ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-881/17 от 04.04.2017 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.

При секретаре Ядыкиной К.О.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

04 апреля 2017 года

гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Территориальная распределительная сетевая компания» Н. муниципального района к Вагину В. В., Захаренкову В. В.чу об обязании установить прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности,

УСТАНОВИЛ:

МУП «ТРСК Новокузнецкого района» обратилось в суд с иском к Вагину В.В., Захаренкову В.В. об обязании установить прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности.

Требования мотивированы тем, что МУП «ТРСК Н. муниципального района» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства.

На основании Договора о порядке использования закрепленного за муниципальным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №28 от 25.06.2013 истец владеет на праве хозяйственного ведения воздушной линией электропередачи 10кВ 4000 м. п.Нижние Кинерки, Новокузнецкий район.

Между ОАО "Кузбассэнергосбыт" и физическими лицами Захаренковым В.В. и ВагинымДД.ММ.ГГГГ заключен договор на электроснабжение.

Для электроснабжения домов , пос.Нижние Кинерки, ул.Центральная используется трансформаторная подстанция мощностью 160 кВА, которая снабжает электроэнергией также иные опосредованно присоединенные жилые дома.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 22.10.2015 на балансе ответчиков находятся ВЛ 10кВа, АС-50, L=350м. от отпаечной опоры №17 и КТП-160кВА., ответственность за отходящую от опоры №17 ВЛ-10кВ и КТП -1бОкВА несет заявитель.

В соответствии с данным актом установлена граница балансовой принадлежности сетей (контактные соединения на опоре №17 ВЛ-10кВ), а также эксплуатационная ответственность сторон, которая в этом случае подразумевает ответственность ответчика за все объекты электросетевого хозяйства от опоры №17 ВЛ-10кВ.

В настоящее время учет электроэнергии по вышеуказанному объекту производится следующим образом: три субабонента, согласно договору энергоснабжения, каждый с жилым домом (Рожихин, Герасимов, Жирнаков) имеют три прибора учета электроэнергии, установленные в трансформаторной подстанции 160 кВА, два прибора учета электроэнергии, каждый на жилой дом Захаренкова и Вагина В.В. установлены в непосредственной близости от жилых домов, но не в трансформаторной подстанции. Данная схема учета электроэнергии не позволяет контролировать в полной мере объемы потребленных энергоресурсов и не соответствует данным, указанным в акте разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, приведенном выше, а также противоречит действующему на территории РФ законодательству.

Прибор учета должен быть установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчику, то есть на опоре №17 ВЛ-10кВ, либо в случае отсутствия технической возможности, в месте максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в трансформаторной подстанции 160 кВА.

Таким образом, прибор учета, необходимый для определения потребленной электрической энергии энергопринимающими устройствами ответчиков Захаренкова В.В. и Вагина В.В. может быть и должен быть установлен на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, на опоре №17 ВЛ-10кВ. Техническая возможность установки прибора учета на опоре ВЛ-10кВ имеется.

МУП «ТРСК Новокузнецкого района» обращалось к ответчику письмами №359 от 15.04.2016, №360 от 15.04.2016 с предложением провести мероприятия по установке прибора учета, согласно границам балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, однако, указанные мероприятия до настоящего времени не произведены.

Бездействие ответчиков, выраженное в отказе от установки и ввода в эксплуатацию прибора учета на границе балансовой принадлежности, а также в отказе в допуске к энергопринимающим устройствам персонала сетевой организации, для целей выполнения вышеуказанных мероприятий нарушают права истца, поскольку допускают возможность безучетного потребления электроэнергии в границах ответственности ответчиков, путем искажения данных о потребленных энергоресурсах.

В ходе рассмотрения дела истец дополнил основания иска с учетом доводов в письменных возражениях ответчика. Указывает, что ответчик ссылается на правовую позицию, изложенную в Разъяснениях ФАС России от 06.05.2014 «По вопросу места установления прибора учета». В указанных разъяснениях ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Вместе с тем, указанная позиция ФАС России определена по отношению к порядку заключения и выполнения договора на технологическое присоединение на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию устройств при формировании технических условий для технологического присоединения.

Лица, указанные в пунктах 12.1 и 14 Правил технологического присоединения являются заявителями, которые выразили намерение произвести технологическое присоединение.

Ответчики по настоящему делу являются потребителями, в отношении которых уже произведена процедура технологического присоединения. Между сторонами уже достигнуто соглашение по всем техническим условиях, в том числе подписаны и определены границы балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Т.о., разъяснения ФАС России не распространяются на отношения между истцом и ответчиком. Не исполнив надлежащим образом своей обязанности по установке прибора учета, согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, потребитель допустил возможность неучтенного потребления электроэнергии в границах своей ответственности.

Ответчик Вагин В.В. в суд не явился, извещен о судебном заседании, ранее направил письменные возражения на иск.

