РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Жувагина А.Г.,
при секретаре Григорьевой А.В.,
с участием помощника Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Апанасевич К.А.,
представителя третьего лица администрации МО город Алексин по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области гражданское дело №2-881/2018 по исковому заявлению Алексинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования город Алексин к ФИО4 о взыскании денежных средств в порядке регресса,
установил:
Алексинский межрайонный прокурор в интересах муниципального образования город Алексин обратился в суд с исковым заявлением к ФИО4 о взыскании денежных средств в порядке регресса. Свои требования мотивировал тем, что Алексинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что в соответствии с проведенным аукционом согласно требованиям Федерального закона РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между администрацией МО город Алексин (Заказчик) и ООО «СМУ- 2» (Подрядчик) 06.06.2016 заключен муниципальный контракт № (далее - контракт от 06.06.2016).
Согласно п. 1.1 контракта от 06.06.2016 Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес> в соответствии с условиями контракта, техническим заданием и локальной сметой, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее в установленном контрактом порядке. Цена контракта составляет 1 035 129 руб.
В соответствии с п. 3.4 контракта от 06.06.2016 оплата производится за фактически выполненные работы в течение 30 календарных дней с даты предоставления в адрес заказчика документов на оплату: счёта, счёт - фактуры, справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и документов, подтверждающих факт выполнения работ: акт приемки выполненных работ (КС-2).
Пунктом 5.3 контракта от 06.06.2016 предусмотрено, что заказчик обязуется принять результат выполненных работ у подрядчика по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акту приемки законченных работ по контракту при условии отсутствия замечаний к полноте и качеству выполненных работ; оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. Заказчик обязан оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно п. 6.1 контракта от 06.06.2016 заказчик назначает своим представителем МКУ «УКС г.Алексин» на объекте, который от его имени осуществляет строительный контроль, технический надзор за выполнением работ, промежуточную приемку, а также оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения работ по настоящему Контракту (п. 6.1 контракта).
15.08.2016 ООО «СМУ-2» направило в адрес главы администрации МО город Алексин уведомление об окончании работ по контракту от 06.06.2016 в полном объеме, к которому приложены акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости работ, счет на оплату от 12.08.2016 №, счет-фактуру от 12.08.2016 №.
Выполненные ООО «СМУ-2» работы, предусмотренные контрактом от 06.06.2016 приняты представителем заказчика МКУ «УКС г.Алексин». Работы выполнены на общую сумму 783 112 руб. 38 коп.
19.12.2016 администрацией МО город Алексин в адрес ООО «СМУ-2» произведена частичная оплата за выполненные работы по контракту от 06.06.2016.
В соответствии с актом сверки взаимных расчетов между администрацией МО город Алексин и ООО «СМУ- 2», по состоянию на 31.12.2016 перед последним имеется задолженность в размере 516 854 руб. 51 коп.
Поскольку администрация МО город Алексин несвоевременно выполнила свои обязательства по оплате выполненных работ, 11.01.2017 ООО «СМУ-2» направило в адрес администрации МО город Алексин претензию о необходимости оплаты задолженности по контракту от 06.06.2016.
Претензия ООО «СМУ-2» не была удовлетворена, в связи с чем, ООО «СМУ-2» вынуждено было обратиться в Арбитражный суд Тульской области.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 контракта от 06.06.2016, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 29.06.2017 № установлен факт нарушения администрацией МО город Алексин обязательств по своевременной оплате выполненных ООО «СМУ-2» работ, предусмотренных контрактом от 06.06.2016. С администрации МО город Алексин в пользу ООО «СМУ-2» взысканы задолженность в размере 516 853 руб. 99 коп., пени в размере 29 615 руб. 73 коп., всего 546 469 руб. 72 коп.
Согласно информации администрации МО город Алексин от 11.05.2018 №, решение Арбитражного суда Тульской области от 29.06.2017 № оплачено, в том числе пени в размере 29 615 руб. 73 коп. - из бюджета МО город Алексин.
Также, проведенной проверкой установлено, что в соответствии с проведенным аукционом согласно требованиям Федерального закона РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между администрацией МО город Алексин (Заказчик), в лице первого заместителя главы администрации МО город Алексин ФИО1 и ООО «Окнастройсервис» (Подрядчик) 11.05.2016 заключен муниципальный контракт № (далее - контракт от 11.05.2016).
