерным и обоснованным, так как в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях. Законом Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» дано понятие системы образования, состоящей из сети образовательных учреждений, а также указано, что образовательными учреждениями являются юридические лица. В соответствие со ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций также должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Согласно ст.9 и ст.10 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждение и автономная некоммерческая организация - различные организационно-правовые формы юридического лица, принципиальное отличие между которыми заключается в возможности автономной некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность. Следовательно, автономная некоммерческая организация, не предусмотренная гл. IV ГК РФ, не охватывается понятием «учреждение». В соответствие со ст. 11.1 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций, в том числе в форме автономной некоммерческой организации. Однако при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии педагогическим работникам приоритет имеет не закон об образовании, а закон о трудовых пенсиях. Законодатель одним из критериев досрочного пенсионного обеспечения в связи с педагогической деятельностью установил осуществление определенной деятельности в юридических лицах, имеющих единственную организационно-правовую форму - «учреждение». Просят в иске Бельтюковой С.Г. отказать.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив письменные доказательства, считает исковые требования Бельтюковой С.Г. подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям:

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года (в редакции от 30.06.2009 года) №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.

Из трудовой книжки Бельтюковой С.Г. следует, что с 13 июля 1982 года она начала свою педагогическую деятельность и работала воспитателем, заместителем директора по воспитательной работе, в настоящее время работает воспитателем дошкольного учреждения.

Согласно решению об отказе в назначении пенсии № 179 от 10 августа 2011 года Бельтюковой С.Г. включены в стаж работы в связи с педагогической деятельностью периоды в общем объеме - 23 года 10 месяцев 20 дней. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ишиме отказывает во включении в педагогический стаж Бельтюковой С.Г. периода работы со 2 августа 2005 года по 31 декабря 2007 года в связи с тем, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «(...)» реорганизовано в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «(...)», пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях, система образования состоит только из учреждений, понятие «организация» в указанной системе отсутствует, правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж не имеется, в назначении пенсии отказано.

Суд считает решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ишиме в части невключения Бельтюковой С.Г. периода работы воспитателем со 2 августа 2005 года по 31 декабря 2007 года в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, незаконным по следующим основаниям:

Бельтюкова С.Г. 18 ноября 1996 года принята воспитателем в (...), который впоследствии реорганизовывался и стал муниципальным дошкольным образовательным учреждением «(...)», а 2 августа 2005 года он был преобразован в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «(...)», впоследствии вновь был реорганизован /л.д.8-15/.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную пенсию имеют воспитатели дошкольных образовательных учреждений (в том числе детских садов всех наименований).

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, периода его работы, подлежащего, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о типе и виде учреждений (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам и должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждений, организаций, в которых он работал).

В указанном Постановлении понятие учреждение, организация отождествлены.

Устав учреждения, действующего до реорганизации, вновь созданной организации и затем вновь реорганизованной свидетельствуют об одинаковых целях деятельности указанных юридических лиц, Уставы регламентируют образовательный процесс, в уставах отражены права участников образовательного процесса, каковыми являются воспитанники, педагоги, родители, идентичность целей, направленности деятельности, неизменность участников образовательного процесса свидетельствуют и о неизменности правового положения (права, обязанности) педагога в условиях созданной организации (л.д.19-26, 27-37, 38-46, 52-64).

Должностные обязанности Бельтюковой С.Г. как воспитателя также не претерпели изменения, о чем свидетельствуют должностные инструкции воспитателя АНО ДО (...) АУ ДО (...), МАДОУ (...), согласно которых основными направлениями деятельности воспитателя являются: воспитание и развитие детей во время их нахождения в детском саду, воспитатель планирует и организует жизнедеятельность детей, осуществляет их воспитание и развитие, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников, планирует и проводит коррекционно-развивающую работу на основе изучения индивидуальных особенностей детей и т.д. (л.д. 16-18).

Изменения вида (типа) учреждения, преобразование его в организацию не предопределяет различия в условии и характере профессиональной деятельности, не свидетельствует о существовании таких различий.

Трудовая функция, которая выполнялась Бельтюковой С.Г. не изменилась, она занималась в АНО также педагогической деятельностью, отсутствие определенного правового механизма, который регламентировал бы педагогическую деятельность независимо от организационной формы, от формы собственности, не должно порождать неравенство в сфере пенсионного обеспечения педагогов, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписание статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, что период работы со 2 августа 2005 года по 31 декабря 2007 года должен быть включен в специальный стаж Бельтюковой С.Г., дающий ей право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем на ответчика необходимо возложить обязанность включить данный период работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить Бельтюковой С.Г. пенсию с момента подачи ответчику заявления о назначении пенсии, то есть с 26 июля 2011 года.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу истца необходимо взыскать понесенные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.14,56,98, 194-199 ГПК РФ, пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд

РЕШИЛ:

Требования Бельтюковой С.Г. удовлетворить.

Отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области Бельтюковой С.Г. в части невключения периода работы со 2 августа 2005 года по 31 декабря 2007 года в качестве воспитателя в автономной некоммерческой организации дошкольного образования «(...)» в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, и в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия 25-летнего педагогического стажа признать незаконным.

Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области обязанность включить Бельтюковой С.Г. период работы в качестве воспитателя в автономной некоммерческой организации дошкольного образования «(...)» со 2 августа 2005 года по 31 декабря 2007 года в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Ишиме Тюменской области обязанность назначить Бельтюковой С.Г. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 26 июля 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Ишиме в пользу Бельтюковой С.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд в течение 10 дней с момента оглашения.

Председательствующий: