ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-880 от 18.05.2010 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

                                                                                    Железнодорожный районный суд города Ульяновска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Железнодорожный районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2- 880 /10

РЕШЕНИЕ 

именем Российской Федерации

18 мая 2010 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска

в составе председательствующего судьи Черлановой Е.С.

при секретаре Галицыной Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаковой В.И. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» об устранении нарушений прав, прекращении деятельности отделения почтовой связи

УСТАНОВИЛ

Казакова В.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (далее - ФГУП «Почта России»), в котором просила обязать ФГУП «Почта России» прекратить деятельность отделения почтовой связи *** Ульяновского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: г.Ульяновск, ..., ... ....

В иске указала, что она проживает в квартире *** многоквартирного дома *** по ... в г.Ульяновске, и является собственницей данной квартиры. В подъезде, где находится ее квартира, на 1-ом этаже, в 3-х комнатной квартире расположено отделение почтовой связи *** УФПС Ульяновской области филиала ФГУП «Почта России». Оказание услуг почтовой связи, погрузка-разгрузка почтовой корреспонденции, а также прием посетителей указанным почтовым отделением осуществляется через входную дверь подъезда дома. Изолированный вход в почтовое отделение отсутствует. Негативными последствиями деятельности почтового отделения являются постоянная антисанитарная обстановка как в подъезде, так и на прилегающей территории, присутствие в подъезде посторонних людей, постоянный шум от посетителей, звук хлопающейся двери почтового отделения, штамповки печатей, разгрузки-погрузки почтовых машин, невозможности отдыха у подъезда на лавочке, постоянное скопление у подъезда дома автомашин посетителей почтового отделения, разгрузочно-погрузочных постовых машин.

Деятельность почтового отделения *** в отсутствии отдельного входа в почтовое отделение нарушает гарантированное Конституцией РФ ее право и право членов ее семьи на благоприятную окружающую среду, на безопасность проживания, негативно влияет на состояние ее здоровья и здоровье членов ее семьи. Обращение в различные инстанции, в том числе и к ответчику, на протяжении ряда лет по вопросу переноса указанного почтового отделения из спорного подъезда в иное место либо обустройства изолированного входа в почтовое отделение положительных результатов не дали. На предложения мэрии г.Ульяновска по вопросу переноса указанного почтового отделения из спорного подъезда в иное место ответчик также ответил отказом.

В судебном заседании Казакова В.И. иск поддержала, дополнив, что кроме оказания услуг почтовой связи, почтовое отделение *** торгует бытовой химией, китайскими игрушками, подушками, одеялами и другими товарами. Увеличение видов услуг привело к увеличению количества посторонних людей, машин, шума и мусора. Все это создает невыносимые условия для проживания.

Представитель истца по доверенности Выскребцев А.Г. иск поддержал.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» Хамзина Э.А. иск не признала. В возражениях на иск указано, что отделение почтовой связи *** расположено согласно нормативам, указанным в приказе Министерства связи СССР № 178 от 27.04.1981 г. «О введении нормативов развития и размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи системы Министерства связи СССР». Численность населения, проживающего в зоне обслуживания, составляет 8 454 человека; количество обслуживаемых предприятий – 38; количество доставочных участков 3 с радиусом обслуживания 500 м. Перенос отделения почтовой связи будет не соответствовать нормативам развития и размещения в городах сети отделений почтовой связи. Довод о наличии антисанитарной обстановки является необоснованным. ФГУП «Почта России» заключило договор со специализированной организаций на проведение ежемесячных дератизационных и деинфекционных работ. Также в ОПС *** утверждена должность уборщицы производственных помещений. Согласно должностной инструкции в обязанности уборщицы входит уборка производственных помещений, коридоров, лестниц.

Представитель ... ... пояснил, что при осуществлении деятельности отделения почтовой связи *** нарушаются требования пожарной безопасности (пункт 7.2.15 СНиП 31-01-2003), а также требования п.п. 4.10, 4.12 СНиП 31-01-2003.

Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Сандрыкин В.А. просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В предварительном судебном заседании пояснил, что деятельность отделения почтовой связи *** осуществляется с нарушением санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.2.1002-00., пункты 9.1, 3.4, 3.5, требований по шумоизоляции).