Согласно п. 1.1 контракта от 11.05.2016 Подрядчик обязуется выполнить работы по замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия № 18» <адрес>, утвержденной сметной документацией и техническим заданием, являющейся неотъемлемой частью контракта от 11.05.2016, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее в установленном контрактом порядке.
В соответствии с п. 3.1 контракта от 11.05.2016 цена работ составляет 3 612 268 руб. 62 коп.
В соответствии с п. 3.4 контракта от 11.05.2016 оплата производится за фактически выполненные работы в течение 30 календарных дней с даты предоставления в адрес заказчика документов на оплату: счёта, счёт - фактуры, справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и документов, подтверждающих факт выполнения работ: акт приемки выполненных работ KC-2).
Пунктом 5.3 контракта от 11.05.2016 предусмотрено, что заказчик обязуется принять результат выполненных работ у подрядчика по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акту приемки законченных работ по контракту при условии отсутствия замечаний к полноте и качеству выполненных работ; оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. Заказчик обязан оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно п. 6.1 контракта от 06.06.2016 заказчик назначает своим представителем МКУ «УКС г.Алексин» на объекте, который от его имени осуществляет строительный контроль, технический надзор за выполнением работ, промежуточную приемку, а также оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения работ по настоящему контракту (п. 6.1 контракта).
Подрядчик свои обязательства, предусмотренные контрактом от 11.05.2016 исполнил, а заказчик работы принял, что подтверждается актом приемки законченных работ от 06.09.2016, актом о приемке выполненных работ от 10.08.2016. Однако, заказчик, в нарушение условий контракта от 11.05.2016 обязательства по своевременной оплате выполненных работ не исполнил, в связи с чем, ООО «Окнастройсервис» вынуждено обратилось в Арбитражный суд Тульской области.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 контракта от 11.05.2016, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 № установлен факт нарушения администрацией муниципального образования город Алексин обязательства по своевременной оплате выполненных ООО «Окнастройсервис» работ, предусмотренных контрактом от 11.05.2016. С администрации МО город Алексин в пользу ООО «Окнастройсервис» взыскана неустойка в размере 61 087 руб. 77 коп.
Согласно информации администрации МО город Алексин от 11.05.2018 №, решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 № оплачено, в том числе неустойка в размере 61 087 руб. 77 коп. - из бюджета МО город Алексин.
Как следует из информации администрации МО город Алексин от 14.08.2018 №, частью 9 Положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 1 октября 2013 года №521 «Об утверждении положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области» предусмотрено, что финансирование мероприятий проекта осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, местных бюджетов, населения муниципального образования Тульской области, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в денежной форме в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Ремонтные работы по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес> предусмотренные контрактом от 06.06.2016, а также работы по замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия №18» <адрес>, предусмотренные контрактом от 11.05.2016 финансировались, в том числе за счет субсидий в рамках указанной выше программы «Народный бюджет».
В соответствии с п. 1.1 соглашения о предоставлении субсидии от 08.02.2016 № (далее - Соглашение), Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору обязуется предоставить субсидию из бюджета Тульской области администрации муниципального образования город Алексин на реализацию мероприятий по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес> и замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия № 18» <адрес>.
На основании п. 3.2.5 Соглашения Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору осуществляет по мере необходимости проверки целевого использования средств, а также соответствия представленных отчетов фактическому состоянию.
Таким образом, из анализа положений соглашения следует, что Инспекция Тульской области по государственному архитектурно - строительному надзору как главный распорядитель средств бюджета Тульской области вправе осуществлять проверку фактически выполненных работ, на которые были выделены денежные средства.
В соответствии с ч. 9 Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области в целях софинансирования расходных обязательств в рамках реализации проекта «Народный бюджет» утвержденных постановлением Правительства Тульской области от 24 сентября 2015 года № 433 (далее - Правила) о завершении работ по объектам, муниципальное образование Тульской области уведомляет главного распорядителя бюджетных средств путем направления заявки о приемке работ, которая составляется в произвольной форме. К заявке о приемке работ прилагаются в том числе документы, подтверждающие выполненные работы.
