ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8826/2023 от 19.12.2023 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-8826/2023

УИД 28RS0004-01-2023-012685-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Рыжаковой Е.А.

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об оспаривании решения, понуждении перечислить денежные средства,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском в котором просит признать незаконным решение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, выраженное в письме от 09.11.2023 № 08-8953 заместителя министра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО4 в адрес ФИО3*** г.р. в следующих формулировках: «Дополнительно сообщаем, ответственный исполнитель государственной программы перечислит средства социальной выплаты в размере 2960718 руб., при указании в сертификате серии ПС № 360390 социальной выплаты в размере 3515852 руб.»; возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность перечислить 1236691,92 рублей на счет № ***, открытый в ПАО Сбербанк на имя ФИО3*** г.р. не позднее семи дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Требования истца мотивированы тем, что 26.07.2023 Благовещенский городской суд Амурской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело производство № 2-4674/2023 по иску ФИО3 к Министерству ЖКХ Амурской области об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата, понуждении выдать государственный жилищный сертификат, решил: признать незаконным решение Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 30.12.2022 об отказе в выдаче ФИО3*** г.р. государственного жилищного сертификата. Признать за ФИО3*** г.р. право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализаций подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры». Обязать Министерство ЖКХ Амурской области выдать ФИО3*** г.р. государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры». Указанное решение суда от 26.07.2023 оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда 11.10.2023. На основании вышеуказанного судебного решения получила сертификат серии ПС № 360390 с размером выплаты 3515852 руб. 07.11.2023 заключила с ПАО «Сбербанк России» в лице Отделения №8636 Сбербанка России г. Благовещенск договор № *** банковского счета для обслуживания федеральных и региональных программ со следующим условием: Размер выплаты составляет 3515852 руб. 09.11.2023 заместитель министра Министерства ЖКХ Амурской области ФИО4 направила в ее адрес письмо № 08-8953, в котором указано, что при выдаче сертификата были применены следующие показатели: норматив общей площади жилого помещения - 33 кв.м.; норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения в Российской Федерации – 93457 руб.; повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации - 1.2; норматив предоставления социальной выплаты – 95 %». Указанное нарушает ее права и интересы вследствие неприменения административным ответчиком: Положения статьи 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам имеющим право на их получение, определяется исходя из.. .норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.08.2023 № 619/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 года», в котором изложено: утвердить показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, согласно приложению к настоящему приказу. В приложении к Приказу (показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 года (в рублях)): указано «79 Амурская область 132494». При этом в письме заместителя министра Министерства ЖКХ Амурской области ФИО4 применен показатель: «норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации – 93457 руб.». Ответчик не применив Приказ, применил источник, содержащий лишь справочную информацию: «Размеры средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья для расчета размеров безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета». Назначение справочной информации следует из названия документа, отражающего средние показатели социально-экономического развития субъектов РФ. Справочная информация, использованная ответчиком при расчете размера социальной выплаты, нормативным актом не является. Размер социальной выплаты, причитающейся ей при применении показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области на IV квартал 2023 года в размере 132494 рублей из Приказа от 29.08.2023 № 619/пр составляет: 132494 х 1,2 х 33 х 0,8 = 4197409,92 руб. Альтернативный расчет размера социальной выплаты административного истца произведен с применением порядка расчета, приведенного в письме заместителя министра Министерства ЖКХ Амурской области ФИО4 Разница размера социальной выплаты в расчетах составляет 1236691,92 рублей (4197409,92 - 2960718). Данная сумма подлежит перечислению ответчиком на счет в ПАО Сбербанк, открытом на ее имя.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании, не согласившись с иском, указала, что в рамках реализации данной подпрограммы и исполнения судебного решения министерством 26.10.2023 на имя ФИО3 был оформлен и выдан государственный жилищный сертификат серии ПС № 360390 на сумму 3515852 руб. Размер социальной выплаты был рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи - 1 человек; норматив общей площади жилого помещения - 33 кв.м.; норматив стоимости 1 кв.м, общей площади жилого помещения по РФ - 93457 руб.; повышающий коэффициент к нормативу - 1,20; норматив предоставления социальной выплаты - 95 %. При расчете социальной выплаты министерством был ошибочно применен норматив предоставления жилищной субсидии - 95 %, который был исчислен из расчета стажа ФИО3 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, составляющий 16 лет 10 месяцев 26 дней (справка ОПФР по Амурской области от 23.11.2022) и время нахождения на пенсии по старости с 2006 года (удостоверение № 1416699). Между тем, поскольку на день назначения пенсии и в настоящее время постоянным местом жительством ФИО3 является г. Благовещенск, который не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, то время нахождения на пенсии по старости не могло быть принято во внимание для расчета норматива предоставления жилищной субсидии. Письмом от 09.11.2023 № 08-8953 министерство уведомило ФИО3 о неверно рассчитанном размере жилищной субсидии, в том числе указало на правильный размер, который составляет 2960718 руб., и был рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи - 1 человек; норматив общей площади жилого помещения - 33 кв.м.; норматив стоимости 1 кв.м, общей площади жилого помещения по РФ - 93 457 руб.; повышающий коэффициент к нормативу - 1,20; норматив предоставления социальной выплаты - 80 %. Для расчета суммы сертификата министерство руководствовалось положениями Приказа Минстроя России от 19.06.2023 № 422/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2023 года», которым определен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 93457 рублей. Действующие нормы законодательства не предусматривают использование показателей средней рыночной стоимости 1 кв.м., жилого помещения по субъектам РФ при расчете размера государственного жилищного сертификата, как это предполагает истец. Просят в иске отказать.