Третье лицо – Мэрия г.Ульяновска просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, оставило иск на усмотрение суда. В отзыве на иск указано, что помещение, которое занимает отделение почтовой связи, не является муниципальной собственностью. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об организации принципов местного самоуправления в РФ» оказание услуг почтовой связи не входит в ведение органов местного самоуправления.

Третьи лица – Ульяновское государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации, Федеральное агентство связи, ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области просили рассмотреть дело в отсутствии своих представителей.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве о дне и времени судебного разбирательства было извещено, представитель в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» средства почтовой связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности граждан, юридических лиц. В целях осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи, а также иной деятельности на основании настоящего Федерального закона операторы почтовой связи могут приобретать необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 31 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ при планировании развития городов и сельских поселений, проектировании, строительстве и реконструкции кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры, а также жилых домов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с государственными градостроительными нормативами и правилами должны предусматривать проектирование и строительство зданий, а также помещений для размещения объектов почтовой связи.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Из материалов дела следует, что на основании договора аренды *** от *** г., заключенного между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Ульяновской области и ФГУП «Почта России» в лице Ульяновского почтамта, помещение *** в ... по ... в г.Ульяновске передавалось в аренду ФГУП «Почта России». Договор аренды расторгнут *** г.

Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области объекты недвижимости, находившиеся в управлении ГУ УФПС, были исключены из территориальной государственной базы данных в связи с передачей их в хозяйственное ведение ФГУП «Почта России», и подлежат учету в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве.

Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве, помещение *** в ... по ... в г.Ульяновске до настоящего времени не учтено в реестре федерального имущества по г.Москве.

Согласно инвентарному делу помещение *** в ... по ... в г.Ульяновске является трехкомнатной квартирой площадью 59,41 кв.м. Согласно акту осмотра дома от *** г. данная квартира используется под отделение связи.

Правоустанавливающих документов на помещение *** в ... по ... в г.Ульяновске, а также документов о переводе данного помещения из жилого в нежилое помещение, у ФГУП «Почта России» не имеется.

Согласно сообщению УФРС по Ульяновской области, УОГУП бюро технической инвентаризации» сведения о правах на квартиру *** ... по ... в г.Ульяновске отсутствуют. Также отсутствуют сведения о наличии в данном доме *** по ... нежилых помещений, и сведения о правах на данные нежилые помещения.

По делу установлено, что истица Казакова В.И. проживает в квартире *** ... по ... в г.Ульяновске, расположенной на 1 этаже дома, и является сособственником данной квартиры.

Квартира *** расположена на одной лестничной площадке и в одном подъезде с квартирой ***, в которой располагается отделение почтовой связи *** Ульяновского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее – ОПС ***).

Вход в ОПС *** осуществляется через подъезд жилого дома. Отдельного входа, изолированного от жилой части здания, ОПС *** не имеет.

Разгрузка-погрузка машин отделения почтовой связи *** также осуществляется через подъезд жилого дома.

Кроме услуг почтовой связи, в отделении почтовой связи *** ведется продажа товаров народного потребления, в том числе, бытовой химии, постельного белья, канцелярских товаров и др.

В соответствии с п. 7.2.15 СНиП 31-01-2003, а также п. 3.5 СанПиН 2.1.2.1002-00 помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Согласно п. 4.12 СНиП 31-01-2003 загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, не допускается.

Согласно п. 4.10 СНиП 31-01-2003 в цокольном, первом и втором этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроено-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. Не допускается размещать: специализированные магазины москательно-химических и других товаров; магазины с наличием в них взрывоопасных веществ и материалов; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли; и др.

Согласно п. 3.6 СанПиН 2.1.2.1002-00 при размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в т.ч. по шумозащищенности жилых помещений.

Согласно п. 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 не допускается использование жилого помещения для целей, не предусмотренных проектной документацией; хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух; выполнение работ или совершение других действий, являющихся источником повышенных уровней шума, вибрации, загрязнения воздуха, либо нарушающих условия проживания граждан о соседних жилых помещениях; захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования, и т.д.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Согласно ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, при осуществлении деятельности ОПС *** Ульяновского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» нарушаются требования пожарной безопасности (п. 7.2.15 СНиП 31-01-2003), санитарно-эпидемиологические требования (п. 3.5, п. 9.1 СанПиН 2.1.2.1002-00.), а также требования жилищного законодательства.