Частью 11 Правил установлено, что главный распорядитель бюджетных средств в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения от муниципального образования документов, проводит их проверку, а также осуществляет визуальный осмотр выполненных работ. По результатам проверки выполненных работ составляется акт, в котором указывается соответствие либо несоответствие выполненных работ целям предоставления субсидий, указанным в распоряжении правительства Тульской области.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
На основании ч.12 Правил главный распорядитель бюджетных средств перечисляет субсидию в размере, не превышающем долю софинансирования бюджета Тульской области, с учетом фактически выполненных работ в течение пяти рабочих дней после дня: составления положительного акта; поступления вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего произвести оплату выполненных работ, услуг по заключенному и исполненному муниципальному контракту в отношении объекта в рамках реализации проекта «Народный бюджет».
В случае составления отрицательного акта муниципальное образование вправе повторно направить главному распорядителю бюджетных средств заявку с приложением документов, после устранения недостатков, указанных в акте.
Как указано выше, в соответствии с условиями контрактов от 06.06.2016, от 11.05.2016 строительный контроль, технический надзор за выполнением работ, промежуточную приемку, а также оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения работ от имени администрации МО город Алексин осуществляет МКУ «УКС г. Алексин».
Распоряжением главы администрации МО город Алексин ФИО2 от 04.04.2016 № исполнение обязанностей директора МКУ «УКС г.Алексин» возложено на ФИО4
В соответствии с п.п.3.10, 3.11 должностной инструкции директора МКУ «УКС г.Алексин», утвержденной главой администрации МО город Алексин 25.04.2017, директор учреждения осуществляет строительный контроль по заданию заказчика, осуществляет технический надзор (проверяет цены, объемы по предъявленным к оплате документам поставщиков, проектно-изыскательских и других организаций за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги, в рамках задания заказчика).
Исходя из пункта 5.7 указанной должностной инструкции, ФИО4, являясь и.о. директора МКУ «УКС г.Алексин» несет ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, построенных (отремонтированных) с нарушением требований нормативных документов и проектной документации. Работы по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес>, предусмотренные контрактом от 06.06.2016, а также работы по замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия № 18» <адрес>, предусмотренные контрактом от 11.05.2016 приняты и подписаны и.о. директора МКУ «УКС г.Алексин» ФИО4
Однако, при проведении проверки выполненных работ по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016 Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору обнаружены недостатки в работах, в связи с чем, субсидия из бюджета Тульской области не была предоставлена.
Поскольку первоначально, и.о. директора МКУ «УКС г. Алексин» ФИО4 работы по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016 приняты, подрядчики - ООО «СМУ-2», ООО «Окнастройсервис» не согласились с замечаниями Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, что и привело к обращению ООО «СМУ-2» и ООО «Окнастройсервис» в Арбитражный суд тульской области.
Таким образом, и.о. директора МКУ «УКС г.Алексин» ФИО4 ненадлежащим образом проведены работы по приемке выполненных работ по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016.
Алексинской межрайонной прокуратурой установлено, что незаконные юридически значимые действия, вследствие которых бюджету МО город Алексин причинен ущерб на сумму 90703 руб. 50 коп. (пени в размере 29 615 руб. 73 коп. по контракту от 06.06.2016 и неустойка в размере 61 087 руб. 77 коп. по контракту от 11.05.2016), совершены и.о. директора МКУ «УКС г. Алексин» ФИО4 которым в нарушение закона, вопреки требованиям муниципальных контрактов и должностной инструкции ненадлежащим образом проведены работы по приемке выполненных работ по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016.
На основании изложенного просил взыскать с ФИО4 в порядке регресса в пользу МО город Алексин оплаченные администрацией МО город Алексин на основании решений Арбитражного суда Тульской области от 29.06.2017 №, от 03.08.2017 № пени в размере 29 615 руб. 73 коп. по контракту от 06.06.2016 и неустойку в размере 61 087 руб. 77 коп. по контракту от 11.05.2016, а всего: 90 703 руб. 50 коп.
В судебном заседании:
Помощник Алексинского межрайонного прокурора Тульской области Апанасевич К.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО4 не явился, о дате, месте и времени извещался надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования признал в полном объёме, последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица администрации МО город Алексин по доверенности ФИО3 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося, надлежащим образом извещённого ответчика.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий.
Одним из принципов бюджетного законодательства, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, является принцип эффективности использования бюджетных средств означающий, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу статей 65,69, 69.1, 86 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 52,53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заключение муниципального контракта означает принятие муниципальным образованием на себя расходного обязательства по его оплате, формирование расходов по сопровождению и оплате такого муниципального контракта как расходного обязательства должно происходить в очередном финансовом году.
Согласно ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств.
В силу ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом, получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.