В судебное заседание не явились истец ФИО3, представители третьих лиц Администрации г. Благовещенска, МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», ПАО «Сбербанк России» в лице Благовещенского отделения № 8636 ПАО Сбербанк, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало. Истец обеспечила явку своего представителя, представитель МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В отзыве на иск, представитель МКУ «БГАЖЦ» указал, что распорядителем бюджетных средств в рамках реализации государственной программы на территории Амурской области является министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, которое формирует сводные списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году на основании списков, представленных органами местного самоуправления; распределяет выделенные средства по категориям северян в соответствии со сводными списками; выписки из списка) граждан - получателей сертификатов доводит до органов местного самоуправления. ФИО3 получила государственный жилищный сертификат серии ПС № 360390 от 26.10.2023 для приобретения жилого помещения в размере 3515852 рублей, выданного министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон № 125).

Статьей 1 Закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.

В частности, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно положениям статьи 2 Закона № 125 если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам.

В соответствии со статьей 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

При этом, как установлено статьей 3 Закона № 125 постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Установлено, что ФИО3*** г.р. является участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «пенсионеры».

30.12.2022 Комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан ФИО3 было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата.

Не согласившись с данным отказом, ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об оспаривании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, признании права но получение государственного жилищного сертификата, понуждении выдать государственный жилищный сертификат.

Вступившим в законную силу 11.10.2023 решением Благовещенского городского суда Амурской области от 26.07.2023 по гражданскому делу производство № 2-4674/2023 по иску ФИО3 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, судом постановлено: признать незаконным решение Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 30 декабря 2022 года об отказе в выдаче ФИО3*** года рождения государственного жилищного сертификата. Признать за ФИО3*** года рождения право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры». Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать ФИО3*** года рождения государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры». Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в пользу ФИО3 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, во исполнение решения суда 26.10.2023 Министерством ЖКХ Амурской области на имя ФИО3 был оформлен и выдан государственный жилищный сертификат серии ПС № 360390 на сумму 3515852 рублей. Размер социальной выплаты был рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи - 1 человек; норматив общей площади жилого помещения - 33 кв.м.; норматив стоимости 1 кв.м., общей площади жилого помещения по РФ - 93457 руб.; повышающий коэффициент к нормативу - 1,20; норматив предоставления социальной выплаты - 95 %.

В связи с тем, что при расчете социальной выплаты министерством был ошибочно применен норматив предоставления жилищной субсидии - 95 %, письмом от 09.11.2023 № 08-8953 министерство в лице заместителя министра ФИО4 уведомило ФИО3 о неверно рассчитанном размере жилищной субсидии, в том числе указало на правильный размер, который составляет 2960718 рублей, и был рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи - 1 человек; норматив общей площади жилого помещения - 33 кв.м.; норматив стоимости 1 кв.м, общей площади жилого помещения по РФ - 93457 руб.; повышающий коэффициент к нормативу - 1,20; норматив предоставления социальной выплаты - 80 %.

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указывает на неверный расчет средств социальной выплаты, указывая, что ответчиком неправомерно при расчете выплаты принят норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 93457 рублей, вместо 132494 рублей (средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 года в рублях).

Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При расчете размера жилищной субсидии, предоставляемой для приобретения жилых помещений, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации применяются установленные Правительством Российской Федерации повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.

Вопросы оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов регламентированы Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном данными Правилами, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Пунктом 13 Правил установлено, что социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, определяемого в соответствии с пунктами 16 и 16(2) настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленного пунктом 14 настоящих Правил для отдельных субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 14 Правил при расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются следующие повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации: а) для Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Магаданской, Московской и Сахалинской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - 1,2.

Приказом Минстроя России от 19.06.2023 № 422/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2023 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2023 года» утвержден норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2023 года в размере 93457 рублей.

В соответствии с пунктом 15 Правил при расчете размера социальной выплаты учитывается следующий норматив предоставления жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений: для граждан - участников процессных мероприятий, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, - установленный статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Учитывая приведенные нормы материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что размер жилищных субсидий, предоставляется гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе, исходя из норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации, а не из показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м. по субъекту Российской Федерации (регионе вселения), как ошибочно полагает истец.

При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным решения, выраженного в письме от 09.11.2023 № 08-8953 заместителя министра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО4 в адрес ФИО3 в следующих формулировках: «дополнительно сообщаем, ответственный исполнитель государственной программы перечислит средства социальной выплаты в размере 2960718 рублей при указании в сертификате серии ПС № 360390 социальной выплаты в размере 3515852 рублей», являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Учитывая, что требования истца о признании незаконным решения, выраженного в письме от 09.11.2023 № 08-8953 не подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения производных требований истца о понуждении перечислить 1236691 рубль 92 копейки на счет истца, не имеется.

Заявленный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 09.11.2023 № 08-8953 заместителя министра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ФИО4 в адрес ФИО3*** года рождения в следующих формулировках «Дополнительно сообщаем, ответственный исполнитель государственной программы перечислит средства социальной выплаты в размере 2960718 рублей при указании в сертификате серии ПС № 360390 социальной выплаты в размере 3515852 рублей», понуждении перечислить 1236691 рубль 92 копейки на счет № ***, открытый в ПАО Сбербанк на имя ФИО3*** года рождения не позднее 7 дней с момента вступления в законную силу решения суда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 25 декабря 2023 года.

Судья Н.Н. Матюханова