Третье лицо ОАО «Кузбассэнергосбыт» в суд своего представителя не направило, извещены о судебном заседании, причин неявки не сообщили.

В судебном заседании представитель истца Лунина Е.А. и Лаврентьев А.В., действующие на основании доверенности, поддержали заявленные требования, дополнительно пояснила, что границы ответственности установлены, условия подписаны, ответчиков устраивают границы но поставить прибор учета не хотят, поэтому идет не учтенная электроэнергия, в связи с чем истец несет убытки.

Представитель ответчика Захаренкова В.В.Панова В.Л., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что ответчиком незаконно навязывается установка прибора учета, на участке ответчиков стоит прибор учета, поддержала письменные возражения.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Требованиями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бремя содержания имущества несет его собственник.

В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности

Согласно п.136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Основные положения), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на сновании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.

Согласно п.144 Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом, по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Согласно п.145 Основных положений Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Согласно п.147 Основных положений Места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

Как следует из п.148 Основных положений, сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

Согласно п.137 Основных положений Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Согласно п.150 Основных положений В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Согласно п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точкой присоединения к электрической сети является место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг с электрической сетью сетевой организации.

В соответствии с п.25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя.

Пунктом 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, предусмотрено разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и владельцем энергопринимающего устройства по границам участка владельца энергопринимающего устройства, под которыми понимаются границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном праве энергопринимающие устройства.

Как следует из материалов дела МУП «ТРСК Н. муниципального района» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства.

На основании Договора о порядке использования закрепленного за муниципальным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №28 от 25.06.2013 истец владеет на праве хозяйственного ведения воздушной линией электропередачи 10кВ 4000 м. п.Нижние Кинерки, Новокузнецкий район (л.д.23).

Между ОАО "Кузбассэнергосбыт" и физическими лицами Захаренковым В.В. и Вагиным заключен договор электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ на электроснабжение абонентов (л.д.10).

Для электроснабжения домов , пос.Нижние Кинерки, ул.Центральная используется трансформаторная подстанция мощностью 160 кВА, которая снабжает электроэнергией также иные опосредованно присоединенные жилые дома. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами по делу. Право собственности ответчиков на земельные участки и жилые дома в п.Нижние Кинерки <адрес> и подтверждается копиями свидетельств о праве собственности и ими не оспаривается (л.д. 120-124).

Согласно п.1.5 договора электроснабжения граница балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности за состояние и обслуживание электроустановок установлена актами от 11.08.2008.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 22.10.2015 на балансе ответчиков находятся ВЛ 10кВа, АС-50, L=350м от отпаечной опоры и КТП-160кВА, ответственность за отходящую от опоры ВЛ-10кВ и КТП-1бОкВА несут ответчики (л.д.29).

В соответствии с данным актом установлена граница балансовой принадлежности сетей (контактные соединения на опоре ВЛ-10кВ), а также эксплуатационная ответственность сторон, которая в этом случае подразумевает ответственность ответчика за все объекты электросетевого хозяйства от опоры ВЛ-10кВ, что также ответчиками не оспаривается.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами права приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих ответчикам и электрических сетей (энергопринимающего устройства) потребителя, те. на опоре ВЛ-10кВ в п.Нижние Кинерки Новокузнецкого района.

При этом, разделом X Основных положений возможность установки приборов учета электрической энергии в иных местах предусмотрена только в одном случае: при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики Энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.

Как видно из писем истца в адрес ответчиков (исх.359, 360 от 15.04.2016) им разъяснена обязанность установки прибора учета электроэнергии на основании положений Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009, разъяснены последствия неисполнения данной обязанности и не допуска к местам установки приборов учета.

Также, истцом составлялся Акт об отказе в допуске к энергопринимающим устройствам от 27.01.2015 и 19.05.2016 (л.д.22,125), что противоречит вышеназванным положениям законодательства об электроэнергетике и договору электроснабжения.

Следовательно, действия истца соответствовали требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, из чего следует, что доводы ответчиков, приведенные в письменных возражениях на иск, направлены на неверное толкование действующего законодательства и подлежат отклонению.

При таких установленных обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования, суд полагает правомерными действия истца, связанные с требованием о возложении обязанности на ответчиков установить и произвести допуск в эксплуатацию прибора учета электроэергии на опоре ВЛ-10кВ пос.Нижние Кинерки в Новокузнецком р-не, поскольку как установлено судом прибор учета электрической энергии установлен с нарушением требований действующего законодательства (п.144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) к месту его установки, а именно прибор учета электрической энергии установлен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики в нарушение соглашения сторон.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Территориальная распределительная сетевая компания» Н. муниципального района к Вагину В. В., Захаренкову В. В.чу об обязании установить прибор учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности.

Обязать Вагина В. В., Захаренкова В. В.ча установить и произвести допуск в эксплуатацию прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих им - на опоре ВЛ-10кВ в п.Нижние Кинерки Новокузнецкого района.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 07.04.2017.

Председательствующий: И.Г. Мухина