Таким образом, невыполнение данных обязанностей или их несвоевременное выполнение влечет дополнительные финансовые обременения на местный бюджет в виде взыскания задолженности и неустойки.
Судом установлено, что, в ходе проведенной Алексинской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения бюджетного законодательства установлено, что в соответствии с проведенным аукционом согласно требованиям Федерального закона РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между администрацией муниципального образования город Алексин (Заказчик) и ООО «СМУ- 2» (Подрядчик) 06.06.2016 заключен муниципальный контракт № (далее - контракт от 06.06.2016).
Согласно п. 1.1 контракта от 06.06.2016 подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес> в соответствии с условиями контракта, техническим заданием и локальной сметой, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее в установленном контрактом порядке. Цена контракта составляет 1 035 129 руб.
В соответствии с п. 3.4 контракта от 06.06.2016 оплата производится за фактически выполненные работы в течение 30 календарных дней с даты предоставления в адрес заказчика документов на оплату: счёта, счёт - фактуры, справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и документов, подтверждающих факт выполнения работ: акт приемки выполненных работ (КС-2).
Пунктом 5.3 контракта от 06.06.2016 предусмотрено, что заказчик обязуется принять результат выполненных работ у подрядчика по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акту приемки законченных работ по контракту при условии отсутствия замечаний к полноте и качеству выполненных работ; оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. Заказчик обязан оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно п. 6.1 контракта от 06.06.2016 заказчик назначает своим представителем МКУ «УКС г.Алексин» на объекте, который от его имени осуществляет строительный контроль, технический надзор за выполнением работ, промежуточную приемку, а также оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения работ по настоящему Контракту (п. 6.1 контракта).
15.08.2016 ООО «СМУ-2» направило в адрес главы администрации МО город Алексин уведомление об окончании работ по контракту от 06.06.2016 в полном объеме, к которому приложены акт о приемке выполненных работ, справку о стоимости работ, счет на оплату от 12.08.2016 №, счет-фактуру от 12.08.2016 №.
Выполненные ООО «СМУ-2» работы, предусмотренные контрактом от 06.06.2016 приняты представителем заказчика МКУ «УКС г.Алексин». Работы выполнены на общую сумму 783 112 руб. 38 коп.
19.12.2016 администрацией МО город Алексин в адрес ООО «СМУ-2» произведена частичная оплата за выполненные работы по контракту от 06.06.2016.
В соответствии с актом сверки взаимных расчетов между администрацией МО город Алексин и ООО «СМУ- 2», по состоянию на 31.12.2016 перед последним имеется задолженность в размере 516 854 руб. 51 коп.
Поскольку администрация МО город Алексин несвоевременно выполнила свои обязательства по оплате выполненных работ, 11.01.2017 ООО «СМУ-2» направило в адрес администрации МО город Алексин претензию о необходимости оплаты задолженности по контракту от 06.06.2016.
Претензия ООО «СМУ-2» не была удовлетворена, в связи с чем, ООО «СМУ-2» вынуждено было обратиться в Арбитражный суд Тульской области.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 контракта от 06.06.2016, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 29.06.2017 № установлен факт нарушения администрацией МО город Алексин обязательства по своевременной оплате выполненных ООО «СМУ-2» работ, предусмотренных контрактом от 06.06.2016. С администрации МО город Алексин в пользу ООО «СМУ-2» взысканы задолженность в размере 516 853 руб. 99 коп., пени в размере 29 615 руб. 73 коп., всего 546 469 руб. 72 коп.
Согласно информации администрации МО город Алексин от 11.05.2018 №, решение Арбитражного суда Тульской области от 29.06.2017 № оплачено, в том числе пени в размере 29 615 руб. 73 коп. - из бюджета МО город Алексин.
Также, проведенной проверкой установлено, что в соответствии с проведенным аукционом согласно требованиям Федерального закона РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между администрацией муниципального образования город Алексин (Заказчик), в лице первого заместителя главы администрации муниципального образования город Алексин ФИО1 и ООО «Окнастройсервис» (Подрядчик) 11.05.2016 заключен муниципальный контракт № (далее - контракт от 11.05.2016).
Согласно п. 1.1 контракта от 11.05.2016 Подрядчик обязуется выполнить работы по замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия № 18» <адрес>, утвержденной сметной документацией и техническим заданием, являющейся неотъемлемой частью контракта от 11.05.2016, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее в установленном контрактом порядке.