Указанные нарушения влекут нарушение прав истицы Казаковой В.И. и других граждан, проживающих в данном доме и подъезде, на безопасные условия проживания, на благоприятную окружающую среду. Неоднократные обращения граждан-жильцов подъезда к ФГУП «Почта России» с требованием устранить нарушения их прав, результатов не дали. ФГУП «Почта России» не принимает никаких мер по устранению имеющихся недостатков. На предложения органов местного самоуправления разместить отделение почтовой связи с другом месте, ФГУП «Почта России» отвечает отказом.

Доводы ФГУП «Почта России» о том, что предлагаемые мэрией г.Ульяновска помещения по адресам: ..., ... и по ..., ... в г.Ульяновске не пригодны для размещения в них ОПС ***, являются необоснованными. У ФГУП «Почта России» отсутствует план размещения отделений почтовой связи (развития сети) в спорном районе, и расчеты в обоснование данного плана. Ответчиком ФГУП «Почта России» не предоставлено доказательств тому, что все отделения почтовой связи в данном районе размещены в строгом соответствии с нормативами и планом развития сети, и размещение ОПС *** с отступлением от данных нормативов создаст негативные последствия для деятельности организаций почтовой связи.

То обстоятельство, что ФГУП «Почта России» без каких-либо нормативно обоснованных расчетов отказывается от всех вариантов помещений, предлагаемых мэрией г.Ульяновска для размещения ОПС ***, не предлагает собственные варианты возможного размещения ОПС ***, свидетельствует о том, что ФГУП «Почта России» не заинтересовано в устранении нарушений требований закона и прав граждан – жильцов дома *** по ... в г.Ульяновске.

Доводы представителя ФГУП «Почта России» о том, что невозможно сделать изолированный вход в помещение *** в ... по ... в г.Ульяновске, не подтверждены доказательствами. Доводы о том, что под квартирой *** проходят коммуникации, опровергаются материалами дела.

Учитывая данные обстоятельства, исковые требования Казаковой В.И. об устранении нарушения ее прав являются правомерными и подлежат удовлетворению. Следует обязать ФГУП «Почта России» прекратить деятельность отделения почтовой связи *** Ульяновского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: г.Ульяновск, ..., ... ....

Доводы ФГУП «Почта России» о том, что помещение ОПС *** в 1989 году было переоборудовано в нежилое помещение и данное переоборудование было проведено в соответствии с законом, не подтверждены доказательствами.

Напротив, отсутствие у помещения, занимаемого ОПС ***, изолированного входа свидетельствует о том, что помещение не было переведено из жилого в нежилое помещение в установленном законом порядке. Данное помещение не могло быть принято в эксплуатацию как нежилое помещение, предназначенное под отделение почтовой связи, так как оно не соответствовало требованиям пункта 1.38* СНиП 2.08.01-89* (действовавшего в тот период времени), в соответствии с которым помещения общественного назначения должны были иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Загрузка их со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускалась.

Доводы ФГУП «Почта России» о том, что в ОПС *** утверждена должность уборщицы, и что заключены договоры на проведение дезинфекции и дератизации помещения, не опровергают пояснения истицы и свидетелей о том, что в результате деятельности почтового отделения создается антисанитарная обстановка как в подъезде, так и на прилегающей территории, что прилегающая территория ФГУП «Почта России» не убирается, вывоз мусора, вырабатываемого ОПС ***, не производится.

Доводы ФГУП «Почта России» о том, что отделение почтовой связи *** удобно расположено согласно нормативам, разработанным Министерством связи СССР, не могут быть приняты судом во внимание, так как не свидетельствуют о невозможности размещения ОПС *** в другом помещении (месте) либо о невозможности реконструкции спорного помещения в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Казаковой В.И. удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» прекратить деятельность отделения почтовой связи *** Ульяновского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» по адресу: г.Ульяновск, ..., ... ....

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный суд в течение 10 дней.

Судья: Е.С.Черланова