В соответствии с п. 3.1 контракта от 11.05.2016 цена работ составляет 3 612 268 руб. 62 коп.
В соответствии с п. 3.4 контракта от 11.05.2016 оплата производится за фактически выполненные работы в течение 30 календарных дней с даты предоставления в адрес заказчика документов на оплату: счёта, счёт - фактуры, справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и документов, подтверждающих факт выполнения работ: акт приемки выполненных работ KC-2).
Пунктом 5.3 контракта от 11.05.2016 предусмотрено, что заказчик обязуется принять результат выполненных работ у подрядчика по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акту приемки законченных работ по контракту при условии отсутствия замечаний к полноте и качеству выполненных работ; оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим контрактом. Заказчик обязан оплатить выполненные работы в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно п. 6.1 контракта от 06.06.2016 заказчик назначает своим представителем МКУ «УКС г.Алексин» на объекте, который от его имени осуществляет строительный контроль, технический надзор за выполнением работ, промежуточную приемку, а также оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения работ по настоящему Контракту (п. 6.1 контракта).
Подрядчик свои обязательства, предусмотренные контрактом от 11.05.2016 исполнил, а заказчик работы принял, что подтверждается актом приемки законченных работ от 06.09.2016, актом о приемке выполненных работ от 10.08.2016. Однако, заказчик, в нарушение условий контракта от 11.05.2016 обязательства по своевременной оплате выполненных работ не исполнил, в связи с чем, ООО «Окнастройсервис» вынуждено обратиться в Арбитражный суд Тульской области.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 контракта от 11.05.2016, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 № установлен факт нарушения администрацией МО город Алексин обязательства по своевременной оплате выполненных ООО «Окнастройсервис» работ, предусмотренных контрактом от 11.05.2016. С администрации МО город Алексин в пользу ООО «Окнастройсервис» взыскана неустойка в размере 61 087 руб. 77 коп.
Согласно информации администрации МО город Алексин от 11.05.2018 №, решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 № оплачено, в том числе неустойка в размере 61 087 руб. 77 коп. - из бюджета МО город Алексин.
В силу ч.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Как следует из информации администрации МО город Алексин от 14.08.2018 №, частью 9 Положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 1 октября 2013 года №521 «Об утверждении положения о проекте «Народный бюджет» в Тульской области» предусмотрено, что финансирование мероприятий проекта осуществляется за счет средств бюджета Тульской области, местных бюджетов, населения муниципального образования Тульской области, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в денежной форме в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Ремонтные работы по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес>, предусмотренные контрактом от 06.06.2016, а также работы по замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия №18» <адрес>, предусмотренные контрактом от 11.05.2016 финансировались, в том числе за счет субсидий в рамках указанной выше программы «Народный бюджет».
В соответствии с п. 1.1 соглашения о предоставлении субсидии от 08.02.2016 № (далее - Соглашение), Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору обязуется предоставить субсидию из бюджета Тульской области администрации МО город Алексин на реализацию мероприятий по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес> и замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия № 18» <адрес>.
На основании п.3.2.5 соглашения Инспекция Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору осуществляет по мере необходимости проверки целевого использования средств, а также соответствия представленных отчетов фактическому состоянию.
Таким образом, из анализа положений соглашения следует, что Инспекция Тульской области по государственному архитектурно- строительному надзору как главный распорядитель средств бюджета Тульской области вправе осуществлять проверку фактически выполненных работ, на которые были выделены денежные средства.
В соответствии с ч. 9 Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области в целях софинансирования расходных обязательств в рамках реализации проекта «Народный бюджет» утвержденных постановлением Правительства Тульской области от 24 сентября 2015 года № 433 (далее - Правила) о завершении работ по объектам, муниципальное образование Тульской области уведомляет главного распорядителя бюджетных средств путем направления заявки о приемке работ, которая составляется в произвольной форме. К заявке о приемке работ прилагаются в том числе документы, подтверждающие выполненные работы.
Частью 11 Правил установлено, что главный распорядитель бюджетных средств в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения от муниципального образования документов, проводит их проверку, а также осуществляет визуальный осмотр выполненных работ. По результатам проверки выполненных работ составляется акт, в котором указывается соответствие либо несоответствие выполненных работ целям предоставления субсидий, указанным в распоряжении правительства Тульской области.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
На основании ч.12 Правил главный распорядитель бюджетных средств перечисляет субсидию в размере, не превышающем долю софинансирования бюджета Тульской области, с учетом фактически выполненных работ в течение пяти рабочих дней после дня: составления положительного акта; поступления вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего произвести оплату выполненных работ, услуг по заключенному и исполненному муниципальному контракту в отношении объекта в рамках реализации проекта «Народный бюджет».
В случае составления отрицательного акта муниципальное образование вправе повторно направить главному распорядителю бюджетных средств заявку с приложением документов, после устранения недостатков, указанных в акте.
Как указано выше, в соответствии с условиями контрактов от 06.06.2016, от 11.05.2016 строительный контроль, технический надзор за выполнением работ, промежуточную приемку, а также оперативное решение вопросов, возникающих в процессе выполнения работ от имени администрации МО город Алексин осуществляет МКУ «УКС г.Алексин».
Распоряжением главы администрации МО город Алексин ФИО2 от 04.04.2016 №, исполнение обязанностей директора МКУ «УКС г. Алексин» возложено на ФИО4
В соответствии с п.п.3.10, 3.11 должностной инструкции директора МКУ «УКС г.Алексин», утвержденной главой администрации МО город Алексин 25.04.2017, директор учреждения осуществляет строительный контроль по заданию заказчика, осуществляет технический надзор (проверяет цены, объемы по предъявленным к оплате документам поставщиков, проектно-изыскательских и других организаций за выполненные работы, поставленную продукцию и оказанные услуги, в рамках задания заказчика).
Исходя из пункта 5.7 указанной должностной инструкции, ФИО4, являясь и.о. директора МКУ «УКС г.Алексин» несет ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, построенных (отремонтированных) с нарушением требований нормативных документов и проектной документации. Работы по ремонту коммуникаций в подвалах жилого дома <адрес>, предусмотренные контрактом от 06.06.2016, а также работы по замене оконных блоков в МБОУ «Гимназия № 18» <адрес>, предусмотренные контрактом от 11.05.2016 приняты и подписаны и.о. директора МКУ «УКС г.Алексин» ФИО4
Однако, при проведении проверки выполненных работ по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016 Инспекцией Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору обнаружены недостатки в работах, в связи с чем, субсидия из бюджета Тульской области не предоставлена.
Поскольку первоначально, и.о. директора МКУ «УКС г. Алексин» ФИО4 работы по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016 приняты, подрядчики - ООО «СМУ-2», ООО «Окнастройсервис» не согласились с замечаниями Инспекции Тульской области по государственному архитектурно-строительному надзору, что и привело к обращению ООО «СМУ-2» и ООО «Окнастройсервис» в Арбитражный суд Тульской области.
В связи с изложенным, судом установлено, что и.о. директора МКУ «УКС г.Алексин» ФИО4 ненадлежащим образом проведены работы по приемке выполненных работ по контрактам от 06.06.2016, от 11.05.2016.
Согласно ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Поскольку установлено, что убытки, причиненные муниципальному образованию город Алексин в результате ненадлежащего исполнения и.о. директора МКУ «УКС г. Алексин» ФИО4 должностных обязанностей, возмещены администрацией МО город Алексин, суд полагает, что исковые требования Алексинского межрайонного прокурора Тульской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска является одним из исключительных распорядительных прав ответчика.
В силу ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик ФИО4 реализовал своё право, предоставленное ч.1 ст. 39 ГПК РФ, признав исковые требования. Признание иска выражено ответчиком в письменном заявлении, которое приобщено к материалам настоящего дела, согласно которому последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.39, 173 ГПК РФ, ответчику понятны.
Таким образом, суд находит исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования город Алексин к ФИО4 о взыскании денежных средств в порядке регресса, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу положений п.1 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
При этом налоговое законодательство признает плательщиком государственной пошлины ответчика, выступающего в судах общей юрисдикции, если при этом решение принято не в его пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины (п. 2 ч. 2 ст. 333.17 НК РФ).
Учитывая, что истец в соответствии с пп.19 п.2 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 4 п. 1 ст. 333.20 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета администрации МО город Алексин государственную пошлину в размере 2921 руб. 11 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Алексинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования город Алексин к ФИО4 о взыскании денежных средств в порядке регресса, удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 в пользу администрации муниципального образования город Алексин пени в размере 29 615 руб. 73 коп. по контракту от 06.06.2016 и неустойку в размере 61 087 руб. 77 коп. по контракту от 11.05.2016, а всего 90 703 руб. 50 коп.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.10.2018.
Председательствующий: